Индекс РТС - Российской торговой системы, котировальные списки и РТС «Тендер»


Индекс РТС есть сводный биржевый индекс, который рассчитывается по результатам торгов самых ликвидных ценных бумаг эмитентов на территории России, которые допущены к торгам на фондовом рынке «Russia Trading System».

Наибольший объем торгов осуществляют нерезиденты РФ, так как цены на акции выставляются в долларовом эквиваленте (доллары США).

Начало расчёта индекса «Российской Торговой системы» датировано 1 сентября 1995 года и составляло 100 условных пунктов. На момент написания указанной работы индекс «РТС» составлял 817,80 условных пунктов, что говорит о росте почти в восемь раз с момента создания.

Примечательно, что максимальная отметка индекса достигала 2498,10 в мае 2008 года. Связан такой прирост с увеличением стоимости ценных бумаг 50 ведущих российских компаний, представленных в ТОП-50 «Российской Торговой системы».

Расчёт индекса осуществляется в режиме онлайн, при его подсчете учитывают процентное отношение стоимости акций крупнейших эмитентов.

Согласно методике расчёта индекса РТС (представлена в приложении)[20], принятой 03.08.2007 года, индекс рассчитывается в долларовом и рублевом эквивалентах. Для его вычисления рассчитывается начальное значение индекса, производится расчет весовых коэффициентов, устанавливаются исходные данные (информация о сделках в период торговой сессии, лучшие цены стандартных заявок), определяется цена последней сделки[21].

Помимо указанного, при расчете индекса Российской Торговой системы значение имеют:

А) список ценных бумаг для расчета индекса;

Б) коэффициент free-float (так называемый «поправочный коэффициент»);

В) изменения списка акций в связи с наступлением ряда событий (изменение весового или поправочного коэффициентов, наступление корпоративного события и т.д.);

Г) учет иных корпоративных событий (выплаты по обязательствам, дробление или консолидация акций, дивиденды и т.д.)[22].

Наибольший вес в индексе Российской Торговой системы сегодня имеют акции Газпрома (15 %), Лукойла (11,94 %) и Сбербанка РФ (12,84 %). Новейшая база расчета индекса РТС в период с 16 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года представлена в приложении[23].

Котировальным списком является список эмитентов, ценные бумаги которых попадают в тот или иной список в зависимости от их инвестиционной привлекательности в «Российской Торговой системе».

Принадлежность к указанному списку в той или иной категории должна помочь инвесторам оценить риск вложений материальных средств в ту или иную ценную бумагу, устанавливает «прозрачность» ведения бизнеса эмитентом, а также его ликвидность. Внесение в список носит возмездный характер, определяется как добровольное действие, и не особо распространено в связи с большой ценой и наличием множества действий для включения в список со стороны эмитента. Поэтому большинство компаний, представленных в «РТС», просто игнорируют указанную возможность, считая ее предприятием как минимум спорным. Такие компании в терминологии называются «вне списочными». Соотношение между эмитентами, внесенными в списки и не внесенными колеблется в пределах одного к трем в пользу последних. Экспертное сообщество оценивает списки как вспомогательный инструмент инвестора, хотя и не очень эффективный.



Внесение организации в список носит название «листинг».

В Российской Торговой системе существует 5 котировальных списков:

А) А1;

Б) А2;

В) Б;

Г) В;

Д) И.

Соответственно, «А1» и «А2» являются наиболее престижными, а категории «В» и «И» рассчитаны для компаний-новичков и компаний с наименьшей капитализацией.

Правила для внесения организации-эмитента в список РТС были разработаны Федеральной службой по финансовым рынкам в бытность ее существования (реорганизована и окончательно упразднена в 2013 году). Указанные требования содержатся в «Кратком пособии для компаний-эмитентов» и приведены в сводной таблице (приложение)[24].

В «Russia Trading System» предусмотрен экзамен для компаний-эмитентов, являющихся претендентами для внесения в конкретный список. Также стоит отметить, что наиболее надежными являются акции организаций «ОФЗ» (облигации федерального займа), которые выпускаются государственными предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм. Они и задают уровень минимальных рисков для иных участников и автоматически подлежат внесению в список «А1»[25].

В качестве вывода можно сказать, что смысл внесения эмитентами ценных бумаг в указанные списки заключается в том, что:

А) внесение в список дает возможность включения акций в портфели институционных инвесторов (пенсионные фонды или страховые компании);

Б) наличие эмитента в списке дает возможность его активам выйти на межгосударственный уровень;

В) в случае критичного изменения цен биржа может произвести остановку торгов.

Нормативно правовыми актами, регулирующими деятельность RTS-Тендер, являются принятый 05 апреля 2013 года Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223 от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Для того, чтобы работать в системе, необходимо выполнить ряд шагов, открывающих допуск к участию в торгах. Эти шаги несколько различны для поставщиков по 44 ФЗ и 223 ФЗ, однако это различие не принципиально[26].

Поставщики по 223 ФЗ предлагают товары, работы, услуги[27]:

А) государственным корпорациям и компаниям;

Б) дочерним организациям государственных корпораций и компаний;

В) бюджетным учреждениям.

Закон 44 ФЗ является более жестким законом, не позволяющим отступлений от условий контракта и вводящий ряд ограничений[28].

Для работы по 223 ФЗ необходимо:

А) пройти аккредитацию;

Б) найти закупку;

В) внести деньги на счет;

Г) подать заявку;

Д) участвовать в торгах;

Е) заключить договор.

Для работы по 44 ФЗ необходимо:

А) получить электронную подпись;

Б) установить программное обеспечение;

В) подать заявку на аккредитацию;

Г) перечислить денежные средства оператору;

Д) осуществить вход на электронную площадку.

Сейчас для участников торгов созданы все условия – как технические (разработка сервиса), так и юридические (закон, определяющий порядок проведения торгов от «А» до «Я»).

 

Заключение

На современном этапе экономического развития в России были сформированы организационные, правовые и экономические основы для развития биржевой торговли, что и было показано на примере «Московской биржи». На момент 2016 года можно с уверенностью сказать, что «Московская биржа» как инструмент для работы с ценными бумагами не стоит на месте и поступательно развивается. Прогресс наиболее заметен, если сравнивать биржевые инструменты в момент основания «Московской биржи» (а точнее, ОАО «Фондовая биржа РТС») и до настоящего времени.

В работе были выделены перспективы развития «Московской биржи» и проблематика в работе отдельных видов рынка.

Необходимо отметить и появление в рамках «Московской биржи» таких видов рынков организационной фондовой биржи, как:

А) Standart (отсутствие предварительного депонирования);

Б) Classica (проведение операций в иностранной валюте, неттинг);

В) Forts (предназначен для фьючерсов и опционов);

Г) Board (функция информационной сети, огромное количество размещенных ценных бумаг);

Д) Start (предназначен для активов организаций с малой и средней капитализацией);

Е) Global (возможность инвестирования в иностранные ценные бумаги);

Ж) Тендер (основное направление деятельности – проведение государственных закупок).

Если систематизировать всю обработанную информацию, то можно сделать следующие пояснения относительно сильных и слабых мест рассматриваемого экономического института:

А) наличие федерального законодательства, регулирующего как рынки ценных бумаг, так и порядок проведения государственных закупок (как кодифицированный нормативно правовой акт – Гражданский кодекс РФ, федеральные законы: «О рынке ценных бумаг», «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности», «О контрактной системе…», «О закупках…», а также подзаконные акты);

Б) реорганизована ФСФР (федеральная служба по контролю рынков), а ее функции переданы «Центральному банку России» (Центральный банк не подконтролен исполнительной власти);

В) появилось огромное количество участников-профессионалов, имеющих опыт работы в структурах рынка;

Г) поступательное развитие инфраструктуры рынка в связи с созданием новых инструментов;

Д) расширение прав инвесторов в связи с установленными федеральными законами изменениями;

Е) появление новой площадки для организаций с малой и средней капитализацией (рынок «Start»);

Ж) широкое и повсеместное внедрение IT-технологий на площадках «Московской биржи».

В связи с изученным материалом, хочется выделить основную проблему, которую можно сформулировать как недостаточность и малую эффективность работы расчетных клиринговых систем в связи с небольшим перечнем активов, принимаемых в обеспечение и проекты по объединению обеспечения между рынками, которые обслуживают рынки ценных бумаг. Преодоление указанной проблемы, на мой взгляд, лежит в расширении нормативного регулирования указанного социального института – проще говоря, необходима более тщательная регламентация государством процессов деятельности клиринговых систем.

Для решения этой проблемы необходимо проведение государственной политики, которая была бы направлена на дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг, вошедшего в мировой фондовый рынок и обеспечивающего поток инвестиций в российскую экономику.

 

Список используемой литературы

Книги описанные под заглавием:

 

1. Биржа для блондинок: Александр Герчик, Татьяна Лукашевич — Москва, Альпина Паблишер, 2014 г.- 180 с.

2. Биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 78 с.

3. Материалы к истории русской книжной торговли в XVIII-XIX столетиях: П.К. Симони — Москва, Книга по Требованию, 2011 г.- 83 с.

4. Московская межбанковская валютная биржа: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 76 с.

5. Тегеранская фондовая биржа: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 184 с.

6. Фондовая биржа ПФТС: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 133 с.

7. Фондовая биржа РТС: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 139 с.

8. Фондовая биржа Санкт-Петербург: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 226 с.

9. Фондовая биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 68 с.

10. Биржа. Русская рулетка. Инструкция по эксплуатации и руководство по выживанию – Москва, Альпина Паблишер, 2013 г.-115 с.

11. Буренин А.Н. - Хеджирование фьючерсными контрактами фондовой биржи РТС – Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г. -176 с.

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» // М.: Эксмо, 2016. – 672 с.;

2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964;

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Интернет: http://rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html;

5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397;

6. Постановление ФКЦБ от 23.04.2003 г. № 03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг» / «КонсультантПлюс. Коммерческая версия». Интернет: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;dst=100009;n=42526;req=doc;

7. Приказ ФСФР России от 09.10.2007 г. № 07-102 пз-н «О внесении изменений в некоторые нормативно правовые акты федеральной службы по финансовым рынкам» / «КонсультантПлюс. Коммерческая версия». Интернет: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194754;fld=134;from=151641-22;rnd=189271.20581651129759848;;ts=01892712526315569411963;

 

Интернет-ресурсы:

 

1. Официальный сайт группы по торговле акциями, облигациями «Московская биржа». Интернет: http://moex.com;

2. Официальный сайт электронной площадки России «Тендер РТС». Интернет: http://www.rts-tender.ru;

3. Методика расчета Индекса РТС / ОАО «Московская биржа». Интернет: http://rts.micex.ru/s773.

 


[1] Фондовая биржа РТС: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 139 с.; С.23;

 

[2] Материалы к истории русской книжной торговли в XVIII-XIX столетиях: П.К. Симони — Москва, Книга по Требованию, 2011 г.- 83 с., С.16;

 

[3] Московская межбанковская валютная биржа: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 76 с., С.31;

[4] Тегеранская фондовая биржа: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 184 с., С.108;

[5] Биржа. Русская рулетка. Инструкция по эксплуатации и руководство по выживанию – Москва, Альпина Паблишер, 2013 г.-115 с., С.38;

[6] Биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 78 с., С.21;

[7] Фондовая биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 68 с., С.8;

[8] Фондовая биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 68 с., С.9;

[9] Биржа для блондинок: Александр Герчик, Татьяна Лукашевич — Москва, Альпина Паблишер, 2014 г.- 180 с., С.132;

[10] Буренин А.Н. - Хеджирование фьючерсными контрактами фондовой биржи РТС – Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г. -176 с., С.122;

[11] Буренин А.Н. - Хеджирование фьючерсными контрактами фондовой биржи РТС – Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г. -176 с., С.132;

[12] Постановление ФКЦБ от 23.04.2003 г. № 03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг» / «КонсультантПлюс. Коммерческая версия». Интернет: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;dst=100009;n=42526;req=doc;

[13] Биржа. Русская рулетка. Инструкция по эксплуатации и руководство по выживанию – Москва, Альпина Паблишер, 2013 г.-115 с., С.32;

[14] Буренин А.Н. - Хеджирование фьючерсными контрактами фондовой биржи РТС – Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г. -176 с., С.46;

[15] Фондовая биржа РТС: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 139 с., С.101;

[16] Фондовая биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 68 с., С. 12;

[17] Биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 78 с., С.24;

[18] Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397;

[19] Биржа: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 78 с., С.26;

[20] Приложение 2;

[21] Методика расчета Индекса РТС / ОАО «Московская биржа». Интернет: http://rts.micex.ru/s773;

[22] Методика расчета Индекса РТС / ОАО «Московская биржа». Интернет: http://rts.micex.ru/s773;

[23] Приложение 1;

[24] Приложение 3;

[25] Официальный сайт группы по торговле акциями, облигациями «Московская биржа». Интернет: http://moex.com;

[26] Официальный сайт электронной площадки России «Тендер РТС». Интернет: http://www.rts-tender.ru;

[27] Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964;

[28] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Интернет: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624;









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь