Банковский контроль и надзор


 

Следует отличать контроль за деятельностью банков от ре-гулирования банковской деятельности. Если регулирование осу-ществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непрерывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

 

Банковский надзор проводится в три этапа.

 

Этап 1: лицензирование, т.е. выдача специального разрешенияна открытие банка.

 

Этап 2: дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверкаотчетности, предоставляемой банком в надзорный орган.

 

Этап 3: инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверностипередаваемой надзорным органам информации.

Начальный импульс развитие банковского надзора и контроля получило в результате Великой депрессии 20—30-х гг. ХХ в. Интер-национализация банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сформировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создан Комитет по банковскому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого соз-дали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

 

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех ос-новных целей:

 

1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. не-допущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;

 

2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повы-шения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;

 

3) защита интересов вкладчиков.

 

Банковский надзор бывает дистанционным (документарным) и инспекционным (путем проверок на местах). В мировой практике используются различные типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на центральный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы (табл. 16.1).


Глава 16. Центральные банки
   
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503  

 

        Таблица 16.1
Надзорные системы некоторых зарубежных стран
         
Страна Надзорный Система Год Тип системы
  орган внедрения внедрения  
         
Аргентина Банк CAMELS Дистанционная
  Аргентины (в составе общей   рейтинговая
    системы BASIC)   система
         
Великобри- Ведомство RATE Комплексная
тания по (система оценки   система оценки
  финансовой риска и меры   банковских рисков
  политике надзора)    
         
  Банк TRAM Разработа- Система
  Англии (рейтинговая на в 1995 г., раннего
    система быстрого не внедрена реагирования
    реагирования)    
         
Германия Федераль- BAKIS Система
  ное ведом- (информационная   дистанционного
  ство по система)   мониторинга —
  контролю     система финансового
  над банка-     анализа отдельных
  ми     коэффициентов
        и групп банков
         
Италия Банк PATROL Дистанционная
  Италии     рейтинговая
        система
         
    Система раннего В стадии Система раннего
    реагирования разработки реагирования —
        прогноз ухудшения
        ситуации
         
Нидерланды Банк RAST Комплексная
  Нидерлан- (инструменты для   система оценки
  дов оценки рисков)   банковских рисков
         
    Система В стадии Система
    наблюдения разработки дистанционного
        мониторинга —
        система финансовых
        коэффициентов
        и анализа отдельных
        групп банков
         
Франция Банковская ORAP Дистанционная
  комиссия (организация   рейтинговая
    и укрепление   система
    предупредитель-    
    ных действий)    
         
    SAABA Система раннего
    (статистический   реагирования на
    метод для агреги-   ожидаемые убытки
    рованного анализа)    
         

  Раздел III. БАНКИ    
           
  Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503  
        Окончание  
           
Страна Надзорный Система Год Тип системы  
орган внедрения внедрения  
     
Франция   GHE method Система  
    (методы выделе- (активно дистанционного  
    ния банков в груп- не исполь- мониторинга —  
    пы по однородным зуется) анализ отдельных  
    направлениям   групп банков  
    деятельности)      
           
США Все три CAMELS Система  
  надзорных     дистанционного  
  органа     мониторинга —  
        анализ финансовых  
        коэффициентов  
           
  Феде- Модель Система  
  ральная мониторинга   дистанционного  
  резервная отдельных банков   мониторинга —  
  система     анализ финансовых  
        коэффициентов  
           
    SEER Rating Система раннего  
    (система оценки   реагирования —  
    рейтингов)   подсчет рейтингов  
           
    SEER Rating Rank Система раннего  
        реагирования —  
        прогноз ухудшения  
        положения  
           
  Феде- CAEL Дистанционная  
  ральная   (пере- рейтинговая  
  корпорация   смотрена система  
  страхова-   в декабре    
  ния депози-   1999 г.)    
  тов        
           
    GMS Система раннего  
    (широкая система (пересма- реагирования —  
    мониторинга) тривается изучение динамики  
      в настоящее быстрого роста  
      время)    
           
    SCOR Система раннего  
    (статистически   реагирования —  
    рассчитанный   оценка рейтингов,  
    в рамках   имеющих понижа-  
    дистанционного   тельную динамику  
    надзора CAMELS      
    рейтинг)      
           
  Контролер Bank Calculator В стадии Система раннего  
  денежного   разработки реагирования —  
  обращения     прогноз ухудшения  
        положения  
           

Глава 16. Центральные банки

 



Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют США, где функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфе-ре наиболее часто переплетаются. В этой стране наряду с Федеральной резервной системой важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г., в соответствии с Законом о национальной денежной единице. Контролер денежного обращения наблюдает за действием всех кредитных инструментов, на-ходящихся в ведении организаций федерального уровня.

 

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная кор-порация по страхованию депозитов, которая на федеральном уровне выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам.

 

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по ис-пользованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данном регионе. Поскольку штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использо-ванию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

 

Кроме того, в отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Управлением по надзору за сберегательными учреждениями) и кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).

 

Все органы, проводящие надзор как за банками, так и за небан-ковскими организациями, в США решают две основные задачи:

 

1) надзор за выполнением правил и норм банковской деятель-ности, принятых ФРС, а также одобрение правил и инструкций по вопросам управления активами и пассивами отдельных кредитных организаций;

 

2) анализ отчетов и прочих документов банков и других финан-совых институтов (для определения качества активов, оценки финан-сового положения и предупреждения крупных рисков).

 

Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна

 

в Японии и Канаде и не имеет большого значения в Великобритании. В процессе европейской интеграции границы между различными


 

типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами


384 Раздел III. БАНКИ

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулирова-нию. Отдельные надзорные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгломератов, деятельность которых вы-зывает потребность оценки на групповой основе, координации отдель-ных регулирующих агентств или объединения в финансовое агентство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванными от деятельности сектора, который это агентство регулирует.

 

Вопросы организации современного банковского надзора в Европе до сих пор остаются предметом острых дискуссий. Не-которые специалисты считают, что валютная унификация в рамках Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) должна сопровождаться введением централизованного пруденциального контроля, осуществляемого либо Европейским центральным бан-ком, либо независимой европейской банковской комиссией. Как считают сторонники такого подхода, усиление конкуренции, функ-циональной и географической взаимозависимости в банковском секторе делает недостаточной простую координацию деятельности национальных органов банковского контроля, поэтому следует стре-миться к созданию системы коллективного надзора.

 

Вместе с тем глобальный контроль деятельности банков, называемый макропруденциальным, предполагает не только коор-динацию между национальными и европейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕЦБ.

 

Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает ор-ганизацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ЕЦБ. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных уч-реждений осуществляют национальные органы надзора. Децентра-лизованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между националь-ными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.

 

Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и экономики в целом, налого-


Глава 16. Центральные банки

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

выми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разнообразие функций органов надзора, неодинаковы цели дея-тельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.

 

Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еще на-ходится в стадии становления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с центральными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осущест-вляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу.

 

В связи с этим некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 г. ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к Совету управляющих ЕЦБ.

 

Однако создание ЕЦБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осу-ществления денежно-кредитной политики оказались разъеди-нены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к ЕЦБ, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь