РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ


В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, беспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А Д.Сахаров, Л А Арцимович. В 60-80 гг. СССР произвел большое количество запусков космических пилотируемых кораблей и спутников. Был осуществлен запуск автоматического корабля на Луну. Однако даже в науке приоритетные направления ее развития определялись не самими учеными, а решениями партии. Многие прикладные и фундаментальные исследования . финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса. Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа

приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию

со стороны партийных органов. 70-х годов ученые-историки пытались переосмыслить причины и предпосылки начала Октябрьской революции. Это вызвало публичное осуждение так называемого нового направления в исторической науке. Началась реабилитация Сталина. Искажались данные о масштабах репрессий и событиях сталинского периода, запрещалась любая критика.

В1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире. Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались сточки зрения коммунисти ческой морали и ее идеологического влияния на общество.

Период «оттепели» закончился в 1965 г. судом над писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем. Подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну писатели А.Солженицын, В.Максимов, И!Бродский, В.Аксенов, скульптор Э.Неизвестный, кинорежиссер А.Тарковский, музыканты М.Ростропович и Г.Вишневская.

В конце 60-х годов был закрыт журнал «Новый мир», публиковавший наиболее яркие произведения литературы. Поддержку получали культурные программы, воспевающие успехи социализма. Огромные средства были выделены на съемку киноэпопеей «Освобождение» и «Судьба». Ставились спектакли и снимались фильмы, оказывающие идеологическое давление на общество. Началась кампания, восхваляющая «героя» Малой Земли Л.И.Брежнева, с вручением ему Ленинской премии по литературе.

В многочисленных постановлениях говорилось о верности учению марксизма-ленинизма, необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада, о преимуществах социалистической системы, возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».

И все же в культуре «периода застоя» появилась целая плеяда талантливых авторов: В.Распутин, В.Шукшин, Ю.Трифонов, Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, режиссеры Г.Товстоногов, О.Ефремов, А.Эфрос, кинорежиссеры С.Бондарчук, ПДанелия.

Во второй половине 60-х годов в стране начался рост диссидентского движения. Одним из его течений стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстраций).

Появились машинописные листовки и сборники произведений - «самиздат», в которых печатались новости и работы по философии, истории, праву, запрещенные произведения.

Мужественную борьбу за свободу и нравственность вел А.И.Солженицын. Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» нанесла сильнейший удар по устоям тоталитаризма.


44Славянскія народы ў складзе імперыі Габсбургаў (ХУІ-ХІХ ст.).

Политическое и социально-экономическое развитие Чехии в позднее средневековье и раннее новое время было, с одной стороны, во многом сходно с историей иных этносов и небольших государств Центральной Европы (вхождение в состав имперских многонациональных образований и утрата самостоятельности, начало постепенного перехода от феодализма к капитализму и т.д.). Но, с другой стороны, для чешских земель была характерна выраженная специфика политической и экономической динамики.

Чехия на рубеже ХV-ХVI в. - сословная монархия и двоеверие. В политическом развития Чехии выделяются две основные линии: а) постепенное ограничение и фактическая ликвидация автономии чешских земель в империи; б) борьба католической партии и протестантов (религиозная и политическая). Четыре этапа превращения Чешского королевства в провинцию Габсбургской империи: конец 20-х – середина 40-х годов ХVI в.; середина – вторая половина ХVI в. (после поражения восстания 1547 г.); фактическая потеря Чехией политической независимости после сословного восстания 1618 – 1620 г. (“Обновленное земское уложение» 1627 г. и др.); централизаторские реформы Марии Терезии и Иосифа II (вторая половина ХVIII в.). Отчетливая взаимосвязь политической и конфессиональной борьбы на чешских землях в течение всего рас-

сматриваемого периода.

Социально-экономическое развитие Чехии: ослабление городов как центров хозяйственной жизни, концентрация феодального землевладения, преобладание в экономике ХVII в. крупных товарных феодальных хозяйств – велькостатков (чешских фольварков), усиление

феодальной эксплуатации и активизация крестьянского движения, зарождение и развитие мануфактурного производства, кризис барщинно-крепостнической системы и первые шаги по ликвидации ее основ во второй половине ХVIII в.

По сравнению с чешскими землями Словакия имела значительную специфику и политического, и хозяйственного развития.

Обособленность развития основных хорватских областей (Словении, Далмации и собственно Хорватии), специфика и динамика статуса Военной границы, отношения хорватского дворянства и Вены, особенности реформационного движения в Хорватии, перемены в ее политической, экономической и общественной жизни во второй половине ХVIII в.

Характерные черты политического развития Штирии, Каринтии и Краины, проблемы реформации и контрреформации на их землях, особенности национального и культурного развития. Далмация и Истрия в рассматриваемый период не входили в состав Габсбургской империи.

Период «просвещенного абсолютизма» - реформы Марии Терезии и Иосифа II. Барщинный патент 1775 г., закон о веротерпимости (1781 г.), отмена личной зависимости крестьян в 1781 г. и попытки аграрной реформы в конце века, а также административная, судебная, военная и школьная реформы. Их значении для последующего развития славянского региона Австрийской империи.

ЧЕХИЯ И СЛОВАКИЯ В ХIХ в.

Социально-экономическое развитие Чехии и Словакии в ХIХ в. имело как общие характеристики, так и принципиальные особенности. Оба региона в это время осуществляли переход от феодализма к капитализму в условиях отсутствия национальной свободы и государства. Шел процесс формирования чешской и словацкой наций. отмена крепостного права - «прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве, экспансия иностранного капитала.

Общие для двух регионов параметры: социально-экономический статус в империи и общий уровень развития, темпы развития капитализма и причины ускорения или отставания, хронологические рамки промышленного переворота, наличие промышленных районов, формирование основных классов нового общества, характер (интенсивный-экстенсивный) сельского хозяйства, присутствие элементов империализма в конце ХIХ в., национальный состав населения и т.д.

В истории национального движения 30 40-х г. ХIХ в. следует выделить два этапа: а) 30-е – середина 40-х г.; б) собственно революция 1848 – 1849 г. Уже в начале ХIХ в. политическая оппозиция Габсбургам охватила практически все слои чешского общества. Основным ее проявлением была критика режима, а главной силой – национальное движение, в котором все большее значение приобретали представители буржуазии и интеллигенции. Важнейшей формой национального движения до 1830 г. являлось возрождение и утверждение чешского языка. В 30-е годы происходит переосмысление идеологии чешского национально-освободительного движения. Концепция австрославизма, ее принципиальное отличие от теории славянской взаимности. Концепция имела чешскую национально-буржуазную направленность и ограниченность. Основные идеологи австрославизма (К.Гавличек, Ф.Палацкий). В середине 40-х г. организационно оформились два течения в чеш-

ском национальном движении: либералы и радикалы.

Словацкое национальное движение первой половины ХIХ в. принципиально отличалось от чешского. Преобладание

в нем культурно-языковых проблем, противостояние и соперничество двух основных течений, взаимосвязь национального и конфессионального компонентов патриотического движения. Деятельность Яна Коллара и Людовита Штура, их трактовки

концепции славянской общности.

Статус Чехии в империи и отмена крепостного права – главные проблемы, поставленные чехами в революции 1848 1849 г.

Наличие в чешском этапе революции двух основных этапов (петиционного и вооруженного восстания), соперничество радикалов и либералов за руководство движением. Содержание идеи «Великой Германии» и отношение к ней идеологов австрославизма. Революция на чешских землях в целом потерпела поражение.

События 1848 – 1849 г. в Словакии: основные требования, отношение словаков к венгерской революции, характер и масштабы крестьянского движения.

Национально-политическая борьба во второй половине века также имела значительные особенности в Чехии и Слова-

кии. Так, для чешского национального движения были свойственны организационная оформленность и сложная внутренняя структура, наличие довольно четкой идеологии и программы действий. С 60-х годов выделяются основные направления национально-политической борьбы: за изменение статуса чешских земель (автономию), за всеобщее и равное избирательное право, за равноправие чешского языка, а также социальная (классовая) борьба в городе и деревне. Национальная партия и два основных политических течения в ней – старочехи и младочехи?. Содержание идеи «исторического права чешского народа»? Какое воздействие на австрославизм оказала реорганизация империи Габсбургов в дуалистическую Австро-Венгрию? Каков был национально-государственный статус Чехии в новой империи по конституции 1867 г.? Причины раскола единой партии, программные установки младочешской Национальной партии свободомыслящих. Политическая, в т.ч. парламентская, деятельности старочехов и младочехов в 70 – 80-е г. Активная организационная дифференциации чешского национального движения в конце ХIХ в. Основные требования Национально-социальной, аграрной, социал-демократической и Чешской народной (реалистической, прогрессистской) партий. Присутствовала ли у какой-нибудь партии задача завоевания государственной самостоятельности Чехии как тактическая установка?

Национальное движение в Словакии отличалось активной реакцией на усилившуюся после 1867 г. политику мадьяризации,преобладанием требований культурно-языкового характера, организационной неоформленностью.Деятельность Словацкой национальной партии, попытки координации освободительной борьбы невенгерских этносов Транслейтании.


45 Паўднёваславянскія народы над уладай Асманскай імперыі (ХУІ-ХУІІІ ст.).

Во второй половине ХIV – ХV в. Османская империя в основном территориально оформилась, осуществив основные завоевания. В ее состав были насильственно включены и многие земли славян Балканского полуострова (Болгария, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, часть Хорватии и др.). Формально Османская держава стала империей в 1453 г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи), когда основная часть Балкан уже была покорена турками. Причины покорения ими славян: феодальная раздробленность всех земель и государств, разобщенность южнославянских народов, отсутствие реальной помощи со стороны государств Западной и Центральной Европы, военное превосходство турок и др. Цена (социально-экономическая, политическая, культурная), какую славянам пришлось заплатить за многовековое насильственное пребывание в составе Османской империи. Но часть территории Сербии не были покорены.

Два взаимосвязанных направления политики Порты на Балканах: организация управления в славянском регионе империи и политика турецкой колонизации полуострова. Основные элементы административного деления империи и османской системы управления (бейлербейство-пашалык-санджак…), соотношение административной, военной и судебной властей на местах. Статус Румелийского бейлербейства в Османской империи. Острейший кризис провинциального уровня управ-

ления в ХVII-ХVIII в.

Все завоеванные турками славянские земли приобретали статус государственных (мирийских). Они делились на три категории: султанские, спахийские и вакуфные. Турецкая военно-ленная (спахийская) система являлась юридической формой аграрно-правовых отношений и организации армии.

В целом для упрочения владычества Порты на Балканах осуществлялся целый комплекс мер социально-экономического, конфессионального, этнокультурного, демографического характера, который назывался турецкой колонизацией. Помимо военно-ленной системы, среди ее элементов проводилась насильственная исламизация населения, массовое переселение турок на Балканы и депортация славян, физическое уничтожение славянской знати, полное подчинение константинопольской патриархии, различные проявления национального гнета и ассимиляторской политики властей и др.

Янычары, их политическую роль и социальные претензии в ХVII – ХVIII в.

Национально-освободительная борьба южнославянских народовначалась сразу же после их покорения. Именно сопротивление османскому владычеству составляло важнейшую тенденцию истории славянского региона империи в позднем средневековье. Изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно оно формировало многие важные черты складывавшихся болгарской и сербской наций, особенности черногорской народности и этносов Боснии и Герцоговины, а также их национального самосознания.

Можно выделить два основных направления национально-освободительного движения: вооруженная борьба и пассивное сопротивление. Содержание, масштабы и динамика гайдучества, его особенности на землях Болгарии и Сербии.

С конца ХVII в. славяне Османской империи все более связывают свое освобождение с Россией.

Важнейшие формы пассивного сопротивления славян, очагами и распространителями которого являлись семья, сельская и городская община, церковный приход и монастырь, Сохранение «чистоты крови», христианской веры, национальной самобытности и национальной культуры.


 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь