Условия действительности поста


 

· Наличие намерения (ният). Намерение необходимо обновлять перед каждым днём поста. Если намерение не было выражено с ночи, дозволено выразить его до наступления «дахватуль-кубра».

· Для женщины - чистота от хайда и нифаса. Если женщина постится в состоянии хайда или нифаса, её пост недействителен и является грехом.

· Человек должен избегать всего того, что нарушает пост.

· Состояние «джанаба» (большое осквернение) не влияет на действительность поста. Если человек не совершил полное омовение до начала дня поста и пребывает в состоянии осквернения, его пост действителен. В ситуации, если человек в светлое время суток во время поста лёг спать и, проснувшись, обнаружил, что находится в состоянии осквернения, его пост также действителен.

· Сумасшествие не нарушает пост. Пример: если человек сошёл с ума во время поста и пробыл в таком состоянии до захода солнца, его пост считается действительным.

Рукны(обязательные составляющие) поста - это воздержание от удовлетворения своих страстей, то есть от потребностей желудка и удовлетворения полового влечения.

Хукм поста, с точки зрения Шариата, заключается в том, что с человека, соблюдающего пост, спадает обязательное предписание, а также обязанность возмещения поста в виде долга. Это касается не только обязательного поста в месяц Рамадан, но и дополнительных постов. Если человек прервал дополнительный пост по уважительной причине или без неё, он обязан возместить этот день поста. Кроме того, за правильное соблюдение поста человек получит награду в будущей жизни. Но это касается только дозволенного поста. Если человек будет поститься в запрещённое время, например, во время праздника разговения (Идуль-Фитр) после Рамадана, его пост будет действительным, но награду за такой пост он не получит и даже совершит грех.

Виды поста

С точки зрения шариатского хукма, есть шесть видов поста:

· фард;

· ваджиб;

· сунна муаккада;

· мустахабб;

· нафль;

· макрух (танзих и тахрим).

Первый вид поста (фард)

Пост в месяц Рамадан. Обязательным является как соблюдение поста непосредственно в сам месяц, так и его возмещение после окончания Рамадана, если пост был пропущен по каким-то причинам.

Пост «каффарат». Например, сюда относится ситуация, когда мужчина сказал своей супруге фразу со смыслом: «Ты подобна спине моей матери», - то есть уподобил свою жену собственной матери. В таком случае жена перестаёт быть дозволенной для этого мужчины как женщина1 до тех пор, пока муж не искупит свой грех, совершив каффару. Если у мужчины есть раб, он должен в качестве каффары отпустить раба. Если раба нет, он должен поститься два месяца подряд. Пост в качестве каффары является фардом, и жена станет дозволенной для мужчины в подобной ситуации только после исполнения им этого поста. Если он не может поститься (например, по состоянию здоровья), он должен накормить 60 бедняков. В «Марокиль Фалях» сказано, что данный вид поста является фардом, но в ханафитском мазхабе есть также мнение, которое высказали авторы книг «Аль-Хидая» и «Аль-Викая», что этот пост относится к ваджибу.



Пост согласно данному обету (назр). Пример: человек произнёс: «Если Всевышний Аллах завтра даст мне исцеление, я буду держать пост в четверг», - после этих слов исполнение такого обета становится для него фардом. Авторы книг «Аль-Хидая» и «Аль-Викая» высказали мнение, что такой пост относится не к фарду, но к ваджибу.

С точки зрения практики, для мусульманина не имеет значения, являются данные виды поста фардом или ваджибом, потому что исполнение их для него в любом случае обязательно. Разница заключается лишь в том, что отрицание фарда является куфром (неверием), а отрицание ваджиба - нет. Например, человек, который отрицает солятуль-зухр, становится немусульманином, а отрицающий солятуль-витр в куфр не впадает.

Второй вид поста (ваджиб)

Восполнение прерванного поста нафиль2, при этом не имеет значения, был пост прерван по уважительной причине или без неё. Если человек начал соблюдать пост нафиль, на него ложится обязанность довести этот пост до конца, поэтому прерванный пост подлежит обязательному восполнению.

Третий вид поста (сунна муаккада)

Пост в день Ашура (10-е число месяца Мухаррам). По Сунне следует, кроме 10-го, поститься ещё и на девятый день. Поститься только на 10-ый день месяца Мухаррам является макрухом. Основанием для данного положения служит хадис Посланника Аллаха со следующим смыслом: «Если я доживу до следующего года, то буду поститься ещё и на девятый день, помимо десятого»3.

Четвёртый вид поста (мустахабб или мандуб)

Пост три дня каждый месяц. Поститься желательно три дня в середине месяца - 13-й, 14-й и 15-й дни. Основанием для данного положения служит хадис, который приводит имам Абу Дауд, где сказано, что Посланник Аллаха повелевал держать пост три дня в середине месяца и говорил, что такой пост будет подобен посту в течение всего года.

Пост каждый понедельник и четверг. Имам Муслим в книге «Ас-Сыям» приводит хадис Посланника Аллаха , который служит доказательством этому положению, со следующим смыслом: «Дела человека представляются Всевышнему Аллаху в понедельник и четверг, и я хочу, чтобы мои дела были представлены Аллаху, когда я пощусь».

Шесть дней поста в месяце Шавваль после Рамадана. Существует разногласие относительно того, какая форма поста в данном случае предпочтительнее. Согласно первому мнению, лучше держать пост 6 дней подряд сразу после окончания Идуль-Фитр. Согласно второму мнению, желательно поститься 6 дней по отдельности в разных частях месяца Шавваль, при этом начать поститься лучше через несколько дней после окончания Рамадана. Дозволено следовать любому из этих двух мнений.

Любой пост, о котором упоминается в Сунне и за который обещана награда в будущей жизни. Например, пост Дауда. Известно, что пророк Дауд на протяжении всего года соблюдал пост через день - день постился, день разговлялся. Такой пост является для Всевышнего Аллаха самым лучшим из желательных постов. На этот счёт имам Абу Дауд приводит хадис Посланника Аллаха со следующим смыслом: «Самый лучший пост для Всевышнего Аллаха - это пост Дауда, и самый лучший солят для Всевышнего Аллаха - это солят Дауда, который полночи спал, потом треть ночи выстаивал в молитве и затем спал одну шестую её часть, который день постился, а день оставлял пост».

Пятый вид поста (нафль)

К данном виду поста относится любой дополнительный пост, о желательности/запретности и времени для которого ничего не сказано в Сунне.

1.Женщине нельзя соблюдать пост нафль без разрешения мужа.

 

Шестой вид поста (макрух)

А. Макрух-танзих

1.Пост только 10-го числа месяца Мухаррам, то есть без добавления к этому посту 9-го или 11-го дней.

2.Пост по пятницам. Если человек постится несколько дней подряд, два и более, и один из этих дней - пятница, в таком посте нет макруха. Но имам Ибн Абидин (величайший имам ханафитского мазхаба) высказывал мнение, что этот пост является абсолютно дозволенным.

3.Пост по субботам. Имеется в виду, что человек избрал для себя в качестве дня поста именно субботу, не прибавляя к субботе пятницу или воскресенье.

4.Пост в день, известный как «найруз», - праздник, который отмечается зороастрийцами, как первый день весны, если человек намеренно избирает этот день для поста. Если человек обычно постится по понедельникам и четвергам, и «найруз» выпал, например, на понедельник, такой пост не будет макрух. Если человек постится в этот день, желая уподобиться зороастрийцам, то такой пост становится макрухом тахрим, а если человек постится, чтобы возвеличить этот день, такой пост становится харамом, и есть опасность, что этот человек впадает в куфр.

5.Пост в день «махраджан» - зороастрийский праздник первого дня осени. К нему относятся все перечисленные выше правила для праздника первого дня весны.

6.Непрерывный пост несколько дней подряд, когда человек вообще не совершает ифтар.

7.Пост в виде молчания. Кроме того, если человек считает, что такой пост может приблизить его к Аллаху, его пост в виде молчания становится макрухом тахрим.

8.Ежедневный пост в течение года.

 

Б. Макрух-тахрим

Пост в дни двух праздников - Идуль-Адха и Идуль-Фитр и три дня ташрик после Идуль-Адха, когда паломники в хадже направляются на место бросания камней. В ханафитском мазхабе также есть мнение, что пост в эти дни - харам. Но, с точки зрения практики, нет разницы, является пост в эти дни макрухом тахрим или харамом - поститься нельзя в любом случае.

_________________________________________________________

1.Т. е. половой акт с ней для него становится харамом.

2.Добровольного дополнительного поста.

3.Хадис приводит имам Муслим в книге «Ас-Сыям».

4.Т. е. необязательный пост.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь