Анализ конкурентоспособности


В диагностике конкурентоспособности рынков важнейшую роль играет анализ состояния рыночной структуры. Для этой цели используют различного рода показатели и индексы. Рассмотрим некоторые из них.

Индекс концентрации.[22](12)

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей k крупнейших продавцов рынка:

Где: CRk -индекс концентрации;

qi доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Как правило, значение индекса исследуется для трех или четырех крупнейших фирм рынка. Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для трех фирм ниже 45%, умеренно концентрированным при CR3=45-70% и высококонцентрированным при CR3>70%.

Кэффициент относительной концентрации[23].(12)

Коэффициент относительной концентрации рассчитывается как отношение долей крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий к долям продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции:

где К коэффициент относительной концентрации;

b доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий,в процентах;

a доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции, в процентах.

Данный показатель измеряется в абсолютных значениях. Чем ближе коэффициент к нулю, тем более высокая степень концентрации наблюдается на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, являющийся наиболее популярным

среди маркетологов, определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:(12)

где HHI индекс ХерфиндаляХиршмана;

qi доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Если доли фирм, работающих на рынке, одинаковы, то формула даёт значение, равное 1/n. В том случае, когда на рынке работает одна фирма – в условиях чистой монополии – доля фирмы равна единице и индекс, очевидно, также будет равен единице. Таким образом, из свойств индекса следует вывод о том, что чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке.

Коэффициент Джини.[24](12)

Этот коэффициент показывает меру неравенства распределения

доходов. Модификация коэффициента Джини, применяемая для анализа структуры рынков определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на

рынке:

где G коэффициент Джини;

D кумулятивный (накопленный) процент размера отрасли;

N кумулятивный процент числа фирм на рынке.

Коэффициент Джини оценивает равенство фирм на рынке, при

G=1 на одну фирму приходится весь объем выпуска, при G=0 каждая фирма производит одинаковую долю отрасли (или одинаковый процент фирм производит одинаковый процент совокупного выпуска).

Определение уровня конкурентоспособности товара[25](12)

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки, суть которых изложена ниже.



Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

где qi единичный параметрический показатель конкурентоспособности по iму параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);

Pi величина iго параметра для анализируемой продукции;

Piо величин iго параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n количество параметров.

При оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам:

где qi`, qi единичный показатель конкурентоспособности по iму техническому параметру;

Из двух формул выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности.

Если технические параметры продукции не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь