Метод бухгалтерского учета и его основные элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод бухгалтерского учета и его основные элементы



Метод бухгалтерского учета представляет со­бой совокупность приемов и способов, обеспечивающих сплошное, не­прерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни с целью познания их содержания (предмета бухгалтерского учета) и осуществления управления ими в процессе кругооборота средств.

Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: до­кументация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Наблюдение и осуществляется в учете с помощью документации и инвентаризации. Документация – это способ сложного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения о них данных, требующихся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними.

Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества предприятия и его источников, выявление отклонений от учетных данных и принятия решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Точные количественные характеристики наблюдаемых фактов и событий получают измерением. Измерение осуществляется с помощью таких элементов метода б/у как оценка и калькуляция.

Оценка - способ денежного выражения учтенных в документах хозяйственных операций. Она позволяет отразить в едином денежном выражении разнородный состав имущества организации.

Калькуляция -способ группировки затрат и исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также приобретенных т.м.ц. на основе данных бухгалтерского учета.

Результаты наблюдения и измерения следует регистрировать. Регистрация и группировка информации и осуществляется и использованием счетов и двойной записи.

Счета -это способ группировки, текущего отражения и контроля имущества предприятия, источников его образования и хозяйственных процессов.

Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции на 2 –х счетах в одной и той же сумме.

Обобщение данных бухгалтерского учета осуществляется в балансе и других формах отчетности.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщенного отражения имущества организации по его функциональной роли в процессе производства и по источникам его формирования, составленный на определенную дату, в денежном выражении.

Бухгалтерская отчетность -единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.

Тема 3. Бухгалтерский баланс

3.1.Понятие, содержание и структура бухгалтерского баланса.

3.2. Классификация балансов

3.3. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями.

 

3.1. Понятие, содержание и структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерским балансом называется способ отражения в денежной оценке на определенную дату активов организации по их функциональ­ной роли в процессе производства в сопоставлении с источниками их фор­мирования.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится на две части для раздельного отражения видов активов и их источников.

Одна часть – актив - отражает активы (имущество) организации по составу и размещению, а вторая часть - пассив – отражает имущество организации по источникам его формирования.

Итоги актива и пассива баланса всегда должны быть равны между собой. Это вытекает из того, что как в активе, так и в пассиве баланса находят отражение одно и то же имущество организации, но сгруппированное по разным признакам: в активе оно отражается по составу, размеще­нию и форме использования, а в пассиве – по источникам формирова­ния и целевому назначению. Равенство итогов актива и пассива баланса имеет большое контрольное значение, поскольку является средством проверки правильности бухгалтерских записей и составления баланса. Итог баланса называется его валютой.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, под которой понимают показатель (строку) актива и пассива, харак­теризующий отдельный вид средств или источник их образования. В активе, например, могут быть такие статьи: «Основные средства», «Запасы и затраты и др.

В бухгалтерском балансе активы и пассивы должны представляться раздельно в зависимости от срока обращения или погашения на краткосрочные и долгосрочные, поэтому однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы.

В результате в настоящее время бухгалтерский баланс Республики Беларусь содержит пять разделов, из них два раздела находятся в активе, а три – в пассиве.

Статьи актива сгруппированы в два раздела: I. «Долгосрочные активы» и II. «Краткосрочные активы», а в пассиве баланса статьи сгруппированы в три раздела: III. «Собственный капитал», IV. «Долгосрочные обязательства» и V. «Краткосрочные обязательства».

 

Классификация балансов

В условиях рыночной экономики организации используют различ­ные виды бухгалтерских балансов.

По источникам составления бухгалтерские балансы бывают: книж­ные, генеральные, инвентарные.

Книжные балансы составляются по данным текущего бухгалтерского учета в соответствии с остатками по счетам Главной книги. Если они подтверждаются материалами инвентаризации, то такие балансы рас­сматриваются как генеральные. Инвентарные балансы составляются по данным инвентарных описей отдельных активов и источников их формирования (примером являет­ся вступительный баланс, подтвержденный учредительными документа­ми юридического лица).

По времени составления выделяют шесть разновидностей бухгалтер­ских балансов: вступительные (организационные), текущие, санируе­мые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный (организационный) баланс свидетельствует о созда­нии новой организации, т.е. это баланс заново создаваемой организации. В нем отражаются де­нежные вклады учредителей (участников) и организационные расходы. Составлением вступительного баланса открывается ведение бухгалтер­ского учета в данной организации.

Текущие балансы составляются в течение всего периода функциони­рования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс составляется в начале года. Заключительный (годо­вой) баланс составляется на конец соответствующего года и является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансысоставляются на заданные отрезки време­ни нарастающим итогом (за месяц, квартал, полугодие, девять меся­цев).

Санируемые балансы, т.е. представленные организациями, находящи­мися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обяза­тельств), составляются с привлечением аудитора еще до окончания от­четного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвер­гаться уценке (например, готовая продукция, сырье иматериалы могут быть уценены до возможной стоимости их реализации). Результатом са­нируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ей предоставляется испытательный срок.

Ликвидационные балансы составляются при прекращении деятельнос­ти организации без перехода прав и обязательств в порядке правопреем­ственности к другим лицам (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и др.). Составляется ликвидационный ба­ланс комиссией, которой поручается ликвидация организации. Комис­сия составляет три ликвидационных баланса. Один в начале работы (вступительный), другой в течение периода ликвидации (промежуточ­ный), третий на конец периода ликвидации (заключительный). Ликви­дационные балансы отличаются от других тем, что все средства, капитал и обязательства при его составлении оцениваются не по себестоимости, а по стоимости их возможной реализации имущества или в сумме воз­можных поступлений от дебиторов. Обязательства организации оцени­ваются в сумме возможных платежей кредиторам, а не в сумме их дей­ствительной задолженности.

Разделительные балансы составляются при реорганизации организа­ции и разделении ее на несколько более мелких организаций, структурных подразделений с самостоятельным балансом. Они также используются при передаче одной или нескольких структурных единиц одной организации другой.

Объединительные (фузионные) балансы составляются по результа­там объединения имущества и обязательств двух и более организаций.

По степени правомочия бухгалтерские балансы подразделяют на юри­дические и отдельные.

Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами.

Отдельные бухгалтерские балансы составляют структурные подраз­деления организации (бригады, участки, производства и т.д.), не наде­ленные статусом юридического лица.

По срокам составления различают вступительные, периодические и заключительные балансы. Вступительные балансы составляются после государственной регистрации организации и одновременного приобретения статуса юридического лица. Периодические балансы составляются на заданные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Заключительные балансы составляются по окончании отчетного пе­риода.

По форме построения балансы подразделяют на односторонние, дву­сторонние, раздельные, сводные, шахматные.

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот.

В раздельных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.

При составлении сводных балансов слева приводят название статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву.

Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам кото­рой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и на­оборот.

По полноте отраженных данных различают балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бух­галтерского учета представляются в первоначальной (исторической) оценке отдельных активов. Баланс-брутто включает регулирование статьи 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация немате­риальных активов».

Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгал­терского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту данного баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают от первоначальной стоимости ос­новных средств, нематериальных активов. В последнее время в Респуб­лике Беларусь баланс-брутто не применяется, а используется баланс-нетто.

По видам экономической деятельности организации могут составлять балансы по основной и не основной деятельности.

Бухгалтерские балансы по основной деятельности раскрывают фи­нансовое положение организации, содержание которой зарегистрирова­но в уставе организации. Бухгалтерские балансы по не основным видам деятельности пред­ставляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности юридического лица (балансы обслуживающих производств и хозяйств и пр.)

По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промыш­ленные, сельскохозяйственные и т.д.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные, шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки средств организации и ис­точников их формирования. Они используются в целях текущего конт­роля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных опера­ций.

В оборотных балансах показывают остатки и движение средств орга­низации и их источников за отчетный период.

Шахматный баланс строится в виде матрицы, и которой по горизон­тальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи балан­са.

По степени обобщения и представления информации балансы класси­фицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют фи­нансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объе­динение балансов организаций, юридически самостоятельных, но за­висимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бух­галтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и до­черних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.

 

3.3. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями.

В зависимости от хозяйственной опе­рации изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балан­совых изменений.

Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи акти­ва баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы.

Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи пас­сива баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог.

Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пас­сива баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополне­ние оборотных средств.

Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пассива баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.02 с.)