Складывание всероссийского рынка


 

Новым, исключительным по своему значению явлением было образование всероссийского рынка, центром которого становится Москва. По движению товаров в Москву можно судить о степени общественного и территориального разделения труда, на основе которого складывался всероссийский рынок: Подмосковье поставляло мясо и овощи; масло коровье везли из Среднего Поволжья; рыбу привозили из Поморья, Ростовского уезда, Нижнего Поволжья и приокских мест; овощи поступали также из Вереи, Боровска и Ростовского уезда. Железом Москву снабжали Тула, Галич, Устюжна Железопольская и Тихвин; кожи привозили главным образом из Ярославско-Костромского и Суздальского районов; деревянную посуду поставляло Поволжье; соль — города Поморья; Москва являлась крупнейшим рынком сбыта сибирских мехов. На основе производственной специализации отдельных районов складывались рынки с преимущественным значением каких-либо товаров. Так, Ярославль славился сбытом кож, мыла, сала, мяса и текстильных изделий; Великий Устюг и особенно Соль Вычегодская были крупнейшими пушными рынками — поступавшие из Сибири меха доставлялись отсюда либо в Архангельск для экспорта, либо в Москву для продажи внутри страны. В Смоленск и Псков из близлежащих районов свозились лен и пенька, поступавшие затем на заграничный рынок. Некоторые местные рынки завязывают интенсивные торговые связи с далеко отстоящими от них городами. Тихвинский посад с его ежегодной ярмаркой поддерживал торговлю с 45 городами России. Закупая у местных кузнецов изделия железоделательных промыслов, скупщики перепродавали их более крупным торговцам, а последние отвозили значительные партии товаров в Устюжну Железо-польскую, а также в Москву, Ярославль, Псков и другие города. [2]Громадную роль в торговом обороте страны играли ярмарки всероссийского значения, такие, как Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Архангельская и др., продолжавшиеся в течение нескольких недель. В связи со складыванием всероссийского рынка повысилась роль купечества в хозяйственной и политической жизни страны. В XVII столетии из общей массы торговых людей еще заметнее выделяется верхушка купеческого мира, представители которой получили от правительства звание гостей. Эти крупнейшие купцы выполняли также роль финансовых агентов правительства — по его поручению они вели заграничную торговлю пушниной, поташом, ревенем и пр., выполняли подряды на строительные работы, закупали продовольствие для нужд армии, собирали налоги, таможенные пошлины, кабацкие деньги и т. д. Гости привлекали для выполнения подрядных и откупных операций более мелких купцов, деля с ними огромные барыши от продажи вина и соли. Откупа и подряды являлись важным источником накопления капиталов. В руках отдельных купеческих семей порой скапливались крупные капиталы. Н. Светешникову принадлежали богатые соляные промыслы. Стояновы в Новгороде и Ф. Емельянов в Пскове были первыми людьми в своих городах; с их мнением считались не только воеводы, но и царское правительство. К гостям, а также близким к ним по положению торговым людям из гостиной и суконной сотен (объединений) примыкала верхушка горожан, именовавшихся «лучшими», «большими» посадскими людьми. Торговые люди начинают выступать перед правительством в защиту своих интересов. В челобитьях они просили запретить английским купцам торговать в Москве и в других городах, за исключением Архангельска. Челобитье было удовлетворено царским правительством в 1649 г. Эта мера мотивировалась политическими соображениями — тем, что англичане казнили своего короля Карла I. Большие изменения в экономике страны отразились в Таможенном уставе 1653 г. и в Новоторговом уставе 1667 г. В создании последнего принимал участие начальник Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Согласно меркантилистическим воззрениям того времени Новоторговый устав отмечал особое значение торговли для России, так как «во всех государствах окрестных в первых государственных делех свободные и прибыльные торги для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким береженьем остерегают». Таможенный устав 1653 г. отменял множество мелких торговых сборов, сохранявшихся еще от времени феодальной раздробленности, и взамен их вводил одну так называемую рублевую пошлину — по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России. В интересах русского купечества Новоторговый устав 1667 г. еще более увеличил таможенные сборы с иностранных торговцев. [2]

Культурное развитие

Культурное развитие

Просвещение

 

В XVII в. в разных областях русской культуры произошли большие сдвиги. «Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и литературе. Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Громадные и плодотворные последствия для русского, украинского и белорусского народов имело воссоединение Украины с Россией. Зарождение театра, распространение партесного пения (церковное хоровое пение), развитие силлабического стихосложения, новые элементы в архитектуре были общими культурными явлениями для России, Украины и Белоруссии XVII в. Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на челобитьях и других актах, умело читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чем можно судить по записям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами — крестьянами. В дворянских и купеческих кругах грамотность была явлением уже обычным. В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведений. Однако только в конце столетия эти попытки приводят к созданию первого высшего учебного заведения. Сначала правительство открыло в Москве училище (1687 г.), в котором ученые греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она помещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве (часть этих зданий сохранилась до нашего времени). Академия в основном готовила образованных лиц для замещения духовных должностей, но дала и немало людей, занятых различными гражданскими профессиями. В ней, как известно, учился и великий русский ученый М. В. Ломоносов. Дальнейшее развитие получило книгопечатание. Главным его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал церковные книги. За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был учебник патриаршего дьяка Василия Бурцева — «Букварь языка славенского, сиречь начало учения детям», впервые изданный в 1634 г. Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. К их числу принадлежали «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав и пр. На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории — «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа». [2]

Литература. Театр

 

Новые явления в русской экономике XVII в. нашли отражение в литературе. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. «Ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без мастера», — восклицает герой, приводя пример из жизни ремесленников и торговцев, знакомых с употреблением скарлата (бархата). Ряд сатирических произведений посвящен осмеиванию отрицательных сторон русской жизни XVII в. В повести о Ерше Ершовиче высмеиваются неправедные приказные суды. Ерша знают и кушают только «бражники и кабацкие голыши», которым не на что купить хорошей рыбы. Главная вина Ерша в том, что он «скопом и заговором» овладел Ростовским озером, — так в повести пародируется статья «Соборного уложония» о выступлениях против правительства. Возникает также едкая сатира на церковные порядки. «Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить». В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам». В литературе второй половины XVII в. все сильнее сказываются народные элементы: в повестях об Азове, в сказаниях о начале Москвы и т. д. Народные запевы звучат в поэтической повести об Азове, в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». В XVII столетии утверждается новый вид литературного произведения — записки, которые получат особенное развитие в следующем веке. Простым и ясным языком написано замечательное произведение основателя раскола — «Житие» протопопа Аввакума, повествующее о его многострадальной жизни. Учитель царевны Софьи Алексеевны Симеон Полоцкий развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных виршей (стихов), драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов. Для печатания новых книг была создана особая придворная типография у «государя на верху». Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после распутной жизни и обратно принятого отцом. Для представления в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса чрезвычайно понравилась Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 г.). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно мужского состава, так как женские роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети — «неискусные и несмышленные отрочата». [2]

Архитектура и живопись

В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др. [2]

В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший иногда неправильное название «русского барокко». Храмы имели крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским. Лучший мастер-живописец той эпохи Симон Ушаков стремился писать не отвлеченные, а реалистические образы. Иконы и роспись такого «фряжского письма» показывают стремление русских художников приблизиться к жизни, покинув отвлеченные схемы. Новые веяния в искусстве вызывали глубокое возмущение ревнителей старины. Так, протопоп Аввакум ядовито отзывался о новых иконах, говоря, что на них «спас милостивый» изображен наподобие пьяного иноземца с румянцем на щеках. Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора. Во всех областях культурной жизни России ощущались новые веяния, вызванные глубокими хозяйственными и общественными сдвигами. Эти сдвиги, а также ожесточенная классовая борьба и мощные крестьянские восстания, потрясавшие феодально-крепостническое государство, нашли свое отражение в народной поэзии. Вокруг величественной фигуры Степана Разина сложился цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», — воспевает народная песня подвиги Разина и его сподвижников, зовет к борьбе против помещиков, крепостничества, социального угнетения. [2]

 

Войны









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь