И продовольствия республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И продовольствия республики Беларусь



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БелорусскАЯ государственнАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

З. Н. Кулько, Н. П. Попкова

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И АНАЛИЗА

 

(Часть 1)

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы получения высшего образования бухгалтерского факультета, специальности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Горки

БГСХА

УДК 657 + 631.155:658.511 (072)

ББК 65.052 + 65.053р

К 90

 

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета бухгалтерского учета.

Протокол № от 2014 г.

 

 

Авторы:

старший преподаватель З. Н. Кулько, Н. П. Попкова

 

Рецензент:

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета в отраслях АПК

А. В. Антанькова

 

 

Кулько, З. Н.

Теоретические основы бухгалтерского учет и анализа. (Часть 1): Методические указания и задания по выполнению контрольной работы З. Н. Кулько, Н. П. Попкова. - Горки: БГСХА.2014 с.

 

Приведены указания и задания по изучению тем дисциплины « Теоретические основы бухгалтерского учет и анализа», часть 1 для контрольной работы, тестовые задания, рекомендованная литература.

Для студентов-заочников бухгалтерского факультета, специальности 1-25 01 08 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия, 2014


 

Введение

В современных условиях возрастает роль специалистов бухгалтерской службы, перед которыми стоят задачи анализа, выявления внутренних резервов, предупреждения негативных явлений, к выполнению которых и готовит изложенный материал. Учебная дисциплина «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа» является основой подготовки специалистов высшей квалификации, обеспечивающей восприятие бухгалтерского учета в качестве целостной, взаимосвязанной и логически обоснованной процедуры. Программная цель изучения дисциплины – дать студентам теоретические знания основ бухгалтерского учета, а также научить практическим навыкам ведения бухгалтерского учета в аграрных формированиях. Изучение вопросов программы курса по литературе необходимо осуществлять с учетом задач, стоящих перед народнохозяйственным комплексом Республики Беларусь в период становления рыночных отношений.

Самостоятельная работа студентов с учебниками, учебными пособиями и другой специальной литературой является значительной составной частью изучения данного курса. Методические указания и задания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы получения высшего образованияпредназначены для приобретения теоретических знаний по основам построения учета в организациях и контроля полученных студентами знаний по отдельным темам курса «Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита».

Форма проведения и приема контрольной работы - письменная, может контрольный опрос быть произведен с использованием компьютерной техники.

Данная работа по дисциплине «Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита» способствует качественному владению обучающимися социально-личностными и профессиональными компетенциями, является важным пособием для студентов, отвечает требованиям высшей школы.

 

Содержание программы по темам курса, включенным в контрольную работу

Тема.1. Сущность учета и его роль в информационной системе и хозяйственном управлении

 

Понятие учета как системы количественного отражения реальной деятельности. Основные стадии учетного процесса: наблюдение, измерение, регистрация и обобщение. Измерители, применяемые в учете.

Виды хозяйственного учета, их характеристика и взаимосвязь. Особенности бухгалтерского учета и его связь с другими функциями управления. Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему. Функции учета в системе управления – контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.

 

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

 

Общая характеристика предмета бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета и их детализация.

Активы организации, их назначение и использование. Особенности движения имущества в кредитных и финансовых учреждениях непроизводственной сферы. Классификация активов по функциональной роли в процессе воспроизводства, источникам образования (пассивов).

Сущность хозяйственных операций. Основные отличительные черты метода бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета и их характеристика: документирование, инвентаризация, бухгалтерские счета, двойственное отражение, оценка, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.

 

Тема 3. Бухгалтерский баланс

 

Сущность и значение балансового обобщения. Основы построения бухгалтерского баланса. Актив, пассив баланса, группировка статей баланса. Оценка статей баланса.

Связь структуры (статей) баланса с классификацией имущества (активов) и источников их формирования (пассивов). Виды балансов. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.

Тема 4. Счета и двойная запись. Система счетов и порядок отражения в них хозяйственных операций

 

Понятие о счетах бухгалтерского учета. Их сущность и назначение. Взаимосвязь счетов со статьями баланса. Строение счетов (дебет, кредит, обороты, остатки (сальдо)). Характеристика активных, пассивных, активно-пассивных счетов.

Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах, его сущность и значение. Понятие учетной записи. Простая и сложная учетная запись. Синтетические и аналитические счета, их назначение и взаимосвязь. Субсчета.

Проверка правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Оборотные, сальдовые ведомости по счетам синтетического и аналитического учета. Шахматная форма оборотной ведомости.

Краткое содержание тем, выносимых на тестирование

Тема 1. Сущность учета и его роль в информационной системе и хозяйственном управлении.

1. Понятие учета как системы количественного отражения реаль­ной деятельности.

2. Измерители, применяемые в учете.

3. Виды хозяйственного учета, их характеристика и взаимосвязь.

4.Принципы бухгалтерского учета, задачи и требования, предъявляемые к нему.

1.1 Понятие учета как системы количественного отражения реальной деятельности.

Хозяйственный учет выполняет функции наблюдения, измерения, регистрации и обобщения фактов и явлений этой деятельности.

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Объектами бухгалтерского учета являются как процессы материального производства, так и отдельные явления или факты хозяйственной жизни.

Основной целью хозяйственного учета является получение качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации необходимой для управления предприятием, для определения поведения предприятия на рынке и выявления положения предприятий-конкурентов и т. п.

 

Обобщение данных бухгалтерского учета осуществляется в балансе и других формах отчетности.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщенного отражения имущества организации по его функциональной роли в процессе производства и по источникам его формирования, составленный на определенную дату, в денежном выражении.

Бухгалтерская отчетность -единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.

Классификация балансов

В условиях рыночной экономики организации используют различ­ные виды бухгалтерских балансов.

По источникам составления бухгалтерские балансы бывают: книж­ные, генеральные, инвентарные.

Книжные балансы составляются по данным текущего бухгалтерского учета в соответствии с остатками по счетам Главной книги. Если они подтверждаются материалами инвентаризации, то такие балансы рас­сматриваются как генеральные. Инвентарные балансы составляются по данным инвентарных описей отдельных активов и источников их формирования (примером являет­ся вступительный баланс, подтвержденный учредительными документа­ми юридического лица).

По времени составления выделяют шесть разновидностей бухгалтер­ских балансов: вступительные (организационные), текущие, санируе­мые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный (организационный) баланс свидетельствует о созда­нии новой организации, т.е. это баланс заново создаваемой организации. В нем отражаются де­нежные вклады учредителей (участников) и организационные расходы. Составлением вступительного баланса открывается ведение бухгалтер­ского учета в данной организации.

Текущие балансы составляются в течение всего периода функциони­рования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс составляется в начале года. Заключительный (годо­вой) баланс составляется на конец соответствующего года и является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансысоставляются на заданные отрезки време­ни нарастающим итогом (за месяц, квартал, полугодие, девять меся­цев).

Санируемые балансы, т.е. представленные организациями, находящи­мися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обяза­тельств), составляются с привлечением аудитора еще до окончания от­четного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвер­гаться уценке (например, готовая продукция, сырье иматериалы могут быть уценены до возможной стоимости их реализации). Результатом са­нируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ей предоставляется испытательный срок.

Ликвидационные балансы составляются при прекращении деятельнос­ти организации без перехода прав и обязательств в порядке правопреем­ственности к другим лицам (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и др.). Составляется ликвидационный ба­ланс комиссией, которой поручается ликвидация организации. Комис­сия составляет три ликвидационных баланса. Один в начале работы (вступительный), другой в течение периода ликвидации (промежуточ­ный), третий на конец периода ликвидации (заключительный). Ликви­дационные балансы отличаются от других тем, что все средства, капитал и обязательства при его составлении оцениваются не по себестоимости, а по стоимости их возможной реализации имущества или в сумме воз­можных поступлений от дебиторов. Обязательства организации оцени­ваются в сумме возможных платежей кредиторам, а не в сумме их дей­ствительной задолженности.

Разделительные балансы составляются при реорганизации организа­ции и разделении ее на несколько более мелких организаций, структурных подразделений с самостоятельным балансом. Они также используются при передаче одной или нескольких структурных единиц одной организации другой.

Объединительные (фузионные) балансы составляются по результа­там объединения имущества и обязательств двух и более организаций.

По степени правомочия бухгалтерские балансы подразделяют на юри­дические и отдельные.

Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами.

Отдельные бухгалтерские балансы составляют структурные подраз­деления организации (бригады, участки, производства и т.д.), не наде­ленные статусом юридического лица.

По срокам составления различают вступительные, периодические и заключительные балансы. Вступительные балансы составляются после государственной регистрации организации и одновременного приобретения статуса юридического лица. Периодические балансы составляются на заданные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Заключительные балансы составляются по окончании отчетного пе­риода.

По форме построения балансы подразделяют на односторонние, дву­сторонние, раздельные, сводные, шахматные.

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот.

В раздельных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.

При составлении сводных балансов слева приводят название статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву.

Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам кото­рой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и на­оборот.

По полноте отраженных данных различают балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бух­галтерского учета представляются в первоначальной (исторической) оценке отдельных активов. Баланс-брутто включает регулирование статьи 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация немате­риальных активов».

Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгал­терского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту данного баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают от первоначальной стоимости ос­новных средств, нематериальных активов. В последнее время в Респуб­лике Беларусь баланс-брутто не применяется, а используется баланс-нетто.

По видам экономической деятельности организации могут составлять балансы по основной и не основной деятельности.

Бухгалтерские балансы по основной деятельности раскрывают фи­нансовое положение организации, содержание которой зарегистрирова­но в уставе организации. Бухгалтерские балансы по не основным видам деятельности пред­ставляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности юридического лица (балансы обслуживающих производств и хозяйств и пр.)

По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промыш­ленные, сельскохозяйственные и т.д.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные, шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки средств организации и ис­точников их формирования. Они используются в целях текущего конт­роля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных опера­ций.

В оборотных балансах показывают остатки и движение средств орга­низации и их источников за отчетный период.

Шахматный баланс строится в виде матрицы, и которой по горизон­тальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи балан­са.

По степени обобщения и представления информации балансы класси­фицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют фи­нансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объе­динение балансов организаций, юридически самостоятельных, но за­висимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бух­галтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и до­черних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.

 

3.3. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями.

В зависимости от хозяйственной опе­рации изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балан­совых изменений.

Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи акти­ва баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы.

Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи пас­сива баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог.

Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пас­сива баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополне­ние оборотных средств.

Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пассива баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам.

 

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой свод оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам, предназначенный для проверки учетных записей, составления нового баланса и общего ознакомления с состоянием и изменениями активов и обязательств организации.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам со­ставляется на основании синтетических счетов за месяц.

Главная особенность правильно составленной оборотной ведомости - это наличие трех пар равенств (равных итогов):

Первая параравенство итогов остатков (сальдо) на начало месяца по дебету и кредиту счетов. Это равенство обусловлено тем, что данные остатки указаны в балансе на начало отчетного периода: дебетовые остатки (сальдо) по счетам отражены в активе, а кредитовые – в пассиве баланса (на активных счетах находит отражение имущество предприятия по его функциональной роли, а на пассивных - тоже имущество, но по источникам его формирования).

Вторая пара равенств – равенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов .Это равенство вытекает из применения двойной записи хозяйственных операций на счетах (т.е. хозяйственная операция отражается по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме).

Третья пара итогов оборотной ведомости представляет собой равенство итогов остатков (сальдо) по дебету и кредиту счетов на конец месяца, которое обусловлено равенствами первой и второй пары итогов. Данные остатки представляют собой баланс на начало следующего отчетного периода.

Таким образом, оборотная ведомость составляется для обобщения данных синтетических счетов и взаимной проверки правильности записей на них.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета являются приемом обобщения данных аналитического учета, объединяемым одним синтетическим счетом, и предназначены для получения сведений по управлению организацией и для проверки правильности учетных записей в бухгалтерском учете.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают двух видов - оборотные ведомости по счетам расчетов и по счетам для отражения материальных ценностей.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам имеют контрольное и оперативное значение, так как по данным этих ведомостей осуществляется контроль за остатками, поступлением и расходованием материальных ценностей, а также за состоянием расчетов.

Рассматривая вопрос определения конечного остатка по счетам бухгалтерского учета, нами было отмечено, что остаток по активно-пассивному счету выводится после составления оборотных ведомостей по счетам учета расчетных отношений (оборотная ведомость аналитического учета). Следует отметить, что итоговый конечный остаток из оборотной ведомости по аналитическим счетам к активно-пассивному счету переносится и записывается конечным остатком активно-пассивного счета расчетов. После чего данной остаток проверяется.

Для того, чтобы проверить конечный кредитовый остаток по активно-пассивному счету следует: к сумме конечного дебетового остатка прибавить начальный кредитовый остаток, прибавить кредитовый оборот и вычесть начальный дебетовый остаток и вычесть дебетовый оборот.

Для проверки правильности выведенного конечного остатка дебетового необходимо: к конечному остатку кредитовому прибавить остаток начальный дебетовый, прибавить дебетовый оборот и вычесть начальный остаток кредитовый и вычесть кредитовый оборот.

Шахматная оборотная ведомость представляет собой свод оборотов по счетам, служащий для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов.

В шахматной оборотной ведомости, как и в обычной, итоги дебетовых оборотов по всем счетам должны быть равны кредитовым оборотам по этим счетам. Одинаковые итоги должны быть получены после подсчета сумм по последней (итоговой) графе и последней (итоговой) строке ведомости и записаны один раз на их пересечении.

Положительным в составлении шахматной оборотной ведомости является то, что с их помощью можно быстро получить ясное представление о ходе процесса производства в организации; наглядность корреспонденции счетов позволяет видеть все изменения, происшедшие в состоянии имущества организации и источников его формирования. Достоинство шахматного принципа записи- это однократное отражение операций, исключающее дублирование и сокращающее трудоемкость учетного процесса. Но вместе с положительными сторонами данная ведомость имеет и ряд недостатков. Так, если при составлении корреспонденции счетов ошибочно указан другой счет, но который все же может участвовать в корреспонденции с данным счетом, то эту ошибку в ней обнаружить практически очень трудно. Она выясняется путем сверки записей по счетам, с данными первичных учетных документов, что и ограничивает широкое применение данной ведомости в учете.

Примерные здания по выполнению контрольной работы

Тема 3.Бухгалтерский баланс

 

26. По данным бухгалтерского баланса можно проанализировать:

27.Часть бухгалтерского баланса называется:

28. Продолжите предложение: «Итог актива баланса равняться итогу пассива...»

29.Итог актива баланса должен:

30. Актив бухгалтерского баланса содержит следующие разделы:

31. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе:

32. «Добавочный капитал»- статья:

33. В пассиве бухгалтерского баланса отражаются следующие разделы:

34.Операции первого типа изменений в балансе валюту баланса:

35.Операция: «За счет краткосрочного кредита банка погашена задолженность Оршанской базе снабжения за поставленные материалы»- относится к типу изменений баланса:

36.По способу очистки балансы различают:

37.По времени составления балансы делятся на:

 

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

1.Чечеткин, А.С. Основы теории бухгалтерского учета: учеб. пособие/ А.С. Чечеткин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2014. – 239 с.

Дополнительная литература:

2.О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З// Главный бухгалтер. – 2013. – № 30. – С. 34 – 48.

3.Папковская, П.Я. Теория бухгалтерского учета: учеб. / П.Я. Папковская. – 8-е изд. – Минск: Информпресс, 2012. – 252 с.

4.Снитко, М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. / М.А. Снитко. – Минск: Мисанта, ФУАинформ, 2007. – 272 с.

5.Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / В.И. Стражев. – Минск: Выш. шк., 2010. – 144 с.

6.Чечеткин, А.С. Теория бухгалтерского учета: учебно-методическое пособие / А.С. Чечеткин. - Горки: БГСХА, 2013. - 232 с.

 

Кулько Зинаида Никоноровна

Попкова Наталья Петровна

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И АНАЛИЗА

 

(Часть 1)

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы получения высшего образования бухгалтерского факультета, специальности

1-25 01 08 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

Редактор

Технический редактор

Корректор

 

Подписано в печать Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Ризография. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л.. Уч-изд. л..

Тираж экз. Заказ.

 

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Свидетельство о ГРИИРПИ № 1/52 от 09.10.2013.

Ул. Мичурина, 13, 213407, г. Горки.

 

Отпечатано в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Ул. Мичурина, 5, 213407, г. Горки.

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БелорусскАЯ государственнАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

З. Н. Кулько, Н. П. Попкова

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И АНАЛИЗА

 

(Часть 1)

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы получения высшего образования бухгалтерского факультета, специальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.105 с.)