Универсальные методы измерения линейных и угловых размеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальные методы измерения линейных и угловых размеров



Прогрессивными методами измерения линейных и угловых размеров являются бесконтактные оптические методы измерения. В качестве СИ при этом широко применяются большие и малые инструментальные микроскопы, и измерительные проекторы.

 


31.Методики (методы) измерений. Нормативная база. Порядок аттестации методик;

В зависимости от способа определения значений искомых величин различают:

1. метод непосредственной оценки – метод измерений, при котором значение величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия;

2. метод сравнения с мерой – метод измерения при котором измеренную величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой. Существуют несколько разновидностей:

- метод противопоставления, при котором измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения, позволяющий определить соотношение между этими величинами;

- дифференциальный метод, при котором измеряемую величину сравнивают с известной величиной, воспроизводимой мерой

- нулевой метод – при котором результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения зависимости от способа получения доводят до нуля;

- метод совпадений – разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, определяют, используя совпадения отметок шкал или периодических сигналов;

В зависимости от способа получения информации:

- инструментальный метод – основан на использовании специальных технических средств, в том числе автоматизированных и автоматических;

- экспериментальный метод- основан на использовании суждений группы специалистов;

-эвристический метод – основан на интуиции;

- органолептический метод – основан на использовании органов чувств человека.

Аттестации методик измерения.

1. Методики измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и регламентированные, подлежат аттестации в обязательном порядке

2. Критерии аттестации методик измерений:

- полнота изложения требований и операций в документе на методики измерений;

- наличие и обоснованность показателей точности;

- соответствие требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерения;

3. аттестация методик измерений, применяемых в сфере государственного регулирования ОЕИ, проводят аккредитованные в установленном порядке в области ОЕИ юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе государственные научные метрологические институты и государственные региональные центры метрологии

Аттестация методик измерений включает в себя метрологическую экспертизу комплекта документов, а так же теоретические и экспериментальные исследования, подтверждающие соответствие аттестуемой методики измерений требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерения.

4. При аттестации методик измерений проводят исследования и подтверждение соответствия:

- методики измерений – их целевому назначению, т.е. соответствия предлагаемой методики свойствам объекта измерений и характеру измеряемых величин;

- условий выполнения измерений – требованиям к применению данной методики измерения;

- показателей точности результатов измерений и способов обеспечения достоверности измерений – установленным метрологическим требованиям

- используемых в составе методики измерений СИ, стандартных образцов – условиям обеспечения прослеживаемости результатов измерений к государственным первичным эталонам единицы величин, а в случае отсутствия соответствия государственным первичным эталонам единицы величин – к национальным эталонам единицы величин иностранных государств

- записи результатов измерений – требованиям к единицам величин, допущенных к применению в РФ

- форме представления результатов измерений – метрологическим требованиям

5. На аттестации методик измерений представляют следующие документы:

- исходные данные на разработку методик измерений;

- проект документа, регламентирующий методику измерений

- программу и результаты оценивания показателей точности методики, включая материалы теоретических и экспериментальных исследований методики измерений

При положительных результатах – оформляют заключение о соответствии методики измерения установленным метрологическим требованиям с приложением результатов технических и экспериментальных исследований (оформляют свидетельство об аттестации, утверждают документ, регламентирующий методику измерений)

При отрицательных результатах аттестации организация оформляет заключение о несоответствии методики требованиям технического задания на разработку данной методики измерений или нормативно-правовых документов в области ОЕИ

 


32.Методики (методы) измерений. Нормативная база. Порядок разработки и построения методик измерений;

В зависимости от способа определения значений искомых величин различают:

1. метод непосредственной оценки – метод измерений, при котором значение величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия;

2. метод сравнения с мерой – метод измерения при котором измеренную величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой. Существуют несколько разновидностей:

- метод противопоставления, при котором измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения, позволяющий определить соотношение между этими величинами;

- дифференциальный метод, при котором измеряемую величину сравнивают с известной величиной, воспроизводимой мерой

- нулевой метод – при котором результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения зависимости от способа получения доводят до нуля;

- метод совпадений – разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, определяют, используя совпадения отметок шкал или периодических сигналов;

В зависимости от способа получения информации:

- инструментальный метод – основан на использовании специальных технических средств, в том числе автоматизированных и автоматических;

- экспериментальный метод- основан на использовании суждений группы специалистов;

-эвристический метод – основан на интуиции;

- органолептический метод – основан на использовании органов чувств человека.

Разработка методик измерений как правило включает в себя следующее:

- формулирование измерительной задачи и описание измеряемой величины; предварительный отбор возможных методов решения измерительной задачи;

- выбор метода и средств измерений, вспомогательных устройств, материалов и реактивов;

- установление последовательности и содержания операций при подготовке и выполнении измерений, включая требования по обеспечению безопасности труда и экономической безопасности и требования к квалификации операторов;

- организацию и проведение теоретических и экспериментальных исследований по оценке показателей точности разработанной методики и измерений; экспериментальное опробование методик измерений; анализ соответствия показателей точности исходным требованиям

- обработку промежуточных результатов измерений и вычисление окончательных результатов, полученных с помощью данной методики измерений;

- разработку процедур и установление нормативов контроля точности полученных результатов измерений;

- аттестацию методик измерений;

- утверждение и регистрацию документа на методику измерений, оформление свидетельства об аттестации;

- передачу сведений об аттестованных об аттестованных методах измерений в Федеральный информационный фонд по обеспечению средств измерений.

Нормативная база

ГОСТ Р ИСО 5725-(1-6)-2002

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (2015)

ГОСТ Р ИСО / МЭК 17025-2006

ГОСТ 1.5-2001

ГОСТ 10160-75

 


33.Метрологическая служба предприятия: структура, функции, документация;

Метрологическая служба (МС) предприятия обеспечивает организационно и технически проведение всех видов измерений, необходимых как в ходе основного технологического процесса, так и предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей с необходимой производительностью, точностью, экономической эффективностью и при условии соблюдения всех технических и нормативных требований.

Основные функции метрологической службы предприятия:

· обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;

· внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции;

· организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;

· проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

· проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

· проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

· участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;

· осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Метрологическая служба предприятия, организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности (далее - предприятия) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения. Она создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическо­му обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений (нормативные документы; НД) – Государственные стандарты, международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации, содержащие нормы и требования по обеспечению единства измерений.

 


34.Метрологическая экспертиза: задачи, порядок проведения, нормативные документы;

Метрологическая экспертиза (МЭ) — анализ и оценивание оптимальности технических решений в части реализации метрологических требований, правил и норм, в первую очередь связанных с единством и точностью измерений. Различают МЭ документации и объектов.

Метрологической экспертизе подвергают техническую документацию (техническое задание, конструкторскую и технологическую документацию, документацию систем обеспечения качества и др.), различные приборы и техно­логическое оборудование.

Цель проведения экспертизы — оценка экспертами-мет­рологами правильности применения требований, правил, норм, обеспечивающих единство и точность измерений, а также обеспечение эффективности использования контрольно-измерительного оборудования.

В процессе проведения экспертизы решаются следую­щие задачи:

—определяется оптимальная номенклатура измеряе­мых и контролируемых параметров продукции и про­цессов;

—устанавливается соответствие показателей точности измерения требованиям эффективности и достовер­ности контроля и испытаний, а также обеспечения оптимальных режимов технологических процессов;

—проводится оценка контроля пригодности продукции и процессов;

—проводится выбор методов и средств измерений, обеспечивающих необходимое качество измерений при испытаниях или контроле;

—выявляется возможность применения унифициро­ванных и стандартных средств измерений и аттесто­ванных методик выполнения измерений;

—при необходимости разрабатываются и аттестуются методики выполнения измерений;

—устанавливается правильность обозначений физичес­ких величин и их единиц согласно принятых единиц физических величин.

Порядок проведения МЭ:

1Представление комплекта документов;

2 регистрация комплекта документов;

3 назначение ответственных исполнителей (комиссии). Оформление приказа на проведение.

4разработка программы проведения МЭ (при необходимости)

5 проведение МЭ, составление заключения

6 разработка планов мероприятий по устранению недостатков по результатам МЭ

7 устранение недостатков и реализация рекомендаций по результатам МЭ, выпуск извещений об изменении документации.

8 согласование

Нормативная документация: закон об «ОЕИ» (102)

Постановления Правительства РФ

Национальные стандарты, отраслевые стандарты

Рекомендации, правила, методические указания.

 


35.Нормируемые метрологические характеристики средств измерений;

Под нормированием метрологических характеристик понимается количественное задание определенных номинальных значений и допустимых отклонений от этих значений. Нормирование метрологических характеристик позволяет оценить погрешность измерения, достичь взаимозаменяемости СИ, обеспечить возможность сравнения СИ между собой и оценку погрешности измерительных систем и установок на основе метрологических характеристик входящих в их состав средств измерений.

Для каждого вида средств измерений, исходя из их специфики и назначения, нормируется определенный комплекс метрологических характеристик, указанный в нормативно-технической документации.

Общий перечень основных нормируемых метрологических характеристик средства измерения, формы их представления и способы нормирования установлены в ГОСТ 8.009-84. В него входят:

· пределы измерений, пределы шкалы;

· цена деления равномерной шкалы аналогового прибора или многозначной меры, при неравномерной шкале – минимальная цена деления;

· выходной код, число разрядов кода, номинальная цена единицы наименьшего разряда цифровых средств измерений;

· номинальное значение однозначной меры, номинальная статическая характеристика преобразования измерительного преобразователя;

· погрешность средств измерений;

· вариация показаний прибора или выходного сигнала преобразователя;

· полное входное сопротивление измерительного устройства;

· полное выходное сопротивление измерительного преобразователя или меры;

· неинформативные параметры выходного сигнала измерительного преобразователя или меры;

· динамические характеристики средств измерений;

· функции влияния;

· наибольшие допустимые изменения метрологических характеристик средств измерений в рабочих условиях применения.

Одной из основных метрологических характеристик измерительных преобразователей является статическая характеристика преобразования. Она устанавливает зависимость информативного параметра у выходного сигнала измерительного преобразователя от информативного параметра входного сигнала.

Класс точности – обобщенная характеристика СИ, определяемая пределами допускаемых основной и дополнительной погрешностей, а также другими свойствами СИ, влияющими на их точность, значения которых устанавливаются в стандартах на отдельные виды средств измерений. Классы точности присваиваются СИ при их разработке с учетом результатов государственных испытаний.

СИ с двумя или более диапазонами измерений одной и той же физической величины допускается присваивать два и более класса точности. СИ, предназначенным для измерений двух или более физических величин, допускается присваивать различные классы точности для каждой измеряемой величины. С целью ограничения номенклатуры СИ по точности для СИ конкретного вида устанавливают ограниченное число классов точности, определяемое технико-экономическим обоснованием.

Классы точности цифровых измерительных приборов со встроенными вычислительными устройствами для дополнительной обработки результатов измерений устанавливают учета режима обработки

 


36.Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений: поверка и калибровка;

Поверка средств измерений − совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (или другими уполномоченными органами) с целью определения пригодности средства измерения к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке. (или калибровке)

Калибровка средств измерений — это комплекс действий и операций, определяющих и подтверждающих настоящие (действительные) значения метрологических характеристик и (или) пригодность средств измерений, не подвергающие государственному метрологическому контролю.

Калибровка, в отличие от поверки и метрологической аттестации средств измерений, может осуществляться любой метрологической службой при условии, что у нее есть возможность обеспечить соответствующие условия для проведения калибровки. Калиб­ровка осуществляется на добровольной основе и может быть проведена даже метрологической службой предприятия.

Но тем не менее метрологическая служба предприятия обязана выполнять определенные требования. Основное требование к метрологической службе — обеспечение соответствия рабочего средства измерений государственному этало­ну, т. е. калибровка входит в состав национальной системы обеспечения единства измерений.

 


37.Оценка уровня качества и конкурентоспособности продукции. Алгоритм оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции. Методы оценки качества продукции;

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счёт его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этого, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Уровень качества продукции - относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетикоэргономическое совершенство комплексных показателей надёжности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значения этих показателей при оценке качества продукции.

Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:

· определение цели оценки;

· определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;

· выбор базы сравнения;

· определение характеристик, подлежащих измерению;

· оценка выбранных характеристик;

· расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;

· выводы о конкурентоспособности.

Алгоритм оценки уровня качества продукции:

– установление цели оценки уровня качества (технического уровня) изделия;

– выбор номенклатуры, показателей качества оцениваемого и базового образцов, обоснование его необходимости и достаточности;

– выбор или разработка метода и приемов определения значений показателей качества;

– выбор или определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

– определение фактических значений показателей качества и их сопоставления с базовыми;

– оценка уровня качества и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Уровень качества устанавливается с помощью дифференциальных, комплексных и смешанных методов.

Дифференциальный метод – достаточно прост и состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого изделия с одноименными базовыми показателями.

Комплексный метод – характеризуется несколькими свойствами. Он основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого изделия с комплексными базовыми показателями. Однако значимость этих свойств в составе качества не одинакова.

Смешанный метод оценки уровня качества сочетает дифференциальный и комплексный методы. Наиболее важные свойства оценивают дифференциальным методом, другие свойства объединяют в группы и оценивают комплексным методом. Смешанный метод применяют обычно при аттестации продукции.

 


38.Номенклатура показателей качества продукции и их применение на различных этапах жизненного цикла продукции;

Номенклатура показателей качества продукции (НПКП) - это совокупность (перечень) характеристик свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.

Выделяют следующие группы показателей качества: назначения, надежности, экономного использования ресурсов, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, экологические, безопасности, стойкости к внешним воздействиям, экономические.

показатели назначения — характеризуют свойства продукции, основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения, например, точность часов или чувствительность приемника;

· показатели надежности — характеризуют свойства безотказ­ности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости;

· эргономические показатели — характеризуют систему «чело­век— изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляю­щихся в производственных и бытовых процессах;

· эстетические показатели — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции;

· показатели технологичности — характеризуют свойства про­дукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготов­ке производства, изготовления и эксплуатации продукции;

· показатели транспортабельности — характеризуют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающемуся ее использованием или потреблением;

· показатели стандартизации и унификации — характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и ори­гинальными частями, а также уровень унификации с другими изде­лиями;

· патентно-правовые показатели — характеризуют степень об­новления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реали­зации продукции в стране и за рубежом;

· показатели экологические — характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуата­ции или потреблении продукции;

· показатели безопасности — характеризуют особенности персонала;

Особый вид показателей качества продукции составляют экономические показатели, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции. Кроме того, при оценке стабильности показа­телей качества в условиях массового или серийного производства продукции применяют показатели серийнопригодности, характеризующие рассеивание фактиче­ских значений определенного показателя качества у различных единиц про­дукции одного вида.

 


39.Формирование современного подхода к обеспечению качества (от приемочного контроля до методологии TQM);

Современный подход к качеству в производстве связан с требованиями повысить удовлетворенность клиента, поднять производительность, увеличить долю рынка, прибыль и другие экономические показатели.

Развитие понятия качества от «соответствия техническим условиям» до «соответствия требованиям клиента» и «удовлетворения клиента» приводит к расширению его функций в производстве.

Общее управление качеством - философия, которая вовлекает каждого члена организации в работу по достижению качества; движущей силой такой работы является удовлетворение запросов потребителя.

Современное управление качеством развивается скорее по направлению предупреждения ошибок, чем их обнаружения и исправления. Кроме того, вопросами качества занимается не только отдел по контролю качества - они стали ответственностью каждого.

Управление качеством в настоящее время включает совершенно новый подход к понятию качества и работе по качеству, который затрагивает всю организацию в целом. Этому новому подходу давали различные названия, но наиболее распространенное - это тотальное, или общее, управление качеством (Тоtаl quality management - ТQМ).

Термин «общее управление качеством» относится к работе по достижению качества в масштабе всей организации. Это философия качества, которая вовлекает всех работающих в процесс поиска и достижения качества. ТQМ распространяется также на поставщиков и потребителей; при этом потребитель является своего рода фокусным центром, а удовлетворение его потребностей - движущей силой. Тотальное вовлечение очень важно: все, начиная с директора компании, должны участвовать в общем процессе и нести свои обязанности.

ТQМ мобилизует всех сотрудников компании на удовлетворение запросов потребителей, что предполагает повседневное участие каждого в систематическом повышении качества. Эта программа затрагивает любого человека и любую группу людей в организации. ТQМ означает постоянное повышение эффективности на всех уровнях и во всех сферах деятельности путем создания условий для непрерывного улучшения на основе командной работы, укрепления доверия и последовательного, систематического изучения рабочего процесса, применения количественных методов анализа и других аналитических методик, а также накопления знаний и опыта в области усовершенствования процессов.

Успех многих европейских и американских компаний является результатом достижение высокого качества услуг и продуктов, которые были оценены клиентами.

Формирование современного подхода:

1. 20е гг – Разработка дефектных изделий (массовое производство, устойчивый спрос, ненасыщенный рынок)

2. 30-40е гг – Визуальный контроль поступающих материалов, межоперационный и окончательный контроль. Внедрение статистических методов контроля.

3. 50-60гг – Анализ причин возникновения дефектов, ориентация на потребности рынка, совершенствование организации производства.

4. 70-8е гг – Интегрированный контроль качества, охватывающий все этапы жизненного цикла

5. 90е гг – Комплексный подход к управлению качеством. Обеспечение качества становится стратегией предприятия. (Методология TQM).

 


40.Современные методы управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции на предприятии;

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются, в основном, организационно-распорядительные (административные), инженерно-технологические, экономические и социально-психологические методы.

Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

Инженерно-технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.

Важное значение на современном этапе развития производства придается экономическим методам управления качеством. Эти методы реализуются путем создания экономических условий, побуждающих руководителей и персонал организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Среди методов, применяемых в управлении качеством для решения многих управленческих задач, широко используются экспертные методы управления качеством.

Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и получил название "Дельфи". В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки. Сначала экспертные методы использовались, в основном, для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем они стали применяться в других областях, в том числе в управлении качеством. Это связано с большим числом возникающих при этом виде управления противоречий, которые во многих случаях невозможно разрешить объективными методами.

Методы повышения конкурентоспособности:

· изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

· изменение порядка проектирования продукции;

· изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

· изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

· изменение порядка реализации продукции на рынке;

· изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

· изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

· изменение системы стимулирования поставщиков;

· изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

 

41. Современные системы менеджмента (ИСО 9000, ИСО 14000, OHSAS, ХACCП, ИСО 27000) их назначение, общие черты и особенности. (Детальный анализ для двух систем);

Система менеджмента качества — это та часть общей системы управления в компании, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции или услуг. Системы менеджмента качества занимают особое место среди всех существующих систем управления, ибо являются одним из последних достижений в области решения проблем качества любой организации.

Главным достоинством системы менеджмента качества является то, что они ориентированы на потребителей и направлены не на контроль качества уже готовой продукции и не на исправление брака, а на его предотвращение на самых ранних этапах жизненного цикла продукции.

 

Рис.1 Современные системы менеджмента

 

Международные стандарты ISO серии 14000 предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления качеством окружающей среды, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью решения экологических и экономических задач. Официально стандарты ISO серии 14000 являются добровольными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.095 с.)