Различение звуков л и р (ль и рь)

• Предложите ребенку произнести протяжно то звук [л], то звук [р]: л-л-л...—р-р-р...—л-л-л...

• Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Лара у Вали играет на рояле», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».

• Выучите с ребенком стихотворения:

Муха по небу летала,

Кувырком в трубу упала.

Ножки три недели

У нее болели.

Пересказал с чешского С. Маршак

— Что ты плачешь, крокодил?

— Я лентяя проглотил.

И теперь лежу, рыдая,

Превращаясь сам в лентяя.

Н. Осипова

Чтобы речь ребенка была плавной, надо избавить ее от лишних пауз. Для этого необходимо продолжать тренировку речевого дыхания.

• «Футбол». На конце стола из кубиков (карандашей) устанавливают ворота. Мячом служит небольшой комок ваты или клочок легкой бумаги. Малыш, равномерно выдувая воздух, проводит мяч в ворота (сначала в несколько этапов, а затем на одном выдохе). Для тренировки подойдут и самые обычные ребячьи забавы: надувание мыльных пузырей, больших шаров, резиновых игрушек, игры с дудочками, свистками и другими звучащими игрушками.

Заметим, что эти игры и упражнения лишь подготавливают ребенка к умению пользоваться речевым дыханием. А вырабатывается оно лишь при непосредственном произнесении звуков речи.

Предлагайте ребенку на одном выдохе произносить шутки-чистоговорки, небольшие скороговорки, отвечать на вопросы по картинкам. При произнесении больших фраз не следует допускать ненужных пауз между отдельными словами. При произнесении длинных фраз, состоящих из 6—7 и более слов, надо помочь малышу правильно, учитывая содержание текста, распределить паузы.

Для выработки умения правильно пользоваться силой голоса попросите ребенка произнести с различной громкостью освоенные ранее звуки: воспроизвести сначала «песню маленького комарика» (то есть тихо произнести звук [з]), а затем «песню большого комара» (звук [з] произносится громко), жужжание маленькой и большой мухи.

Умение произносить слова и фразы с различной громкостью отрабатывается в играх.

• «Эхо». Произнесите слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты и выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем поменяйтесь ролями.

Как мы уже отметили, четкость, внятность и правильность речи во многом зависят от того, в каком темпе ребенок произносит слова и фразы. Если он торопится, то речь его становится небрежной, смазанной, нечеткой, в некоторых случаях даже пропускаются звуки, «проглатываются» окончания. При замедленном темпе нарушается плавность речи, страдает интонационная выразительность, наблюдается вялость речи. Ребенок, говорящий замедленно, нередко удлиняет паузы между словами.

«Замедленная речь—брадилалия—относится к числу расстройств, где главным образом нарушается темп речи. Дети говорят медленно, вяло, растягивают слова на гласных. Речь звучит смазанно, монотонно.

Родители часто неправильно истолковывают причину замедленной речи (особенно если брадилалия не очень резко выражена), считают это шалостями, кривлянием, предъявляют неверные требования и тем самым ухудшают дело.



Что же является причиной брадилалии? Чаще всего этот дефект речи возникает у детей после заболеваний—менингитов, энцефалитов, травм головы, хронических заболеваний легких, желудочно-кишечного тракта, истощающих организм и его нервную систему. Астенические состояния замедляют процессы возбуждения и ведут к снижению двигательных реакций, к замедлению работы речевого аппарата.

Борьба с дефектом требует как медицинских, так и педагогических мер воздействия. Педагогические (логопедические) методы предусматривают специальную работу над речью. Приемы такой работы несложны; при консультации с логопедом родители быстро овладевают ими и небезуспешно занимаются с детьми в домашних условиях.

Занятия надо проводить ежедневно, продолжительность их—20—30 минут. Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики перед зеркалом: попеременное открывание и закрывание рта; губы в улыбку, в трубочку; цоканье языком.

Затем переходите к разучиванию коротких ритмичных стихотворений с постепенным убыстрением. Вы задаете темп чтения, а ребенок продолжает, подражая вам. Разучивание стихотворении чередуйте с чтением прозаических произведений» (В. Лыков).

В данном случае поможет совместное чтение: вы начинаете произносить в заданном темпе какое-нибудь стихотворение, загадку, считалку, потешку, а ребенок в том же темпе должен закончить их. Можно также предложить произносить в различном темпе одни и те же чистоговорки и скороговорки. Это дает возможность не только управлять темпом речи, но и улучшать произношение, быстрее переключать мышцы артикуляционного аппарата.

«Одновременно с исправлением речи необходимо работать и над развитием ловкости и координации движений ребенка. Проводите занятия на координацию слова с движением. Движения выполняются в соответствии с текстом. Рекомендуются также подвижные игры на свежем воздухе» (В. Лыков).

Нередко дети увлеченно и выразительно рассказывают о том, что их глубоко заинтересовало; а вот при пересказе, при чтении стихов наизусть говорят монотонно. Надо помочь малышу «увидеть» интонационную структуру сказки или стихотворения. При чтении сказок и рассказов покажите малышу, что их персонажи (волк, лиса, заяц, медведь, коза) говорят каждый «своим голосом». Например, волк из «Красной Шапочки» говорит то тоненьким голосом (когда он выдает себя за Красную Шапочку), то грубо, резко (когда говорит за себя). Пусть ребенок после чтения взрослого попробует рассказать сказку «на разные голоса». При чтении стихов также следует обращать внимание малыша на то, как они произносятся—весело или грустно, быстро или медленно.

Для выработки умения пользоваться логическим ударением можно предлагать ребенку поочередно выделять из фраз отдельные слова голосом. Например, надо произнести такую фразу: «Мама пошла в магазин». Сначала предложите малышу сказать эту фразу так, чтобы было ясно, что в магазин пошла мама, а, например, не бабушка, то есть выделить голосом слово мама. Затем попросите его выделить голосом слово пошла: «Мама пошла в магазин» (а не поехала)—и, наконец, выделить слово в магазин: «Мама пошла в магазин» (а не на рынок). Заучивание и чтение стихов, где есть вопросы и диалоги, пересказ сказок по ролям помогут ребенку правильно использовать интонационные средства. Развитию интонационной выразительности способствует и прослушивание сказок, рассказов, стихотворений, записанных на аудиокассеты или компакт-диски, прослушивание и просмотр детских передач по радио и телевидению.

У ребенка пятого года жизни проверьте

• Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется помимо имен существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно дает описание знакомых ему игрушек, предметов?

• Может ли ребенок достаточно полно дать описание картинки, предмета?

• Какие звуки произносит еще недостаточно отчетливо или неправильно? Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?

• Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, например, [ш] и [ж], [л] и [р]? Как ребенок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнает определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки [с] или [ш]?

• Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет ли отклонений в темпе речи—торопливости или чрезмерно замедленной речи?

• Умеет ли при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности?
Источник: http://www.medn.ru/statyi/Razvitierechirebenka45god.html

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь