Перечень ситуационных задач по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень ситуационных задач по теме



ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ

«ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХСИСТЕМ»

Задача № 1.

Человек одинаково четко видит или близко, или далеко расположенные предметы. Эта способность глаза приспосабливаться к четкому видению различно удаленных предметов происходит рефлекторно.

Вопрос № 1. Как называется эта способность глаза?

Эталон ответа: способность глаза одинаково четко видеть или близко или далеко расположенные предметы называется аккомодацией.

Вопрос № 2. Чем она обусловлена?

Эталон ответа: аккомодационная способность глаза обусловлена изменением кривизны хрусталика

Вопрос № 3. Что является пусковым стимулом для возникновения данного рефлекса?

Эталон ответа: рефлекс запускается при воздействии стимула (нечеткое изображение предмета) на рецепторы сетчатки.

Вопрос № 4. Каков рефлекторный механизм данной способности глаза?

Эталон ответа: при раздражении рецепторов сетчатки глаза информация от них по зрительным нервам и трактам поступает к ядру Эдингера-Вестфаля (парасимпатическое ядро Ш пары черепно-мозговых нервов), а от него, через цилиарный ганглий, идет в цилиарным мышцам и вызывает их сокращение, это в свою очередь ослабляет натяжение связок сумки хрусталика, что приводит к увеличению кривизны хрусталика.

Вопрос № 5. Какое образование глаза и как изменяется при рассматривании близко и далеко расположенных предметов?

Эталон ответа: при рассматривании близко и далеко расположенных предметов изменяется кривизна хрусталика: при рассматривании близко расположенных предметов хрусталик становится более плоским, далеко расположенных – более выпуклым.

Вопрос № 6. Чем обусловлена старческая дальнозоркость глаза?

Эталон ответа: старческая дальнозоркость глаза обусловлена снижением эластичности хрусталика.

Задача № 2.

У оператора автоматизированных систем управления определяли остроту зрения перед началом работы, во время и в конце напряженного трудового дня. При этом были получены различные результаты.

Вопрос № 1. Что называется остротой зрения?

Эталон ответа: остротой зрения называется способность глаза различать две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

Вопрос № 2. Что принимается за норму остроты зрения?

Эталон ответа: за норму остроты зрения принимается способность глаза различать две светящиеся точки, проекция которых падает на сетчатку под углом в 1 минуту.

Вопрос № 3. С помощью какого оборудования определяется острота зрения?

Эталон ответа: острота зрения определяется с помощью специальных таблиц, например, таблиц Головина.

Вопрос № 4. В каком случае возникает наилучшая острота зрения?

Эталон ответа: наилучшая острота зрения возникает при фокусировке изображения в центральную ямку.

Вопрос № 5. Как называется участок сетчатки, имеющий максимальную остроту зрения?

Эталон ответа: участок сетчатки, имеющий максимальную остроту зрения, называется центральной ямкой.

Вопрос № 6. Как изменяется острота зрения в конце напряженного трудового дня?

Эталон ответа: в конце рабочего дня острота зрения падает.

Вопрос № 7. Чем можно объяснить изменение остроты зрения в конце напряженного трудового дня?

Эталон ответа: в конце напряженного трудового дня происходит утомление нервных центров, а также замедляются процессы ресинтеза молекул фотопигмента в рецепторах сетчатки.

 

Задача № 3.

У исследуемого проводилось определение вкусовой чувствительности по порогу ощущения. Раздражителем служил 45% раствор сахара. Результаты исследования показали, что вкусовой порог, определенный на кончике языка, много выше, чем определенный на корне языка.

Вопрос № 1. Чем это можно объяснить?

Эталон ответа: вкусовой порог, определенный на кончике языка, много выше, чем определенный на корне языка, потому что вкусовые сосочки, чувствительные к сладкому, располагаются в основном на кончике языка.

Вопрос № 2. Как называется метод определения вкусовой чувствительности по порогу ощущения?

Эталон ответа: метод определения вкусовой чувствительности по порогу ощущения называется густометрией.

Вопрос № 3. Как называется избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя?

Эталон ответа: избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя называется специфичностью.

Вопрос № 4. Почему вкусовая чувствительность различна на разных участках языка?

Эталон ответа: на разных участках языка располагаются сосочки, в основном, чувствительные к определенной модальности раздражителя.

Вопрос № 5. Какие вкусовые рецепторы в основном чувствительны к сладкому?

Эталон ответа: к сладкому в основном чувствительны грибовидные сосочки языка.

Вопрос № 6. Где располагаются эти сосочки?

Эталон ответа: сосочки в основном чувствительные к сладкому располагаются на кончике языка.

Вопрос № 7. Какие сосочки языка не обладают вкусовой чувствительностью?

Эталон ответа: вкусовой чувствительностью не обладают нитевидные сосочки.

Вопрос № 8. Какой нерв иннервирует сосочки языка, расположенные на передних 2/3 языка?

Эталон ответа: сосочки, расположенные на передних 2/3 языка, иннервирует верхний гортанный нерв.

Вопрос № 9. Где локализуется второй нейрон вкусовой сенсорной системы?

Эталон ответа: второй нейрон вкусовой сенсорной системы локализуется в ядре солитарного тракта.

Вопрос № 10. Где локализуется третий нейрон вкусовой сенсорной системы?

Эталон ответа: третий нейрон вкусовой сенсорной системы локализуется в таламусе.

Вопрос № 11. Где находится корковое представительство вкусовой сенсорной системы?

Эталон ответа: корковое представительство вкусовой сенсорной системы находится в соматосенсорной зоне коры.

Задача № 4.

В ясный солнечный день студент выходит из темного помещения на улицу. Дневной свет раздражает фоторецепторы глаза – зрачки сразу рефлекторно изменяют свой диаметр.

Вопрос № 1. Как изменяется просвет зрачков?

Эталон ответа: просвет зрачков рефлекторно уменьшается.

Вопрос № 2. Как изменится просвет зрачков при снижении интенсивности внешнего освещения?

Эталон ответа: при снижении интенсивности внешнего освещения зрачок рефлекторно расширяется.

Вопрос № 3. Как называется реакция зрачка на действие света?

Эталон ответа: реакция зрачка на действие света называется зрачковым рефлексом.

Вопрос № 4. Как называется способность фоторецепторов приспосабливаться к длительно действующему дневному свету?

Эталон ответа: способность фоторецепторов приспосабливаться к длительно действующему дневному свету называется адаптацией.

Вопрос № 5. В чем заключается реакция фоторецепторов на длительное действие дневного света?

Эталон ответа: при длительном действии дневного света происходит мобилизация колбочек и уменьшение возбудимости палочек, вплоть до полной их демобилизации.

Вопрос № 6. С чего начинается рефлекторный путь изменения диаметра зрачка?

Эталон ответа: рефлекторный путь начинается при действии изменения освещенности на рецепторы сетчатки.

Вопрос № 7. Каков механизм рефлекторного изменения диаметра зрачка при уменьшении освещенности рецепторов сетчатки?

Эталон ответа: при уменьшении освещенности возбуждение рецепторов сетчатки передается по зрительным нервам и трактам к нейронам цилиоспинального центра, расположенного на уровне С8 и Т1,2 спинного мозга. Аксоны его нейронов, образуя преганглионарные волокна, идут в верхний шейный ганглий. Отсюда постганглионарные волокна направляются в глазницу вдоль внутренней сонной и глазной артерий и переходят в цилиарный нерв, который подходит к радиально расположенным мышцам-дилятаторам радужки глаза, они сокращаются и зрачок расширяется.

Вопрос № 8. Каков механизм рефлекторного изменения диаметра зрачка при увеличении освещенности рецепторов сетчатки?

Эталон ответа: при увеличении освещенности сигнализация от рецепторов сетчатки по зрительным нервам и зрительным трактам поступает в парасимпатическое ядро Эдингера-Вестфаля (вегетативная часть глазодвигательного ядра Ш пары черепно-мозговых нервов). Далее информация по преганглионарным волокнам поступает в цилиарный (ресничный) ганглий, расположенный позади глаза, и по постганглионарным волокнам глазодвигательного нерва активирует мышцы-сфинктеры радужной оболочки, что приводит к сужению зрачка.

Вопрос № 9. Почему зрачковые реакции являются важным диагностическим признаком?

Эталон ответа: по зрачковым реакциям можно выявить поражения сетчатки, зрительного нерва, поражения на уровне ствола мозга (глазодвигательная зона) или шейного отдела спинного мозга.

Задача № 5.

Задача № 6.

Задача № 7.

На одном и том же испытуемом проводилось определение чувствительности холодовых рецепторов в теплой и в холодной комнатах. Полученные данные существенно различались.

Вопрос № 1. В какой комнате: теплой или холодной – будет больше функционировать холодовых рецепторов?

Эталон ответа: холодовых рецепторов больше функционирует в холодной комнате.

Вопрос № 2. Почему?

Эталон ответа: температурные рецепторы «настраиваются» на среду.

Вопрос № 3. Какие рецепторы воспринимают холод, а какие – тепло?

Эталон ответа: холод воспринимают колбы Краузе, тепло – тельца Руффини.

Вопрос № 4. Каким методом определяют количество температурных точек на единице кожной поверхности?

Эталон ответа: количество температурных точек на единице кожной поверхности определяется методом термоэстезиометрии.

Вопрос № 5. Каких рецепторов: тепловых или холодовых – приходится больше на единицу поверхности кожи?

Эталон ответа: на единицу поверхности кожи приходится больше холодовых рецепторов.

Вопрос № 6. Почему?

Эталон ответа: плотность расположения холодовых рецепторов больше.

Вопрос № 7. Где находится корковое представительство температурной сенсорной системы?

Эталон ответа: корковое представительство температурной сенсорной системы находится в сенсомоторной области.

 

 

Задача № 8.

Любая сенсорная система является частью нервной системы, и выполняет ряд функций. Одной из основных функций сенсорной системы является кодирование информации.

Вопрос № 1. Какие еще основные функции выполняет сенсорная система?

Эталон ответа: основными функциями сенсорной системы еще являются: 1 – рецепция и акцепция раздражителей, 2 – трансформация энергии раздражителя в процесс возбуждения, 3 – передача нервных импульсов к сенсорным нейронам различных уровней ЦНС, 4 – переработка и анализ сенсорной информации, 5 – формирование ощущений.

Вопрос № 2. Что называется кодированием информации?

Эталон ответа: кодированием информации называется процесс преобразования информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналам связи.

Вопрос № 3. Какие структуры составляют сенсорную систему?

Эталон ответа: сенсорная система состоит из: 1 – рецепторов с вспомогательными элементами, 2 – нервных путей (афферентных и эфферентных), 3 – структур мозга, перерабатывающих сенсорную информацию.

Вопрос № 4. Из каких отделов состоит сенсорная система?

Эталон ответа: сенсорная система состоит из: 1 – периферического (рецепторного) отдела, 2 – проводникового (проводящие пути с подкорковыми ядрами), 3 – центрального отдела (коры головного мозга).

Вопрос № 5. Какие характерные отличия сенсорной системы от анализатора?

Эталон ответа: в отличие от анализатора сенсорной системе характерно: 1 – наличие вспомогательных структур периферического отдела, 2 – наличие эфферентных путей, 3 – настройка рецепторов на восприятие раздражителя, 4 – акцепция – активный отбор информации рецепторами.

Вопрос № 6. Какие основные свойства сенсорных систем?

Эталон ответа: основными свойствами сенсорных систем являются: 1 – высокая чувствительность к адекватному раздражителю, 2 – инерционность – медленное возникновение и исчезновение ощущений, 3 – способность к адаптации, 4 – взаимодействие сенсорных систем.

Вопрос № 7. Какие существуют способы кодирования информации рецепторами?

Эталон ответа: способы кодирования информации рецепторами: специфичностью рецепторов, «числом нервных элементов», частотное кодирование, числом и местоположением возбужденных рецепторов, наличием ”оnn-” и “оff-“ рецепторов.

Вопрос № 8. Какие способы кодирования информации существуют в нервной системе?

Эталон ответа: в нервной системе существуют следующие способы кодирования информации: «меченой линией» - «топической организацией», «номером детектора», «структурой (паттерном) ответа», «ансамблем нейронов», «позиционное кодирование».

«ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ».

Задача 1. При электрическом раздражении седалищного нерва лягушки

находят минимальную силу раздражения, вызывающую сокращение иннервируемой

мышцы. Если же раздражающие электроды наложить прямо на мышцу этого же

нервно-мышечного препарата и подать со стимулятора такую же силу

раздражения, которая только что при раздражении нерва вызывала ответ,

сокращения мышцы не будет. Почему?

Вопрос 1. Что такое возбудимость?

Реакцией—возбуждением.

Вопрос 3. Что такое порог раздражения?

Возбуждения.

Вопрос 4. Что такое «прямое раздражение»?

Опосредованно через нерв.

Задача 2. При раздражении скелетной мышцы раздражителем нарастающей силы

наблюдается постепенное увеличение амплитуды сокращений скелетной мышцы до

достижения максимальных значений, при раздражении же сердечной мышцы

пороговое раздражение сразу же вызывает максимальную реакцию. Почему?

Вопрос 1. Как формулируется закон Силы?

Разный порог раздражения.

Вопрос 4. Почему сердечная мышца подчиняется закону «всё или ничего»?

Паузы.

Задача 3. В 1840 году Маттеучи показал, что тетаническое непрямое

раздражение одного нервно—мышечного препарата лягушки вызывает тетаническое

сокращение мышцы второго нервно-мышечного препарата, если нерв второго

препарата набросить на сокращающуюся мышцу первого. Почему?

Вопрос 1. Что такое мембранный потенциал?

Покоя.

Вопрос 2. Что такое потенциал действия?

Потенциала имеют местный (локальный) характер (локальный ответ)- он отражает процесс медленной деполяризации мембраны от уровня МПП до критического уровня деполяризации (КУД). При действии раздражителя

Деполяризации возникает распространяющийся потенциал действия (спайк) – своей восходящей частью отражает процесс быстрой деполяризации мембраны и её перезарядки, а нисходящей – процесс быстрой реполяризации мембраны.

Вопрос 4. Как изменяется возбудимость в различные фазы одиночного цикла

возбуждения?

Ответ: В период развития препотенциала возбудимость повышается (фазы

Раздражителя.

Задача 4. Эрлангер и Гассер в 1937 году при раздражении целого нервного

ствола обнаружили, что при увеличении расстояния между раздражающими и

отводящими электродами суммарный потенциал действия начинает расчленяться

на несколько отдельных колебаний, которые становятся наиболее выраженными

при удалении отводящих электродов на 10-15 см от места раздражения. В чем

причина расчленения суммарного потенциала действия целого нервного ствола

на компоненты.

Вопрос 1. Какие виды нервных волокон вам известны?

Нервные волокна, проводящие возбуждение от рецепторов ЦНС называются афферентными, а волокна, проводящие возбуждение от ЦНС к исполнительным органам, называются эфферентными. Нервы состоят из афферентных и эфферентных волокон.

Синаптической щели.

Вопрос 2. Что называется субсинаптической мембраной?

Определенному медиатору.

Вопрос 3. Опишите механизм передачи возбуждения в химических возбуждающих

синапсах?

Ответ: Когда по аксону к его терминалям приходит возбуждение, пресинаптическая мембрана деполяризуется, что сопровождается поступлением ионов кальция из внеклеточной жидкости внутрь нервного окончания. Поступившие ионы кальция активируют перемещение синаптических пузырьков к пресинаптической мембране, из соприкосновение и разрушение (лизис) их мембран с выходом медиатора в синаптическую щель. В ней медиатор диффундирует к субсинаптической мембране, на которой находятся его рецепторы. Взаимодействие медиатора с рецепторами приводит к открытию преимущественно каналов для ионов натрия. Это приводит к деполяризации субсинаптической мембраны в возникновению так называемого возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП). В нервно-мышечном синапсе ВПСП называется потенциалом концевой пластинки (ПКП). Между деполяризованной субсинаптической мембраной и соседними с ней участками постсинаптической мембраны возникают местные токи, которые деполяризуют мембрану. Когда они деполяризуют мембрану до критического уровня, в постсинаптической мембране мышечного волокна возникает потенциал действия, которые распространяется по мембранам мышечного волокна и вызывает его сокращение.

Вопрос 4. Перечислите основные физиологические свойства химических

синапсов?

Ответ Синапсы с химической передачей возбуждения обладают рядом общих свойств:

1. Возбуждение через синапсы проводится только в одном направлении (односторонне).Это обусловлено строением синапса: медиатор выделяется только из пресинаптического утолщения и взаимодействует с рецепторами субсинаптической мембраны;

2. передача возбуждения через синапсы осуществляется медленнее, чем по нервному волокну - синаптическая задержка;

3. передача возбуждения осуществляется с помощью специальных химических посредников - медиаторов;

4. в синапсах происходит трансформация (изменение) ритма возбуждения;

5. синапсы обадают низкой лабильностью(исключение - клетки Реншоу, тормозные нейроны);

6. синапсы обладают высокой утомляемостью;

АД.

Вопрос №4. Какими клетками синтезируется ренин, участвующий в регуляции

водно-солевого гомеостаза и поддержании АД?

Эталон ответа: клетками юкстагломерулярного аппарата;

Вопрос №5. При каких условиях происходит активация антидиуретического

механизма?

Эталон ответа: гиперосмия и гиперволюмия, которые развиваются после приема

Задача 1.

На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем начался эксперимент. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

Вопросы:

1.Как называется это явления?

Эталон ответа: Внешнее торможение

2..Какова причина этого явления?

Эталон ответа: Действие тормозящего фактора, возникшего в организме, вероятно, переполнение мочевого пузыря

3.Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов?

Эталон ответа: В условиях полной тишины, в отсутствии посторонних раздражителей, условный раздражитель должен предшествовать безусловному, сила безусловного больше, чем условного, интервал между ними не должен быть значительным.

4.В каком состоянии должны находиться животные, используемые эксперименте по выработке условных рефлексов?

Эталон ответа: Здоровыми, с сохраненными рецепторами для восприятия условного стимула. При использовании пищевом безусловного раздражителя- в состоянии голода.

5.В каких соотношениях должны находится между собой условный и безусловный раздражители?.

Эталон ответа: Сила безусловного больше, чем условного, условный должен предшествовать безусловному..

Задача 2.

Начиная первые опыты по изучению УР И.П.Павлов построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками.

Вопросы.

1.Почему эти башни имели абсолютную звукоизоляцию?

Эталон ответа: Для исключения влияния посторонних раздражителей, мешающих выработке УР, и вызывающих ориентировочную реакцию. Это препятствовало влиянию внешнего торможения.

2.Почему засыпали собаки?

Эталон ответа: Резкое ограничение афферентных импульсов снижало тонус корковых нейронов.

3.Почему особенно быстро это происходило с животными-сангвиниками?

Эталон ответа: Эти животные особенно чувствительны к дефициту афферентного притока, для поддержания деятельного состояния им необходим постоянный приток информации.

4.Чем характеризуется тип ВНД, имеющий аналогии с типом темперамента сангвиник?

Эталон ответа: Сильный, уравновешенный, подвижный.

5.Что лежит в основе классификации типов ВНД по И.П.Павлову?

Эталон ответа: Сила возбуждения и торможения, подвижность возбуждения и торможения и уравновешенность этих процессов.

Задача 3.

Один из способов борьбы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь.

Вопоосы

1.Что необходимо использовать для выработки такого УР в качестве безусловного раздражителя?

Эталон ответа: Рвотный препарат

2.Что должно являться условным раздражителем?

Эталон ответа: Порция алкоголя.

3. Как долго надо вырабатывать такой УР?

Эталон ответа: До тех пор, пока при виде и запахе алкоголя будет появляться рвотный рефлекс.

4. В каком состоянии должен находится пациент?

Эталон ответа: Он должен иметь большое желание- высокую мотивацию к избавлению от алкоголя, здоров и трезв.

5.Какой препарат пациент должен получать первым?

Эталон ответа: Порцию алкоголя.

 

Задача 4.

Всем известна поговорка: «Пуганая ворона и куста боится».

Вопросы.

1. Какое физиологическое явление лежит в основе подобного поведения?

Эталон ответа: Генерализация временной связи.

2.Что такое временная связь?

Эталон ответа: Это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей.

3.Что лежит в основе замыкания временной связи?

Эталон ответа: Процесс доминантного взаимодействия между очагами возбуждения в цнс.

4.Какие основные стадии выделяют в процессе формирования условного рефлекса?

Эталон ответа: стадию генерализации и стадию специализации.

5.О чем свидетельствует стадия специализации?

Эталон ответа: О выработке прочной временной связи.

 

 

Задача 5.

Из двух испытуемых один ярко выраженный флегматик, другой –сангвиник. У обоих выработаны прочные условные двигательные рефлексы: на зеленый свет нажатие кнопки левой рукой, на красный – правой. При обследовании регистрировали время от включения света до нажатия кнопки. Затем условия опыта изменили: На зеленый свет надо было нажимать кнопку правой рукой, на красный- левой. Время нажатия на кнопку после подачи света изменилось у обоих испытуемых.

1.Как называется время от подачи света до нажатия кнопки?

Эталон ответа: Латентный период реакции.

2.Как называется одним словом изменение условий опыта?.

Эталон ответа: Переделка.

3.В какой характеристике нервных процессов имеется основное отличие флегматика от сангвиника?

Эталон ответа: Подвижность нервных процессов.

4.Почему и как изменилось время реакции у испытуемых? Оно увеличилось у обоих испытуемых, т.к. переделка представляет трудность для нервной системы.

5.У кого быстрее произойдет переделка и почему?

Эталон ответа: Латентный период реакции у сангвиника увеличивается в процессе переделки в меньшей степени, чем у флегматика и быстрее возвращается к исходному уровню, потому что подвижность нервных процессов больше у сангвиника.

Задача 6.

В известной басне И.А.Крылова есть такие слова: «Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»

 

1 Вопрос: какое из известных проявлений ВНД описал автор?

Эталон ответа – условный рефлекс

 

2 Вопрос:. назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности.

Эталон ответа:

1. вероятностный детерминизм: условно-рефлекторная деятельность инициируется не только внешними условными раздражителями: но и внутренними процессами.

2. единство анализа и синтеза: в основе условнорефлекторной деятельности лежит анализ раздражителей внешней и внутренней среды с последующим их синтезом в условный рефлекс.

3. структурный подход – «приуроченность динамики к структуре»: тенденция связать определенные компоненты условного рефлекса с конкретными структурами мозга.

 

3 Вопрос: в каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление?

Эталон ответа – в состоянии голода.

 

4 Вопрос: Назовите общие признаки условных рефлексов.

Эталон ответа:

1.сигнальность – предупреждают о безусловном рефлексе.

2. для их реализации обязательно участие корковых и подкорковых отделов головного мозга,

3. расширяют диапазон приспособительных реакций.

4. имеют индивидуальный характер, не наследуются.

 

5 Вопрос: назовите стадии образования условных рефлексов.

Эталон ответа:

  1. стадия генерализации: которая по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты. Эта стадия обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый
  2. стадия специализации. Физиологическое значение ее состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал.

ЗАДАЧА 7.

А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре!: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры, Он прекрасен, он весь как божия гроза».

 

1Вопрос. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?

Эталон ответа:

Сильный, н уравновешенный, с преобладанием возбуждения.

.

2Вопрос: На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П.Павлову?

Эталон ответа:

на характеристиках силы, уравновешенности и подвижности торможения и возбуждения. Выделяют по силе – сильный и слабый, по уравновешенности – уравновешенный и неуравновешенный, по подвижности – подвижный и инертный.

 

3 Вопрос: На чем основана частная классификация типов ВНД человека?

Эталон ответа:

На соотношении первой и второй сигнальных систем. Выделяют художественный тип, мыслительный и средний.

 

4 Вопрос: Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

Эталон ответа:

Холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый тип.

 

5 Вопрос: Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?

Эталон ответа:

Запредельное торможение, оно имеет охранительное значение. Существуют еще гаснущий тормоз (возникающий при действии нового раздражителя) и постоянный тормоз (возникающий на повреждающие воздействия).

ЗАДАЧА 8.

На экзамене по физиологии студентка отличница получила двойку? Она заплакала.

 

1 вопрос: Как называется ее состояние? Дайте ему определение.

Эталон ответа:

У студентки отрицательное эмоция.

Эмоции – субъективные реакции на внешние и внутренние раздражители: на результаты собственной деятельности: проявляющиеся в виде радости, страха, гнева, печали.

 

2 вопрос: Каковы функции эмоций?

Эталон ответа:

Функции эмоций 1.оценочная.-обобщенная оценка события полезно или вредно; 2.побуждающая – запускают поведение для удовлетворения потребности; 3.подкрепляющая функция -положительная эмоция служит наградой, поощряющей деятельность, отрицательная – ведет к прекращению или избеганию.

4.компенсаторная – мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребности. 5.переключающая – изменяет направленность поведения, особенно при конкуренции мотивов; 6.коммуникативная – обеспечивает неречевые формы коммуникации.

 

3 вопрос: Назовите основные теории, объясняющие возникновение эмоций.

Эталон ответа:

Наиболее известными являются биологическая теория эмоций П.К.Анохина (Э – результат рассогласования при совпадении результата деятельности с пронозируемым в акцепторе результата действия) и потребностно-информационная теория П.В.Симонова _ (Э – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения).

4 вопрос: Исходя из теории П.В.Симонова объясните почему возникают положительные или отрицательные эмоциональные состояния.

Эталон ответа:

Согласно теории эмоций П.В.Симонова положительные эмоции возникают: если существующая информация превышает необходимую или имеется ситуация возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции возникают при дефиците информации или снижении вероятности достижения цели.

 

5 вопрос: Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать?

Эталон ответа:

Периферические моторные проявления Э –- запускаются от лобной коры через экстра и и пирамидную системы в форме тонических гипертонус, скованность, тремор) и фазических (жест,поза интонация голоса, мигание), компонентов двигательного сопровождения эмоций.

Вегетативные проявления Э запускаются через активацию гипоталамуса и других стволовых структур и проявляются изменением ЧСС, ЧД. АД, потооотделением, выбросом определенных гормонов.

ЗАДАЧА 9.

Двое пешеходов переходят дорогу. Один остановился, когда загорелся красный свет. Другой стал перебегать дорогу и остановился на середине проезжей части только, когда увидел быстро движущийся автомобиль.

 

1 вопрос: Какой вид рефлекторной деятельности продемонстрировал первый пешеход?

Эталон ответа: условный рефлекс.

 

2 вопрос: Как называется разновидность условного торможения, которая позволила выработать следующий условный рефлекс:

«стоим на красный сигнал, идем на зеленый»?

Эталон ответа:

Диффренцировочное торможение. Оно вырабатывается на раздражители: близкие по многим параметрам.

 

3 вопрос: Остановка одного пешехода на красный сигнал светофора- условное торможение. Какие виды торможения Вам еще известны?

Эталон ответа:

Безусловное (внешнее), которое подразделяют на гаснущий и постоянный тормоз и запредельное торможение.

Условное (внутреннее): которое представлено угасательныим торможение, дифференцировочным тормозом, условным тормозом, запаздывающим торможением.

 

4 вопрос: Какой вид торможения продемонстрировал второй пешеход?

Эталон ответа: безусловное или внешнее торможение.

 

5 вопрос: Какова роль внешнего торможения в процессах организации поведения?

Эталон ответа:

Внешнее торможение имеет координирующую: упорядочивающую приспособительную роль в процессах организации поведения.

Задача 10.

Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.

 

1 вопрос: В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?

Эталон ответа:

В результате развивающегося процесса привыкания, который лежит в основе одной из форм научения.

 

2 вопрос: Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?

Эталон ответа:

наличие ориентировочной реакции или рефлекса «Что такое?» у родственника в незнакомой и шумной обстановке.

 

3 вопрос: Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?

Эталон ответа:

Развитие условного торможения –гаснущего тормоза. Организм перестает реагировать на незначащие раздражители, особенно при сильной потребности ко сну.

 

4 вопрос: Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума.

Эталон ответа:

Подвижность нервных процессов, которая способствует быстрой смене процессов возбуждения процессом торможения в данном случае.

5 вопрос:

Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»?

Эталон ответа:

Этот рефлекс быстро угасает при повторных применениях биологически незначимых раздражителей. Причина его возникновения – реакция на «новизну».

 

«Дыхание»

Задача1 На прием к терапевту пришел пациент с жалобами на затруднение

дыхания обструктивно астматическими явлениями. При обследовании у него было

выявлено увеличение толщины аэрогематического барьера.

Вопросы:

1) Какими структурами представлен аэрогематический барьер (тонкий слой

легочной ткани, отделяющий мембрану эритроцитов легочных капилляров от

альвеолярного пространства)?

Способность тканей легких, большая поверхность контакта легочных капилляров и альвеол (60-120м2). Активация вентиляции легких и кровообращения в них способствует диффузии газов. Это зависит от положения тела,физических нагрузок, других факторов. Большая диффузионная поверхность и большая скорость диффузии определяют хорошую диффузионную способность легких.

6) Как влияет изменение толщины аэрогематического барьера на перенос

газов?

Действие СО.

4)Какие еще факторы влияют на сродство гемоглобина к кислороду?

Смещается вправо.

2) Где в организме имеет место эффект Бора?

Транспорта ее к легких.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.209 с.)