VI. Заболевания органов пищеварения у детей. Гастриты. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Заболевания органов пищеварения у детей. Гастриты. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.



Мотивация – заболевания органов пищеварения являются широко распространенными в детском возрасте. В их структуре преобладают хронические воспалительные заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта, длительное рецидивирующее течение которых приводит к значительному снижению качества жизни детей. Врачу-стоматологу следует знать, что между патологией органов ротовой полости и пищеварения существует тесная связь. С одной стороны заболевания органов пищеварения неблагоприятно сказываются на состоянии зубов, языка, слизистой оболочки, слюнных желез. С другой стороны заболевания полости рта (в силу нарушений пережевывания пищи и ее инфицирования) способствуют формированию заболеваний желудка, кишечника. В период обострения ряда заболеваний органов пищеварения, проведение манипуляций (особенно хирургических) в полости рта не показано. Знание этих вопросов помогут стоматологу сделать правильный выбор лечения. Важной задачей также является профилактика заболеваний полости рта, формирование правильного прикуса у детей, что будет являться профилактикой патологических изменений в системе пищеварения.

 

Цель занятия - научить студентов в ходе самостоятельной работы с детьми и при решении клинических ситуационных задач выявлять и интерпретировать клинико-анамнестические и лабораторно-инструментальные критерии диагностики заболеваний желудка, кишечника; учитывать влияние заболеваний органов пищеварения на состояние полости рта и в соответствии с этим - назначать лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия.

 

В процессе занятия студент должен знать:

1. Этиологические и предрасполагающие к развитию заболеваний факторы.

2. Основные клинические проявления хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни.

3. Лабораторно-инструментальные критерии изучаемых заболеваний (данные эндоскопии, УЗИ, биохимического исследования крови, копрограммы).

4. Критерии дифференциальной диагностики.

5. Принципы лечения: диетотерапия, группы антибактериальных, антикислотных применяемых у детей.

6. Принципы первичной и вторичной профилактики.

 

должен уметь:

1. Оценить жалобы и анамнез болезни у курированного ребенка.

2. Провести физикальное обследование и оценить полученные данные.

3. Обосновать план инструментального и лабораторного обследования у больного с симптомами поражения органов пищеварения.

4. Оценить данные лабораторного и инструментального обследования.

5. Провести дифференциальный диагноз заболеваний и поставить клинический диагноз

6. Составить план лечебных и профилактических мероприятий.

 

Практические навыки, подлежащие усвоению:

1. Собрать и оценить анамнез жизни и болезни детей с патологией органов пищеварения.

2. Проводить физикальное обследование больного и выявлять симптомы, указывающие на поражение различных отделов пищеварительного тракта.

3. Составить план инструментального и лабораторного обследования ребенка.

4. Диагностировать заболевания по выявленным клинико-анамнестическим и лабораторно-инструментальным данным.

5. Составить план лечения и профилактики (режим, диета, медикаментозные средства) курированного больного.

 

Исходные знания по теме:

Перед изучением темы следует восстановить знания по основным вопросам физиологии и патологии органов пищеварения, полученные при изучении нормальной и патологической физиологии, анатомии, гистологии, биохимии, фармакологии, пропедевтике внутренних болезней, обращая особое внимание на патофизиологические механизмы нарушений, методы исследования и нормативы показателей.

 

Методические указания по самоподготовке:

В процессе подготовки к практическому занятию следует обратить внимание на:

1. Структуру заболеваний органов пищеварения у детей.

2. Причины развития хронических заболеваний гастродуоденальной зоны у детей и их связь с заболеваниями органов ротовой полости.

3. Механизмы развития заболеваний гастродуоденальной зоны.

4. Основные критерии диагностики хронического гастрита/гастродуоденита, язвенной болезни.

5. Дифференциальный диагноз хронического гастрита/гастродуоденита, язвенной болезни.

6. Принципы терапии заболеваний гастродуоденальной зоны.

7. Прогноз хронического гастрита/гастродуоденита, язвенной болезни.

 

 

Основные положения темы с блоками информации

Терминология

 

Активный хронический гастрит – морфологическое понятие, обозначающее инфильтрацию слизистой оболочки нейтрофилами на фоне лимфо-плазмоцитарной инфильтрации.

Дискинезия желчевыводящих путей – функциональные расстройства, характеризующиеся несогласованным, несвоевременным, недостаточным или чрезмерным сокращением желчного пузыря, желчных протоков и (или) сфинктеров внепечёночных желчных путей.

Дискриния – нарушение секреторной функции слизистой оболочки желчного пузыря, сопровождающееся изменением биохимического состава желчи.

Изжога – болезненное ощущение жжения за грудиной, обусловленная гастроэзофагеальными рефлюксами при понижении тонуса нижнего пищеводного сфинктера.

 

Неактивный хронический гастрит – морфологическое понятие, характеризующее инфильтрацию слизистой оболочки желудка лимфоцитами и плазмоцитами.

 

Отрыжка – непроизвольное выделение через рот воздуха или пищи, вызывается сокращением мускулатуры желудка при открытом кардиальном отверстии.

Симптом Боаса – болезненность при надавливании пальцем справа от 8-10 грудных позвонков.

Симптом Георгиевского-Мюсси (френикус-симптом) – резкая болезненность при пальпации между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Симптом Захарьина – болезненность в точке пересечения правой прямой мышцы живота с реберной дугой.

Симптом Кера – возникновение или усиление болей во время вдоха при пальпации в точке желчного пузыря.

Симптом Лепене – болезненность при поколачивании по мягким тканям правого подреберья.

Симптом Мерфи – усиление болей в области правого подреберья при надавливании на переднюю брюшную стенку в проекции желчного пузыря во время глубокого вдоха при втянутом животе; больной прерывает вдох из-за усиления болей.

Симптом Ортнера – болезненность при поколачивании по краю реберной дуги.

Синдром диспепсии – комплекс расстройств, включающий боль или ощущение дискомфорта в эпигастрии, чувство переполнения в подложечной области после еды, раннее насыщение, тошноту, рвоту, отрыжку, изжогу.

Сфинктер Одди – участок общего желчного протока, проходящий в толще стенки двенадцатиперстной кишки, окруженный продольными и мышечными волокнами

Функциональная диспепсия – симптомокомплекс, включающий ощущение боли или дискомфорта в подложечной области (тяжесть и чувство переполнения после еды, раннее насыщение), вздутие живота, тошноту, рвоту, отрыжку и другие симптомы, продолжительностью не менее 12 недель (не обязательно подряд), при которых, несмотря на тщательное обследование, не удается выявить у больного какое-либо органическое заболевание (язвенную болезнь, хронический холецистит, панкреатит и др.).

Хронический гастрит/гастродуоденит – группа хронических заболеваний, которые морфологически характеризуются воспалительными и дистрофическими процессами в слизистой оболочке желудка и/или двенадцатиперстной кишки и формированием секреторных и моторно-эвакуаторных нарушений.

Эрозии слизистой оболочки – поверхностные дефекты слизистой оболочки желудка или двенадцатиперстной кишки, не проникающие за мышечную пластинку.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – хроническое рецидивирующее заболевание, протекающее с чередованием периодов обострения и ремиссии, основным морфологическим признаком которого является образование язвы в желудке и/или двенадцатиперстной кишке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.01 с.)