Понятие «малое предприятие», его роль и значение в современных условиях.


Понятие «малое предприятие», его роль и значение в современных условиях.

«малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Сущность и значение малого предприятия в современных условиях.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит.

Социальное, экономическое и политическое значение малого предпринимательства.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доля малого бизнеса в экспорте продукции;

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей ве­личине;

• доля основного капитала, функционирующего в малом биз­несе;



• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно­хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направ­лений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

• в современных условиях Российской Федерации, когда про­цесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном пла­не является важнейшим фактором поступательного подъема на­циональной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплано­вый характер. В результате развития малого бизнеса она проявля­ется по следующим направлениям:

• более полное удовлетворение потребностей граждан в про­дукции и услугах;

• улучшение качества обслуживания;

• более высокая удовлетворенность людей, особенно высоко­образованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

• формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

• формирование многочисленного класса мелких собственни­ков, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспече­нии порядка и стабильности в обществе и экономике;

Факторы, влияющие на формирование малых форм предпринимательства.

— факторы прямого воздействия:

1) характер и состояние рыночных отношений: потребительский спрос; предложения; условия торговли на рынке (формы и методы торговли, коммерческая практика, условия товародвижения, правовые вопросы, торгово-политические условия);

2) хозяйственные связи фирмы: сеть поставщиков сырья, материалов, оборудования, топлива и энергии; обеспечение рабочей силой необходимых специальностей и квалификации; отношения с финансовыми институтами- кредиторами или инвесторами (банки, акционеры, частные лица); отношения с профсоюзами;

— факторы косвенного воздействия:

1) регулирование предпринимательской деятельности;

2) общеэкономические: требования научно-технической революции; состояние экономики страны; предпринимательский климат;

3) общеполитические.

Чаще всего выделяются следующие основные факторы, сдерживающие развитие МП в России:

неразвитость рыночной инфраструктуры;

чрезмерно сложная и постоянно меняющаяся налоговая система

значительное количество административных препятствий, понимаемых в широком смысле слова

затрудненный доступ предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам банковской структуры. В частности, широкое создание венчурных фирм предполагает относительный избыток финансовых средств у концернов, банков, страховых компаний, что действительно имело место на западе

отсутствие бюджетной политики для финансирования предпринимательских проектов;

несоответствие между образовательным и квалификационным уровнем специалистов и рабочих, недостаточная профессиональная подготовка к ведению предпринимательской деятельности

Виды и методы конкуренции.

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных

принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными возможностями двигателя.

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лиш качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Методы конкуренции.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к

нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли.

Понятие «малое предприятие», его роль и значение в современных условиях.

«малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь