Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран.



 

Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР).

Научные ресурсы характеризуют:

o объем и качество накопленных знаний

o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.

Масштабы НИОКР зависят от:

ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),

ü организационной структуры,

ü государственной политики в сфере НИОКР.

Масштабы инноваций зависят от:

Ø инновационного климата,

Ø спроса экономики на результаты НИОКР.

Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

· доля расходов на НИОКР

· численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике

· индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)

· число международных премий за научные достижения

· сальдо технологического баланса

· доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.

Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются:

o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,

o баланс торговли лицензиями и патентами,

o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.

Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.

1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.

2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.

3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.

Показатели:

· США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)

· По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)

· В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.

Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в:

Ø увеличении международного сотрудничества ученых,

Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,

Ø организации научно-технических альянсов,

Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,

Ø международном аутсорсинге.

Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).

Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).


 

Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.

Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.

Основные тенденции развития образования:

· Построение непрерывной цепочки этапов образования,

· фундаментализация

· профессионализация,

· междисциплинарность,

· ускоренное развитие новых дисциплин,

· диверсификация,

· демократизация,

· интернационализация.

В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.

Проблемы образования отличаются по странам:

o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,

o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.

Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:

ü доля расходов на образование в ВВП;

ü расходы на образование на душу населения

ü доля окончивших полную среднюю школу

ü доля студентов в возрасте 18-29

ü студентов на 10 тыс. населения

ü доля лиц с высшим образованием

ü доля иностранцев в общей численности студентов

Качество образование оценивается по:

Ø востребованности,

Ø современности.

По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.

Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.

Концепции государственного финансирования высшего образования:

o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,

o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).

Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.

Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.

1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования», подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.

В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.


 

Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.

Типология развитых стран:

1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).

2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.

3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.

Основные признаки РКС:

· Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.

· Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью

· Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма

· Высокий уровень капитализации доходов

· Высокий уровень механизации труда

Особенности РКС

ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.

ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.

Особенности развития РКС на современном этапе:

· Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.

Страны по степени научно-технического потенциала:

1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания

2. Италия – среднеразвитый потенциал

3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал

· Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6, то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.

Объяснение торможения темпов роста:

1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.

2. Структурные изменения в экономике РКС:

ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП

ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)

ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.

ü Развитие ТЭК

ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики

· Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.

· Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)

Изменения в социальной сфере РКС:

1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.

2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.

3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.

4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).

5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).

Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):

· Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)

· Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)

· Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)

· Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%), меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3%, безработица меньше из-за коммунализма.

Место РКС в мировом хоз-ве.

В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.

1. Место в мировом производстве:

· РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.

· Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти

· Ведущие производители отдельных видов с-х продукции

· Обладает развитой инфрастуктурой

2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)

3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)

4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).

5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.048 с.)