Общая характеристика центральных банков


 

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В разных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банки (например, Англии, России или Японии) и др.

 

Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, на-деленных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком счи-тается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.


Глава 16. Центральные банки

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

Впоследствии кроме эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

 

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к еди-ным национальным денежным системам.

 

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закре-плены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в кон-ституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятель-ность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

 

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется за-коном о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

 

Для определения роли центрального банка в экономических и по-литических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возмож-ность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятель-ности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

 

Центральные банки экономически развитых стран классифициру-ются по степени их независимостив решении вопросов денежно-кредит-ной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.

 

К субъективным факторамотносятся сложившиеся взаимоотно-шения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

 

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:


366 Раздел III. БАНКИ

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

1) участие государства в капитале центрального банка и распре-делении прибыли;

2) процедура назначения (выбора) руководства банка;

 

3) степень отражения в законодательстве целей и задач централь-ного банка;

4) права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

5) правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

 

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной по-литики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначе-ния) и главным образом отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости центрального банка от органов государственного управления.

 

Значение третьего фактора заключается в том, что он определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка. В ряде стран в законодательстве дана только общая формулировка задач центрального банка. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности опре-деления законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только

 

в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодатель-ством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка — обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государ-ственного регулирования) политическая независимость центрального банка зависит в значительной степени.

 

Наиболее низкая степень независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику была у цен-тральных банков Франции и Италии до создания Европейской систе-мы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ). В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем было передано правительству. Центральный банк выступал в роли консультанта и руководствовался решениями правительства. После Второй мировой войны руководство Банком Франции находилось под влиянием министерства финансов.


Глава 16. Центральные банки

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

В законодательстве Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

 

В некоторых странах, хотя их законодательство и не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кре-дитную политику центрального банка, но обязывает координировать стратегию банка с политикой правительства.

 

Центральный банк ќвейцарии является наиболее независи-мым. В законодательстве этой страны не закреплено право государ-ства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

 

Пятый фактор независимости центрального банка — законода-тельное ограничение кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую независимость централь-ного банка. Данный фактор имеет значение только при условии суще-ствования системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь