С Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы,


сыновья, братья или родственники..."и "Не берите тех, кто обратил

вашу религию в шутку и игру..."(Сура 58 «Препирающаяся», аят 22),

разъяснены и ограничены Сунной. В основе своей под

расположением (муваля) подразумевается любовь, помощь и

дружба. Однако существуют различные степени этого, в том числе и

те, которые ниже уровнем, чем муваля. Для каждого греха есть своя

доля угрозы (ва 'ид) и порицания. Это хорошо известно в среде

твёрдых в знании сподвижников и их последователей» («Ад-дурар

ас-сунниййа», Т. 1, с. 474. «Ар-расаиль ва аль-масаиль

ан-надждиййа», т. 3, с. 10).

Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «...он из них

(неверующих) внешне, и в этом нет сомнений, поскольку он

поддерживает их и помогает им. Однако является ли он одним из

них внутренне, то есть в душе? Возможно... Эта помощь и поддержка

могут привести к возникновению любви, а потом и к принятию

религии тех, кому человек помогает. Таким образом, "кто из вас

выказывает расположение к ним, тот из них" внешне, в глазах

людей, и это может привести к тому, что вы станете одними из них и

внутренне и разделите их убеждения и будете делатьто, что делают

они, и вести себя так же, как и они».

Если же говорить о том, кто помогает неверующим ради мирских

благ, то он не является неверующим, хотя он и совершает великий

грех. Такой вывод можно сделать из истории Хатыба, оправдание

которого посланник Аллаха принял.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Посланник Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, принял оправдание

Хатыба, когда то признался, что послал письмо курайшитам для того,

чтобы задобрить их и добиться их расположения, поскольку в Мекке

у него было имущество и дети» («Тафсир аль-Куран аль-'Азим», т. 4,

с. 410).

Так подтверждается правило, которое мы упоминали уже не раз:

«Не каждый, кто впал в неверие, является неверующим». Если

действие человека можно истолковать иначе, его нельзя называть

неверующим: нужно рассматривать каждый случай в отдельности.

Имам аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, сказал, комментируя

хадис Хатыба: «В этом хадисе содержится как раз то, о чём мы

говорим тебе: отказ от вынесения решений на основе

предположений. В случае с Хатыбом всё могло обстоять так, как

сказал он сам, то есть он послал это письмо не потому, что

сомневался в исламе, а потому что не видел иного способа защитить

своих близких в Мекке. То есть это могла быть ошибка, проступок, а

не проявления отвращения к исламу. Однако существовала

вероятность того, что это всё-таки было неверие. Могло быть и так, и

так, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и

приветствует, при вынесении решения опирался на слова самого

Хатыба и постановил не казнить его и не стал поступать согласно

второму предположению, то есть предположению о неверии»

(«Аль-умм», т. 4, с. 294).

Стоит отметить, что не каждый поступок, который люди считают

проявлением запретного расположения к неверующим, является

таковым на самом деле.

Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Этот вопрос

один из самых тонких и важных, особенно для молодёжи, потому что

некоторые молодые люди считают, что любая связь с неверующими

считается демонстрацией расположения к ним, а это не так...»

(Аль-баб аль-мафтух. т. 3, с. 466).

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал:

«Бывает, что человек выказывает расположение к неверующим,

потомучто они — его родственники, или потому, что ему что-то

нужно от них. Это грех, уменьшающий веру человека, но сам человек

не становится от этого неверующим. Так было в случае с Хатыбом

ибн Абу Бальтаа, который послал язычникам Мекки письмо, в

котором сообщал им о некоторых планах Посланника Аллаха Ш, и

Всевышний Аллах ниспослал о нём: "О те, которые уверовали! Не

берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и по-

мощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в

истину, которая явилась вам". То же самое можно сказать о Са'де

ибн Убаде, который встал на защиту 'Абдуллаха ибн Убаййа ибн

Салюля, когда оклеветали 'Аишу9. Он сказал: "Клянусь Аллахом, ты

солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!" 'Аиша

сказала: "Прежде он всегда поступал так, как подобает поступать

праведному человеку, а ныне его побуждало желание поддержать

своё племя"» («аль-фатава», т. 7, с. 522).

Имам Ибн Баз сказал об этом: «Мусульманин обязан отрекаться

от тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей, и ненавидеть их ради

Аллаха, однако он не должен обижать их и причинять им вред и не

проявлять агрессии по отношению к ним без права. Вместе с этим,

они не должны становиться для него ближайшими друзьями. Если

же мусульманину случается, есть вместе с ними на общественном

мероприятии и при этом он не выказывает расположения к ним и не

демонстрирует симпатию к их религии, то в этом нет ничего

страшного».

Он также сказал: «Нет ничего запретного в том, чтобы спросить

неверующего, как поживают его дети и как у него дела. В этом нет

ничего противоречащего религии, равно как и в том, чтобы есть

вместе с неверующими, если так получается, и принимать их

приглашения, как поступал посланник Аллаха по отношению к

иудеям, если в этом была польза с точки зрения Шариата».

«Мусульманин не должен притеснять неверующего ни в

отношении его самого, ни в отношении его имущества, ни в

отношении его чести, если он зиммий10, мустамин11 или муахид12, он

􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃􀀃

9 В тот же день посланник Аллаха, , поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать

'Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля. Посланник Аллаха,, сказал: "Кто поможет мне наказать человека, который

нанёс мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее. Кроме

того, они говорят дурное о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом

только со мной!" Тогда со своего места поднялся Са'д ибн Му'аз и произнёс упомянутые слова.

10 Немусульманин из числа тех, кто живёт на территории мусульман и пользуется их покровительством и

защитой.

11 Немусульманин, попросивший мусульман гарантировать ему безопасность и находящийся на их территории

с их разрешения.

должен соблюдать их права и не притеснять такого человека в

отношении его имущества, то есть он не имеет права воровать у него

и присваивать его имущество путём вероломства, обмана и

мошенничества, и он не должен притеснять его в отношении его

тела, то есть он не имеет права бить или убивать его... Нет ничего

запретного в том, чтобы вступать с ними в деловые отношения, то

есть продавать им, покупать у них, сдавать или брать в аренду и так

далее. Не следует приветствовать их первыми, но нет ничего

страшного в том, чтобы ответить на их приветствие. Мусульмане

также должны придерживаться обычаев добрососедства в

отношениях с соседями-немусульманами, делая им добро и не

обижая их, подавая им милостыню, если они бедны, даря им

подарки и полезные советы, потому что это может способствовать

появлению у соседа желания принять ислам и стать причиной его

прихода в ислам, а также потому, что соседи имеют определённые

права. Если сосед немусульманин, то он в любом случае обладает

правами соседа, а если он не только сосед, но и родственник, у него

есть два права — право соседа и право родственника. А бедный

сосед имеет право на то, чтобы сосед-мусульманин подавал ему

милостыню (но не закят).

Если же говорить об их праздниках и торжествах, то мусульманин

не должен принимать в них участия и праздновать их, однако он

может выразить соболезнования немусульманину, у которого кто-то

умер и сказать ему: "Да утешит Аллах тебя в твоём горе" или другие

благие слова, но он не должен говорить: "Да простит его Аллах" или

"Да помилует его Аллах", если умерший был неверующим, и он не

должен обращаться к Аллаху с мольбами за него. Вместо этого ему

следует обращаться к Аллаху с мольбами за живых, прося Аллаха

наставить их на истинный путь, даровать им благую замену и так

далее».

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал, комментируя

Слова Всевышнего: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и

Справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь