Вопрос1.Экономическая характеристика и особенности связи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос1.Экономическая характеристика и особенности связи.



Эффект, обеспечиваемый применением инфокоммуникаций,

__________ и области его проявления _______

 
 


Формы проявления эффекта Области проявления эффекта

Непосредственно косвенно

Совершенствование системы управления, В общественном У населения

Эффективное функционирование рыночных производстве

___________________________________

Экономия рабочего времени, рост То же То же
производительности труда, ускорение    
производственных процессов и повышение    
их ритмичности, экономия    
производственных ресурсов    
Повышение благосостояния нации, У населения В общественном
доступности материальных благ и услуг, наиболее эффективная связь между   производстве
производством и потреблением    
Качественное совершенствование и роспроизводство рабочей силы То же То же
Улучшение бытовых условий, уменьшение То же То же
усталости, сбережение сил и здоровья    
Увеличение и рациональное использование То же То же
свободного времени, развитие личности,    
рост духовного потенциала общества    

 

По оценкам экспертов, автоматизация сбора и учета налоговых документов и создание налоговой информационной системы позволят высвободить для более продуктивной деятельности свыше 1,5 млн человеко-дней. Внедрение систем электронных закупок для государ­ственных нужд создает условия для экономии до 25 % их стоимости за счет снижения цен.

Таблица 1.2

Требования к инфокоммуникациям со стороны отдельных секторов экономики


Сектора экономики Требования к инфокоммуникационным сетям и технологиям


1. Государственные

и административные структуры

 

Предоставление оперативной связи, видеоконтактов с фиксацией принятых решений, телеконференций, формирование автоматизированной системы «Электронное правительство»


2. Производство

Оперативность и быстродействие электронных средств, применяемых на всех этапах производства, включая снабжение, сбыт, финансовые операции, транспортировку; переход на электронные документы и контракты с юридическим обеспечением

 


3. Транспорт

 

Создание единой автоматизированной системы планирования перевозок, управления потоками, бронирования билетов, отслеживания местонахождения транспортных средств и грузов


4. Торговля

Обеспечение движения товарных потоков на основе логистических ИКГ, оперативности информации о товарах, заказах, предоплате


5. Банковские системы

Обеспечение оперативности расчетов «операционного дня»; создание расчетно-аналитических комплексов для кредитных, лизинговых, факторинговых, трастовых операций; введение безналичных расчетов на основе высокоскоростной и доступной системы телекоммуникаций, обеспечивающей информационную безопасность


6. Биржевые технологии

Оперативность обработки сведений о товарах, ценных бумагах, участниках, организации сделок, биржевых операциях; расширение сферы деятельности по регионам, ускорение движения денежных средств, массовость биржевого процесса; организация электронных торгов


7. Налоговые информационные

системы

Эффективные технологии сбора и обработки информации о налогоплательщиках, создание единой информационно-аналитической системы и коммуникативной сети с внутренним и внешним информационным обменом, системы налогового контроля над доходами физических и юридических лиц :


8. Наука

Обеспечение доступа к научной и специальной информации на основе электронных систем связи и компьютерного редактирования

 


В целом по России граждане тратят на обращение в государственные службы 3—4 млрд. человеко-часов в год. Создание «Электронного прави­тельства» приведет к сокращению этих затрат белее чем на 20 % и позво­лит обществу ежегодно экономить не менее 40 — 50 млрд. рублей.

Использование связи на предприятиях промышленности на 20 — 25 % сокращает количество командировок, обеспечивая при этом боль­шую экономию командировочных расходов. Связь на транспорте в 1,5 — 2 раза увеличивает его пропускную способность. В сельском хозяй­стве оснащение средствами связи машинного парка и полевых бригад повышает эффективность использования машин на 25 % и снижает потери рабочего времени на 20 — 40 %, а создаваемые телекоммуника­ционные системы спутникового позиционирования для целей управле­ния машинотракторным парком и логистики обеспечивают оптимиза­цию сроков складирования, хранения и транспортировки сельскохозяй­ственной продукции. Хорошо организованная связь в системе управле­ния строительством позволяет повысить производительность труда и сократить сроки ввода объектов в эксплуатацию не менее чем на 15 процентов.

Введение безналичных расчетов на базе высокоскоростной и доступ­ной системы телекоммуникаций в банковской сфере на 80 — 90 % умень­шает потребность в наличных деньгах. С помощью средств связи и инфор­матизации можно снизить затраты на оформление сделок, потери из-за задержек и нестыковок, отсутствия оперативности и несвоевременного реагирования на ситуацию с 15 — 30 % от получаемых доходов до 5 %. В этом же секторе в результате применения ИКТ можно на 70 — 75 % сокра­тить затраты времени руководства на работу с деловыми бумагами и при­мерно на столько же уменьшить объем «реактивных» денег, связанных с медленным денежным оборотом и задержкой выплат.

Велико значение инфокоммуникаций в личной жизни людей. Они помогают преодолеть территориальную разобщенность, создают усло­вия для межсемейных и дружеских контактов, экономят время при решении бытовых проблем и увеличивают свободное время, необходи­мое для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Эко­номия времени за счет использования средств связи и информатиза­ции в быту снижает транспортную усталость, высвобождает время на самообразование, повышение культурного уровня, воспитание детей, дружеское общение. С помощью инфокоммуникаций пользователи могут, не выходя из дома, приобщиться к богатствам мировой цивили­зации через систему Интернет, получить образование или повысить свою квалификацию по системе дистанционного обучения, узнать деловые и культурные новости с помощью средств телевидения, радио­вещания и периодической печати, сделать нужные покупки и решить другие бытовые проблемы. Развитие средств связи и информатизации, повышение их доступности для населения создают значительный социальный эффект, проявляющийся в улучшении условий жизни людей, повышении ее комфортности, росте информированности и ком­муникабельности общества.

По расчетным данным, телекоммуникации обеспечивают эконо­мию времени во всех сферах применения в размере не менее 1 млрд. часов, в том числе примерно 860 млн. часов рабочего времени, что эквивалентно ежегодной условной экономии работников, занятых в общественном производстве, в количестве около 500 тыс. человек.

В то же время из-за недостаточного развития связи общество несет огромные материальные потери, выражающиеся в первую оче­редь в замедлении темпов экономического развития. Расчеты показа­ли, что размеры потерь всех сфер экономики и населения от недоста­точного уровня потребления услуг, обусловленного как неудовлетвори­тельным уровнем развития телекоммуникаций, так и низкой платеже­способностью потребителей, ежегодно достигают 14 млрд. часов рабо­чего и внерабочего времени, в том числе около 11 млрд. часов в отра­слях основного производства. В пересчете на условную экономию штата это составляет примерно 5,5 млн. человек дополнительного штата или 8,4 % всех занятых в общественном производстве.

Очевидно, что в условиях рынка с его динамизмом и конкуренцией роль связи и ИКТ будет возрастать, ибо в деловой сфере надежный парт­нер — это быстрореагирующий партнер, владеющий всей необходимой информацией, хорошо ориентирующийся в спросе и предложении, про­изводстве и сбыте товаров и услуг, положении на товарных и фондовых биржах. Созданные электронные банковские системы и биржи, объеди­ненные в глобальные сети с помощью трансконтинентальных линий связи, позволяют осуществлять финансовые операции, сделки с ценными бума­гами, материальными ценностями, недвижимостью и т.д. без непосред­ственного присутствия субъектов этих сделок в местах расположения ука­занных рыночных институтов. Находясь в разных городах и странах, биз­несмены имеют возможность получения оперативной информации о состоянии и тенденции интересующих их рынков, котировке ценных бумаг, принимать определенные решения и, передав его по каналам связи, осу­ществлять желаемые операции и сделки.

Высококачественная связь, таким образом, является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной инфраструкту­ры, мощным катализатором рыночных отношений, залогом коммерче­ского успеха. И, наоборот, недостаточный объем информации, ее иска­жение или несвоевременность приводят к нарушению связей между производителями и потребителями, возникновению диспропорций, большим финансовым потерям, общему снижению темпов экономическо­го развития.

Нетрудно заметить, что эффект от применения и развития инфо- коммуникаций в сфере общественного производства и у населения самым тесным образом взаимосвязаны. Так, рост производительности труда и экономия производственных ресурсов в отраслях общественно­го производства непосредственно влияют на повышение благосостоя­ния людей, увеличение их доступности к материальным благам и услу­гам. Экономия свободного времени, улучшение бытовых условий, развитие личности в результате пользования связью в частном секторе потребления создают условия для повышения общеобразовательного и квалификационного уровня людей, что, несомненно, оказывает поло­жительное воздействие на совершенствование производства и рост его эффективности. Развитие рыночной инфраструктуры с широким использованием новейших инфокоммуникационных технологий обес­печивает общее оздоровление экономики, повышение благосостояния общества, создает условия для более полного удовлетворения мате­риальных и духовных потребностей его членов.

Учитывая большую значимость связи во всех сферах жизнедея­тельности, Международный валютный фонд для характеристики эконо­мического уровня развития государств и их конкурентоспособности при международных сопоставлениях использует в числе важнейших показа­телей такие, как доля вложений в телекоммуникации в общей сумме капитальных вложений, телефонная плотность на 100 жителей, число факсов на 1000 жителей, время исходящих телексных сообщений в минутах на одного жителя, степень удовлетворения потребностей в телекоммуникациях.

Таким образом, в современном обществе связь и ИКТ рассматри­ваются как важнейший фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности производства и процветания нации.

Экономики

показатели     Темпы роста, *  
  2001/2000 2002/2001 2003/2002 2004/2003 200S/2004
Объем 104,9 103,7 107,0 107,1 107,2
промышленной          
продукции          
Продукция 107,5 101,7 101,7 101,3 102,0
сельского          
хозяйства          
Оборот 110,7 109,1 108,0 112,0 112,0
розничной          
торговли          
Объем услуг 133,6 141,1 144,8 136,6 122,1
связи          

По данным Мининформсвязи России, в 2005 г. доходы отрасли от услуг связи составили около 660 млрд. руб., а от ИТ-услуг — примерно 310 млрд. руб. Неуклонно возрастает вклад инфокоммуникационного комплекса в ВВП страны. Если в 1995 г. доля связи в валовой внутрен­ний продукт составляла всего 1,4 %, в 2000 г. — 2,0 %, то в 2005 г. она достигла 3,0 %, а с учетом услуг информатизации — 4,5 %. Такой суще­ственный рост обусловлен значительно более высокими темпами развития (в 3 — 4 раза) инфокоммуникаций по сравнению с базовыми отраслями производства и экономикой страны в целом.

В то же время динамика развития отдельных подотраслей и видов связи существенно различается траекторией своего роста. Наименее благоприятные условия для развития со времени перехода к рыночным отношениям имела почтовая связь. Снижение платежеспособности основной части потребителей и бурное развитие взаимозаменяемых услуг привело к резкому падению спроса на традиционные виды почто­вых услуг. Например, за последние 15 лет объем письменной коррес­понденции уменьшился более чем в 20 раз, примерно на столько же снизилось число операций по почтовым переводам денежных средств, еще больший спад имел место в сегментах по пересылке посылок и распространению печатных изданий.

Однако и в этих тяжелых условиях почтовая связь сохранила свою сеть, насчитывающую около 41 тыс. объектов и охватывающую все регионы страны. По плотности предприятий и пунктов связи на 10 тыс. жителей почтовая связь России занимает одно из ведущих мест в мире, опережая такие страны, как США, Франция и ФРГ. В то же время душе­вые уровни потребления базовых почтовых услуг в десятки раз ниже, чем в экономически развитых странах, и в 2 — 5 раз меньше, чем в раз­ вивающихся странах с сопоставимым ВВП на душу населения.

Для российского рынка традиционных услуг почтовой связи харак­терен перевес структуры рыночных долей в сторону наименее платеже­способного потребительского сегмента — населения, тогда как в стра­нах с развитой рыночной экономикой имеет место преобладание сферы бизнеса в структуре пользователей письменной корреспонден­ции, посылок и денежных переводов. Сложившаяся на отечественном почтовом рынке ситуация объясняется отсутствием массового корпо­ративного спроса российских компаний на почтовые услуги вследствие их низкого качества, выраженного длительными сроками пересылки почтовых отправлений, что не может удовлетворять деловой сектор потребления в динамично развивающейся рыночной среде.

На устранение указанных недостатков направлена прошедшая в 2002 г. реструктуризация федеральной почтовой связи, результатом которой стало создание ФГУП «Почта России» на базе объединения 82 самостоятельных хозяйствующих субъектов, охватывающих практиче­ски все регионы страны. Имея статус федерального оператора почто­вой связи, ФГУП «Почта России» получило значительно более широкие возможности по совершенствованию своего технологического разви­тия, привлечению крупномасштабных инвестиций и более эффективно­му их использованию для совершенствования и улучшения качества традиционных почтовых услуг, а также внедрения и развития новых их видов.

Однако ожидать быстрого эффекта от реструктуризации феде­ральной почты было бы не обоснованным, поскольку динамика ее развития формируется под влиянием значительного числа факторов, носящих, главным образом, объективный характер.

Самым существенным из них является наличие в зоне обслужива­ния федерального оператора почтовой связи наименее привлекатель­ных географических сегментов, включающих сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатиче­скими условиями, где основным потребителем является население. Хотя в сельской местности проживает всего 25 % граждан России, 72 % Объектов федеральной почты находятся на селе, при этом одним объек­том почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов.

 

Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности в общем их числе составляет соответственно 63 % и 60 %. Таким обра­зом, на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано около двух третей производственных ресурсов федерального операто­ра почтовой связи.

Следует учитывать также, что низкая плотность населения в сель­ской местности, где уровень потребления услуг почтовой связи в 1,5 — 3 раза ниже, чем в городах, а также высокая территориальная разоб­щенность населенных пунктов, обусловливающая большую протяжен­ность почтовых маршрутов, приводят к росту себестоимости оказания услуг в сельском сегменте. В результате около 70 % отделений почто­вой связи являются убыточными, а рентабельность почтовой связи в целом в последние годы составляет всего 3 — 5 процентов.

Обслуживание сельского сегмента рынка является главным факто­ром снижения инвестиционной привлекательности и конкурентоспо­собности ФГУП «Почта России» по сравнению с негосударственными почтовыми операторами, география деятельности которых охватывает города и другие крупные населенные пункты. Эти операторы оказыва­ют, в основном, услуги с устойчивой тенденцией роста потребительско­го спроса, включая выплату пенсий и пособий, доставку печатных изда­ний, переводы денежных средств и услуги экспресс-почты.

Работая в наиболее привлекательных географических и потреби­тельских сегментах, негосударственные операторы могут проводить гибкую тарифную политики, достигая преимущества в ценовой конку­рентной борьбе с ФГУП «Почта России», которому за счет городского сегмента обслуживания необходимо не только покрыть убытки сельских отделений связи, но и осуществлять перекрестное субсидирование нерентабельных услуг, тарифы на которые регулируются государством.

Низкая технико-технологическая база основной части объектов почтовой связи также является одним из негативных факторов, влия­ющих на объемы потребления и качество услуг почтовой связи. По рас­четам экспертов, для повышения технологической оснащенности феде­ральной почтовой связи до мировых стандартов необходимо инвести­ровать более 1 млрд. долл. США в течение ближайших 3 — 5 лет. Соб­ственные инвестиционные ресурсы федерального оператора находятся в пределах 100 млн. долл. США в год, а государственная поддержка почты составляет не более 10 — 15 % от реальных потребностей в капи­тальных вложениях. Нехватка собственных средств и слабая государ­ственная поддержка, безусловно, являются факторами, лимитирующими ускоренное развитие почтовой связи и успешное выполнение ею своей производственной и социальной миссии.

Несмотря на негативное влияние объективных факторов, в послед­ние годы на отечественном почтовом рынке наметились положитель­ные тенденции активизации потребительского спроса, как в сегменте традиционных услуг, так и услуг, оказываемых с использованием инно­вационных технологий. Эти тенденции определяются, в первую оче­редь, общим оздоровлением экономики, активизацией реального сек­тора производства, повышением платежеспособности населения. Так, исследования, проведенные во многих странах мира, показывают, что прирост ВВП на один процент обеспечивает пропорциональный при­рост объема письменной корреспонденции, денежных переводов и посылок.

Усилия операторов почтовой связи по расширению спектра и улуч­шению качества оказываемых услуг в условиях нарастающей конкурен­ции также способствуют активизации почтового обмена и формирова­нию у клиентов потребностей в новых инновационных услугах с повы­шенными потребительскими свойствами и высокой рентабельностью. В настоящее время и в среднесрочной перспективе ожидается суще­ственный рост таких видов почтовых услуг, как междугородная и вну­тренняя ускоренная почта, курьерская и экспресс-почта, «Товары — почтой». С использованием инфокоммуникационных технологий и сети Интернет ФГУП «Почта России» предлагает клиентам такие иннова­ционные услуги, как «КиберПочт®», «КиберПресс@», «Киберденьги» и другие, относящиеся к сферам электронной торговли, рекламы и т.д.

Постоянно расширяется спектр и объем услуг, не относящихся к сфере основной деятельности объектов почтовой связи. К их числу относятся, например, услуги по реализации ценных бумаг, обслужива­нию потребительских кредитов, прием и инкассация денежной выручки, прием коммунальных платежей, посылочная торговля, адресная и безадресная рассылка рекламной продукции, реализация печатной продукции как по подписке, так и в розницу, автострахование и многие другие. Перечень нетрадиционных услуг в различных филиалах ФГУП «Почта России» колеблется от 10 до 50 наименований, при этом они обеспечивают около четверти всех доходов почтовой связи.

Дальнейшее развитие почтовой связи связано с сохранением ев доли на рынке услуг, улучшением качества обслуживания потребителей и обеспечением финансовой устойчивости организаций подотрасли. С этой целью предусматривается:

 

· повышение эффективности управления почтовой связью на всех уровнях;

· активизация работы по изучению рынка почтовых услуг и выявле­нию перспективных и конкурентоспособных направлений деятельности

· внедрение современных инфокоммуникационных технологий и оборудования для обработки почтовых отправлений, контроля за их качеством и сроками прохождения в сети почтовой связи;

· оптимизация транспортных маршрутов с целью сокращения парал­лельных перевозок и трудозатрат;

· создание автоматизированной информационно-технологической сети почтовой связи для предоставления почтовых и банковских услуг;

· расширение ассортимента и внедрение высокоэффективных нетрадиционных услуг;

· развитие кооперации с операторами электросвязи по предоста­влению услуг телематических служб;

· создание нормативно-законодательной базы и механизмов ее реа­лизации для повышения инвестиционной привлекательности объектов почтовой связи;

· решение вопроса государственной финансовой поддержки на ком­пенсацию убытков по предоставлению универсальных услуг почтовой связи.

 

Решение этих задач будет способствовать превращению подраз­деления федерального оператор» почтовой связи в многофункциональ­ные пункты сервисного обслуживания потребителей, использующие для пересылки почтовых отправлений не только физические, но и элек­тронные телекоммуникационные средства и инфокоммуникационные технологии.

Развитие электрической связи в последнее десятилетие осу­ществлялось стабильно высокими темпами за счет модернизации и расширения сетей с использованием современных технологий обра­ботки, коммутации и передачи информации. Однако темпы развития отдельных видов и услуг электросвязи существенно различались, что, в основном, обусловлено не одинаковыми технико-технологичными воз­можностями для внедрения прогрессивных видов услуг с высокими качественными параметрами.

Особенно ярко эти тенденции проявляются в документальной связи. На фоне снижения телеграфного обмена сети общего пользова­ния и передачи газетных полос, вызванного, главным образом, разви­тием прогрессивных взаимозаменяемых услуг, высокими темпами растет трафик данных и, соответственно, увеличивается объем сетей и приложений, обеспечивающих его обработку и передачу. Уже в настоя­щее время общий объем трафика данных опережает телефонный тра­фик, и, по оценкам экспертов, его ежегодный прирост в ближайшие 5 — 10 лет будет составлять не менее 50 процентов.

В этих условиях происходит переход от сетей с коммутацией кана­лов к сетям с коммутацией пакетов, не ориентированным на соедине­ния. Технический уровень таких отечественных сетей, использующих цифровые технологии, примерно соответствует уровню аналогичных сетей западных стран.

Наиболее динамично развивающимся и имеющим значительный потенциал роста является российский сегмент Всемирной сети Интер­нет. Объем информации, передаваемой по данной сети, ежегодно удваивается, а количество соединений по сети Интернет с доступом через телефонную сеть общего пользования увеличивается каждый год на 50 — 60 процентов.

Использование современных технологий, таких как ATM (асинхрон­ный режим передачи), ISDN (цифровая сеть с интегральным обслужива­нием) и др., а также конвергенция фиксированных и мобильных сетей обеспечивают широкополосной высокоскоростной доступ к сети Интернет не только для обмена информацией, но и для реализации зна­чительного числа бизнес-приложений.

Российский сегмент Всемирной сети существует сравнительно недавно — с апреля 1994 г., но, по данным аналитиков, по количеству зарегистрированных в нем доменных имен (свыше 300 тысяч) входит в число 30 самых массовых и является одним из 10 наиболее быстроразвивающихся. В то же время в Германии, например, зарегистрировано более 7 млн. доменов, а в Великобритании — более 4 млн., а число пользователей Интернет доходит до 70 % от общей численности насе­ления. В России же число пользователей Всемирной сети составляет всего около 14 %, что обусловлено низкой компьютерной плотностью (только примерно 11 компьютеров на 100 жителей страны) и отсутстви­ем доступа к Интернет в населенных пунктах, удаленных от экономических центров и крупных городов.

Преодолению существенного отставания России в области развития Интернет-услуг будет способствовать создание системы универсального обслуживания, которая предусматривает организацию не менее чем одного пункта коллективного доступа к сети Интернет в поселениях с численностью проживающих более 500 человек. Значительный вклад в развитие отечественного сегмента Всемирной сети Интернет должна вне­сти реализации Федеральных целевых программ по информатизации и Приоритетных национальных проектов, предусматривающих широкое использование инфокоммуникационных услуг и технологий.

Междугородная телефонная связь Российской Федерации, включая международную, представляет собой современный стабильно функционирующий телекоммуникационный комплекс, технический уро­вень которого в основном соответствует предъявляемым к нему требо­ваниям и международным стандартам. В настоящее время абоненты имеют возможность пользоваться автоматической междугородной телефонной связью с более чем 200 странами мира. Если в 1991 г. весь бывший СССР имел только одну международную телефонную станцию (МНТС) емкостью 4 тыс. каналов и 1100 международных каналов связи, то в настоящее время международную связь обеспечивают 10 цифро­вых МНТС общей монтированной емкостью около 110 тыс.каналов, а техническая емкость международных линий, которой располагает стра­на, превышает 70 тыс. цифровых каналов. По оценке специалистов, вопросы доступа абонентов к международной связи полностью решены не только в отношении текущего спроса, но и на ближайшие 10 — 15 лет.

Большие прогрессивные сдвиги произошли в последние годы в междугородной телефонной связи. Это прежде всего проявилось в замене морально устаревших и физически изношенных станций декад- но-шаговой и координатной систем на цифровые, в результате чего удельный вес квазиэлектронных и электронных станций в общей монти­рованной емкости оборудования АМТС достигает 99 %. Уровень вне­дрения цифровой аппаратуры в технике передачи на МТС превышает 90 %. При этом почти 99 % райцентров и городов республиканского, краево­го и областного подчинения обеспечены автоматической междугород­ной телефонной связью, и свыше 96 % междугородного обмена предо­ставляется по каналам автоматики без участия телефонистов.

Несмотря на существенный технико-технологический прогресс в области оказания услуг междугородной телефонной связи, душевой уровень их потребления в России (30 — 35 разговоров в год на жителя) на порядок ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Это обусловлено относительно высокими тарифами на услуги данного вида, которые относятся к числу регулируемых государством, при низкой платежеспособности основной части потребителей частного сектора, а также недостаточным развитием более дешевых и конкурентоспособ­ных по качественным параметрам услуг голосовой телефонии.

 

Прежде всего, речь идет о передаче речи по сети Интернет, то есть об IP -телефонии, которая обеспечивает значительную независимость стоимости разговоров от расстояния и, как следствие, — снижение тарифов на междугородные телефонные разговоры. Однако на началь­ном этапе внедрения качество телефонных услуг в сетях IP не соответ­ствовало нормам, установленным на традиционных сетях междугород­ной связи, поэтому основными пользователями IP-телефонии являлись клиенты некоммерческого сектора, пользовавшиеся услугами дальней связи по карточкам с предоплатой. По мере внедрения эффективных методов, обеспечивающих достаточно хорошее качество речи, услуги IP -телефонии будут все шире распространяться и среди корпоративных пользователей.

Важнейшим и перспективным направлением развития традицион­ной сети междугородной телефонной связи является создание цифро­вой сети связи общего пользования (ЦСС ОП), наложенной на суще­ствующую телефонную коммутируемую сеть. Она должна обеспечить пользователям разговорные тракты высокого качества для осуществле­ния междугородных и международных разговоров, обмена различными видами документальных сообщений. Совершенствование технико-тех­нологической базы телефонной связи позволяет перейти к качественно новому уровню обслуживания потребителей — созданию интеллекту­альных сетей связи (ИСС). Такие сети образуются в результате добав­ления к сетям электрической связи системы «интеллектуальных» узлов, оборудованных мощными ЭВМ, которые имеют широкие возможности обработки информации. Имея доступ к ИСС, абонент получает возмож­ность пользоваться большим количеством новых услуг, а также сам управлять предоставляемыми услугами, заказывать их на определен­ное время, изменять по своему усмотрению некоторые параметры обслуживания.

Преимущества, заложенные в современных средствах междуго­родной связи, могут быть в полной мере реализованы только в случае достаточного развития местных телефонных сетей. Сеть местной (городской и сельской) телефонной связи Российской Федерации входит в десятку самых крупных в мире. В то же время по телефонной плотности, характеризующейся количеством телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей, она значительно отстает от промышленно разви­тых стран. В настоящее время телефонная плотность в стране с учетом сетей других ведомств, имеющих выход на СОП, составляет около 30 ТА на 100жителей, и только 60 % семей имеют домашние телефоны. В экономически развитых странах телефонная плотность в среднем соста­вляет свыше 40 ТА на 100 жителей (этот показатель принято считать соответствующим полной телефонизации), а в некоторых странах достигает 60 ТА и более.

На фоне общего отставания по уровню развития местной телефон­ной связи для России характерна высокая территориальная дифферен­циация по показателю телефонной плотности. Только около 3 % субъек­тов Федерации имеют данный показатель на уровне или несколько выше, чем в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, а в при­мерно 70 % регионов телефонная плотность составляет лишь половину от уровня, соответствующего полному удовлетворению потребностей в домашних телефонах. При этом на начало 2006 г. в стране насчитыва­лось около 42 тысяч нетелефонизированных населенных пунктов, что составляет почти одну треть всех сельских поселений. Это означает, что значительная часть сельского населения живет в условиях ограничен­ного информационного пространства или вообще находится в инфор­мационной изоляции.

Еще одной проблемой, остро стоящей перед местной телефонной связью, является наличие в эксплуатации значительного количества морально и физически устаревшего оборудования и аппаратуры, часто выработавших свой срок службы. Высокая доля аналогового оборудо­вания препятствует внедрению новых высокоэффективных услуг, огра­ничивает возможности операторов по повышению доходов за счет нерегулируемого сектора телекоммуникационного рынка. Модернизация сетей местной телефонной связи так же, как и их даль­нейшее развитие, требует огромных капитальных вложений, поскольку сети данного уровня иерархии самые дорогостоящие и на их долю при­ходится до 70 — 80% инвестиционных затрат на организацию всей сети электросвязи. Для полной телефонизации и замены устаревшего обо­рудования, по мнению экспертов, требуются средства в сумме от 15 до 20 млрд. долл. США. Очевидно, что капитальные вложения в таких раз­мерах превышают реальные возможности операторов электросвязи, особенно в условиях, когда в течение многих лет тарифы на услуги местной телефонной связи регулировались государством и устанавли­вались на уровне ниже фактических затрат на обслуживание. Однако, изменившийся с начала 2006 г. порядок государственного регулирова­ния тарифов, предусматривающий повышение тарифов до уровня эко­номически обоснованных затрат с включением нормативной прибыли, внедрение прогрессивных технологий и технических решений (беспроводный доступ, применение оптического волокна, технологии и др.) создают благоприятные условия для решения проблемы обеспечения потребителей услугами фиксированной местной телефонной связи в ближайшее десятилетие.

В качестве одной из задач ближайших лет следует выд ели г ь пере­ход местных телефонных сетей на систему повременного учета стоимо­сти разговоров. Это особенно актуально, поскольку в соответствии с ФЗ «О связи» абоненты-граждане имеют право выбора абонентской или повременной системы оплаты. Преимущества повременного учета про­должительности местных разговоров состоит в том, что эта система позволяет улучшить сетевой контроль качества обслуживания, диагностику оборудования местных телефонных сетей, обеспечить защиту от незаконных подключений, ввести обоснованную и справедливую систе­му расчетов с абонентами с учетом объемов потребления услуг

Дальнейшее развитие получают пункты общего пользования местной телефонной связью — таксофоны. В их числе все больший удельный вес занимают универсальные, с помощью которых предоставляются услуги местной, междугородной и международной связи. Неуклонный рост коли­чества таксофонов будет обеспечиваться в процессе реализации концеп­ции универсального обслуживания, предусматривающей обеспечение ими практически всех населенных пунктов страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.128.177 (0.068 с.)