Вопрос2. Роль инфокоммуникаций в формировании экономического потенциала страны и информатизации общества.


 

В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, уве­личения объемов производства, усложнения межпроизводственных связей, расширения сфер взаимодействия между товаропроизводите­лями, повышения масштабов и значимости решаемых обществом социальных проблем все более возрастает роль инфокоммуникаций в различных областях жизнедеятельности. Это объясняется тем, чц> объем информации, возникающей при решении производственные, 'i экономических, социальных и иных задач растет более высокими щ I." пами, чем объем производства, выраженный материально-веществен­ными носителями. При этом информация становится важнейщ** национальным ресурсом, отличительной чертой которого являет» Цн что он не только не истощается, а, напротив, увеличивается, качесдщД но совершенствуется и вместе с тем способствует наиболее раим^Щ нальному использованию всех остальных видов ресурсов, их сбереже нию, а в ряде случаев — расширению и созданию новых.

В промышленно развитых странах с середины 80-х годов начался § переход на качественно новый уровень технологического развития, I который принято называть веком информатизации, а общество, осно­ванное на широком проникновении информационных технологий шЩ социально-политическую, экономическую, научно-образовательную, культурно-просветительскую и иные сферы жизнедеятельности, гщЩ постоянно увеличиваются объемы производства, переработки, распро­странения и потребления информации, — информационным. Построение информационного общества неразрывно связано с созданием и развитием информационной индустрии на базе функционирующих и вновь создаваемых сетей различного назначения (вычислительных, управленческих, интеллектуальных и т.д.) и объединением их в форми­рующийся информационно-индустриальный комплекс (ИИК) с помо­щью средств и сетей связи.

Создание ИИК предопределяет необходимость ускоренного разви­тия средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. При этом, чем выше уровень развития производительных сил государства, тем более высокие требования предъявляются к техническим средствам информатизации, поскольку объем информации, возникающей в процес­се макроэкономического кругооборота, пропорционален валовому вну­треннему продукту (ВВП), создаваемому в стране. Вот почему в странах, чьи сети телекоммуникаций по уровню развития занимают ведущие места в мировом сообществе, капитальные вложения в связь по-прежнему зани­мают значительную долю (до 4 — 6 %) в общей сумме инвестиций в разви­тие экономики. При этом считается, что вклад связи в формирование ВВП значительно перекрывает затраты на ее развитие, а каждый доллар, вло­женный в телекоммуникации, приносит три-четыре доллара дохода. По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), двадцать пять операторов общественных сетей электросвязи стран, входящих в эту организацию, обеспечивают большую прибыль, чем 100 крупнейших банков мира.



В Российской Федерации удельный вес капитальных вложений в развитие инфокоммуникационного сектора в общей сумме капитальных затрат в развитие общественного производства только в последние годы приблизился к уровню стран с развитыми сетями телекоммуникаций. Увеличилась доля связи в валовом внутреннем продукте, достиг­нув в 2005 г. трех процентов, что почти в 2 раза выше, чем в конце 90-х годов прошлого века. Несмотря на существенный рост вклада телеком­муникаций в ВВП, он еще значительно отстает от уровня экономически развитых стран. Это объясняется многими причинами, среди которых главную роль играют низкая степень удовлетворения спроса на важней­шие виды традиционных и новых услуг и не всегда высокое их качество, слабая материально-техническая база производства в телекоммуника­ционном секторе, невысокая платежеспособность основной массы потребителей, что влияет как на объем, так и на номенклатуру потребляе­мых услуг.

Однако следует иметь в виду, что ВВП, обеспечиваемый отраслью связи, характеризует лишь прямой эффект от ее применения. Для отра­слей инфраструктуры, как было отмечено выше, характерно проявле­ние основной части эффекта за пределами отрасли, то есть у потреби­телей, поэтому, давая оценку роли связи в общественном производстве и в других сферах жизнедеятельности, нельзя ограничиваться рассмо­трением только показателей прямого эффекта. Следует обязательно учитывать тот косвенный (диффузный) эффект, который обеспечивает­ся применением и развитием средств связи в сфере управления эконо­микой, в общественном производстве, в субъектах инфраструктуры рынка, в личной жизни людей. Этот эффект значительно возрастает в условиях конвергенции связи и информатики. Внедрение ИКТ и произ­водство на их основе инфокоммуникационных услуг коренным образом изменяют все сферы жизнедеятельности людей. Они влияют на систе­му взаимодействия гражданского общества и власти, экономические отношения, стиль работы, культуру, образование, духовное развитие людей.

Инфокоммуникации оказывают непосредственное положительное влияние на совершенствование управления на всех уровнях и во всех сферах общественного производства. Своевременная и высококачествен­ная передача информации способствует сохранению ее ценности для системы управления, обеспечивает ее гибкость и маневренность, способствует оперативной подготовке и своевременному принятию опти­мальных решений.

Средства телекоммуникаций не только обслуживают производ­ство, но и непосредственно проникают в него, являясь необходимым элементом встроенных систем регулирования автоматизированных технологических процессов. Связь и ИКТ обеспечивают определение наиболее эффективной структуры построения технологии производ­ства и организационно-производственной деятельности, способствуют сбережению всех видов ресурсов, улучшению условий труда, снижению физических и психологических нагрузок. Качественная перестройка производства на базе манипуляторов, роботов, микропроцессорной техники с использованием информационных технологий невозможна без участия современных средств связи. При этом они радикальным образом меняют характер труда, превращая значительную часть его видов в преимущественно информационную, существенно увеличива­ют производительность, снижают степень риска и повышают безопас­ность трудовой деятельности. Развитая инфокоммуникационная струк­тура обеспечивает возможность создания так называемых «рабочих мест на дому» («teleworking»), когда специалист, находясь в месте свое­го проживания, связан с офисом телекоммуникационным каналом. Работа на дому не только повышает эффективность трудовой деятель­ности, ликвидирует транспортную усталость, увеличивая тем самым свободное время, но и способствует более равномерному расселению людей в рамках государства и регионов, улучшает ситуацию в инфра­структуре транспорта больших городов. Законодательство ряда инду­стриально развитых стран признало потенциальные возможности инфокоммуникаций в решении проблемы перенаселения городов и перегруженности городских улиц, потребовав, чтобы промышленность, бизнес предусматривали определенный процент рабочих мест для «работы на дому». Например, компания «British Telecom» предполагает, что в 2020 г. до 40 % организаций будут представлять собой «виртуаль­ные учреждения», сотрудники которых будут выполнять свою работу дома и появляться в офисах достаточно редко.

Нельзя недооценить роль телекоммуникаций в непроизводствен­ной сфере, тем более, что в последние годы в экономике страны наблю­дается тенденция к изменению структуры занятости в пользу отраслей, где создаются условия для решения общегосударственных проблем Совершенствования политической и экономической систем государ­ства, развития институтов гражданского общества, создаются услуги, способствующие формированию новых материальных и духовных потребностей. Возрастание роли этих секторов экономики требует вне­дрения в их деятельность новейших инфокоммуникационных техноло­гий, позволяющих быстро и высококачественно получать необходимую информацию и принимать адекватное ей решение.

В таблице 1.1 в общем виде показаны области проявления эффек­та от использования средств и услуг инфокоммуникаций, а в таблице 1.2* систематизированы требования отдельных секторов экономики к инфокоммуникационным сетям, раскрывающие потенциальный эффект, который может иметь как качественное, так и количественное выражение. Например, информатизация органов государственной вла­сти ведет к повышению их информационной открытости, создает воз­можность контроля над их деятельностью со стороны граждан. Введе­ние электронного документооборота позволяет исключить потери «бумажных» документов, снизить трудозатраты госслужащих и повы­сить эффективность их работы.

Таблица 1.1









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь