Ст-ка тр-та как наука: сущность,предмет,метод исследования.статистические органы транспорта и их функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст-ка тр-та как наука: сущность,предмет,метод исследования.статистические органы транспорта и их функции.



Ст-ка тр-та как наука: сущность,предмет,метод исследования.статистические органы транспорта и их функции.

Термин ст-ка (лат. «status-положение, состояние вещей»).Ст-ка- числовые д-ные о явлениях обществ. жизни, особ.наука,имеющ.св.предмет и м-д исслед-я(объем произведенной продукции в стране за период времени).предмет изуч-я ст-ки-различного рода ст-стич. совокуп-ти,к-ые охват-ют значительн.кол-во ед-ц,обладающих опред.признаками.Для хар-ки различных явлений обществ.жизни исп-з-ся м-д диалектики, состоящий из 4-х этапов:1.массовое наблюдение-сбор сведений о совок-ти.2.сводка и группировка.3.обработка ст-стич. д-х-расчет средних, индексов.4.анализ данных для получения выводов.Органы управления ст-кой состоят из 3-х ур-ней: 1 уровень (во главе Минск) Центральный аппарат нац.статистическ.комитета РБ и его подразделений.ему подчиняются: Главн.упр-е планирования и организации госуд статистич наблюдений,Главн.упр-е сводн.информации и м/нар.сотрудничества,гл.упр-е нац.счетов.2 УРОВЕНЬ: Территориальные органы госуд. Статистики..(гл. статистич. упр-е … области. Всего 6 областей)3 УРОВЕНЬ- госуд.организации, подчиненные белстату. В структуре БелЖД для проведения стат. Исследований создана служба статистики..ее основые функиции: 1.организация и рук-во стат.методом2.разработка и совершенствование методологии.3сбор,обработка и своевременное предоставление отчетности4.организация проведения переписи.5.расчет и анализ расходов6.разработка проектов7.разработка перечня форм стат.отчетности.8.контроль за правильностью исполнения норматив.актов9.участие в работе совета по железнодор.транспотру10.контроль за деятельностью отделов статистики.


5. Методология статистических исследований, ее основные элементы.
Методология статистических исследований базируется на положениях диалектики. В связи с эти важнейшими составными элементами методологии являются:

- массовое наблюдение

- группировка

- обобщающая сводная характеристика

Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования, планомерный, научно – организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Проводится по плану, включающему программные и организационные вопросы. Программные вопросы включают определение: цели наблюдения, объект и единицы наблюдения, разработку программы наблюдения.

Цель наблюдения – это основной результат статистического исследования.

Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собранны данные (например предприятия).

Полученная в результате набл-я информ-я об отдельных ед-ц совокупности, хар-ет их с различных сторон. Чтобы получить обощ-ю хар-ку в целом необх-мо сист-ть получ-ю инф-ю для этого ипольз-ся сводка, в результате которой получают упорядоченную сис-у статис-х показателей, дающих возмож-ть в целом оценить комерч-ю деят-ть предприятий, выявить закономерность их развития.

Различают централизованный и децентрализованный способы разработки статистической сводки. При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом уровне соответствующей обработке.

Задачи 1.систем-ия и группировка цифровых данных, харак-ка образов-ся групп системой показателей 2.подсчет соответ-их итогов 3. представление результатов сводки в виде табл. и графиков.

Группировка – это процесс образования однородных групп, на основе разделения (или объединения) статистической совокупности на части по существенным для них признакам.

Организация и функции статистики государственной статистики.

Статистическая работа состоит в том, чтобы собрать числовые данные о массовых явлениях, обработать их, представить в форме, удобной для анализа, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.

На любом уровне и в любой сфере эффективность использования статистики во многом определяется качеством исходных данных.

Статистические данные могут быть прежде всего получены из различных публикаций.

Предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики и продукция их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении данных в удобном пользователю виде.

Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями.

Статистические публикации - это один из возможных источников статистической информации. Используя его, следует критически относиться к статистическим данным, прикидывая, насколько та или иная цифра реальна. Полезно иметь данные из разных источников.

Если нет соответствующих данных в статистических сборниках, то можно получить их самим, т. е. провести статистическое наблюдение.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ ТРАНСПОРТА И ИХ ФУНКЦИИ

В настоящее время органы управления статистики состоит из трех уровней:

1 центральный аппарат национального статистического комитета РБ и его структурного подразделения:

I структурное подразделения - главное управления планирования и организации государственных статистических наблюдений.

II главное управление сводной информации и международного сотрудничества.

III главное управление национальных счетов.

2 территориальные органы государственной статистики: главное статистическое управление (6 штук)

3 государственные организации подчиненные Белстату: РУП информационно-вычислительный центр национального статистического комитета РБ; РУП вычислительный центр главное статистическое управление по 6 областям.

В структуре БелЖД для проведения статистических исследований создана службы статистики.

Основными функциями и направлениями деятельности службы статистики является:

1 организация и руководство статистическим учетом и отчетностью на ЖД;

2 разработка, внедрение и совершенствование методологии формирования статистических данных по ЖД с учетом международных статистических стандартов;

3 сбор, обработка и своевременное представление статистической отчетности органам государственной статистики и руководству ЖД;

4 организация проведения переписи единовременных учетов и выборочных статистических обследований;

5 расчет и анализ расходов, вызванных задержками поездов в процессе следования по ЖД;

6 разработка и согласование проектов, нормативных актов ЖД по вопросам статистики в органах государственной статистики;

7 разработка перечня форм статистической отчетности действующих на ЖД;

8 контроль за правильностью использования нормативных актов в части статистических исследований

9 участие в работе совета по ЖД транспорту государств, участников содружества и др.союзов по вопросам статистики, и разработка общих норм статистических исследований;

10 контроль за деятельностью отдела стоимости отделения ЖД в части ведения статистической отчетности и применения установленной методологии.

Средняя квадратическая

Используется в том случае, когда необходимо возводить варианты в квадрат

- простая, - взвешенная

Средняя геометрическая

Средняя хронологическая

n – количество единиц наблюдений

А Взвешенная применяется в тех случаях, когда интервалы между явлениями неравны

Для обобщенной количественной характеристики общественных явлений используют описательные или структурные средние – мода и медиана.

Мода – наиболее часто встречающееся значение признаков совокупности.

Медиана - численное значение признака, расположенное в середине ранжированного ряда,. Которое делит этот ряд на 2 равные по численности части.

Для определения медианы вначале находят её место в ряду по формуле

, где n – число членов ряда.

Если число единиц четное, то место медианы в ряду определяется по формуле

СТАТИСТИКА НАЛИЧИЯ ВАГОНОВ

Текущая статист. информ. о наличии вагонов базир.-ся на первич. учете – сплошном по охвату и непрерывном по хар-ру регистрации фатов.

Первич-й учет вагонов ведется в ИВЦ и ГВЦ

Ед-ей набл-я(учета) служит физический вагон, кт явл-ся т.ж ед-ей измер-я парка груз-х вагонов.

Моментом учета налич-го парка вагонов явл-ся отчет-й момент.

Основ. первоисточ-ом учета наличия вагонов явл-ся:

· натурный лист поезда

· настольный журнал дежур-го по станции

· уведом-е на ремонт вагонов

· уведом-е о прием-е вагонов из ремонта

Различия орган-ции гр-х и пасс-х перевозок обусл-ют различие в испол-ии гр-х и пасс. вагонов.

Инвентарный учет вагонов груз-го парка осущ-ся централиз-но ГВЦ БЖД. Вагоны гр-го парка свободно обращ-ся по всей сети ж/д. Искл-е сост-ют лишь гр-ые вагоны приписан к определ. станц-ям и подлежащие срочному возврату на них после выгрузки, а т.ж. спецвагоны обращающ-ся по опред-м маршр-ам следования.

Основ категор. наличия гр-х вагонов явл. наличный парк, кт сос-ит из вагонов 2х групп:

1. Парк в распоряжении дороги

1.1 Рабочий парк

1.2 Нерабочий парк, т.е. неисправные и исправные вагоны, но не исполь-ые для перевоз. грузов (резерв для спец-х и тех-х нужд и для остальных надобностей)

 

2. Парк вагонов в нераспор-ии дороги

· учитыв. вагоны сдан-е в аренду

· собствен-е вагоны юрид. и физ.лиц

· вагоны заграницей

· в запасе внераспоряж дороги

Величина налич парка вогоновопред-ся по данным тек-го учета (балансов метод) и ежедн-й переписи вагонов (непосред-ый подсчет).

Балансовым методом опред-ся налич-ый парк вагонов в режиме реальн. времени на основ-ии данных тек-го учета по след-ей модели:

Наличие вагонов на конец периода=наличие на нач.+данные о поступ. вагонов на дорогу–данные о выбытии вагонов с дороги

За декаду и за месяц, парк гр-х вагонов хар-ся ср.сут-м налич. вагонов, кт опред как

где:

t – число календарных дней в отчетном периоде

n – кол-во вагонов

Данные тек-го учета коррек-ся ежегодн переписью вагонов.

Перепись проводится одновр-но по всей дороге, в один из серединных дней недели в мае, по сост-ю на 8:00 по Мос-му времени.

Списки переписи содержат след признаки:

· № вагона

· отметка об использовании (раб-ий парк: груж-й, порож-й/нераб-й парк)

· год постройки

· год последнего капремонта

Подведение итогов переписи начин-ся со ст-ций, затем по НОДам (∑ данных по ст-ям), по дороге как ∑ данных по НОДам.

На каждом этапе переписи рез-ты оформ-ся соотв-м актом.

Рез-ты переписи сверяют с данными текущ. учета.

Поэтому принято след правило: если вагон гр-го парка не показан по 3м посдедов-м переписям, то он исключ-ся из инвентар-го парка, и включ-ся, если он там не значился.

Аналог-м образом произ-ся перепись контейнеров.

Наличный и инвентарный парки пасс. вагонов значительно м/д собой не различаются, т.к. приписаны к конкрет-му вагонному депо и курсируют преимущ-но в пределах ж/д, либо нах-ся в составе дальнего следования ж/д приписки.

После рейса вагоны возвр-ся на дорогу приписки.

 

Осн-й категорией наличия пасс-х вагонов явл. инвент-ый парк, кт делится на 2 категории:

1я – В распоряж-и дороги

1.1 Рабочий парк (в пригород, пасс-х поездах, в местных, в неграфиковых, в ожидании постановки в поезда).

1.2 Нерабочий парк (неисправн., под жилье и служеб. помещ-ми, складами, в запасе)

2я – Внераспор-я дороги

2.1 спец. формирования

2.2 в аренде

Инвентар-е наличие определ-ся по сос-нию на 1.01, 1.04, 1.06, 1.08 балансовым способом.

Осн-ми факт-ми изменения инвент-го парка служат:

· поступление новых вагонов с завода

· исключение непригодных для эксплуатации

· зачисление вагонов прин-х от др. дорог и исключ-е при передаче на др. дороги

 

V работы подвижного состава опред-ся V перевозок гр. и пассаж.Объект наблюд. ПС–эксплуатир-ая часть начилчного парка ТПС и вагонов.Ед. наблюд.:локомотив, вагон, секция, электро- и дизель-поезд.Ед. измерения: лок-км, ваг-км, лок-ч, ваг-ч, секция-ч, тонно-км брутто и нетто.

V эксплуат. работы харак-ся показ-ми: грузооб. нетто и брутто.Эксплуат. грузооборот – это показ-ль, хар-ий V перевозочной работы с учетом факт-го расстояния перемещении груза.Тарифный грузооб. с учетом наикратчайшего тариф. расстояния.Эксплуат. и тариф. грузооб-ты не совпадают, что обуслов. 3 причинами: 1)несовпадение моментов учета при исчислении показ-ей: тариф. грузооб. опред-ся по конечному моменту процесса перевозки и отн-ся к месяцу ее заверш-ия; эксплуат. грузооб.

По моменту соверш-ия перевозки и отн-ся к периоду, когда она была выполнена; 2)разл. методикой опред-ия показ-ей; 3) разл. мерой округ-ия протяж-ти ж/д линий: тариф. расс-ие отр-ся в км, а эксплуат. с точностью до 0,1. Эксплуат. грузооб. опр-ся по типам тяги, а внутри каждого типа по роду движения.

V мех-ой работы лок-ов наибол. полно хар-ет грузооб. бр., кот. учит-ет массу поезда бр. без массы лок-ва. Он прим-ся при нормир-ии удельн. расхода топливно-энер-их рес-ов на тягу поездов; для хар-ки выпол-го V работ в лок-ом депо; для работ в лок-ом депо и т.д.Осн. показ-м, хар-им работу лок-ов явл. общий пробег, измер-ый в лок-км. 1)Линейный пробег – это сумм-ое расс-ие, факт-ки пройденное поезд. лок-ом по перегонам.Он склад-ся из осн. пробега, т.е. пробега во главе поездов и вспом-го пробега. 2)Работа лок-ов на маневрах – это раб. спец. выдел-ых лок-ов на станц-ых и деповских путях, а так же раб. поезд. лок-ов на станц-ых путях. 3)Прочая работа вкл. затраты времени лок-ов на дезинфекцию и промывку ваг-ов, снабж. водой пасс. составов, и т.д., а так же выполн. разл. случ-ых раб., когда лок-в на них занят не более 24ч. подряд. 4)Простой в раб. сост.–время простоя поезд. лок-ов на промежут. станциях в составе поездов или одиноч. след-ии, а так же время в ожид. раб. под экипировкой и тех. осмотром.

Раб. ваг-ов, связ-ая с перемещение, выраж-ся их пробегом, кот. рассчит-ся отдел. по груз. и пасс. парку. Пробег ваг-ов пасс. парка опред-ся отдел. по пасс. ваг-ам, почтовым, багажн. и совпадает с показ-ем общ. пробега пасс. ваг-на. Пробег груз. парка подраз-ся на груж. и порожний, кот отдел. учит-ся по роду ваг-ов и в совокупности опред-ют общ. пробег груз. ваг-ов. Важнейш. показ-ли V эксплуат. работы:

погружено и выгружено – показ-ли V груз. раб., выраж-ые в ваг-ах и хар-ие массу грузов, перевозка кот. по ж/д начата и закончена;

принято груж. ваг-ов – показ-ли, хар-ие число груж-ых ваг-ов, поступивших в данное подразделение под выгрузку или для передачи в др. подразделение;

работа – показ-ль, хар-ий кол-во ваг-ов погруж. на ж/д и принятых от др. подразд-ий в груж. состоянии для дальнейш. перемещения или подачи под выгрузку, т.е. работа=погружено+принято груж ваг-ов;

вагонооборот станции – кол-во ваг-ов, перераб. станц. в отчет. период, т.е. прибывшие+выбывшие ваг-ы.

Число случаев простоя лок-ов на станц. приписки, оборота, смены лок-ых бригад – показ-ли, хар-ют тех-ие операции лок. 6) число груз. и тех-их операции, в том числе с переработ. и без переработки–показ-ли, хак-ие технолог-ие операции груз. ваг-ов.


Среднеспис. числ. раб.

3.коэф. текучести:

число выбывших по неуважительной причине, уволенных по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины

Среднеспис. числ. раб.

4.коэф. постоянства работников:

числ. раб., состоящих в спис. составе в теч. отчётного года

Отраб. чел/дн за мес.(г.)

среднеспис. Числ. работников за мес.(г.)

Оценка степени рац. использования рабочего времени характеризуется на основе баланса календарного фонда времени отчётного периода, составными частями кот. явл.:

1)календарный фонд времени в чел/дн

2)отработанное время в чел/дн

3)неотработанное время, в том числе

- целодневные простои

- очередные отпуска

- отпуска по беременности

- неявки, разрешённые законом

- неявки с разрешения администрации

- прогулы

- праздничные и выходные дни

Такое распределение времени неявок позволяет определить допущенные потери рабочего времени.

На основе данных баланса определяется табельный и максимально возможный фонды времени. Табельный фонд характеризует величину затрат времени, которая должна быть отражена в табеле учёта, его определяют путём исключения из календарного фонда времени, приходящееся на отпуска работников. Максимально возможный фонд времени характеризует величину, которая должна быть отработана. Он определяется путём уменьшения табельного фонда на фонд времени выходных и праздничных дней.

 

 


Статистика заработной платы

Заработная плата — это часть дохода работников, полученно­го работниками в денежной и натуральной форме в соответствии с количеством и качеством их труда.

Статистические сведения о заработной плате и ее динамике не­обходимы для характеристики размера оплаты труда работников, для изучения соотношения между темпами роста средней заработ­ной платы и производительности труда, для анализа себестоимо­сти продукции. Эта характеристика имеет особое значение для же­лезнодорожного транспорта, где расходы на наем рабочей силы (с учетом отчисления на социальное и медицинское страхование) составляют около 40 % расходов.

Одним из основных показателей статистики заработной платы является фонд заработной платы Е „ т.е. общая величина сумм, на­численных работникам за выполнение производственных функций в отчетном периоде, включая доплаты за отклонение условий тру­да от нормальных, премии, компенсации и выходные пособия, не­зависимо от источников и срока их выплаты.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в данном месяце.

В составе фонда заработной платы выделяют четыре группы выплат:

1. оплату за отработанное время,

2. оплату за неотработанное время,

3. единовременные поощрительные и другие выплаты, а так­же

4. оплату питания, жилья, топглива.

 

Различают несколько понятий фонда заработной платы: часо­вой и дневной (только для рабочих), месячный, квартальный, го­довой (для всех категорий работников). Наименьшее число статей, а именно оплату за отработанное время, содержит часовой фонд и наибольшее — годовой.

Для аналитических целей рассчитывается ряд показателей, харак-теризуюгщтх средний уровень оплаты труда за отчетный период:

 

1. среднечасовая з/пл. = Часовой фонд з/пл / отработанное время в чел-часах

 

2. среднедневная з/пл = Дневной фонд з/пл / отработанное время в чел-днях

 

3. среднемесячная з/пл. = месячный фонд з/пл / среднесписочная численность работников

 

Наибольшее применение имеет показатель «среднемесячная за­работная плата», уровень которого определяется для всех работ­ников в целом и по производственным группам, категориям, от­дельным профессиям за месяц, квартал и год. Наиболее полную характеристику уровня средней оплаты труда дает среднемесячная заработная плата, рассчитанная на основе годовых данных.

50 Статистика материально-технического снабжения: предмет, содержание, задачи.

Предметом стат-ки мат-но-технического снабжения на жд тран-те являются производственные запасы материалов, топлива, запасных частей, оборудования; их движе­ние в результате поставок, заготовок и расходования на производ­ство; оценка эффективности их использования.

Основными задачами статистики материально-технического снаб­жения на железнодорожном транспорте являются:

1. характеристика выполнения договорных обязательств поставок отдельных видов сырья, материалов, топлива и оборудования по количеству, ассор­тименту и срокам; контроль за своевременным и комплексным снаб­жением предприятий;

2. характеристика использования материальных ресурсов, выполнения норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии;

3. определение экономии (перерасхода) материальных и энергетических ресурсов; характерпистика использования новых эффективных материалов (пластмасс, полимеров, сплавов, железо­бетона и др.);

4. отражение остатков запасов материалов;

5. выявление степени обеспеченности предприятий производственными запасами; установление сверхнормативных и излишних запасов для их сокра­щения;

6. составление и анализ отчетных материальных балансов, в том числе топливно-энергетических.

К основным показателям, характеризующим количественную и качественную сторону материально-технического снабжения, от­носятся: объем поставок и заготовок; объем оптовой торговли; объем запасов материалов и топлива и их движение; общий и удель­ный расход материалов, топлива и электроэнергии. Показатели статистики материально-технического снабжения определяются в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

Ст-ка тр-та как наука: сущность,предмет,метод исследования.статистические органы транспорта и их функции.

Термин ст-ка (лат. «status-положение, состояние вещей»).Ст-ка- числовые д-ные о явлениях обществ. жизни, особ.наука,имеющ.св.предмет и м-д исслед-я(объем произведенной продукции в стране за период времени).предмет изуч-я ст-ки-различного рода ст-стич. совокуп-ти,к-ые охват-ют значительн.кол-во ед-ц,обладающих опред.признаками.Для хар-ки различных явлений обществ.жизни исп-з-ся м-д диалектики, состоящий из 4-х этапов:1.массовое наблюдение-сбор сведений о совок-ти.2.сводка и группировка.3.обработка ст-стич. д-х-расчет средних, индексов.4.анализ данных для получения выводов.Органы управления ст-кой состоят из 3-х ур-ней: 1 уровень (во главе Минск) Центральный аппарат нац.статистическ.комитета РБ и его подразделений.ему подчиняются: Главн.упр-е планирования и организации госуд статистич наблюдений,Главн.упр-е сводн.информации и м/нар.сотрудничества,гл.упр-е нац.счетов.2 УРОВЕНЬ: Территориальные органы госуд. Статистики..(гл. статистич. упр-е … области. Всего 6 областей)3 УРОВЕНЬ- госуд.организации, подчиненные белстату. В структуре БелЖД для проведения стат. Исследований создана служба статистики..ее основые функиции: 1.организация и рук-во стат.методом2.разработка и совершенствование методологии.3сбор,обработка и своевременное предоставление отчетности4.организация проведения переписи.5.расчет и анализ расходов6.разработка проектов7.разработка перечня форм стат.отчетности.8.контроль за правильностью исполнения норматив.актов9.участие в работе совета по железнодор.транспотру10.контроль за деятельностью отделов статистики.


5. Методология статистических исследований, ее основные элементы.
Методология статистических исследований базируется на положениях диалектики. В связи с эти важнейшими составными элементами методологии являются:

- массовое наблюдение

- группировка

- обобщающая сводная характеристика

Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования, планомерный, научно – организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Проводится по плану, включающему программные и организационные вопросы. Программные вопросы включают определение: цели наблюдения, объект и единицы наблюдения, разработку программы наблюдения.

Цель наблюдения – это основной результат статистического исследования.

Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собранны данные (например предприятия).

Полученная в результате набл-я информ-я об отдельных ед-ц совокупности, хар-ет их с различных сторон. Чтобы получить обощ-ю хар-ку в целом необх-мо сист-ть получ-ю инф-ю для этого ипольз-ся сводка, в результате которой получают упорядоченную сис-у статис-х показателей, дающих возмож-ть в целом оценить комерч-ю деят-ть предприятий, выявить закономерность их развития.

Различают централизованный и децентрализованный способы разработки статистической сводки. При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом уровне соответствующей обработке.

Задачи 1.систем-ия и группировка цифровых данных, харак-ка образов-ся групп системой показателей 2.подсчет соответ-их итогов 3. представление результатов сводки в виде табл. и графиков.

Группировка – это процесс образования однородных групп, на основе разделения (или объединения) статистической совокупности на части по существенным для них признакам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.081 с.)