Предупреждение преступлений, направленных на загрязнение окружающей природной среды на территории


ХМАО-Югры

Экологическая обстановка не только в ХМАО-Югре, но и в стране в целом, в последние годы является довольно сложной. На фоне ухудшения экологических условий жизни населения в стране резко падает число выявляемых экологических преступлений. Криминогенная ситуация в экологической сфере меняется крайне медленно, а по отдельным видам экологических преступлений происходит ее ухудшение[15]. Это говорит в первую очередь о росте латентной составляющей экологической преступности и о кризисе законодательного регулирования данной отрасли. Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более подробного изучения причин и условий сложившейся ситуации, а также мер по противодействию экологической преступности.

Предупреждение экологических преступлений включает постоянное совершенствование законодательной и нормативной базы и должно быть своевременным и достаточно жестким, а не подразумевать лишь создание системы штрафов, которыми отделываются, например, предприятия, годами загрязняющие окружающую среду. Для более действенной профилактики экологических преступлений возможно создание новой организационно-методологической формы предупреждения экологической преступности (например, экологической криминологии, которая специализируется на исследовании общественных отношений в области экологии; специализированных экологических судов).

Предупреждение преступлений предполагает:

- осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер;

- проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль;

- ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений;

- своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка.

Исходя из приведенного выше определения понятия предупреждения преступности в целом, под предупреждением экологической преступности следует понимать комплекс мер экономического, социального, правового, культурно-воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными и общественными органами, организациями, учреждениями и направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращение экологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений.

Так, 10 апреля 2007 года Правительством Ханты-мансийского автономного округа-Югры, была принята концепция экологической безопасности Югры на период до 2020 года.

Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений людей благоприятной окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сохранение и развитие природных комплексов и объектов на территории автономного округа.



Концепция основывается на: Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области природопользования, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Настоящая Концепция определяет стратегическую цель, основные цели, задачи, направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на долгосрочный период и является основой:

- долгосрочного планирования, разработки и реализации целевых программ и планов действий в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития Автономного округа;

- создания единой системы целей и задач в области обеспечения экологической безопасности, организации эффективного взаимодействия в деятельности территориальных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, природопользователей и населения автономного округа;

- практической деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления и природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории автономного округа, научных и учебных учреждений, а также общественных организаций по обеспечению экологической безопасности.

Стратегическая цель обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяется с учетом задач стратегического развития Российской Федерации и долгосрочных планов социально-экономического развития автономного округа.

Стратегической целью обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является рациональное и безопасное использование имеющегося природно-ресурсного потенциала в интересах Российской Федерации и населения автономного округа, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения.

Одним из основных средств достижения этой стратегической цели является построение системы управления охраной окружающей среды, которая будет адекватна интенсивному природопользованию и обеспечит защиту жизненно важных интересов государства, общества и личности от экологической опасности, организация эффективного государственного экологического контроля и производственного экологического контроля, создание эффективной системы территориального экологического мониторинга, сбора и анализа данных о состоянии окружающей среды.

Для достижения цели и решения задач Концепции с учетом основных принципов ее реализации определены основные направления и приоритетные меры по реализации Концепции, а именно:

- разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и водные отношения в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством и с учетом требований обеспечения экологической безопасности, а также осуществление контроля за их исполнением;

- обеспечение реализации законодательных актов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем принятия нормативных правовых актов, необходимых для их применения;

- постоянное совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с целью корректировки и исключения устаревших норм;

- создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа;

- развитие системы нормативов и правил в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже установленных на федеральном уровне и обеспечивающих снижение опасной нагрузки на природные среды;

- нормативное правовое закрепление современных научно обоснованных методик расчета ущерба и компенсации вреда в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности, а также практики возмещения вреда в натуральной форме путем финансирования и осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных объектов природной среды;

- эффективное использование судебных механизмов для защиты законных интересов населения, природопользователей и государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- применение правовых механизмов пресечения правонарушений и экологических преступлений, содействие укреплению системы прокурорского надзора и реагирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- совершенствование нормативной правовой базы общественного экологического контроля и создание условий, позволяющих населению автономного округа участвовать в принятии и реализации решений в области обеспечения экологической безопасности;

- взаимодействие с органами прокуратуры, МВД и ФСБ выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, т.е. посягательств на общественную безопасность, на окружающую среду, и порядок использования природных ресурсов, осуществление мероприятий по повышению эффективности борьбы с экологическими преступлениями, в том числе с незаконной торговлей окружающей средой, сокрытием информации о фактах и явлениях, создающих угрозу экологической безопасности населения, экологическим терроризмом и т.п.;

- анализ сведений о преступности и правонарушаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, возможных путях повышения эффективности взаимодействия природоохранных и правоохранительных органов, об обращениях в прокуратуру и иные органы, судебной практики рассмотрения исков о возмещении экологического вреда и т.п. с целью выработки решений о целесообразности специальных организационных и финансовых мер (создание экологической милиции, расширение штатов природоохранных инспекций и пр.).

Основой системы предупреждения экологического загрязнения являются поставленные перед ней цели, в соответствии с которыми формулируются конкретные задачи и определяется программа их реализации и этапы выполнения. В настоящий период времени социальное управление в нашей стране претерпевает серьезные деформации из-за влияния массы бюрократических преград, несовершенства правового регулирования данной сферы правоотношения, недостаточного взаимодействия различных служб и структур, в той или иной степени контролирующих и управляющих этим процессом.

В связи с этим в экологии сравнительно недавно началось применение не только статических, но и динамических характеристик (динамических критериев) оценки состояния экосистем и оценки причиненного ей ущерба, а между тем данная экспертиза требует широкого и эффективного применения в уголовном судопроизводстве по делам экологического характера. Несомненно, что при оценке и констатации вреда, причиненного преступным загрязнением любого (или всех) из компонентов окружающей среды, необходимо также использовать динамический прогноз. Это предоставит суду возможность максимально всесторонне и объективно оценить характер и степень причиненного природе ущерба, а соответственно, и вынести законный и справедливый приговор.

Нет сомнений, что на сегодняшний день, когда применяется лишь статическая экспертиза (оценивающая экологический ущерб на момент ее производства), огромная доля реально наступающих позднее последствий загрязнения фактически остается без вменения в вину лицу, совершившему данное преступление. Данное мнение поддерживается и иными авторами, например: Чугаевым В.А., который пишет: «Законодателем не учитывается тот факт, что в результате систематического, продолжительного по времени загрязнения природы водные биологические ресурсы погибают по степенно, нарушается их репродуктивная функция, вследствие чего они не воспроизводят свою популяцию». То же самое относится и ко всем остальным природным ресурсам в целом.

Таким образом, наказания, назначаемые судом за данные общественно опасные преступления, оказываются неадекватными содеянному, что заслуживает справедливую критику со стороны общества, недовольство недооценкой правоохранительных органов истинных масштабов посягательств на экологическую безопасность населения страны и окружающей природной среды в целом.

Борьба с загрязнением природной среды относится к числу приоритетных направлений деятельности государства в области обеспечения экологической безопасности, в первую очередь, за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов.

Между тем говорить о серьезных успехах, достигнутых в этой области, пока не приходится. Если выделить главные пути и формы в системе мер предупреждения преступного загрязнения окружающей среды, то назовем следующие.

Во-первых, необходима разработка и поэтапная реализация в национальном законодательстве стран международного сообщества единой экологической политики (например, в форме Основ экологической политики, которые бы включали составы преступных загрязнений и мер уголовной ответственности за их несоблюдение); дальнейшая разработка международно-правовой базы в данной сфере правоотношений.

Во-вторых, необходимо, чтобы уголовная ответственность играла основополагающую роль в обеспечении выполнения требований российского природоохранного законодательства. Соответственно, необходимо установление уголовной ответственности юридического лица, ведущего хозяйственную деятельность, в ситуациях совершения им преступлений, предусмотренных ст. ст. 246- 262 УК РФ.

В-третьих, невозможно действовать только процессуальными, техническими и материальными мерами, не проводя последовательную политику в области повышения экологического правосознания и экологической культуры населения. Так, 16 – летний субъект, который сегодня бросает мусор в любом месте, завтра, (через 10- 15лет) заняв должность директора предприятия, столь же легкомысленно и безответственно распорядится о сбросе вредных отходов в водоем с питьевой водой. На современном этапе роль и значение пропаганда идей экологической безопасности находится на очень низком уровне, - в том числе, и в сфере использования для этого средства массовой информации.

Четвертое, что имеет важное значение, - повышение эффективности системы мер административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение экологических правонарушений. Оставшиеся вне правовой оценки первичные антисоциальные действия, традиционно влекут за собой цепочку следующих, часто уже более общественно опасных деяний, образующих уже преступные посягательства на природу.

Отсюда вытекает, что конечной целью создания благополучной экологической обстановки, является создание социально-правовой экологизированной системы, эквивалентной жизнестойкости и самовоспроизводству экологическим системам в окружающей среде, с тем эмпирическим различием, что определяющую роль при их формировании будут играть экологические, социально-правовые законы, основным механизмом которых будут обеспечение благоприятной окружающей среды и повышение ее качества для каждого гражданина России. Достижение данной цели возможно лишь в обществе, где царит конституционное экологизированное право, где высшими элементами самосознания признаются гражданственность, подлинный патриотизм, где чиновники, взошедшие к горнилу власти, являются убежденными государственниками и всю свою деятельность строят исходя из приоритетов экологии.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь