Новаторство в творческом наследии.


В биографии гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха немало фактов свидетельствующих о его глубокой связи с хоровым искусством. Обладая замечательным дискантом, Бах с детства начал петь в хоре городской школы своего родного города Эйзенаха. Позднее он пел в хоре Ордруфского лицея, а за тем в возрасте 15 лет, в церковном хоре школы св. Михаила в Люнебурге. В последние годы своей жизни Бах был кантором Лейпцигской школы св. Фомы. Хор этой школы, существующий до сих пор («Томанер-хор»), известен во всем мире как замечательный интерпретатор баховских сочинений.

Хоровые и вокально-симфонические сочинения составляют почти половину творчества Баха. Наиболее крупными произведениями, в которых хор играет первостепенную роль, являются «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», месса h-moll. Кроме того, перу композитора принадлежат еще 4 мессы, 7 мотетов, множество хоралов. Мотеты Баха - единственные сочинения a capрella.

Кантаты – основной жанр в творческом наследии Баха. Он сочинил около 300 духовных кантат (сохранилась 201 кантата), и около 26 светских кантат. Почти во всех произведениях этого жанра хор играет основную роль.

Кантата как жанр возникла в Италии, в начале XVII века, как форма вокальной лирики, затем приблизилась к типу небольшой лирической оперы или оперной сцены (наиболее известные композиторы, которые работали в этом жанре Дж. Кариссими, А. Страдела, А. Скарлатти, А. Вивальди). Со временем, наряду с сольной камерной кантатой, утверждается хоровая кантата, иногда даже без сольных номеров. Ко времени жизни Баха кантата сложилась как произведение, состоящее из нескольких номеров, в которых чередовались сольные и хоровые эпизоды.

Кантаты Баха – циклические произведения, состоящие из нескольких номеров, которые объединены единой сюжетной линией. Светские кантаты, как правило, написаны на жанрово-бытовые сюжеты. Поводом к сочинению светских кантат часто являлся какой-нибудь частный случай – день рождение высокопоставленного лица, другие события.

В 1723 году, композитор пишет одно из своих наиболее известных вокальных сочинений – «Magnificat». По характеру образов произведение близко к большим праздничным кантатам Характерно расширение трактовки добаховских сочинений этого жанра:

- драматургия по принципу контраста,

- тематическая арка,

- в оркестре – большое внимание к тембрам,

- связь с танцевальными жанрами: менуэт, гавот, сицилиана, сарабанда.

В основу текста лег псалом «Величит душа моя Господа». В композицию входят мощные хоры с трубами и литаврами, более строгая хоровая фуга, разнохарактерные арии. Однако кантатой это сочинение не является, композиция состоит из 5 хоров, 5 арий и 2 ансамблей (всего 12 номеров). В принципе, подобная структура ближе к мессе, чем к духовной кантате.

Пятиголосная фуга Sicut locutus est № 11(«Как завещал отцам нашим») – предпоследний номер “Magnificat”. В экспозиции, тема проводится во всех голосах в тонико-доминантовом соотношении (бас, тенор, альт, сопрано I, сопрано II). Противосложение удержанное, интонационно и ритмически оно очень близко к основной. Все основные тематические элементы экспозиции в своем сочетании создают яркое, мощное звучание. Средняя часть фуги интересна тем, что выдержанна по преимуществу в аккордовом складе, и представляет собой не разработку, как принято, а небольшую интермедию. Здесь секвенционно разрабатывается мотив, сходный с началом противосложения. В репризе, основная тема проводится у басов с одновременным звучанием противосложения у альтов. Заканчивается номер звучанием полного оркестра и хора в основной тональности (D-dur).СЛУШАТЬ

В 1738 году, Бах заканчивает свое крупнейшее сочинение, которому суждено было стать вершиной творчества композитора –мессу h-moll («Высокую мессу») – шедевр полифонического мастерства. Циклическая форма, большая роль хора, мелодическая основа в близости к немецкой национальной музыке, контрастность номеров как основной принцип драматургии. Новаторство в ином наполнении ритуально-культового облика жанра мессы.

В мессе Бахом используются различные составы смешенного хора: в восьми случаях – 5 голосов, в шести – 4, в одном – 6, и один раз используется двойной состав – два четырехголосных хора. Каждый хор мессы имеет индивидуальный облик, что достигается чисто музыкальными средствами. В них претворено все, от старого хорового стиля до новейших полифонических приемов, от камерных имитационных форм до большой концертной фуги.

В мессе 24 части, традиционные пять разделов, но разделенные на отдельные номера. Таким образом, месса становится своеобразным циклом циклов (соответственно из трех, восьми, восьми, трех и двух номеров). Подобный принцип деления канонического текста в дальнейшем стали называть номерной структурой мессы.

Crucifxus” (№16) – самая трагическая часть мессы. Этот номер представляет собой полифонические вариации на неизменный бас (вариации на basso ostinato) и написан в форме старинного танца пассакалии с сохранением характерного для него размером (3/4). Тринадцать раз на фоне basso ostinato проходит в оркестре изменяющийся в ладовом и гармоническом отношении мотив. Нисходящее, хроматическое движение басового голоса становится основным художественным приемом, передающим трагический характер музыки CЛУШАТЬ.

 

Хоровое творчество Георга Фридриха Генделя.(1685 – 1759). Черты хорового стиля.

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета) появилась почти одновременно с кантатой и оперой (на рубеже XVI-XVII веков) и по своей структуре близка им. От кантаты, оратория отличается более крупным размером и развернутой сюжетной линией, от оперы, преобладанием повествовательного элемента над драматическим развитием. Первоначально, оратория возникла в Риме, где ее прототипом стали лауды – драматические представления с музыкой. Они проходили в особых помещениях при церкви, которые назывались ораториями, в дальнейшем это название и закрепилось за новым жанром.

Гендель является автором 28ораторий, среди них наиболее известны: «Эсфирь» (1732), «Аталия» (1733), «Саул» (1738), «Израиль в Египте» (1738), «Мессия» (1741), «Самсон» (1742), «Валтасар» (1744), «Геркулес» (1744), «Иуда Макавей» (1746) и др. В своих ораториях Гендель в какой-то степени предвосхитил и подготовил оперную реформу Глюка. Генделевские оратории отличаются от его же опер главным образом хоровыми сценами. Известно, что в итальянской опере того времени хоры были устранены вовсе, во французской же их роль ограничивалась созданием общего декоративного фона. В ораториях Генделя хоры составляют их основу.

Обращение к библейской тематике это дань английской традиции. Сюжеты ораторий – героические, античные, библейские. Оратории Генделя – это хоровые трагедии; стремление к светскому характеру произведений; деление по жанрам - лирические, героико-патриотические, пасторали, сказки.

Ораториальные хоры композитора различны по стилю. Одни – выдержаны в церковном стиле, другие больше приближаются к опере. Некоторые хоры носят на себе отпечаток мадригалов конца XVI века. Гендель часто использует форму хорала, простую или варьированную. В ораториальных хорах композитор почти всегда использует сопоставление полифонической и хоральной фактуры. Особым достижением Генделя считается комбинирование чередующихся или переплетающихся соло и хоров. Вероятнее всего, подобная идея возникла у него благодаря хоровому творчеству английских композиторов, особенно Г. Перселла. Звучание солирующего голоса после насыщенной хоровой массы, придает ораториям Генделя некоторую просветленность.

Являясь непревзойденным мастером хоровой полифонии, композитор, тем не менее, довольно часто нарушает установившиеся правила полифонии свободного письма. Так, во многих хоровых фугах, им используется прием передачи темы из одного голоса в другой, что усиливает контрастность звучания и создает тембровое разнообразие. Изложение фуг у Генделя достаточно свободно в отношении последовательности вступающих голосов и в чередовании тональностей.

Как правило, диапазоны хоровых партий в ораториях ограничены, divisi в голосах почти отсутствуют, голосоведение гармонически и интонационно ясное, звучание хора и оркестра соразмерно по динамике. При ритмической подвижности хоровых партий, требующей значительной техники от певцов, естественность голосоведения значительно облегчает исполнение генделевских сочинений.

Оратория «Мессия» самая известная и популярная ораторий композитора. Ежегодно оратория исполняется в день рождения композитора в его родном городе Галле. Английский текст повествует о жизни и смерти Иисуса Христа. Небольшой состав оркестра и четырехголосные хоры оратории. В ней три части, включающие 52 номера, из которых 22 – хоровые. Самый известный фрагмент оратории — хор «Аллилуйя», который завершает вторую часть. Текст взят из трёх стихов Апокалипсиса Слушать.

В оратории«Израиль в Египте» нет действующих лиц. Главным и единственным действующим лицом оратории является народ Израиля – хор. В сочинении 33 номера, из которых 22 хора, 3 речитатива, 4 арии, 3 дуэта. Композитором здесь используются почти все полифонические формы эпохи барокко: большая хоровая фуга, небольшие фугато, фуга на хорал, рассредоточенная фуга, хоровой имитационный речитатив, мотетные построения.СЛУШАТЬ ХОР «Господь приказал морю» из оратории.

Помимо опер и ораторий в творчестве Генделя, довольно большое место занимают антемы. Антем (Энзем) – английский вокально-хоровой жанр типа мотета или небольшой кантаты (без арий и ансамблей). Всего Генделем написано около 30 антемов, из которых наиболее известны «Коронационные» и «Траурные» антемы. Как правило, все генделевские антемы заканчиваются виртуозными полифоническими построениями на текст “Alelluja” или “Amen”.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь