Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест.

Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест.

Пыль

Пыль представляет собой смесь различных но величине твердых частиц. При любом пылевом загрязнении пыль может быть природной или же из вы­бросов предприятий. В зависимости от компонентов пыль может быть свин­цовой, кремниевой и тд.

Пыль может вызывать атрофи^еские заболевания, заболевания легких -силикозы (вызываются пылью, содержащей двуокись кремния), гнойничковые заболевания кожи, заболевания глаз (конъюнктивиты и др.), снижение имму­нитета и др.

Сажа

Сажа содержит большое количество канцерогенных веществ. Истори­чески известна так называемая болезнь трубочистов - рак кожи. Это объяс­няется тем, что такой компонент сажи как 3,4-бензпирен является сильным канцерогеном.

3. Сернистый газ (диоксид серы, сернистый ангидрид) -SO2.

Образуется при сгорании любого вида топлива. Особенно много серни­стого газа образуется при сгорании каменного угля. Сернистый ангидрид ток­сичен. Во влажном воздухе сернистый ангидрид присоединяет воду с образо­ванием сернистой кислоты. Из сернистой кислоты образуется серная кисло­та. Серная кислота воздействует на слизистые оболочки (дыхательной систе­мы, ЖКТ), разрушает их, что способствует возникновению инфекционных заболеваний. Кроме того большое количество сернистого газа в воздухе мо­жет приводить к нарушению окислительно-восстановительных процессов, ферментативной активности, нарушению высшей нервной деятельности и др. Сернистый газ i-убительно действует на зеленые растения..

Оксиды азота

Всегда выделяются при сгорании топлива (особенно автомобильного) и получении азотистой кислоты Т.е. наибольшее количество оксидов азота в воздухе отмечается в районах химических комбинатов и автомагистралей.

Из оксидов азота может образовываться азотная кислота, которая небла­гоприятно воздействуют на дыхательные пути, миокард. Изменения со сторо­ны миокарда бывают значительно выражены даже при небольших концен­трациях азотной кислоты и ее солей. Высокая концентрация оксидов азота в атмосфере часто бывает причиной кислотных дождей (с рН до 4 и ниже).

Угарный газ (СО)

Образуется при сгорании любого топлива, при работе автомобильных 1вигателей. Угарный газ может быть причиной острого отравления.

Попадая в кровь, угарный газ образует комплекс с гемоглобином -шрбоксигемоглобин. Сродство СО к гемоглобину в сотни раз выше чем у ки-лорода. Из-за связывания гемоглобина угарным газом возникает гипоксия в ;вязи с нарушением транспорта кислорода кровью. При связывании полови-1Ы всего гемоглобина крови угарным газом (при 5О % карбоксигемоглобина >т всего количества гемоглобина) происходит тяжелое отравление с возмож-<ым летальным исходом.

Существует возможность хронического отравления угарным газом, свя-(анного с постоянным вдыханием его в повышенных концентрациях и посто-\ иным присутствием в крови карбоксигемоглобина (у курильщиков, инспек­торов ГАИ, регулировщиков). При этом могут возникать астеновегетативный индром, бессонница, головные боли, ухудшение памяти, снижение быст-|юты рефлекторных реакций и др.



Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений.

1) Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим на­правлениям:

1. Замена токсичных веществ, использующихся в производствен­ном цикле, на менее токсичные.

2. Замена сухих методов работы мокрыми.

3. Герметизация и автоматизация производственного процесса.

4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных про­изводств и тд.

2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки про­мышленных выбросов на.очистных сооружениях. Очистка может осуществ­ляться следующими методами:

1. Использование сухих механических, пылеулавливателей (пьшеотстойная камера, циклон и др.)

2. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др)

3. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и дру­гие методы..

3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаимо­расположении промышленных и жилых зон.

1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 мет­ров.

2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом на­правления преобладающих ветров. 4) Установление предельно допустимых концентраций(ПДК).

ПДК- это максимальная концентрация, в которой допускается нахожде­ние вещества в атмосферном воздухе.

Ионизация воздуха и ее гигиеническое

Значение. Естественные и искусственные

Источники ионизации.

Под ионизациейпонимают наличие в воздухе заряженных частиц - аэ­роионов (положительно или отрицательно заряженных молекул) и аэродис­персий - более

6. Влияние высокой температуры воздуха на организм. Терморегуляция. Физиологические на­рушения и заболевания, связанные с перегревани­ем организма. Меры профилактики.

Терморегуляция.

Цель терморегуляции - поддержание постоянной температуры тела при изменяющихся условиях внешней среды. В основе терморегуляции лежат два противоположных процесса - теплопродукция и теплоотдача.

Основную роль в регуляции теплообмена играет теплоотдача. Она осу­ществляется следующими путями:

1. Конвекция - нагревание воздуха, прилегающего к поверхности тела или к поверхности одежды. Одежда нагревается методом теплопере­дачи или тешюпроведения при контакте с телом. Потеря тепла мето­дом теплоотдачи также возможна при непосредственном контакте с предметами окружающей среды, имеющими более низкую температу­ру, чем тело человека. Отдача тепла методом конвекции возможна только в том случае, если температура окружающего воздуха ниже, чем температура тела. Составляет примерно 20 % от всей теплоотда­чи. Высокая влажность воздуха увеличивает потери тепла путем кон­векции.

2. Излучение - составляет самую большую часть (56 %). Осуществляется только в том случае, если температура воздуха и окружающих предме­тов ниже температуры тела.

3. Испарение составляет 24 %. Отличается тем, что протекает при любой температуре окружающей среды. Является единственным методом теп­лоотдачи в том случае, когда температура окружающей среды выше температуры тела. Чем выше скорость движения воздуха и ниже влаж­ность, тем быстрее идет процесс испарения. Неподвижный воздух и высокая влажность, напротив, сильно затрудняют отдачу тепла путем испарения.

Гигиеническое значение двуокиси углерода как

Санитарного показателя загрязненности воздушной

Нохч лхГви

Основные физиологические функции зрительного аппарата и их изменения при различных условиях ос­вещенности.

■ Что такое освещенность?

Освещенность- это иношость светового потока на освещаемой по­верхности. Измеряется в люксах (лк).

Световой поток - это мощность лучистой энергии, оцениваемая по све­товому ощущению, которое она производит. Измеряется в люменах (лм)

Гигиенические требования к естественному и искус­ственному освещению.

Естественное освещение.

На интенсивность естественного освещения влияют: географическая ши­рота, время года, время дня, облачность, запыленность атмосферы, ориента­ция здания, близость и размеры затеняющих объектов, площадь, расположе­ние и форма окон, цвет стен, потолка, пола, мебели, глубина помещения, площадь помещения и др.

Для гигиенической оценки естественного освещения использую следую­щие показатели:

Показатель Характеристика Норма
Световой ко­эффициент Отношение остекленной поверхно­сти окон к площади пола Жилые помещения — 1:8 - 1:10.Школь­ные классы - 1:4-1:5
Угол падения. Угол падения лучей света относи­тельно горизонтальной плоскости 27°
Угол отвер­стия Угол между верхней границей окна и крышей противостоящего здания (видимый из окна участок неба)
Коэффициент глубины зало­жения Отношение длины (глубины) поме­щения к высоте окна Не менее 2.5
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) Отношение освещенности в данной точке помещения к одновременной наружной освещенности (в тени), выраженное в процентах. Вжилых помещениях - не менее 0.5 % в 1 м . от стены, проти­воположной окнам. В классах - не менее 1%.

Искусственное освещение.

Требования к искусственному освещению:

1) Достаточность

2) Близость по спектру к естественному свету

3) Равномерное распространение

4) Отсутствие слепящего действия

5) Отсутствие побочных эффектов

6) Экономичность

Источники искусственного света:

1) Люминесцентные лампы. По спектру близки к естественному свету, экономичны, дают равномерное освещение. Недостатки - небольшой шум, стробоскопический эффект (пульсация светового потока)

2) Лампы накаливания. Менее экономичны, не близки по спектру к ес­тественному свету, однако не имеют недостатков люминесцентных ламп. Используются чаще, особенно в бытовых условиях.

Системы освещения:

1) Общее освещение.Осуществляется за счет прикрепленных к потолку светильников. Светильники могут быть

1. Прямого света. Весь свет идет прямо вниз, создавая тени, нерав­номерность освещения, оказывая слепящее действие.

2. Отраженного света. Свет идет к потолку (за счет абажура) и от­ражается от него вниз. Наиболее благоприятны (мягкий, равно­мерный свет), экономически невыгодны.

3. Рассеянного (полуотраженного) света - наиболее распространены. Дают равномерное освещение во всех направлениях, удовлеудовлетворяют экономическим требованиям.

2) Местное освещение. Создает освещенность (на освещаемой поверхно­сти), которая должна превосходить по силе общую освещенность ок­ружающего пространства (не больше чем в 10 раз, так как при силь­ном контрасте глаза во время перерывов в работе не успевают при­спосабливаться к меньшей освещенности и наступает утомление).

3) Комбинированное освещение (местное + общее)

4) Смешанное -(искусственное + естественное) - самое распространенное и благоприятное.

Нормы общего искусственного освещения:

Нормируется освещенность. При этом нормы освещенности для люми­несцентных ламп в 2 раза ниже, чем для ламп накаливания.

Нормы освещенности в различных (не больничных) помещениях:

Помещение Лампы на­каливания Люминесцентн ые лампы
Жилые помещения 50 лк 100 лк
Учебные классы, библиотеки и тд. 150 лк 300 лк
Банки, сберкассы, почта и тд. 200 лк 400 лк

Естественно, что нормы сравниваются с реальной освещенностью. Реальную освещенность можно определить двумя способами

1. Путем измерения с помощью специального прибора - люксометра

2. Расчетным путем:

Освещенность = Число ламп * Мощность одной лампы * Е

Площадь помещения Е = 2.5 для ламп накаливания Е = 12 для люминесцентных ламп

Военная

Дифференцированность.

В зависимости от боевой подготовки, специальности, возраста, условий в настоящее время имеется 5 основных пайков :

1. Общевойсковой (солдатский).

2. Летный

3. Морской

4. Подводный

5. Лечебный

Кроме основных пайков имеются также 30 дополнительных.

Регламентированность.

Режим питания на кораблях и в береговых частях.

У солдат - трехразовое питание: Завтрак 30 % от всего дневного рациона Обед 50 % Ужин20 %.

У матросов - четырехразовое питание, так как кроме завтрака, обеда и ужина еще есть вечерний чай. Распределение таково: Завтрак 25 %

Обед 45 %

Вечерний чай 10 % Ужин 20 %.

Если солдаты и матросы на 6epeiy, то они получают 100 % пайка, в по­ходе - 70 %, а в экстремальных условиях - 30 %. Остальное потом отдают сухим пайком.

4. Особенности санитарно-гигиенической эксперти­зы продуктов, загрязненных РВ, ОВ.

. Исследование продовольствия и воды, зараженных радиоактивными веществами (РВ)может производиться с помощью рентгенометра ДП-5А по у-излучения или с помощью прибора РЛУ-2 по р-излучению.

Меры дезактивации воды.

Если активность воды равна 14 мрентген/час, то такую воду можно пить одни сутки и не больше 2.5 литров. При активности 3 мрентгена/час, то та­кую воду можно пить 30 суток по 2.5 литра. Если активность равна 1.4 мрентген/час, то можно пить без ограничений

Дезактивации помогает выдерживание во времени, коагуляция, фильтра­ция. Если радиоактивные вещества растворимы, то применяются ионообмен-ники.

13. Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях. Табельные и подручные средства очист­ки воды.

Методы улучшения качества воды (очистки) в полевых условиях:

1) Физические методы.Осветление осуществляется за счет отстаи­вания, коагуляции и фильтрации. В качестве коагулянтов применяются сернокислый алюминий, хлорное железо. Фильтрация чаще всего осуще­ствляется через антрацитную крошку и через ткань. Кроме того, при по­падании в воду ОВ и РВ применяются ионообменники.

2) Химические методы.Дегазация: при попадании отравляющих га­зов воду сначала пропускают через гашеную известь, а затем уже пропус­кают через обычные фильтры.

3) Хемосорбция.Отравляющие вещества сорбируются на карбофер-рогеле (уголь, обработанный гелем железа)

4) Просто сорбционные методы. Возможно осаждение ОВ на акти­вированном угле (березовый уголь).

Обеззараживание.

Обеззараживание воды может производиться следующими способами:

1) Нормальное хлорирование. На 1 литр воды надо добавить до 5 мг активного хлора, чтобы остаточный хлор был 0.3-0.5 мг/л.

2) Гиперхлорирование. 10-15-30-50 мг активного хлора на 1 литр во­ды.

3) Суперхлорирование. От 100 мг/л активного хлора. Применяется в том случае, если в воде находятся споры сибирской язвы, так они при меньших концентрациях не гибнут.

При хлорировании в нолевых условиях обычно применяется ДТСГК (двутреть основная соль гипохлорита кальция). Он содержит 60 % активного хлора. Кроме того применяют НГК (нейтральный гипохлорит кальция). Он содержит 70 % активного хлора.

Табельные средства для очистки и обеззараживания во­ды:

Все процессы очистки воды в армии и на флоте осуществляются на спе­циальных табельных средствах.

 

пуль­сового) и др.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ.

1. Рациональное питание. Основные требования. Особенности питания людей различных возрастов и

Профессий.

Рациональное питание.

Рациональное питание - это питание, сбалансированное в качествен­ном и количественном отношении и адекватное ряду факторов.

Одним из принципов рационального питания является его адекват­ность. Качественная адекватность подразумевает, что рациональное питание должно восполнять потребности человека в белках, жирах, угле­водах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах. Количествен­ная адекватность заключается в том, что питание должно соответство­вать энергетическим затратам организма.

Другим требованием к рациональному питанию является его сбалан­сированность - оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Это соотношение должно примерно составлять 1:1:4(Б:Ж:У = 1:1:4)

Также важно соблюдение режима питания, т.е. правильное распре­деление пищи между различными приемами в установленное время с соблюдением определенных интервалов. На завтрак должно приходиться 30 % всей суточной калорийности, на обед - 50%, на ужин - 20%. При четырехразовом питании на завтрак приходится 25%, на обед - 45%, на полдник - 10% и 20% на ужин.

Желательно, чтобы прием пищи происходил всегда приблизительно в одно и то же время. Перерыв между едой и физической работой должен составлять 0.5-1 час. Ужин должен быть не позднее, чем за 1.5-2 часа до сна, чтобы основной процесс пищеварения успел завершиться.

Необходимо также предусматривать определенное распределение продуктов по отдельным приемам пищи. Продукты, богатые белками, лучше употреблять за завтраком и обедом, так как они требуют большей работы органов пищеварения и дольше задерживаются в желудке. На ужин лучше употреблять легкую пищу, которая быстрее покидает желу­док, например молочно-растительные блюда. На завтрак полезно есть кашу, так как она обладает ощелачивающим действием, нейтрализуя соляную кислоту, образующуюся за ночь.

Все продукты кроме хлеба обладают свойством приедаемости, одно и то же блюдо не должно повторяться больше чем 2 раза в неделю.

Питание детей.

Питание ребенка должно быть по крайней мере 4-5-кратное в пер­вые годы жизни, с переходом потом на 3-кратное.

У ребенка повышена потребность в белках, так как они являются основным «строительным материалом» и необходимы для роста и разви­тия. Чем меньше возраст ребенка, тем больше белка требуется ему на единицу массы тела. Доля животного белка должна составлять не менее 60% (мясо, яйца, рыба, молоко).

Количество жиров также должно быть несколько увеличено, т.к. они являются основным источником энергаи.

Дети должны получать достаточное количество кальция, что необхо­димо для нормальной работы сердечно-сосудистой системы, построения костей. Необходим также полный набор незаменимых аминокислот, все витамины. В рационе должно быть много фруктов и овощей, которые содержат не только витамины, но и целый ряд важных органических кислот и других веществ, которые способствуют правильному обмену веществ.

В детском возрасте необходима повышенная энергетическая цен­ность питания, что объясняется более интенсивным обменом веществ, значительной подвижностью детей, невыгодным соотношением между поверхностью тела и массой.

Питание людей пожилого возраста.

В пожилом возрасте, как правило, уже происходят атрофические процессы, в частности, в ЖКТ. Поэтому количество белков, жиров и углеводов должно быть снижено. В связи с протеканием гнилостных процессов должно быть уменьшено количество мяса, жиров. Немного увеличено должно быть количество полиненасыщенных жирных кислот, которые способствуют удалению из организма холестерина. Мясо хорошо заменять рыбой. В организм должны поступать фосфолипиды, а также антиокислительные вещества - витамин Е, селен.

Питание людей умственного труда.

У людей, занимающихся умственным трудом имеет место гипокинез, поэтому окисление продуктов в организме идет значительно слабее, в результате чего происходит накопление, отложение ненужных организму вешеств. В питании этой группы людей должно быть достаточное коли­чество сахара, овощей и фруктов, но в то же время, должно быть не­сколько уменьшено количество жиров. Необходимо достаточное количе­ство аминокислот, в первую очередь тех, которые содержатся в твороге, молочных продуктах. Также необходимо, чтобы организм получал каль­ций и достаточное количество фосфора. Фосфор содержится в зерновых продуктах, крупах, рисе и некоторых овощах. В связи с сидячим образом жизни в рационе должно быть достаточное количество овощей и клет­чатки для стимуляции моторики кишечника.

Питание людей физического труда.

Рацион людей физического труда может содержать повышенное ко­личество углеводов - на 25-30%, так как требуется большое количество энергаи. Также может быть увеличено количество мясных продуктов. Необходимы овощи в большем количестве для усиленного вывода из организма вредных веществ.

Необходимая энергетическая ценность рациона определяется интен­сивностью труда. По этому критерию взрослое трудоспособное население условно делится на 5 групп:

Группа Энергетическая цен­ность (ккал/сутки)
        Мужчины Женщины
Работники преимущественно умственного труда 2550-2800 2200-2400
Работники, занятые легким физи­ческим трудом 2750-3000 2350-2550
Работники среднего по тяжести труда 2950-3200 2500-2700
Работники тяжелого физического труда 3450-3700 2900-3150
Ь Работники, занятые особо тяже­лым физическим трудом 3900-4300 -

Примечание: с возрастом норма калорийности уменьшается. Нижняя граница диапазона дана для возраста 40-59 лет, верхняя - 18-29 лет.

2. Различные концепции питания человека. Их оцен­ка.

В настоящее время существует большое количество различных не­традиционных концепций питания, каждая из которых имеет определен­ные достоинства и недостатки. Мы рассмотрим лишь основные теории.

Вегетарианство- система питания, исключающая или значительно ограничивающая потребление продуктов животного происхождения. Сре­ди вегетарианцев выделяются фрукторианцы (считают естественной пи­щей человека фрукты и орехи), макробиотики (зерновые продукты), лактовегетерианцы (допускают употребление молока и молочных про­дуктов) и тд.

Рациональным в вегетарианстве является признание высоких пище­вых достоинств овощей и фруктов как ценных источников витаминов, органических кислот и минеральных веществ. Продукты растительного происхождения богаты клетчаткой, которая необходима для нормальной работы кишечника, удаления накапливающихся в нем токсических ве­ществ, выведения из организма холестерина. Вегетарианская диета полез­на при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Доказано, что число инфарктов у вегетерианцев на 90% ниже. Наконец, вегетарианская кухня более выгодна с экономической точки зрения.

В то же время, при употреблении только растительной пищи не обеспечивается потребность организма в полноценных белках. Несмотря на значительное содержание белков в некоторых растительных продук­тах, они являются неполноценными, т.к. не содержат необходимых орга­низму незаменимых аминокислот. Последние человек получает только с продуктами животного происхождения (мясо, рыба, молоко, яйца). Кроме того, белки растительного происхождения хуже усваиваются.

При преобладании растительных продуктов в диете, прежде всего наблюдается недостаток трех аминокислот; метионина, лизина, трипто­фана. Метионин обладает липотропным свойством, препятствует ожире­нию и накоплению жира в печени, играет важную роль в профилактике

атеросклероза. Лизин необходим для обеспечения роста, кроветворения. Триптофан важен для роста и поддержания азотистого равновесия.

Некоторые витамины (В^, D) содержатся преимущественно в про­дуктах животного происхождения, поэтому при преобладании в рационе растительной пищи могут наблюдаться соответствующие гиповитаминозы.

Таким образом, строгое вегетарианство вряд ли может быть реко­мендовано в качестве постоянной системы питания, особенно для моло­дого растущего организма и людей, занимающихся тяжелым физическим трудом.

Принцип теории раздельного питания (Шелтона)основан на том, что для каждого продукта необходимы свои пищеварительные ферменты и свое время переваривания. В соответствии с теорией Шелтона при совместном употреблении продуктов они не могут нормально перевари­ваться, что ведет к усилению процессов брожения в кишечнике, наруше­нию обмена веществ и, в конечном итоге, к старению организма.

Согласно теории раздельного питания друг с другом можно сочетать только вполне определенные продукты. Например, мясо и рыба - продук­ты, который лучше употреблять отдельно, но они могут сочетаться с овощами (но не с хлебом). Растительное масло может сочетаться с хле­бом, овощами, орехами. Сахар может сочетаться только с овощами. Мо­локо не может сочетаться ни с чем, творог - со сметаной, овощами, фруктами, орехами и тд.

Определенная логика в теории раздельного питания безусловно есть, однако следовать ей в жизни довольно затруднительно.

Концепция сыроеденияпредлагает питаться только сырыми продук­тами. Смысл этого заключается в том, при нагревании и кулинарной обработке разрушаются многие витамины, минеральные соли при варке переходят в раствор. Кроме того, нагревание само по себе снижает цен­ность питательных веществ. При употреблении сырых продуктов также увеличивается насыщаемость на 30-40%.

Система фракционного голодания (разгрузочных дней)основана на том, что 5 (или меньше) дней в неделю человек питается как обычно, а 2 дня (или больше) - либо вообще не питается, либо сидит на жесткой диете. В разгрузочный день допускается употребление на выбор или ки­лограмма моркови, или килограмма свеклы, или литра кефира, или литра яблочного сока, или триста граммов отварного мяса или др. Система разгрузочных дней применяется в основном с целью похудания.

В соответствии с очковойдиетой каждому продукту приписывается определенное количество очков, которое определяется исходя из кало­рийности. Человек, желающий похудеть, не должен набирать за день более 40 очков.

3. Белки, их роль в питании человека, содержание в различных продуктах, суточная потребность орга­низма в белках. Оценка биологической ценности.

Значение белков для организма:

1. Как известно, белки представляют собой высокомолекулярные орга­нические вещества, являющиеся основным структурным элементом всех клеток и тканей, пластическим субстратом для роста и разви­тия организма, процессов регенерации. Недостаток белков ведет к алиментарной дистрофии, выражающейся в похудании, так как орга­низм человека не может синтезировать белки из неорганических ве­ществ и начинает расщеплять собственные белки, в частности белки скелетной мускулатуры. Дефицит белка приводит к замедлению роста и развития в детском и юношеском возрасте.

2. Белки являются ферментами и гормонами, катализируя обменные процессы и выполняя регуляторную функцию. Таким образом, при не­достатке белков нарушается нормальное течение обменных процессов.

3. Иммуноглобулины (антитела) являются белками и выполняют защит­ную функцию. Значительный дефицит белка может привести к имму-нодепрессии, снижению реактивности и резистентности организма.

4. Белок имеет большое значение в деятельности центральной нервной системы. Недостаток белка в пище приводит к снижению внимания, работоспособности и тд.

5. Недостаток белка в пище приводит к понижению барьерной функции печени, изменениям эндокринной системы.

По происхождению белки можно разделить на

1. Животные - содержащиеся в продуктах животного происхождения.

2. Растительные - содержащиеся в продуктах растительного происхожде­ния.

Белки животного происхождения являются более полноценными. Полноценность белковопределяется содержанием в них всех необходи­мых аминокислот, в частности незаменимых аминокислот, которые должны обязательно присутствовать в рационе, так как не синтезируются в организме из других аминокислот. К незаменимым аминокислотам от­носятся лизин, триптофан, гистидин, изолейцин, лейцин, метионин, ва-лин, треонин, фенилаланин и аргинин с гистидином для детей.

Полноценные животные белки содержатся в наибольшем количестве в желтке куриного яйца, мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах (сыр, творог). В растительных продуктах полноценные белки содержатся в сое, в меньшей степени в фасоли, картофеле, рисе, овсянке, гречихе. В хлебе, горохе и других крупах в основном содержатся неполноценные белки.

При преобладании растительных продуктов в диете, наблюдается главным образом недостаток трех аминокислот: метионина, лизина, трип­тофана. Метионин обладает липотропным свойством, препятствует ожи­рению и накоплению жира в печени, играет важную роль в профилактике атеросклероза; содержится в сравнительно больших количествах в моло­ке, яйцах, твороге, треске, говядине. Лизин необходим для обеспечения роста, кроветворения и содержится практически в тех же продуктах.

Триптофан содержится в телятине, мясе дичи, печени, почках и важен для роста и поддержания азотистого равновесия.

Гиповитаминозы.

Гиповитаминозпредставляет собой комплекс нарушений, возни­кающий в организме при недостаточном поступлении тех или иных вита­минов. Крайней степенью витаминной недостаточности является авита­миноз.При чрезмерном употреблении некоторых витаминов возникают патологические состояния, называемые гипервитаминозами.

Причины гиповитаминозамогут быть экзогенными и эндогенными. К экзогенным причинам относятся:

1. Недостаток витамина в пище

• Отсутствие в рационе продуктов, содержащих витамин

• Разрушение витаминов при кулинарной обработке пищи, транс­портировке, хранении продуктов (профилактика - см. ниже). Са­мые неустойчивые витамины -Си А, они расщепляются на свету, воздухе, при термической обработке.

2. Несбалансированное и некачественное питание: неправильное соот­ношение между белками, жирами и углеводами в рационе. Например, при недостатке жиров снижается усвояемость жирорастворимых вита­минов. При недостаточном поступлении в организм белков может на­блюдаться гиповитаминоз А, нарушение усвояемости витаминов груп­пы В в некоторых тканях и др.

3. Условия внешней среды. Например, при недостатке ультрафиолетовой радиации в детском возрасте может развиваться рахит вследствие не­достаточного образования витамина D.

4. Повышенные физические и психические нагрузки. Приэтом организм нуждается в повышенном поступлении витаминов, поэтому возникает относительный гиповитаминоз.

5. Воздействие вредных профессиональных факторов (вибрация, холод и

др)

6. Применение антибиотиков широкого спектра действия и химиопре-паратов (в особенности группы ГИНК). Развивается дисбактериоз, который приводит к гиповитаминозу вследствие нарушения витамин-синтезирующей функции микрофлоры.

Эндогенные причины:

1. Нарушение всасывания витаминов при заболеваниях ЖКТ (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит с пониженной секрецией и др.), при глистных инвазиях, после резекции желудка кишки, при дефиците эндогенного фактора Касла (витамин В и) и др.

2. Повышенная потеря витаминов с мочой при заболеваниях почек, при­менении мочегонных средств

3. Заболевания печени

4. Усиленная потеря витаминов при диарее (например, при ряде инфек­ционных заболеваний)

5. Повышенный расход витамина С при туберкулезе

Wit

Проявление недостаточное;?!*

1. Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения) - наиболее ранний признак гиповитаминоза А

2. Поражение кожи (кожа становится сухой, шершавой), слизи­стых ЖКТ, верхних дыхательных путей, мочеполовой систе­мы

3. Плохое заживление ран, нарушение процессов регенерации

4. Ксерофтальмия (сухость роговой оболочки глаза) и керато-маляция (размягчение и распад роговицы)

5. У детей - торможение роста, снижение массы тела

—-

Гигиен,

D 1. У детей - рахит (размягчение и деформация костей, задержка прорезывания зубов) 2. У взрослых - остеопороз, кости становятся хрупкими - час­тые патологические переломы
К Нарушения свертываемости крови, приводящие к самопроиз­вольным паренхиматозным кровотечениям
E Дистрофические дегенеративные изменения в скелетной муску­латуре с развитием мышечной слабости, шелушение кожи, на­рушение функции биомембран. При авитаминозе - стерильность.
BV 1. При недостаточности - психическая и физическая утомляе­мость, ослабление памяти, внимания, раздражительность, го­ловная боль, бессонница, боли по ходу нервных стволов, тя­жесть и слабость в ногах, нарушение кожной чувствительно­сти и тд. 2. При авитаминозе - болезнь бери-бери (мышечная слабость, нарушение перистальтики, потеря аппетита и истощение, пе­риферический неврит, спутанность сознания, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы). Диагностический признак - увеличение содержания ПВК в крови.
Вг к 1. Со стороны глаз - светобоязнь, слезоточивость, резь в глазах 2. Растрескивание красной каймы губ, уголков рта (ангулярный стоматит) 3. Остановка роста и выпадение волос 4. В тяжелых случаях - распространенные дерматиты, трофиче­ские язвы, гипохромная анемия
Вз 1. Потеря аппетита, истощение 2. Повышенная умственная и физическая утомляемость, нару­шения сна, головные боли 3. Дерматиты, поражения слизистых 4. Поражение эндокринных желез, нервной системы, почек, сердца
Be, Мышечная слабость, затрудненная походка, раздражительность, своеобразные воспалительные изменения на слизистых оболоч­ках полости рта, губ, языка, дерматиты
Bi2 v 1. Возникновение пернициозной злокачественной гиперхромной анемии (В п-дефицитная анемия) 2. Дегенеративные изменения нервной системы на уровне спин­ного мозга и периферических нервов 3. Изменения эпителиальных клеток на уровне желудка
с, Общая слабость и утомляемость, апатия, сонливость, бледность и сухость кожи, боли в мышцах, небольшая кровоточивость десен, кожные кровоизлияния, кариес, пониженная сопротивляе­мость к простудным и инфекционным болезням. При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелое забо­левание - цинга, основными симптомами которого являются мел­кие кожные и крупные полостные кровоизлияния, кровоточи­вость и разрыхление десен, выпадение зубов, мышечная слабость др.
р 1. Увеличение ломкости и проницаемости капилляров 2. Общая слабость и утомляемость
рр 1. Общая слабость и повышенная утомляемость, ослабление памяти, головокружения, сухость кожи 2. При авитаминозе развивается тяжелое заболевание - пелла­гра. Проявляется нарушением общего состояния, нарушения­ми со стороны кишечника, выраженными кожными измене­ниями, расстройствами психики (так называемые три «д»: дерматит, диарея, деменция)
Вс Дефицит фолиевой кислоты проявляется макроцитарной анеми­ей, лейкопенией, агранулоцитозом, тромбоцитопенией. Также развивается глоссит, стоматит.

Профилактика гиповитаминозов.

Как уже упоминалось, одной из экзогенных причин гиповитаминоза может быть неправильное хранение, транспортировка, кулинарная обра­ботка. Дия того, чтобы избежать значительных потерь витаминов необхо­димо (на примере витамина С):

1. Осуществлять транспортировку овощей только в деревянной таре.

2. Хранение в вакууме при температуре не выше +1-3°С.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь