Последовательные стадии самадхи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательные стадии самадхи



Шлоки 3, 4. Названия высшего состояния

(3) Раджа-йога, самадхи, унмани, манонмани, амаратва, лайя, сахаджа таттва, шуньяашунья, парампадам.

(4) Аманаскам, адвайтам, нираламба, ниранджана, дживанмукти, сахаджа и турийя — все эти слова имеют одно и то же значение.

Существует много йогических терминов, указывающих на высшую реальность: раджа-йога, высшее состояние единения; самадхи, полное, или совершенное, восприятие, концентрация; унмани, состояние без индивидуального ума; манонмани, ум без ума или космическое сознание без конечного сознания; амаратва, состояние за пределами смерти, бессмертие; лайя, растворение; таттва, сущность или свойство быть «тем»; шуньяашунья, непустая пустота; парампадам, предельное состояние; аманаскам, состояние без конечного ума; адвайтам, недвойственность; нираламба, состояние без поддержки; ниранджана, состояние без качества или пятен; дживанмукти, освобождение души; сахаджа, естественное, или самопроизвольное, состояние; турийя, четвертое измерение, которое включает в себя все другие измерения сверх обычных трех. Все эти слова выражают изначальное состояние Шивы, Брахмана, Атмы, которое выше любого другого состояния.

Шлока 5. Ум и атма соединяются, как соль с водой в океане

Шлока 6. Исчезновение праны и ума в самадхи

Шлока 7. Когда дживатма соединяется с параматмой, желания исчезают

(5) Как соль соединяется с морем, так и ум и атма соединяются друг с другом в самадхи.

(6) Когда движение праны полностью уничтожается, тогда ум снова поглощается, и считается, что достигнуто состояние самадхи.

(7) Когда двойственная природа индивидуальной души и космической души преодолевается и они становятся единой сущностью, все желания/концепции разрушаются, и это считается состоянием самадхи.

Шива, или пуруша, есть истинное состояние. Индивидуальный ум есть всего лишь превращение чистого сознания. Для того чтобы индивидуальное сознание вернулось в свое первоначальное состояние, процесс этого превращения должен быть повернут в обратную сторону или, можно сказать, должен иметь место процесс обратного развития, инволюции.

Чистое сознание, Шива, известно как авьякта, или «непроявленная реальность». Из него развивается мула пракрити, или авьякритам, непроявленная шакти, которая была описана как садакхья таттва в шлоке 1 этой главы. Затем приходит саттвическая ахамкара и прана, которая является макрокосмическим каузальным телом, или карана шарирой, то есть Ишварой; затем наступает карана шарира дживы, или индивидуальной души, а позднее — тамастическая ахамкара, которая подразделяется на аварана шакти, «скрытую силу», и викшепа шакти, «проявленную силу». Из викшепа шакти выходят пять таттв, танматры и проявленная вселенная.

Индивидуальный ум является комбинацией различных элементов. Поэтому, для того чтобы растворить индивидуальное осознавание, эти элементы должны быть разделены. Считается, что ум составлен из двадцати четырех элементов: пяти джнянендрий, пяти кармендрий, пяти танматр, пяти таттв и антах караны, то есть читты, буддхи, ахамкары и манаса. Это означает, что восприятия через органы чувств должны быть изолированы от ума, познание танматр устранено, манас отделен от читты, читта отделена от буддхи, буддхи отделено от ахамкары. Должно произойти разобщение всех функций — только тогда индивидуальное сознание снова сможет раствориться в своем чистом источнике.

Как растворы натрия и хлора, объединяясь вместе, порождают кристаллическую решетку индивидуального вещества, то есть соли, а потом, будучи добавленными в воду, снова разделяются на ионы, связываясь с ионами кислорода и водорода воды, так и элементы индивидуального ума сливаются с универсальным умом в нирвикалпа самадхи. «Авадхута Гита» утверждает: «Как в случае, когда воду льют в воду, не появляется никаких отличий, так и пуруша и пракрити неотличимы друг от друга».

Согласно философии Веданты буддхи представляет собой ближайший к атману аспект ума. Оно получает информацию от манаса, который, в свою очередь, получает информацию от кармендрий и джнянендрий. Если информация от органов чувств отрезается пратьяхарой, а интеллект успокаивается дхараной, то останется только сияющая атма. В йоге первым шагом к самадхи является взятие под контроль импульсов органов чувств, поступающих в мозг. Самый легкий способ достижения этого — овладение контролем за потоками праны.

Читта шакти ответственна за иччху, или желание; прана шакти ответственна за крийю, или действие. Когда обе эти функции приостанавливаются, но осознавание сохраняется, тогда остается чистое знание. Поэтому в раджа-йоге существенным является то, чтобы тело было совершенным образом зафиксировано в асане и чтобы кумбхака была продолжительной. Во время самадхи тело кажется мертвым, поскольку функции праны, апаны, саманы и уданы изымаются в вьяну. Для вхождения в состояние самадхи были разработаны бандхи, мудры и многое другое.

В «Хатхаратнавали» говорится: «На этой стадии (самадхи) дживатма и параматма удерживаются в состоянии равновесия, в котором полностью прекращена ментальная деятельность». Для того чтобы сплавить индивидуальный ум с параматмой, должна быть искоренена причина создания индивидуальности. Индивидуальность имеет место, когда в уме существуют флуктуация (вритти) и желание (васана). Чем более сильной является васана, тем меньше чистоты остается у сознания и тем в большей степени ум втянут в грубые флуктуации. Пока ум не станет кристально чистым и свободным от этих воздействий, концентрация, медитация и самадхи не могут иметь место.

Тенденции вритти к колебаниям должны быть устранены. Это качество ума — цепляться за объект. Таким образом, чем к меньшему числу объектов существует привязанность, тем большая степень однонаправленности, или одноточечности, ума существует. В своей книге «Йога-сутра» Патанджали пишет: «Самапатти есть состояние полного поглощения ума, которое свободно от вритти в таких трех типах объектов, как познающий, познаваемое и чувства; так отшлифованный кристалл принимает цвет того, на чем он покоится». Ум должен стать тонким и чистым, как кристалл, чтобы он отражал параматму, а не вритти или васаны.

Космическое сознание всегда с нами. Мы все время получаем импульсы из космоса, но они фильтруются ретикулярной активизирующей системой в месте соединения спинного мозга и головного мозга. То, что получает высший мозг, это всего лишь струйка от общего ливня сообщений, достаточная для мирского осознавания и биологического выживания. Современный физиолог Роберт Орнстайн сказал: «Мы, скорее всего, не можем переживать окружающий нас мир в его полном существовании; мы были бы ошеломлены им. Мы ограничиваемся нашей физической эволюцией лишь в нескольких направлениях, определяемых нашими органами чувств. Если мы не обладаем органом чувств для восприятия данной энергетической формы, мы не ощущаем ее существования. Практически невозможно представить себе энергетическую форму или объект за пределами нашего обычного диапазона восприятия» («Психология сознания»).

Для того чтобы расширить наше ограниченное состояние восприятия, некой безопасной и надежной наукой должен быть расширен наш обычный диапазон функционирования мозга. Мы не должны смотреть на это как на некое паранормальное явление.

Также как сейчас признали считавшийся ранее «сверхъестественным» феномен намеренного контролирования своего кровяного давления, так постепенно признается расширение осознавания, дающее «сверхнормальные» возможности коммуникации.

Шлока 8. Джняна, мукти, стхити и сиддхи приходят от гуру

Шлока 9. Сострадание гуру приносит успех

(8) Кто действительно осознает важность раджа-йоги? Через слова гуру приходит внутреннее знание, освобождение, совершенство.

(9) Без сострадания истинного гуру самоотречение невозможно, а восприятие истины и сахаджа самадхи недостижимы.

Истинную ценность раджа-йоги можно узнать лишь после того, как ощутишь плоды ее. Тот, кто никогда ничего не ощущал, не в состоянии оценить ее. Сватмарама разглашает секрет внутреннего пробуждения — это гуру. Независимо от того, как долго вы практикуете йогу, если нет гуру, не может быть никакого просветления. Наиболее быстрый путь к развитию внутреннего сознания лежит через посвящение и служение какому-либо гуру. Он может и не быть грамотным или образованным человеком, внешние проявления его личности могут не нравиться вам, но свет его души осветит всех преданных ему. Его слова — это атма шакти, которая передается вам. Это семя, которое вы поливаете, когда принимаете его слова и практикуете согласно его указаниям. Когда семена прорастают, его слова становятся живой реальностью.

Живой гуру является проявлением вашей собственной атмы, а атма появляется лишь тогда, когда вы достигаете некоторой стадии внутреннего осознавания. То, что говорит вам и желает для вас внешний гуру, является голосом вашей собственной атмы. Поэтому без его воли вы ничего не сможете сделать. Если гуру захочет, он может дать вам мгновенное пробуждение. Поэтому единственным путем к самадхи является милость, или ануграха, со стороны гуру.

В трактате «Гхеранд Самхита» говорится: «Самадхи, высшая йога, достигается великой заслугой, заработанной ранее. Это достигается милостью гуру и преданностью ему. Тот йог скоро получает тончайшее переживание, который убежден в том, что он услышал и узнал от своего гуру, кто выработал доверие к себе и чей ум становится все более и более просветленным».

Милость, или ануграха, известна также как шактипат. Интенсивность пути шакти зависит от интенсивности желания ученика достигнуть реализации и от его предыдущих самскар. Духовно развитая душа может достигнуть просветления через интенсивный, или тивра, шактипат без выполнения большой садханы. Тот, кто менее развит, получает мадхьяма шактипат, чтобы помочь ему понять своего гуру и быть инициированным в йогу. При регулярной практике садханы и наличии терпения они могут достигнуть освобождения. Третий тип пути шакти является умеренным, или манда, который по капле вливает в ученика духовное знание, и если будут желание и упорство в поиске, то может быть и просветление.

Милость должна быть заработана духовной дисциплиной и духовным желанием. Ее нельзя купить и нельзя получить от гуру мошенническим путем. Чтобы заработать эту милость и чтобы очистить тело и ум, существуют четыре основных пути, или упай, описанных в трактате «Шивасутра». Эти пути известны как анавопайя, шактопайя, шамбхавопайя и анупайя.

Анавопайя включает в себя физическую дисциплину, такую как хатха-йога, которая очищает тело и пробуждает сушумну. Поэтому она известна также как крийопайя. Шактопайя предназначена для людей, чьи тело и ум уже в значительной степени очищены. Она состоит только из концентрации, повторения мантр и постепенного усвоения мысли: «Я есть чистое сознание. Вселенная есть не что иное, как пространство (протяжение) Я. Этот путь известен также как джнянопайя, поскольку он использует аспекты джняны. Кундалини поднимается за счет более высокого уровня сознания, и поэтому он включает в себя джняна-йогу и другие высшие стадии раджа-йоги. Шамбхавопайя предназначена для тех, кто уже очень хорошо развит, кто может достичь реализации за счет простой концентрации на идее чистого сознания, или Шива таттвы. Через постоянный самоанализ, осознавание и размышление их ведут к самореализации. Это путь адвайты.

Анупайя — это прямая реализация, осуществляемая одним простым действием гуру. Ан означает что-то мелкое, незначительное, «ядро ядра». Таким образом, анупайя означает милость, которая достигается ничтожными усилиями. Хорошо известным примером этого является случай, когда Балакришна открыл рот, а его преданная ему мать, Яшодха, увидела всю вселенную. Поэтому анупайя называется также анандопайя, поскольку она мгновенно вливает «блаженство».

Шлока 10. После пробуждения кундалини прана растворяется в пустоте (шунье)

Когда маха шакти возбуждена различными асанами, пранаямами и мудрами, прана растворяется в шунье.

Шунья — это пустота, но это не состояние отсутствия всего. Это очень глубокое и динамичное состояние сознания. Это причина и источник того, что составляет проявленную вселенную. Это бинду, или ядро. Согласно Патанджали шунья представляет собой шаг перед окончательным самадхи. Слово «шунья» используется обычно для описания процесса раскрытия между асмита самадхи и нирваной. Шунья описывает также состояние асампраджнята самадхи, или негативной фазы самадхи. Как слово «самадхи» описывает диапазон сверхсознания, так и слово «шунья» описывает все негативные фазы самадхи, в которых наличествует бессознательное сверхсознание. Осознавание объекта, наблюдателя и процесса наблюдения сливаются в одно; символ сияет в сознании, но его осознавание отсутствует. Это осознавание удерживается тонким существованием васаны в каузальном теле или в бессознательном уме. В трактате «Виджнянабхайрава Тантра» говорится: «О богиня, если кто-то, взглянув на некоторый объект, медленно отведет взгляд и устранит знание об этом объекте и его образ, то он обитает в шунье, пустоте». В этот момент самадхи вы становитесь совершенно беспомощным.

В буддизме описываются четыре типа шуньи: проявление и шунья, ясность и шунья, блаженство и шунья, сознание и шунья. Однако в Махаяне, одном из направлений буддизма, шунья разбивается на восемнадцать стадий: 1) шунья внутренней чувственной реакции, 2) шунья внешнего чувственного восприятия, 3) шунья внешних и внутренних чувственных раздражителей, 4) шунья шуньи, 5) великая шунья пространства, 6) реальная шунья, 7) смешанная шунья, как шунья вселенной, 8) несмешанная шунья проявленного мира, 9) бесконечная шунья, 10) безначальная шунья, 11) шунья без остатка, 12) шунья природы, 13) шунья явления, 14) шунья утверждения, 15) шунья отсутствия мыслей, 16) шунья нематериальности, 17) шунья реальности, 18) шунья не вещественности реальности. Это очень сложная классификация по сравнению с йогическим определением, в котором есть всего три различные стадии, которые завершают витарка самадхи, вичара самадхи и асмита самадхи и идут после каждой из них, соответственно.

Шлока 11. Состояние самадхи является естественным, когда пробуждается кундалини и освобождается прана

Шлока 12. Когда прана течет по сушумне, искореняются кармы

(11) Состояние сахаджа самадхи случается само собой в том, у кого оставшиеся кармы покинули его и кто переживает подъем шакти.

(12) Когда прана течет по сушумне, ум находится в чистой шунье. Тогда все кармы того, кто познает йогу, искореняются.

В процессе самадхи эволюция индивидуального сознания и шакти происходит очень быстро и систематически. Это процесс очищения эго, васан и ума, которые сложным образом связаны друг с другом. Когда ум и прана снова поглощены их первоисточником, васаны также перестают существовать. В «Шива Самхите» говорится: «Тот, кто всегда созерцает скрытый лотос аджны, сразу разрушает все кармы своей прошлой жизни без какого-либо сопротивления». Запас карм и васан не исчерпывается окончательно, пока не наступает состояние дхарма мегха самадхи.

Когда кундалини шакти достигает сахасрара чакры, исчезают последние следы кармы, васан и эго. По мере того, как кундалини продвигается вверх по сушумне, различные самскары, накопленные в каждой чакре, выталкиваются наружу и становятся проявленными. Эти самскары выражаются через эго. Процесс самадхи представляет собой вовлечение шакти в чистое сознание. Это процесс устранения основных поддержек индивидуального ума.

Васана — это не обязательно нечто «плохое». Она ответственна за желание жить. Если она будет полностью искоренена до того, как наступит самореализация, вы потеряете свое желание жить. В ведической и тантрической философиях считается, что существуют четыре основных желания, глубоко укорененных внутри каждого человека. К ним относятся: выполнение дхармы — социальный, этический, моральный и естественный долг; артха — приобретение богатства, предметов удобства; каама — удовлетворение чувственных желаний; мокша — освобождение.

Наши желания являются выражениями этих четырех аспектов. Некоторые желания являются поверхностными, но глубоко укорененные желания, или васаны, скрыты на самых глубоких уровнях сознания, в каузальном теле. Желания ведут к действиям, а эти действия создают самскары, или впечатления, в уме. Самскара — это остаток переживания, это нечто вроде семени, помещенного в почву. Каждое переживание, которое мы имеем, записывается и хранится в бессознательном уме и теле в символической форме. Когда самскары не переживаются вновь, они передаются глубоко в тонкое тело, а если они не выражаются, то они хоронятся еще глубже. Эти подавленные самскары выражаются в наших снах, в структуре поведения и в заболеваниях.

В философии Самкхья, в Веданте и в индуизме считается, что самскара является первобытной формой существования. Каждое действие является выражением наших прошлых самскар. Сила желания переживания движется по ида нади, а сила, которая ведет к действию, движется через пингала нади. Эти две нади должны быть сведены вместе; это не означает, что они должны быть искоренены или подавлены. Сила, которая движется по этим двум нади, должна быть направлена по сушумне. Только тогда может быть обнулено их влияние. В хатха-йоге мы подходим к проблеме желания, васаны, впечатления, самскары, кармы, действия и реагирования путем объединения этих двух каналов читта и прана шакти.

Согласно «Виджнянабхайрава Тантре» с самскарой следует управляться путем непосредственного контроля за умом в процессе медитации: «Наблюдая появившееся желание, практикующий должен немедленно положить ему конец. Оно будет поглощено в том же самом месте, из которого возникло. Когда желание, или знание о нем, появляется, практикующий должен зафиксировать на нем (на желании), как на «я», свой ум, отвлеченный от всех объектов, тогда он будет иметь постижение истинной реальности. Если практикующий преуспевает в невовлеченности своего ума, когда он не находится под властью желания, гнева, жадности, безрассудной страсти, высокомерия или зависти, то существует только реальность, лежащая под этими состояниями».

Человек имеет свободу мыслей и действия, а также свободу воли и желаний, изначально присущие ему, но, в то же время, он полностью подвержен закону причин и следствий, то есть карме, закону судьбы, неизбежности. Все в этом мире, все в этой вселенной подвержено закону причин и следствий, и человек не является исключением. Это называется судьбой.

Согласно доктрине кармы, кармы бывают трех типов: накопленные кармы, текущие кармы и кармы, приносящие плоды. Это нечто похожее на то, что вы имеете 10000 долларов и кладете их на срочный вклад. Этот срочный вклад является одним из видов кармы. На эти деньги вы получаете проценты в момент зрелости, и это другая форма кармы. Кроме этого, то, что вы зарабатываете — это третий тип кармы. Это всегда откладывается на ваш текущий счет. Эти три типа кармы все время накапливаются и тем или иным образом выражаются. Наше нынешнее состояние жизни является, таким образом, следствием ранее имевших место причин, но в то же время является также причиной для некоторых последующих следствий.

Судьба и свобода воли всегда действуют совместно, и они должны быть объединены в единое целое. Они действуют совместно и не могут быть отделены друг от друга. До определенного уровня эволюции вы ничего не можете сделать, чтобы изменить свою судьбу, но когда вы ведете духовную жизнь и практикуете концентрацию и ваш ум приобретает силу и мощь, тогда вы в состоянии осуществить свободу воли наряду с судьбой.

Вы страдаете от своих прошлых карм и получаете радость от них, но в то же время благодаря своей силе воли вы ежедневно накапливаете новые типы кармы теми переживаниями, которые теперь имеете. Именно так действует доктрина кармы и закон духовной эволюции. Человек является рабом судьбы и хозяином своей собственной силы воли, но благодаря практике йоги он может повлиять на глубинные силы, управляющие его существованием.

Шлока 13. Овладение временем

О бессмертный, приветствую тебя, того, кто владеет временем и чьи челюсти равным образом пожирают живое и неживое.

Эта шлока отдает дань уважения йогу, который реализовал высшее Я — то, что является первоосновой всего, что пребывает за пределами всяческой двойственности, времени и пространства и что заключает в себе все. Высшее, независимо от того, каково его имя, включает в себя все. Нет ничего проявленного или не проявленного, что не было бы частью его. Ничто нельзя отнять от него, поскольку куда бы вы ни поместили то, что отняли, оно все равно будет оставаться частью этого высшего.

Согласно Ведам, вселенная, которую мы знаем, существует в течение Дня Брахмы. В сравнении с протяженностью жизни Брахмы, которая, как считается, равна ста годам, наши собственные жизнь и смерть подобны крошечной клетке тела. Каждый день его жизни подразделяется на четыре цикла маха юга, которые повторяются тысячу раз: сатья, или Крита, юга (1728000 земных лет), трета юга (1296000 лет), двапара юга (864000 лет) и кали юга (432000 лет). Мы только что вошли в кали югу; мы как раз на пороге. В терминах вселенского времени то время, которое мы воспринимаем, это почти ничто, кратчайший миг, оно относится только к нашей повседневной реальности. Для находящегося в космическом пространстве астронавта вся концепция времени изменяется. Аналогичным образом, когда вы в существенной степени углубляетесь в свое собственное сознание, концепция времени для вас меняется. Чем глубже вы идете, тем меньшее влияние оно оказывает на ваше осознавание. В самом центре творения и вашего собственного существа время не оказывает на вас никакого влияния. Когда исчезает время, исчезает и творение.

«Авадхута Гита» далее утверждает, что, на самом деле, нет таких понятий, как живое и неживое, есть только одно истинное состояние чистого сознания: «Все это воистину великое Я. Нет ни судьбы, ни отсутствия судьбы. Как могу я сказать — это существует, это не существует? Я полон изумления». «Разрушенное и не разрушенное — оба ложны. Рожденное и не рожденное — оба ложны. Если существует лишь один неделимый и всеобъемлющий абсолют, как может быть что-либо тленное и нетленное?»

Шлока 14. Амароли, ваджроли и сахаджоли достигаются посредством невозмутимости ума

Когда ум в спокойствии и (прана) вайю продолжает идти через сушумну, тогда достигается цель амароли, ваджроли и сахаджоли.

Целью ваджроли, сахаджоли и амароли является обращение естественного течения апаны вниз, так чтобы вайю текла вверх через сушумну. Когда это достигается, внешний ум мгновенно становится спокойным и невозмутимым, а осознавание входит во внутренние измерения.

Ментальная невозмутимость означает стабильность ума, его спокойствие и отсутствие реакции во всех обстоятельствах. Обращение потока апана вайю и направление его по сушумне является первичным свершением — гораздо труднее справиться с таким переживанием и позитивно поддерживать его. В этом смысле ваджроли, сахаджоли и амароли — это не физические практики, а внутренние позиции или состояния совершенства.

Сильный и в то же время гибкий ум никогда не может быть достижением «одной ночи». Процесс занимает много лет. Неоднократно утверждалось, что ум, который реагирует на воздействия мирских радостей, печалей и трагедий человеческого существования, неизбежно потерпит поражение, встретившись с более сильным переживанием.

Ум, который привык избегать боли, цепляется за удовольствия, покоится в праздности и не в состоянии придерживаться самодисциплины, — это не развитый ум. Он неизбежно не сможет выдержать переживание большего осознавания и большей силы, если таковые будут иметь место. Вот почему традиционно выделяется много лет на совершенствование мудр и на достижение непривязанности.

Величайшим и наиболее желательным является, в действительности, не тот гуру, который может ускорить пробуждение через путь шакти. Это тот гуру, который систематически ведет, вдохновляет, понимает, уговаривает и обхаживает ученика через препятствия, дисциплину и кармические переживания, так чтобы поддержать пробуждение и без неудач передать по наследству силу ученику, чья жизнь уже проявляет добродетели, самоограничение, мудрость, благожелательность и удовлетворение.

Шлока 15. Не может быть никакого внутреннего знания, пока прана является активной, а ум — неконтролируемым

Как может быть внутреннее знание в уме, если прана жива и ум не мертв. Освобождение достигается, когда двойственная природа ума и праны может быть успокоена. Иначе это невозможно.

Внутреннее знание становится лучезарным само по себе, потому что оно всегда здесь — так же, как солнце в облачный день не перестает существовать, а лишь скрыто облаками. Когда ум становится неподвижным, неподвижной становится и прана; это доказано. Задачей является не борьба за просветление, а только успокоение ума, а также успокоение тела и праны — тогда свет неизбежно засияет в вас.

Ум по самой своей природе является расщепленным; вследствие этого продолжается постоянная борьба. Низший инстинктивный подсознательный ум требует одного, а проницательный высший ум диктует другое.

Аналогичным образом, прана является объектом постоянной модификации органами восприятия и переживаниями, и это питает и сохраняет неразбериху в уме. Таким образом, конфликт и дисгармония между умом и телом, идой и пингалой внутренне присущ человеческому существованию перед просветлением.

Конфликт заключается в неизбежной двойственности характеристик природы до достижения единения. Этот конфликт является движущей силой не только индивидуальной эволюции, но и социальной и планетарной эволюции. Без трений и конфликтов здесь нет жизни.

Однако, когда нам не удается оценить значение конфликта в пышном зрелище личной и космической жизни, возникает проблема рабства и страдания. Мы отождествляем себя с конфликтующими сторонами; мы принимаем ту или иную сторону; мы проявляем преходящую лояльность той или иной стороне и, таким образом, попадаем в рабство, поскольку упускаем из виду большую, более значительную роль конфликта в тотальной схеме существования.

В рамках ограничений двойственности освобождение остается невозможным. Двойственное переживание, двойственная природа по самой своей сути являются источником борьбы, но в тот момент, когда две противоположные природы начинают сотрудничать, начинает переживаться внутреннее знание и единение.

Разве день и ночь не противоположны друг другу, и разве эта противоположность не поддерживает нашу планетарную жизнь? Разве два брата не сражаются друг с другом в рамках более широкого развития семейной жизни? Разве две дружественные команды не выступают одна против другой в рамках более крупного спектакля или соревнований? Разве не конфликтом являются супружеские отношения с точки зрения более великого единения?

Следовательно, для реализации важно уметь распознать и оценить более крупное единение, которое выковывается в кажущихся противоречиях и конфликтах. В этом смысл духовной перспективы.

Если нужны внутренняя мудрость и просветление, то мысли, желания и действия должны координироваться и сотрудничать друг с другом. Пока существует конфликт, не остается места для чего-либо другого. Едва ли можно ожидать, что удастся посидеть и пообщаться с мудрым человеком в переполненном помещении, где к тому же полно заблудившихся животных и снующих во все стороны нищих. Пока ваша прана движется необузданным образом, пока вритти вашего ума остаются турбулентными, о каком раскрытии можно говорить? Внутреннее пробуждение может иметь место только в том случае, когда наступает полный покой и стабильность в теле, уме и душе.

В трактате «Дриг-Дришья-Вивека» утверждается: «Буддхи (высший разум) начинает обладать просветлением вследствие отражения сознания внутри него. Буддхи является двояким: одной его частью является ахамкрити (эгоизм), другой — антах карана (ум)». Пока существуют эти две модификации буддхи, просветление сознания не может быть достигнуто. Внутреннее знание означает получение чего-то из того источника, из которого происходят ум и прана. «Это сознание не поднимается и не опускается. Оно не увеличивается и не подвергается распаду. Будучи самоосвещенным, оно освещает все остальное без какой-либо помощи.

Шлока 16. Кундалини должна быть заблокирована в брахмарандхре

Оставаясь в наиболее удобном месте, узнав, как проникнуть в сушумну, и заставив прану течь через средний проход, ее следует заблокировать в брахмарандхре, центре высшего сознания.

Место проведения садханы должно способствовать вашей практике. Оно должно быть спокойным, и в нем должны отсутствовать факторы, которые могли бы отвлечь вас от практики. Все это обсуждалось в главе 1. Когда способ возбуждения кундалини обнаружен, переживания будут раскрываться сами собой по мере пронизывания каждой из чакр. Единение шакти, или энергии, и шивы, или сознания, в высших центрах мозга сравнивается в тантре с мужчиной и женщиной, шивой и шакти, заключающими друг друга в объятия. Финальное единение и самадхи имеют место в сахасрара чакре. Она находится на макушке головы. Самая верхняя ее часть называется брахмарандхрой. Энергия и сознание должны оставаться здесь; если они выйдут наружу, возврата в физическое тело уже не будет. Поэтому и утверждается, что кундалини должна храниться в брахмарандхре.

Свами Шивананда описывает брахмарандхру как «отверстие Брахмана» и «место обитания души человека». Это десятая дверь, известная также как дасамдвара. У новорожденного ребенка брахмарандхра является резко выраженной. Это мягкое место на макушке головы между теменной и затылочной костями, называемое передним родничком. В момент смерти, когда йог навсегда покидает свое тело, прана вырывается из брахмарандхры. Это явление известно как капала мокша, что буквально означает «высвобождение из черепа». В «Катхопанишаде» говорится: «Сто и одна нади являются нади сердца, из них только одна (сушумна) выходит наружу, пронизывая голову. Выйдя через нее, человек достигает бессмертия».

Однако, будучи ведомой аджной, кундалини должна опуститься назад в муладхара чакру, иначе дух, или атма, покинет тело навсегда. Когда кундалини возвращается, йог снова принимает мирскую жизнь, но с измененным и более высоким по уровню состоянием сознания и осознавания. Внешне ничего не изменяется, трансформация имеет место внутри. Есть дзэнская поговорка: «До просветления — рубишь дрова и носишь воду, после просветления — рубишь дрова и носишь воду».

Шлока 17. Сушумна поглощает время

Солнце и луна делят время на день и ночь. Сушумна поглощает время. В этом и заключается секрет.

Внешние солнце и луна делят каждые двадцать четыре часа на день и ночь, а внутренние солнце и луна, то есть ида и пингала, ответственны за наше восприятие дня и ночи, то есть двойственности. Ида нади доминирует ночью, парасимпатическая нервная система является активной, имеют место большие выделения гормона мелатонина в мозг, и подсознательный мозг является активным. В течение дня доминирует пингала, более активной является симпатическая нервная система и в мозг выделяется гормон сератонин, который стимулирует сознательные функции мозга и подавляет функции подсознательные.

Две нади, ида и пингала, и две нервные системы толкают наше сознание из одной крайности в другую, привязывая нас к двойственности мирской среды, — все это вытекает из взаимных связей и зависимостей с внешними силами солнца и луны. Вся биологическая система запрограммирована на отслеживание солнечного и лунного циклов. Йог, однако, в состоянии так развить свою автономную нервную систему, что тело и ум не будут бросаться в крайности. Это означает развитие произвольной и центральной нервных систем, активизирующих сушумна нади и аджна чакру. Такой человек живет в совершенно уравновешенном состоянии.

Период времени, когда день встречается с ночью, называется сандхьей. Его можно рассматривать как внешнее событие, но это событие внутреннее. Он представляет собой период сушумны. Мы не можем изменять внешние события, но йог может сделать то время, когда сливаются ида и пингала, продолжительным переживанием. В трактате «Шивасвародайя» говорится: «Сандхья — это не внешняя сандхья, когда день встречает ночь. Но сандхья — это тот промежуток времени, когда встречаются две противоположные праны». Когда две праны текут через сушумну, когда время и пространство не являются двумя различными сущностями в уме, тогда нет никаких различий или крайностей.

Считается, что сушумна является «поглотителем времени». Время носит название каала. Это конкретная стадия эволюции непроявленной шакти. Когда изначальная шакти проявляется, то для того, чтобы проявление имело место, она должна создать ограничения. Материальная вселенная, которую мы воспринимаем, считается «сжатием» непроявленной шакти. Сжатие, или ограничение, шакти называется канчука. Слово канчука означает «оболочка». Существует пять таких канчук; каала, или время, является первой. Это ограничение во времени. Эмпирическое время является силой, которая стремится расти, развиваться, созревать. Оно порождает разделение или очерчивание. Если быть более точным, это носит название «карья каала» — активный аспект времени.

Трансцендентальное время носит название акханда каала, «время, которое не имеет конца». Через развитие пяти таттв (эфир, воздух, огонь, вода, земля) приходит невечное, преходящее время. Когда кундалини шакти в муладхара чакре высвобождается через сушумну, шакти возвращается к своему изначальному бесконечному состоянию. Поэтому она и называется «поглотителем времени».

Шлока 18. Из всех 72000 нади важна только сушумна, путь шамбхави

В теле существуют 72000 нади. Сушумна — это Шамбхави, остальные нади не имеют большого значения.

Нет ни одной нади в нашем теле, которая не была бы существенной — так же, как важной является в этом мире каждая крупица жизни. С позиций человеческой жизни нищий не менее важен, чем король. Однако же в терминах важных обязательств перед обществом король является более важным. Аналогичным образом роль сушумны важнее, чем роль любой другой нади, поскольку это «королевская дорога» для наивысшей силы, кундалини. Это «основная магистраль», ведущая из глубин земли к высотам небес.

Согласно шлоке это путь Шамбхави, то есть путь шакти, принадлежащей Шамбху. Шамбху есть имя Шивы, означающее того, кто рожден покоем. Шамбхави является также именем Дурги, аспекта великой космической шакти. Шамбхави означает «та сила, которая дарует покой» или «существование покоя и благоденствия для всех».

В трактате «Шатчакра Нирупана» говорится: «В пространстве внутри меру, размещенные слева и справа, есть две сиры: шаши (ида) и михира (пингала). Нади сушумна, сущностью которой являются три гуны, находится в середине. Она является формой солнца, луны и огня (ида, пингала, сушумна). Ее тело, цепочка цветущих цветов дурмана (чакр), простирается от середины канды (муладхара) до головы, а ваджра внутри ее простирается, сияя, от медхры (мужской половой орган) до головы».

«Внутри нее находится читрини, которая сияет сиянием праны и которую достигает йог, занимаясь йогой. Она (читрини) является тонкой, как нить паутины, пронизывает все лотосы (чакры), которые расположены в позвоночнике, и являет собой чистый интеллект (способность различения). Она (читрини) является прекрасной из-за них (лотосов), которые нанизаны на нее. Внутри нее находится брахма нади, которая простирается от отверстия рта Хары (муладхара) до более высокого места, где обитает Адидева (сахасрара)».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.076 с.)