Учение о естественном праве в Германии в 17-18 веках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о естественном праве в Германии в 17-18 веках.



Политико-правовое учение Христиана Вольфа.

В германии идеи школы естественного права сделались поводом для борьбы схоластической юриспруденций и рационалистической школой права. Схоластика господствовала, и это препятствовало свободному и оригинальному развитию науки. Толчок пришел со стороны школы Гроция и Гоббса и крупнейшими представителями научной школы Германии – Пуффендор, Томмазий и Вольф. Это представители нравственной философии.

Сказать, что все право и наука должны выводится из разума, было в то время в Германии такой ересью, что вызывало полемику. Значение мыслителей заключалось в отстаивании защиты слова, мысли, в борьбе с вековыми суевериями и предрассудками, с грубыми остатками старины, с рутиной, со средневековой схоластикой. Всем мыслителям пришлось выдержать гонения, преследования.

Х. Вольф (1679-1754). Вольфа обвиняли в распространении гибельных и безбожных идей. Клерикально настроенный король Вильгельм предписал ему в течение 48 часов покинуть Пруссию. Только после вступления на престол Фридриха 2, Вольф смог вернуться на Родину, в Галлию, он был возведен в имперское баронское достоинство. Родился в семье ремесленника. Его заслуги не в блестящих философских открытиях, а в том методе, который он усвоил вслед за Гроцием, который вносил порядок, ясность и точность в науку и философию Германии. Результат его стараний – полное торжество рационализма в немецкой науке, литературе. Сами правители, которые еще недавно преследовали представителей новой школы, в конце концов склонились перед его философией.

Отрицательные стороны – сухость, односторонность, прозаичность построения, педантизм. Вольф связан и с историей российской науки и просвещением. Он был учителем Ломоносова. Имя Вольфа тесно связано с зарождением Российской Академии наук. Когда Петр 1 замыслил создание РАН, то советовался с Вольфом, ему даже было предложено занять там место. Вольф уклонялся от этого приглашения. Благодаря ему в РАН оказались Бермулли, Биффенгер. За это ему дали звание – почетный член РАН.

 

Вольф много писал о различных разделах математики, физики. Свою нравственную и политическую теорию он изложил в сочинениях:

1) Естественное право, обработанное научным путем

2) Разумные мысли о человеческих действиях и воздержании от действий

Политика у Вольфа – область нравственной философии. В основании всего его нравственного и политического учения – понятие о совершенстве, как конечной цели человеческой жизни. Основной закон природы (основной естественный закон, из которых вытекают все прочие): делай то, что тебя совершенствует и избегай того, что ведет тебя к несовершенству. То есть естественный закон обязывает народа стремиться к совершенству и доставляет ему высшее счастье. Содержание этого закона составляют обязанности человека. Он классифицирует их на несколько групп или разрядов:

1) Обязанности к самому себе, которые состоят в совершенствовании своей души, своего тела и внешнего состояния. Сюда относятся обязанности труда, бережливости, довольства своей судьбой, ибо оно дает душевное спокойствие. Каждый должен стремиться к приобретению тех благ, которые возвышают дух.

2) Обязанности по отношению к Богу

3) Обязанности по отношению к ближним. В том, чтобы другим помогать в достижении совершенства. Здесь оно говорит о всеобщей обязанности любить ближнего. Причем любить тех, которые любят нас - немудрено, гораздо сложнее любить тех, кто нас ненавидит. Речь идет об обязанности любви к врагам. Это дело сложное, но достижение совершенства составляет высшее счастье для человека.

4) Обязанности, касающиеся собственности. Нравственный идеал человечества – общность имущества. Все люди от природы имеют равные права на вещи. Имущественная общность осуществима лишь при совершенстве всех людей, которые любили бы друг друга как самих себя. Она возможна только у людей разумных и совершенных, но так как не все добродетельны, то общность имущества невозможна. Раз состояние человечества не дозволяет общности, то необходимо установить собственность. Коль скоро она установлена, то ее следует уважать и не нарушать. То есть основание собственности он выводит из испорченности человеческой природы. И

Из всего анализа обязанностей он выводи т правило: мы должны делать другим как можно больше добра. Излишняя доброжелательность может быть порочна, тем самым мы нарушаем естественный закон. И здесь нужна мера: любя других, не следует забывать и себя. Говоря о подвигах, он осуждает человека слабосильного, который начал вызволять из плена другого, не соразмерив свои способности. Здесь больше вреда, чем пользы. Хотя подвиг на то и подвиг, что он предполагает совершенную нерасчетливость. Вольф здесь выступает исключительным педантом. Он хочет все подвести под контроль разума.

На этих обязанностях человека Вольф строит учение об обществе и государстве. Государство должно заставлять всеми средствами каждого человека исполнять свои нравственные обязанности, с другой стороны оно должно устранять всякое нарушение этих обязанностей. То есть человеческое совершенство – не только цель его личной морали, но и руководящий принцип политики. Государство должно стремиться к тому, чтобы сделать подданных добродетельными и таким образом обеспечить их счастье. Если человек не хочет быть счастливым, то тебя заставят быть таковым.

Все, что служит человеческому совершенству, должно определять задачи политики. Первое условие благосостояния: государство состоит в достаточном количестве народонаселения, поэтому там, где надо увеличить население, государство должно заботиться о том, чтобы подданные рано вступали в брак, не выселялись из государства, заботиться о том, чтобы всем хорошо жилось. С этой целью государство должно доставлять каждому работу, определять величину заработной платы, количество людей в каждом ремесле, чтобы все имели достаточно работы для пропитания и содержания своей семьи, устранять поводы праздности.

Из обязанности человека стремиться к познанию вытекает обязанность государства устраивать школы, заботиться об успешном ходе занятий и устранять от учения тех, которые не имеют охоты или способности учиться.

Так как познание Бога и поклонение ему служит надежным побуждением к добродетели, государство должно заботиться о религиозном воспитании народа: строить церкви, устанавливать праздничные дни, свободные от житейских забот, чтобы в эти дни человек мог обращаться к Богу.

К числу важнейших обязанностей государства он относит предупреждение и устранение всяких взаимных обид между людьми, поэтому для предупреждения обмана, купли-продажи или других сделок, государство должно определять качество всех товаров, их цену, величину процентов по договорам займа и так далее.

Если, несмотря на все эти меры, происходит нарушение права, государство должно прибегать к наказанию. Наказание не может сделать человека добродетельным, оно лишь способно удержать его от зла. Речь идет о внешней дисциплине. Это единственное, что может иметь в виду гражданский закон, в отличие от естественного, который простирается на внутренний мир человека.

Вольф возлагает на государство обязанность, чтобы каждый в пище, одежде, жилище, сообразовывался со своим состоянием и общественным положением. Он приписывает государству заботу об удовлетворении всех 5 чувств человека.

Религиозный культ, полезные книги, музыка, театр, поэзия, скульптура: все должно служить предметом попечения государства. По имя нравственного совершенствования подданных рука правительства должна простираться на все. Для личной инициативы места практически не остается: все подробно регламентируется: и обязанности граждан, и обязанности государства.

Таким образом, Вольф приходит к теории полицейского государства. Главная черта теории – неусыпная бдительная правительственная опека над жизнью и личностью подданных.

Причина такого печального вывода коренится в том, что для Вольфа основой послужило смешение нравственных целей общественной жизни с политическими задачами государства. Он требует, чтобы государство следило за добродетелью подданных, за исполнением ими своих нравственных обязанностей. Исходя из этого, повсюду вводится государственный контроль и правительственная опека.

Эта система распространяется Вольфом на все формы правления. Личная свобода подвергается серьезным стеснениям. По этому поводу Иеринг писал: принуждать человека к доброму и разумному потому уже есть пригрешение, что у него отнимается возможность делать добро по собственному убеждению». Для нравственного развития человека последнее условие необходимо.

Взгляды Вольфа отвечали практике прусского абсолютизма, который слишком много руководил и входил во все сферы человеческого общества. Так что внешние условия подсказывали ему логику.

Он остался теоретиком полицейского государства. Остальные его идеи прошли почти бесследно.

03.11.11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.007 с.)