По числу анализируемых произведений

  • Монорецензия. Анализируется одно произведение, хотя автор может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. но объём сравнительного материала должен быть небольшой. Автор обычно сравнивает новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Производится разбор двух или более произведений, они обычно сравниваются между собой, и такой разбор занимает довольно большое место. Ведется сравнительный анализ только что созданных произведений, не известных и мало известных аудитории. [2]

Знаменитые рецензенты

Александр Пушкин

Виссарион Белинский

Николай Добролюбов

Иннокентий Анненский

Корней Чуковский

 

 

Рецензия состоит из:

1 блок.

-Первоначальные сведения об авторе и его произведении. Объем зависит от замысла критика. История.

-Изложение, пересказ.

-Информация о художественном строе, о стилистики.

2 блок:

-Определение критерий и оценок

-Исходный тезис – из каких позиций будет строиться произведение.

-Тема и идея. О Чём? Что хочет сказать автор?

 

Жанры литературной критики:

· рецензия

· критическая статья об отдельном произведении,

· обзор, проблемная статья,

· критическая монография о современном литературном процессе.

 

 

Жанр литературно-критической статьи в критике и его разновидности.

Название «статья» обозначает широкое поле критических работ, имеющих своей целью анализ, обобщение, оценку, истолкование, выявление связи искусства и жизни.

Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка, темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.

Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

Исследователи выделяют следующие разновидности: теоретическая, юбилейная, эссе, полемическая, в принципе возможно выделение и других видов, например, проблемной статьи.

Композиционное построение литературно-критической статьи прежде всего зависит от принципа сочетания и конкретного содержания трех элементов критики: постановки литературно-критических проблем, анализа художественных достоинств произведения и обращенности к читателям в связи с задачами, стоящими перед обществом.

Основное требование к композиции статьи – это целостность и единство структуры, которое должно реализовываться с самого начала статьи. В журналистской критике начало чаще всего является штампом,

клише: дается информация об исходных данных. В условиях, когда литература культурного запроса и вслед за ней критика становится элитарным делом, задача критика – с самого начала привлечь, приковать внимание читателя к предмету обсуждения.

Исследователи выделяют следующие принципы построения статьи:

дедуктивный и индуктивный. В первом случае движение критической мысли



идет от общей проблемы к литературному материалу, во втором – от единичных, частных наблюдений к общим выводам и проблемам. В статье

могут сочетаться оба принципа построения.

По структуре внутренней содержательности и наполненности, по эстетической доминанте композиция литературно-критической статьи может

быть логической, субъективно-лирической и фактографической. В основе логической композиции – преобладание прежде всего мысли, при субъективно-лирической композиции – в основе авторские чувства, развертывание материала по ассоциации, фактографическая композиция предполагает организацию материала по принципу простого перечисления, по отдельным блокам. На практике все выделенные виды композиции могут сочетаться в пределах одной работы, важно научиться выделять доминанту.

По характеру аргументации композиция бывает центробежной, все более удаляющейся от отправного тезиса и тем развивающей его, окольцовывающей, когда проводится одна линия и мысль возвращается на новом витке спирали после обоснования и аргументации, сопоставительной, когда мысль развивается благодаря сравнению равнозначных явлений. Логика движения критической мысли, ее механизмы выражаются в сюжете статьи.

Литературная критика – в некотором смысле есть отражение «отражения», поэтому отношения критика и действительности опосредованы

в значительной степени, его позиция складывается из множества разных реляций. В рамках рецептивной эстетики в цепочку «автор – произведение – читатель» критик может включаться прежде всего как посредник между автором и читателем, толкуя как «пересоздатель» уже созданного текста произведение писателя. Критик всегда должен очень четко сознавать действительность и материал художественно отражения.

Существует определение сюжетообразующего начала литературно-критической статьи как «выявления соотношения между событиями, изображенными в художественном произведении и несущими творческую концепцию писателя и их «проверкой» критиком от лица самой жизни на достоверность, значительность и прогрессивность».

 

Жанр творческого портрета в литературно-художественной критике и его разновидности.

Под литературным портретом в искусствоведении могут толковаться самые различные явления, так Барахов В.С. («Искусство литературного портрета: к постановке проблемы» // Литература и живопись, Л., 1982) выделяет такие разновидности:

1. литературный портрет как жанр мемуарно-автобиографической литературы (особым разделом мемуарной литературы будут воспоминания писателей о писателях)

2. литературный портрет как документально-биографическое повествование о каком-либо деятеле с использованием документов (писем, свидетельств современников и т.д.).

4. литературный портрет как жанр критики (нередко под названием «творческий портрет») 4. литературный портрет как жанр научно-монографического исследования о творчестве известного деятеля литературы.

Творческий портрет - монографическая характеристика художественной деятельности писателя, актера, живописца, музыканта. Его цель – определение творческой индивидуальности художника, создание его образа. Диапазон жанра широк от заметок до монографии.

Существует три компонента творческого пути художника:

1. биография,

2. созданный им художественный мир,

3. реальная действительность (контекст эпохи и общества).

В зависимости от задач, принципов критика может доминировать одно из этих начал. Как отмечает В.Баранов, «искусство критика в умении совмещать все три компонента при преимущественном интересе к одному их них». Так, критики, имеющие интерес к психологии писателя, больше обращаются к биографии художника, отыскивая в ней истоки образов и мотивов творчества. Критика в силу оперативности задач не всегда может оперировать биографическими документами.

Наиболее распространенный жанр – это очерк творчества, в котором хронологически последовательно рассматриваются произведения художника, затем факты биографии, объясняющие их – все объединяется воссоздаваемой жизненной реальностью.

Творческий портрет – это попытка выразить впечатление, дать суммарную характеристику личности художника через его творчество, рассматриваемого в контексте времени. Характеристика может тяготеть к научной строгости композиции, может стремиться к эссеистской свободе. Так, импрессионистский эссеизм характерен для литературных портретов Андре Моруа. В этом случае явно намечается художественность, описательность как доминанта стиля критика. Широкой известностью пользуются три выпуска «Силуэтов русских писателей» Ю. Айхенвальда, «Лики времени» Б. Сучкова.

Сегодня для функционирования этого жанра характерно выдвижение на первый план такой его журналистской разновидности как интервью – беседы с писателем.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь