ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

 
 

 

 


Итак, цель - это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым ре­зультатом, приступая к ее реализации прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вло­жить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего ид предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».

Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их инфор­мационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после наработки представлений о системе «первичных» функций и формиро­вания знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реа­лизацией личностно важных задач.

Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расши­ряться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, ступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.



По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностях ориентации, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защи­те людей и снабжении каждого утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлече­ние, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п.

В этом перечне функций реально отражены выполняемые журналис­тикой задачи. Но при этом очевидна некоторая бессистемность перечис­ления. Это связано с недостаточной проработкой вопроса о том, что же нужно «контрагентам» массовой информации - массовой аудитории и со­циальным институтам как «потребителям» массовой информации.

Предварительным и обязательным условием информационного взаи­модействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и соци­альными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналис­тики является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуни­кации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникатив­ная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержа­тельном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит знаком­ство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определен­ную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраива­ющую) «потребителя» информационную политику.

Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие ор­гану журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и дей­ствием закона. Более того, через журналистику устанавливаются контак­ты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря воз­можности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый «потребителю» контакт и устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контраген­та», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хо­рошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовле­творяя потребности своих «контрагентов» в информации.

Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ оп­ределяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА.

Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вы­рабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регу­лятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее нагляд­но видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (необходимость учитывать выводы, рекомен­дации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодатель­ством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоав­торитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналисти­ки можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет инфор­мационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общест­венного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоз­зренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосозна­ние людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориенти­рующей, или идеологической.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагают­ся» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, эти­ческое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с иде­ологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значи­тельно слабее связаны с идеологической деятельностью.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области де­ятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных за­просов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удо­вольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые вы­полняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлека­тельными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не ис­ключена вероятность наличия и значимого заряда идеологического характера) (см. схему на стр. 71).

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и спо­собах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, неза­висимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информи­рованности. Однако в журналистике действуют люди со своими взгляда­ми - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представле­ниями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где признан и реализу­ется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики. Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных про­цессов своеобразными представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ).

Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязан­ность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от соци­альной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зави­сит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеоло­гическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие «идея» постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное со стрем­лением к действию (то есть включает n + р). Ведь не случайно восклица­ние «есть идея!» говорит о том, что говорящий не только знает, но и хо­чет. И характеризуя кого-то «это идейный человек», подразумевают его настроенность на реализацию своих представлений о жизни. Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, определенным их потребностями, интересами и стремлениями, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возни­кает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого тер­мина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Надо помнить и то, что сначала сам термин «идеология», введенный в оборот в начале XIX в., использовался для характеристики не связанных с реальностью и часто ложных взглядов. В наше время о термине и его содержании много спорят, порой отрицая и саму необходи­мость идеологии.

Проблема идеологии осложняется еще и тем, что идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично невер­ными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи мо­гут считаться неверными и наоборот. Вот почему в наше время так часто говорят: о деидеологизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применять­ся); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вер­нуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной фор­ме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических по­зиций и перехода на другие). По мнению некоторых людей, идеология вообще «не нужна» и необходимо заменить ее «здравым смыслом» и «объективной наукой». Но «покончить» с идеологией все же не удается, более того, ощущается острая нужда в ясных идеологических ориентирах для общества в целом, а также отдельных его групп и людей.

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть на­учной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или про­грессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фрон­тов, ассоциаций. При этом в структуре идеологических представлений о мире свое место занимают все формы осознания действительности: и де­скриптивные, и прескриптивные, и валюативные, и нормативные. Чем вы­ше степень адекватности этих представлений (т.е. чем точнее наше зна­ние реалий современности, справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее отражает нужды общественного прогресса, и наоборот.

Идеологические представления (политические, экономические, пра­вовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеисти­ческие) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, форми­руют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведен­ческие реакции. В частности, оттого, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и эконо­мические программы (и характер деятельности) тех или иных обществен­ных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в ря­дах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологи­ческие различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порож­дают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможно­сти решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях к вооруженным конфликтам.

Столь важная роль идеологических представлений в массовом созна­нии издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формиро­вания. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналис­тики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и рас­ширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологи­ческими средствами создать и укрепить в своей аудитории определен­ный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Со­знание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суж­дений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фак­тором социальной активности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представле­ний осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналис­тика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества раз­личных по характеру произведений. Именно журналистика способна отсле­живать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в слу­чае необходимости переориентации массовой аудитории.

Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей об­становке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значи­мость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, на­правления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет как бы две стороны процесса - это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.

Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму дейст­вительности. При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях. Чрезвычайно важно при отборе фактов зафик­сировать все существенное, характерное, не позволить мелочам и частно­стям заслонить значимое для выработки адекватной картины мира.

Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предпо­лагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В этой связи всегда оста­ется актуальным вопрос о том, чего следует и можно добиться в данной обстановке. Причем сам отбор и подача материала «о том, что есть» так или иначе будут происходить в связи с представлением о «желаемом бу­дущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют это «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах. Если столкновение их протекает в форме конструктивного диалога, возможна консолидация представлений и усилий. В противном случае произойдет размежевание и борьба за победу одной из позиций.

В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным.

В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение кото­рых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Разумеется, и представления о нормах по­ведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оце­ночных суждений и признанных достойными средств достижения целей.

Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, - ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации.

Ориентация в действительности под влиянием СМИ и в зависимости от их позиций, последовательности проведения информационной линии, умения действовать системно, убедительно, учитывая состояние аудито­рии и деятельность других изданий и программ, может быть: широкой, глубокой и истинной (верная ориентация); слабой, неполной, противоре­чивой, нечеткой (неопределенная ориентация) и широкой, развернутой, но неверной (дезориентация). Достигнутый уровень объективной ориен­тированности масс на основе подлинной информированности характе­ризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. На пути к этому могут встретиться серьезные проблемы в выработке соци­альных позиций и способах их творческой реализации. Преодолению их способствует заинтересованность журналистов в объективной ориента­ции широкой массовой аудитории.

Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсаль­ный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Если «специализированное» сознание человека формируется системой специального образования (и с помо­щью самообразования) и необходимо как база профессиональной дея­тельности, если уникальные черты сознания, с одной стороны, - личност­ные «накопления» профессионала, а с другой - плод индивидуального жизненного опыта в осмыслении окружающего, то массовое сознание – это совокупность представлений (d, v, n, p) различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни (экономической, политической, куль­турной и т.д. и т.п.), которые затрагивают их социальные интересы и ска­зываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Мас­совое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общнос­ти по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социаль­ной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и на­правленность этой активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически.

Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко це­ленаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания И особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания 'в решающей степени зависит характер творческой деятельности журнали­ста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Разли­чия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, мед­ленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, из­менчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структу­ре массового сознания хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массово­го сознания как объекта журналистской деятельности.

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по мате­риалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Миро­воззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопреде­лении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историчес­ком движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д.

Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, миро­воззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспекти­ву, путях к социальному прогрессу. Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, тем лучше выполняют регулятивно-творческую роль - определяют отношение носителей мировоззрения к окружающему, способ­ствуют верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремле­ний и направленности социальной активности людей.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и програм­мы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый труд­ный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному по­ложению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые вклю­чают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на ба­зе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реа­лий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении столетий в самых разных социаль­но-философских, этических, правовых, экономических и др. учениям, рели­гиозных концепциях, даже обыденных, на уровне «здравого смысла» пред­ставлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Частные, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согла­совании с интересами различных «частных» групп в перспективе XXI века начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации (см. подробнее в гл. IV).

Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоз­зренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры вклю­чается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые миро­воззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завер­шенный характер. Однако со временем происходит оформление первоначальных идей в стройные концепции.

Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросо­зерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая прин­ципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-по­нятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образ­ных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная карти­на мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действи­тельности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).

Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной - с помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социаль­ного поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и те­лефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов класси­ческой, народной и эстрадной музыки и т.д.). Важное значение имеет радио (особенно стереофоническое) - передача музыкальных программ и радиоспектаклей, выступления мастеров художественного чтения, ког­да не обязателен видеоряд, а также журналы и газеты, печатающие худо­жественные произведения, рецензии и обозрения новостей из мира ис­кусства. Таким образом СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира.

Созданная в соответствии с позицией редакции, с помощью специ­ально отобранных и специально подобранных для издания или програм­мы произведений искусства (литературы, кино, живописи, театра, графи­ки, скульптуры и т.д.), образная «модель действительности» (если она создавалась не только в целях просвещения, но и в целях формирования суждений о жизни) «работает» (как и мировоззрение) на понимание и оценку разворачивающейся на глазах у массовой аудитории действитель­ности. Рассматривая сквозь призму осмысленных вечных образов и ситу­аций (Гамлет, король Лир, Яго, Печорин, Обломов, князь Мышкин, Мелехов, Шариков и др.) явления современной жизни, аудитория СМИ способна более глубоко осознать их и, соответственно оценив, выработать твердое к ним отношение, обогащенное эмоционально-образно. Ведь даже про­стое уподобление современных явлений гамлетизму, донкихотству, обло­мовщине или «бесовщине» (если, разумеется, аудитории понятен смысл, заключенный в данных «терминах») способно вызвать бурную реакцию и произвести глубокое впечатление, а также помочь выработать твердое от­ношение к ним, влияющее на самосознание и поведение людей.

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощу­щает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных яв­лений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой француз­ской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Ста­лин, Рузвельт и Черчилль, Де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что про­шлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на буду­щее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, чер­пать из него уроки и извлекать опыт.

Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные пред­ставления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Ис­торическое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследован­ных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. Но она способна сделать многое при помощи специфических, ей присущих методов: отмечая исторические даты, ведя рубрики типа «Взгляд сквозь годы», «Прошлое в настоящем», освещая деятельность научно-исторических учреждений, жизнь памятников старины в современных условиях, откликаясь на новин­ки литературы, художественные выставки, «презентацию» реконструиро­ванных зданий и сооружений, демонстрируя состояние массового истори­ческого сознания и рассказывая об увлеченных историей людях и т.д.

История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение лю­дей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкрет­ных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошед­шие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «посто­янна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь