Билет понятие идеи жур произ.

 

Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что, она всегда содержит в себе две составляющие:

 

Одна (опорная идея) – информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому адресат публикации получает возможность соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы.

Вторая составляющая идеи (рабочая идея) – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешения проблемы, т.е. собственно журналистская информация.

Билет. структурно-композиционные особенности жур произ.

 

Особенности структуры:

 

1) выразительные средства журналистского текста (см. там же, 1-я колонка таблицы: факты, образы, постулаты, парадоксы, вопросы, цитаты);

2) предлагает некую концепцию вмешательства в социальную практику. Она может быть выражена путем скрытой оценки или открытой рекомендации. Особенность журналистского текста как системы выразительных средств - предлагает некую “рабочую” идею.

3) создание символа, обращение и оперирование символикой (созданной либо до журналиста - тогда это штамп, либо журналист создает новый образ, который может быть подхвачен, стать штампом или войти в культуру

 

В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения действительности — прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Разные видах монтажа картин: доминантном, обертонном, интеллектуальном, информационном. Употребляют термины «полимонтаж» (когда на одной плоскости экрана сталкиваются одновременно два или три действия), «монтажная перебивка», «монтажное крепление», «проходы героя» и т.д.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет:

1) разбить все произведение на тематические блоки

2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос

3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации

4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность.



 

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.

 

Билет ЛИД

Лид — первый абзац статьи, информативный отрывок, позволяющий захватить внимание читателя на данном материале. Главным критерием лида является его компактность, что позволяет за короткий промежуток чтения донести до читателя то, о чем хочет далее проинформировать его автор материала/статьи.

 

В процессе написания лида следует как можно быстрее и эффективнее захватить внимание читателя на статье, дать понять, что в этом тексте будет найден ответ на интересующий его вопрос, причем заинтересовать его в вопросе можно или следует в том же содержании лида.

 

Лид - это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Иногда его еще называют вводкой.

 

Виды лида

Основной — вид лида, который в своем содержании раскрывает основную мысль текста или кратко излагает её.

Пример: На протяжении нескольких дней полиция пытается усмирить местных бунтующих.

Эпизодичный — вид лида, в котором нам рассказывают эпизод, связанный с событиями изложенного.

Пример: «Сегодня в разгаре праздника урожая, где были представлены многие плодовые культуры, был проведен конкурс на самую вкусную тыкву этого сезона. Я была очень рада узнать, что в этом сезоне победила представительница нашего маленького городка», — рассказала садовод Татьяна. Она была очень рада заявить, что её старания не прошли даром.

Цитатный — вид, в котором используется цитата, характеризующая содержание текста.

Пример: «Я не собираюсь тратить время на людей, которые не могут потратить своё время на меня», — заявил один из наших репортёров.

Резонансный — вид, при котором, отстранившись от главной темы повествования, мы резко переходим к раскрытию нужного нам содержания об этом объекте для того, чтобы привлечь внимание читателя (втянуть его в чтение).

Пример: Огромные символы на полях. Странные символы стали появляться на ландшафте нашей планеты.

 

Вид лида полностью зависит от опыта и мастерства журналиста

 

При всем многообразии вариантов написания лиды подразделяются прежде всего на прямые и затяжные.

В прямом лиде сообщаются важнейшие аспекты события. Этот тип вводки обычно используют при написании новостных заметок. Большинство лидов в ежедневных газетах прямые. Их преимущество – возможность сразу же изложить суть новости. Даже если читатель ограничится прочтением лида и не станет углубляться в текст статьи, он все равно окажется информированным о событии.

 

Затяжные лиды передают атмосферу истории, о которой будет рассказано в статье. Эта разновидность используется в таких жанрах, как специальный репортаж, ньюс-фиче и фиче. Как правило, затяжные лиды встречаются в еженедельных изданиях, которые, в отличие от ежедневных газет, в большей мере читаются, нежели просматриваются.

 

Оптимальный размер лида – 30–40 слов или 250–350 знаков. Лиды объемом свыше 500 знаков однозначно считаются перегруженными и нуждающимися в сокращении. Сокращают лид, перенося часть изложенной в нем информации в основной текст статьи. Кроме того, уменьшить вводку можно за счет вычеркивания наречий и прилагательных.

Билет заголовочный комплекс

газетный заголовок выполняет разнообразные функции:

 

- графически-выделительную,

 

- номинативную,

 

- коммуникативную,

 

- информационную,

 

- рекламную,

 

- функцию организации восприятия,

 

- интегративную.

 

 

1.Значительное количество заголовков выражают тему текста, тематизирующие заголовки. Тематически входят в состав его основной мысли. Цель такого заголовка - сообщить тему публикации;

 

2.Заголовок газетного текста дает аналитическую оценку ситуации, отраженной в нем. Идея текста - это тоже его элемент. Подобное заглавие до чтения газетного материала подготавливают читателя к восприятию идейного смысла публикации;

 

3.Заголовок актуализирует один из тезисов, развивающих тему текста. Это элемент текста, относящийся к его общему содержанию, развивающий тезис. Выведение его в заголовок экспрессивно, потому что в норме заголовок должен обозначать тему выступления;

 

4.Кроме основных элементов общего содержания текста, заголовок может актуализировать и его второстепенные элементы -иллюстрации к тезисам и общий фон к цели сообщения;

 

5.интересно вынесение в заголовок общего фона к цели сообщения. Такое заглавие с помощью зримой детали приближает к читателю события, оживляет текст;

 

6.газетное заглавие очень часто * выражает тот оценочный фон, который окрашивает весь текст, присутствует в каждом элементе его содержательной схемы.

 

Заголовок должен иметь смысл. Никогда не удовлетворяйтесь стратегией, если она не подсказывает вам, что сказать, и никогда не пишите заголовка, если он ничего не говорит. Заголовок должен быть компактным, почти всегда даваться в настоящем времени - для создания ощущения сиюминутности. Если текст сопровождается иллюстрацией, заголовок должен с нею взаимодействовать. Не рекомендуется использовать заголовок, который повторяет то, о чем говорят иллюстрация и текст. Каждая из этих частей должна делать свою часть работы, создавая единый информационный комплекс. Однако уже заголовок и иллюстрация должны быть помимо текста законченным смысловым целым. Когда читатель увидит их в единстве, смысл публикации станет понятным, как при взгляде на плакат. Не рассчитывайте на то, что читатель будет просматривать текст, чтобы понять суть информации. При написании заголовка важен стиль. Один из советов: отказаться от причастий настоящего времени. Как правило, это можно сделать без потери смысла, но это повысит удобочитаемость заголовка.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь