ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ


 

Чем лучше сформированы движения у ребенка младшего возраста, тем лучше развивается и его речь. Взаимосвязь этих процессов подтверждается многочисленными научными исследованиями. Поэтому развитие речи малыша невозможно без совершенствования всех видов движений: общих (бег, прыжки, ползание, игры с мячом и другими предметами), мелких (совершенствование подвижности пальцев рук) и артикуляционных (движения нижней челюсти, губ, щек, языка).

В процессе движения малыш не только развивается физически, он гораздо лучше усваивает информацию об окружающем мире. Принимая участие в подвижных и пальчиковых играх, выполняя самые разнообразные двигательные упражнения, ребенок становится умелым и ловким, движения его приобретают точность и скоординированность. А одновременно с этим у маленького человека совершенствуются психические качества: внимание, память, мышление и речь.

 

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Беги ко мне (с 1 года 3 месяцев)

Встаньте лицом к ребенку на некотором расстоянии от него. Широко разведите руки в стороны и скажите: «Беги ко мне скорей, скорей!» Когда малыш подбежит, обхватите его руками и продолжите: «Я обниму тебя сильней!»

Игру повторите несколько раз, меняясь с ребенком местами и увеличивая расстояние.

 

...

 

? Игра научит ребенка ориентироваться в пространстве, действовать по команде, бегать по прямой.

Догоню‑догоню! (с 1 года 3 месяцев)

Широко расставив руки, догоняйте убегающего от вас малыша со словами: «Догоню, догоню, приласкаю, обниму!»

Догнав ребенка, обнимите его и назовите по имени. Например: «Вот мой Ванечка!» Или задайте вопрос: «Кого я поймал(а)?», стимулируя малыша назвать свое имя.

В следующий раз игру можно провести с куклой или с мягкой игрушкой, которая приходит к малышу в гости и предлагает поиграть в догонялки.

В этом случае догоняйте ребенка, держа в руках мягкую игрушку, и говорите: «Догоню, догоню… ух, защекочу!» Догнав ребенка, пощекочите его игрушкой.

 

...

 

? С помощью игры ребенок научится ориентироваться в пространстве, действовать по команде, бегать по комнате, не натыкаясь на предметы.

Ехали, ехали… (с 1 года 3 месяцев)

Посадите малыша себе на колени и в такт произносимым словам слегка покачивайте или подкидывайте его, а затем «роняйте» ребенка.

Ехали, ехали по дорожке прямо (покачивайте ребенка у себя на коленях, слегка приподнимая и опуская оба колена одновременно).

Вдруг видим: на дороге яма.

В ямку – бух (раздвигайте колени и как бы «роняйте» малыша в ямку)!

Сели, поехали (вновь посадите ребенка к себе на колени).

По кочкам, по ямкам ( слегка подкидывайте малыша то на одном, то на другом колене, создавая эффект тряски),

По кочкам, по ямкам,

По гладенькой дорожке (покачивайте ребенка у себя на коленях, слегка приподнимая и опуская оба колена одновременно),

По гладенькой дорожке,

В ямку – бух (раздвигайте колени и как бы «роняйте» малыша в ямку)! Приехали!



 

 

 

...

 

? С помощью игры у ребенка выработаются чувство равновесия, скорость реакции, умение сгруппироваться.

Ручки и ножки (с 1 года 3 месяцев)

Сядьте на стул напротив ребенка. Читайте (а лучше напевайте) рифмовку и показывайте малышу соответствующие движения руками и ногами:

Мы захлопали в ладошки

(хлопайте в ладоши):

Хлоп‑хлоп‑хлоп!

Застучали наши ножки

(топайте ногами):

Топ‑топ‑топ!

По коленочкам ударим

(поочередно хлопайте ладонями по коленям): Оп‑оп‑оп!

Ручки выше поднимаем (хлопайте в ладоши над головой): Хлоп‑хлоп‑хлоп!

Научите ребенка выполнять простейшие движения в соответствии с текстом рифмовки, стимулируйте подражательную деятельность.

 

...

 

? Игра развивает общие движения рук и ног ребенка, вырабатывает координацию движений.

По дорожке (с 1 года 6 месяцев)

Ребенок идет, держась за вашу руку, по доске, лежащей на полу, а затем и по прямой линии, нарисованной на полу или земле.

В соответствии с темпом движения малыша читайте стишок:

По прямой дорожке Шагают наши ножки.

Когда малыш научится ходить по обозначенной дорожке, он может делать это самостоятельно. В таком случае ожидайте ребенка в конце пути и, протягивая навстречу ему руки, читайте продолжение стишка:

Прямо, прямо, прямо.

Ждет Ванюшу (имя вашего ребенка) мама!

 

...

 

? Игра научит ребенка ходить по прямой линии, ориентироваться в пространстве.

Шаг и бег (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите в руки бубен и, ударяя в него, ходите по комнате. Пусть малыш ходит вслед за вами. Быстро потряхивая бубном, переходите на легкий бег Малыш следует вашему примеру.

Переходите с ходьбы на бег и с бега на ходьбу.

В дальнейшем предложите ребенку самому выполнять движения, без вашего показа, ориентируясь только на характер звучания бубна.

 

...

 

? Игра способствует выработке у ребенка правильной осанки, координации движений рук и ног, навыка ходьбы и легкого бега, развитию слухового внимания.

Перешагни (с 1 года 6 месяцев)

Натяните и закрепите веревку на высоте 10–15 см от пола или земли.

Держа малыша за руку, помогите ему перешагнуть через веревочку. Затем он выполнит это упражнение самостоятельно.

Сопровождайте упражнение чтением рифмовки:

Вот веревочка, смотри! Ты ее перешагни! Ножку выше поднимай И смелей вперед шагай!

 

...

 

? Игра поможет ребенку научиться перешагивать через препятствие, развить координацию движений, ловкость, формировать правильную осанку.

Горка (с 1 года 6 месяцев)

Предложите малышу подняться на горку. В качестве горки используйте свою выставленную вперед ногу. Вы можете сидеть или стоять, а босой малыш, держась за ваши руки, поднимется вверх до вашего колена.

 

...

 

? Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, укрепляет мышцы стоп.

По мостику (с 2 лет)

Вам понадобятся скамейка или доска и два больших кубика.

Предложите малышу пройти по скамейке или мостику, сделанному из доски и двух опор. Высота мостика от пола – 15–20 см.

Поначалу держите малыша за руку.

Потом предложите пройти по мостику самостоятельно. В конце пути вручите приз.

Когда малыш будет идти по мостику, произносите рифмовку:

Я по мостику иду,

Ни за что не упаду!

 

...

 

? Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, закрепляет навык ходьбы по ограниченной горизонтальной поверхности.

Воробышек‑1 (с 2 лет)

Теперь малыш изображает птичку. «Воробышек» должен подпрыгнуть и коснуться головой вашей ладони. При этом произносите слова:

Воробышек, воробышек,

Подпрыгни‑ка до солнышка!

 

...

 

? Игра учит ребенка вставать на цыпочки, подпрыгивать, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы стоп.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь