Экономическое развитие России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие России.



Сельское хозяйство развивается в количественном расширении площадей (а не качественному).

Особенности:

1) Неравномерность экономического развития в разных регионах.

2) Большая роль государства в экономике.

3) Слабое развитие частной собственности

4) Долгая история крепостничества в России.

Преобладающей формой протеста были не восстания, а побеги.

Положительные моменты:

1) Вольнонаёмные рабочие стали преобладать в промышленном производстве.

2) Среди крепостных крестьян находились предприниматели.

Передовые разработки в Российской технике:

1) В 1832 году Павел Львович Шиллинг создаёт электрический телеграф.

2) В 1834 году Мирон и Ефим Черепановы создают первый в России паровоз. Первая железная дорога для перевозки пассажиров появилась в 1837 году (Царско-Сельская).

3) И т.д.

От изобретения до промышленного внедрения в условиях Российской бюрократии остаётся огромная пропасть.

В первой половине 19 века появляется капиталистическая мануфактура (на ней использовался вольно-наёмный труд).

Правление Николая I совпало с началом промышленного переворота (1830-е годы – 1890-е) – начало перехода от мануфактурного производства к фабричному (используется система машин вместо ручного труда).

Черты пром. переворота:

1) Технический: замена ручного труда машинным

2) Переворот в социальных отношениях. Появление двух новых классов: пролетариат (беднейший), буржуазия (эксплуататоры, владельцы предприятий, заводов, банков).

Итог: развитие экономики было противоречивым. Были минусы, связанные с особенностями развития России. Из положительных черт можно отметить, что Россия перешла к промышленному перевороту, начинается вытеснение крепостного труда.

Крымская война 1853 – 1856.
Причины
: Восточный вопрос: ведущие европейские державы хотели разделить наследство ослабевшей Османской империи – Балканы, проливы Босфор и Дарданеллы (для России), Север Африки (для Франции и Англии). Европейские страны поддержали Турцию, потому что Австрия претендовала на Балканы, Франция хотела разрешить внутренний кризис с помощью войны, Англия считала, что лучше иметь слабую Турцию, чем сильную Россию. Турция, ощутив поддержку запада, хотела реванша за многочисленные проигранные войны.

Повод к войне: Российское правительство предъявляет Турции ультиматум с требованиями: Восстановить права русской православной церкви в Палестине и предоставить православным подданным в Турции покровительство русского царя.

В июне 1853 года русская армия форсировала реку Прут и вошла в Дунайские княжества. Осенью 1853 года турки активизировались на Кавказе. Синопское морское сражение 18 ноября 1853 года: русской эскадрой командовал Нахимов П.С. сумел разгромить турецкую эскадру, которая превосходила их численностью на 6 шт. Стало последней крупной битвой эпохи парусного флота. И у Турок и у русских был деревянный парусный флот. Но у англичан и французов были броненосцы, ходившие на паровом ходу.

Оборона Севастополя сентябрь 1854 – август 1855 (349 дней). Англичане, турки и французы осадили Севастополь (был крупной военно-морской базой русского морского флота). В октябре 1854 начинают первую массированную бомбардировку города. 27 августа 1855 – сдача Севастополя. Из 140 тыс. погибло 73 тыс. у противников.

У Турок русские захватили крепость Карс. Но исход войны для России печальны.

Итоги: потери русских войск составили 500 тыс. чел, потери турок – 400 тыс. чел, французов – 100 тыс. чел, англичан – 22 тыс. чел. Крымскую войну завершает Парижский мир (Османская империя, Сардиния, Австрия, Пруссия, Англия, Франция, Россия): Карск возвращается Турции, Россия потеряла устье Дуная и часть Бессарабии, Россия и Турция не могли иметь военный флот на чёрном море.

В 1870 году Александр II отказался от условий выполнения Парижского мира.

Причины поражения в Крымской войне:

1) Основная часть русской армии вместо охраны границы охраняла помещиков от крестьян.

2) Армия комплектовалась при помощи устаревшей системы – рекрутчина.

3) Отсутствие железных дорог снижало мобильность русской армии.

4) Флот был парусным и деревянным.

5) Устаревшая артиллерия и устаревшие ружья

6) Казнокрадство российских чиновников и их безразличие у судьбе своей родины.

7) Феодальная крепостническая отсталость России.

В 1855 году умирает Николай I.

Эпоха великих реформ Александра II Николаевича (освободителя). 1855 – 1881.

Личность императора

Крестьянская реформа

3) Другие буржуазные реформы (земская, городска, судебная, финансовая, военная, реформы в области образования).

Личность императора.

Его наставником был В.А. Жуковский, который стремился воспитать из русского императора человека грамотного, достойного. Одним из воспитателей Александра II был Мердер, а учителем законодательства – Сперанский. Александр свободно владел 5 языками, был силён в математике, физике, правоведении. К 19 годам написал Николаю «Чувствую в себе новую силу подвязаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Изначально был ярым крепостником, но после смерти отца осознаёт необходимость глубоких реформ.

В 1856 году Александр объявляет декабристам, участникам Польского восстания, на 3 года приостановил рекрутские наборы, ликвидировал в 1857 году военные поселения, отменил жесточайшие телесные наказания в армии.

Отмена крепостного права. Крестьянская реформа.

Причины:

1) Отсталость России от Запада. После поражения в Крымской войне стало понятно, что крепостное право – тормоз в развитии.

2) Боязнь крестьянского бунта. В 1856 году Александр впервые публично высказался о проблеме крепостного права «Лучше упразднить его сверху, чем оно само упраздниться снизу».

3) Крепостное право – одна из форма рабства, из-за чего Россия походила на варварскую средневековую державу.

Ход реформы: 3 января 1857 года создаётся секретный (главный) комитет для решения крестьянского вопроса. Депутаты вынуждены были согласиться. 19 февраля 1861 года – манифест об отмене крепостного права и положения об отмене крепостного права.

Манифест: личное освобождение крестьян от помещиков и дарование им прав свободных сельских обывателей. Земля объявлялась собственностью помещиков. Свободными становятся более 22 млн. чел. Получали права на собственность, защищать интересы в суде, свободно передвигаться, торговать, основывать фабрики, становиться купцами, создавать семью, создавать цехи, распределяли общинную землю, устанавливали очерёдность и объём повинностей. НО! Статус крестьянина менялся не сразу:

Крепостные à Временно обязанный (до весны 1863 года) нёс те же повинности в пользу помещика, чтобы подготовить общество à Выкуп (гос-во выплачивало помещикам 75-80% выкупной ссуды в качестве компенсации), но крестьяне обязаны были в течение 49 лет платить государству выкупные платежи с процентами à Свободный сельский обыватель.

Помещики сохраняют право на принадлежащую им землю, но они обязаны предоставить крестьянам полевой удел и земельный участок. Размеры этих земель определялись уставными грамотами. Мировые посредники разбирали крестьянско-помещичьи споры. Если отведённая земля превышала норму, то осуществлялись отрезки в пользу помещика. Если наоборот, то прирезки в пользу крестьянина.

Главная цель государства: создать основы для капиталистических отношений. Из крепких крестьян, которые сумели оправиться после реформы, надеялось создать сельскую буржуазию.

Другие реформы:

Земская реформа 1864 года. 1 января вышло положение о Земских учреждениях – вводило в России органы местного самоуправления – земства. Функции и компетенция:

1) Занимались медициной

2) Образованием крестьянства

3) Почтой

4) Строительство и ремонт дорог в сельской местности

5) Назначали с населения денежных сборов на нужды губернии или уезда

6) Обеспечивали продовольствием в случае голода

7) Строили церкви и школы

8) Занимались благотворительностью

Земства не обладали правом законодательной инициативы. Создавались только в Европейской части России. Они не затронули Сибирь, где крепостного права вообще не было.

Городская реформа. Началась в 1870 году, хотя было задумано проводить её вместе с земской. Создавались городские думы, которые занимались местным управлением города. Главная роль принадлежала городской буржуазии, потому что существовал имущественный ценз. Занимались благоустройством, медициной, образованием.

Судебная реформа 1864 года. До судебной реформы: судопроизводство было закрытым и тайным, судебный процесс часто проходил заочно, в уголовных делах всегда сторона обвинения имела перевес. Суды зависели от администрации. Большой влияние имели помещики, полиция и т.д. После реформы: введены судебные уставы, по которым объявлялась бессословность суда, независимость от административной власти, несменяемость судий или судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер судопроизводства, состязательность и гласность судебного процесса. Презумпция невиновности. 12 присяжных заседателей (представители общественности). Появились окружной суди судебная палата – объединяла несколько судебных округов воедино. Апелляции можно было подавать в сенат, который имел право отменять судебное решение. Введён мировой суд – разбирает мелкие проступки, гражданские дела, где иск составлял до 500 рублей. Реформа не была завершена. Сословный волостной суд оставался.

Финансовая реформа. В 1870 году создаётся государственный банк. В 1862 году бюджет России впервые стал публиковаться в печати – роспись доходов и расходов государства. 1863 год – систему откупов (предполагает, что частное лицо у государства покупает право заниматься торговлей или взимать налоги) заменили на систему акцизов (государственный налог, включённый в цену товара).


Реформа образования. Университеты вновь получают автономию. Улучшилось положение студентов. Продолжилось строительство университетов. В 1864 году вводится школьный устав, по которому вводится 2 вида гимназий: классические, где упор на гуманитарные и реальные, где делался упор на технические знания. И те и другие имели равный статус. Резко возросло число школ, гимназий и училищ.

Военная реформа. Нарезное оружие, воздушные шары, телеграф. Стало возможным в короткие сроки формировать армию. Основная цель: сделать Россию доминирующей державой => нужно было нарастить военный потенциал страны до Европейских стандартов. Надо было создать обученную армию. Создаётся сеть учреждений для подготовки офицеров. Создаются новые железнодорожные войска. Отменил военные поселения. В 1874 году ведена всесословная воинская повинность вместо рекрутчины. Отличия: всесословная повинность распространялась на всех мужчин от 20 лет, сократился срок службы – сухопутные 6 лет, морские 7 лет. После окончания службы человек уходить в запас. Если у человека было высшее образование, то срок службы уменьшался. Не призывались по семейному положению. Освобождались духовные лица, некоторые народы Средней Азии, Кавказа и Крайнего Севера. В 1877-1878 годах очередная русско-турецкая война (славянские народы давно испытывали гнёт османской империи, за них и вступилась Россия). Война завершилась Санстефанским миром, успешным для России. Главным результатом было то, что народу балканского полуострова даровалась свобода от Османского ига.

1 марта 1881 года совершено последнее покушение на Александра II. В этот же день император был готов добровольно ограничить свою власть – одобрил конституционный проект графа Лорис-Меликова.

Итоги: великие реформы, как большинство, проводились сверху. В середине 19 века нельзя было сказать, что существовала революционная угроза. Крестьянская и другие реформы являлись результатом многолетних обсуждений в различных крестьянских комитетах. Несмотря на их незавершённость, они оказали огромное значение на экономику страну в сторону капитализма. Способствовали преодолению Российской отсталости от Запада.

 

Общественно-политическая жизнь 2 половины 19 века: консерватизм, либерализм, народничество, марксизм. Отличия между последними двумя: народники считали своей главной опорой – крестьянство, а марксисты – пролетариат. В отличие от марксистов, народники считали, что Россия может перейти к социализму, миновав капиталистическую стадию развития, т.е. из феодализма в социализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.015 с.)