Виды жидкости, которые нельзя использовать для омовения:


1) Сок дерева или плода нельзя использовать для омовения. Согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, сок нельзя использовать, даже если он вышел сам, а не был выжат (хотя на этот счёт есть разногласие). Выжатый сок нельзя использовать, согласно единодушному мнению учёных мазхаба.

2) Если вода изменила свои природные качества после варки при приготовлении пищи (например, супа), её нельзя использовать для омовения.

3) Если вода смешалась с чем-либо твёрдым (например, с песком) и потеряла свои природные свойства (например, текучесть), она также не подходит для омовения.

Примечание: Если в воду упал какой-либо плод или лист дерева, ей дозволено совершать омовение, даже если она при этом изменила все свои качества (например, цвет, вкус и запах). То же касается воды из труб, которая приобрела запах ржавчины или стоячей воды, которая покрылась зеленью и приобрела неприятный запах.

4) Существует несколько вариантов смешения воды с другими жидкостями:

а) Если вода смешалась с жидкостью, обладающей двумя собственными качествами, и одно из этих качеств проявилось, такой водой нельзя совершать омовение, но можно смывать наджасу. Пример: молоко имеет цвет и вкус, но не имеет запаха. Если небольшое количество воды смешать с молоком, а получившаяся смесь окажется белого цвета (приобретёт одно из качеств молока), такая вода для омовения более не пригодна.

б) Если жидкость, с которой смешивается вода, обладает тремя качествами, то необходимо проявления двух из них для того, чтобы вода стала непригодной для омовения. Пример: яблочный уксус имеет вкус, цвет и запах. Если небольшое количество воды смешать с уксусом, а получившаяся смесь окажется коричневого цвета и будет пахнуть, как уксус, такой водой совершать омовение нельзя.

в) Также возможно смешение воды с жидкостью, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, например, с использованной водой (которая непригодна для омовения). Если смешать чистую воду с использованной водой, хукм получившейся смеси будет зависеть от того, какой воды было больше. Пример: если смешать два литра чистой воды с одним литром использованной воды, получившаяся вода считается чистой и пригодной для омовения. То же касается розовой воды, потерявшей запах, которая внешне стала похожа на обычную воду.

Четвёртый вид: нечистая вода. Такой водой нельзя ни совершать ритуальное омовение, ни смывать наджасу. Если в малое количество стоячей воды упала наджаса (нечто нечистое), она становится нечистой, даже если ни одно из качеств воды не изменилось. Что касается малого количества проточной воды, то она становится нечистой только в том случае, если проявились следы наджасы (вкус, цвет или запах).

Пятый вид: вода, относительно способности очищать которой есть сомнение. Сюда относится вода, из сосуда с которой отпил осёл или мул. Такой водой дозволено смывать наджасу, но относительно её использования для ритуального омовения существует сомнение, потому что на этот счёт существуют разные доводы – противоречащие друг другу хадисы.



Малое количество воды, от которой отпило животное

Малое количество воды, из сосуда с которой отпило животное, в шариатской терминологии называется «сур». Хукм такой воды будет зависеть от того, какое именно животное отпило из сосуда с ней.

Первый вид: «тохир/мутоххир». Вода пригодная как для смывания наджасы, так и для совершения омовения. Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпил человек, лошадь или животное, мясо которого дозволено в пищу по Шариату (например, баран). Но при этом ставится условием, что во рту у того, кто пьёт, не было наджасы. Пример: если человек отпил из сосуда с водой после того, как выпил вина, такая вода становится нечистой, то есть ей не дозволено совершать омовение и смывать наджасу. То же касается ситуации, когда рот животного загрязнён наджасой. По мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет доволен ими Аллах, если человек после прочистил в течение какого-то времени загрязнённый наджасой рот слюной, то вода, от которой он отпил, считается чистой. Это противоречит мнению имама Мухаммада, да будет доволен им Аллах, который для очищения рта от наджасы обязательным условием ставит полоскание водой.

Второй вид: «наджис». Вода, не пригодная ни для смывания наджасы, ни для совершения омовения. Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпили следующие животные: собака, свинья или хищники (например, пантера или волк). В доказательство этому существует хадис Посланника Аллаха со следующим смыслом: «Если собака отпила из кувшина кого-либо из вас (обращение к сахабам), этот кувшин нужно три раза промыть». По ханафитскому мазхабу, достаточно промыть сосуд три раза водой, но является желательным (мустахабб) промыть семь раз водой и один раз песком, что соответствует шафиитскому мазхабу. Слюна свиньи, как и все остальные её части, является нечистой. Что касается хищников, то их слюна тоже является нечистой, как и их мясо. Следовательно, вода, в которую попала слюна этих животных, становится нечистой.

Следует подчеркнуть, что речь идёт именно о малом количестве воды (меньше, чем 10х10 локтей). Если эти животные отпили из большого водоёма, это не влияет на чистоту воды.

Третий вид: «тохир/мутоххир макрух». Вода, использовать которую при наличии другой воды – «макрух-танзих». Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпили следующие животные: домашняя кошка (дикая кошка делает воду нечистой), курица (которая свободно ходит по улице, возможно, среди мусора и т. п.; курица, которая заперта в курятнике, не делает воду «макрух»), хищные птицы (коршун, орёл, сокол и т. п.), мышь. Скорпион не делает воду «макрух». Если другой воды, кроме этой, нет, хукм «макрух» спадает с неё: следует совершить омовение этой водой, прибегать к сухому омовению (таяммум) нельзя.

Четвёртый вид: вода, относительно способности очищать которой есть сомнение. Речь идёт о воде, от которой отпил осёл или мул. Такой водой можно счищать наджасу, но её пригодность для омовения сомнительна. Причиной такого сомнения является существование двух противоречащих друг другу групп хадисов. Одна группа говорит, что мясо осла дозволено, следовательно, слюна является чистой. Другая группа говорит, что мясо осла запретно, следовательно, слюна нечиста. Если есть другая вода, кроме той, от которой отпил осёл или мул, омовение, совершённое этой водой, будет недействительным. Если нет другой воды, кроме этой, следует совершить омовение этой водой, а потом ещё совершить таяммум. Согласно самому верному мнению, лучше соблюдать последовательность: сначала вуду, потом таяммум. Но если совершить сначала таяммум, а потом вуду, намаз с таким омовением всё равно считается действительным.

Очищение воды в колодце

В ханафитском фикхе под большим количеством воды понимается ёмкость или водоём, площадь которого – 10х10 локтей. В данном уроке речь пойдёт о малом количестве воды (то есть о колодцах размером меньше, чем 10х10 локтей).

Все колодцы можно разделить на два вида:

1. те, которые можно вычерпать;

2. те, которые полностью вычерпать практически невозможно (например, потому что на дне колодца бьёт ключ или он находится рядом с рекой или морем).

Первый вид колодцев

Если в такой колодец упала капля крови, капля вина или живая свинья, которая потом выбралась из воды (не утонула), даже если слюна этой свиньи не попала в воду, этот колодец нужно полностью осушить. Кроме того, колодец нужно полностью вычерпать, если в него упало животное или человек при условии, что они умерли в этом колодце. Например, если в колодец упала собака и умерла там, колодец нужно полностью осушить. То же касается дозволенного в пищу животного (например, баран) и человека. Если очень маленькое животное, например, мышь, попав в колодец, подверглось там разложению, в этом случае колодец тоже необходимо полностью осушить.

Второй вид колодцев

Если в колодец попала наджаса, но полностью вычерпать его невозможно, необходимо вычерпать установленное количество воды в зависимости от того, какая именно наджаса и в каком количестве упала в этот колодец. Если в такой колодец упала капля вина или капля крови, нужно вычерпать 200 ведёр воды. Что касается животных, которые умерли, упав в колодец: если в колодец упала курица (а также кошка или равное им по размеру животное), необходимо вычерпать 40 ведёр, если мышь – 20.

После вычерпывания установленного количества воды ведро и верёвка колодца, а также рука человека, который вычерпывал воду, автоматически становятся чистыми.

Если в колодец попал помёт животного, мясо которого дозволено в пищу по Шариату (например, корова, коза, баран и т. п.), или помёт таких птиц, как синица или воробей, вода в колодце считается чистой при условии, что этого помёта немного. Под большим количеством помёта следует понимать ситуацию, когда при зачерпывании воды из колодца удалить оттуда помёт не представляется возможным, то есть сколько бы человек ни зачерпывал, в воде постоянно остаются частицы помёта. Кроме того, степень загрязнённости колодца можно определить на глаз. Если при взгляде в колодец видно, что там очень много помёта, воду следует считать нечистой. Если в колодец попало лишь малое количество помёта, вода в нём остаётся чистой. Это в целом касается животных, мясо которых дозволено по Шариату. Но существует исключение из этого правила: помёт курицы, гуся и утки по Шариату считается нечистым, хотя эти птицы дозволены в пищу. При попадании даже малого количества помёта этих птиц в воду, она становится нечистой.

Вода колодца не становится нечистой, если там умерли рыба, лягушка или насекомые (клоп, муха, оса, пчела, скорпион). То же касается случая, если в воду упал человек (или дозволенное в пищу по Шариату животное) и потом выбрался из колодца (не умер там). Но это правило действительно только при уверенности, что на теле этого человека (или дозволенного в пищу животного) не было наджасы. Если в воду упало хищное животное и есть уверенность, что его слюна не смешалась с водой, вода остаётся чистой, но если такой уверенности нет – она загрязняется.

Если человек обнаружил в колодце, из которого берёт воду для омовения, мёртвое животное, но при этом неизвестно, когда именно это животное попало в колодец, следует исходить из того, что оно находится в колодце одни сутки (24 часа). Следовательно, человек должен переделать все намазы за последние 24 часа, так как омовение, совершённое водой из такого колодца, является недействительным, следовательно, недействительны все совершённые с ним молитвы. Если в колодце было найдено уже разложившееся животное и неизвестно, когда оно туда попало, следует исходить из того, что оно умерло 3 дня назад. Следовательно, необходимо переделать намазы за последние 72 часа. 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь