Тема 2. Политические и правовые учения рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Политические и правовые учения рима.



1.1 Политические учения Цицерона

1.2 Учения римских юристов о праве

При всех заслугах греческих ученых, они оставили нам учений о праве и только в Риме обособилась в самостоятельную отрасль знаний наука о праве. Римские юристы сумели заимствовать философские начала великих греков соединили с непосредственной практикой.

1.1 Политические учения Цицерона

106-43 гг. до н.э. Знаменитый оратор, писатель, философ, юрист, крупный политический деятель. Его личность противоречива. Она может быть понята только в контексте эпохи, в которую он творил. Историки называют переломной эпоху: переход от форм полисной демократии к тоталитарному режиму империи.

Цицерон получил юридическое образование, которое имело высокий престиж. Цицерон в раннем времени завоевал популярность. В 70 году до н.э. он был избран квестором, потом вошел в состав Сената. Следующим олимпом был эдилет (должность эдила) – 70 год. В 67 году становится претором. А в 63 году избирается консулом. Это вершина политической карьеры в древнем Риме. Победу одержал Цезарь, а он занял место Помпея и вынужден был уйти от власти. Он пишет свои фелипики, которые были направлены против Антония, который стал преемником Цезаря, что стоило ему жизни. Когда был создан второй триумвират, в городе началась безудержная вакханалия убийств граждан, внесенных в списки. Вскрылась страшная картина морального разложения римского общества (все на всех докладывали). Цицерон был внесен в списки одним из первых. Он собрался бежать, но не успел. Ему отрубили голову и руку и были доставлены Антонию, который пришел в восторг, выплатил вознаграждение в 10кратном размере, водрузил голову убитого на свой стол.

Цицерон оставил 19 трактатов по риторике, политике, представляющих большой интерес для историков, лингвистов и юристов. Вопросам государства и права посвящены его работы «о государстве» и «о законах», написанные в подражание Платону.

По своему образу мыслей он был эклектиком. Эклектики старались сочетать различные философские системы и школы, выбирая из каждой то, что считали верным. Не имея общего руководящего начала, они не могли прийти к сколько-нибудь прочному результату. Цицерон пытался соединить в своем учении воззрения стоиков, взгляды Платона, Аристотеля и Полибия. Цельной системы из этого не могло получиться. В трактате «о государстве» (о республике) излагается учение о сущности государства и его формах. «Государство есть дело народа». (достояние). Однако под именем народа надо понимать не любое соединение людей, собранных каким-то образом, а множество людей, связанных общностью права и пользы. Таким образом, государство (республика – дословно общее дело) есть «дело народа как соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов». Это самое раннее дошедшее до нас определение государства как правового сообщества. Впервые вносится в определение государство понятия права.

Республика это не форма правления в учении Цицерона, это неотъемлемое благо народа. Причина соединения людей в государство, по словам Цицерона, лежит не столько в их беспомощности, слабости, страхе опасности, сколько в самой природе человека, стремящейся к общежитию. То есть причина – общежительная природа человека. Из общежития вытекает потребность власти.

Всякое государство должно управляться чьим-либо попечением: или одного лица, или нескольких выборных, или же всех граждан. В первом случае мы имеем дело с царской властью, во втором – с властью оптиматов (лучших), в третьем – с властью народа (народоправством). В лучшем случае Цицерон признает эти формы сносными, каждая имеет недостатки. В демократии хотя и устанавливается равенство, но не соблюдаются степени достоинства. Эти пороки подталкивают государство к несчастью. Поэтому наилучшим образом правления является четвертый вид государственного устройства, который образован «путем равномерного смешения трех его ранее названных видов, как бы справленных вместе».

Для обеспечения устройства необходимо сочетание свободы народа, власти оптиматов и империи высших магистратов, наделяемых в отдельных случаях особыми правомочиями. На таком строе основано величие Рима. Причина исключительности Рима «в накоплении прекрасных устоев государства, в результате чего установился особый строй». Благоволением своим привлекают цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы.

21.09.11

В простых формах эти достоинства представлены односторонне, что и вызывает недостатки, ведущие к вырождению. Монархия вырождается в тиранию, власть оптиматов вырождается в господство богатых, а свобода народов приводит к безумию и произволу толпы, к ее тиранической власти. Эти порочные состояния (уродливые виды властвования) по Цицерону уже не являются формами государства в собственном смысле слова, там царят произвол и насилие и отсутствует, следовательно, понятие государство, понимаемое как общее дело народа (республика). Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях смешанного правления.

В этой связи, он восхищался дальновидностью предков, создавших в Риме такую форму. Он призывал придерживаться заветов предков, подчеркивал необходимость равного распределения прав, обязанностей и полномочий с тем, чтобы «достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих лиц (сенат) и достаточно свободы у народа, если этого нет, то государственный строй не может сохраняться неизменным».

Римское государство он считал самым лучшим из всех существующих, несравнимым с каким бы то ни было благодаря смешению строя. Это учение практически то же самое, что и разрабатывал Полибий. Особенность в том, что из трех простых форм правления он выше всех ставит монархию, а на последнее место ставится демократия. Он считал, что в государстве лучше, когда правит один (как один хозяин в доме и т.д.). Казалось бы, его утверждение плохо согласуется с его утверждением о смешанной форме как лучшей. Несомненное предпочтение он отдает смешанной форме правления.

Государству как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором в заведовании общими делами принимает участие совместно все элементы общества (все политические силы), соединяемые между собой общностью права.

Он отмечает, что римское государство – плод многовекового опыта всего римского народа. Он говорит о том, что большинство государств устроены одним законодателем (Афины-Солон), а Рим создан несколькими в течение многих веков и поколений.

Учение о праве Цицерона.

Как в названном учении, так и в учении «о законах», многие положения будет цитировать Монтескье.

Цицерон основывается на учении о естественном праве греческих философов и повторяет присущие эти учениям смешение права с нравственностью и законами природы. Вслед за стоиками, он считал, что право устанавливается не по человеческому усмотрению, а самой природой. Природа как источник справедливости и права. В учении имеется в виду весь окружающий мир – космос, включающий и человеческое бытие. Этой природе (космосу) присущ разум, определенный порядок, велящий совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное. Этот аспект природы – истинный источник права, по Цицерону. Закон – нечто вечное, мудрое веление и запретами правящее всем миром.

В основе – присущая природе Справедливость. Справедливость требует заботиться о людях, не вредить другим, воздавать каждому должное и не нарушать чужую собственность. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он неизменен и не может утратить своей силы, все народы всегда будут ему подчиняться.

Истинный первый закон есть прямой разум всевышнего Юпитера (божественный разум). Этот закон возник раньше, чем какой-либо писаный закон, раньше, чем было основано государство, и его нельзя отменить ни постановлением Сената, ни голосованием народа. Отсюда требование – чтобы человеческие законы соответствовали справедливости и праву, идущему от природы, в противном случае они не имеют правовой силы. То есть позитивные законы должны соответствовать законам естественным. Если законы в государстве противоречат справедливости, то они не являются законами.

Мерилом права и бесправия является истинный закон (по Цицерону), то есть «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга и, запрещая, отпугивает от преступления».

Римские юристы о праве

Первые римские юристы ограничивались непосредственной практической деятельностью, что и определило характер всей римской юриспруденции. Римский юрист – юрист – практик. Он не вел дело в суде, этим занимались особые лица (ораторы), которые могли и не иметь юридической подготовки (за плату). Римские юристы давали свои советы даром, рассматривая это как выполнение почетного гражданского долга. Они находили себе вознаграждение в славе и влиянии, которые приобретали в результате своей деятельности. Можно было получить консульские должности.

Формы деятельности юристов:

1) формулирование сделок и судебных исков

a. сообщение сторонам нужных формул и помощь при заключении сделок

b. сообщение формул для ведения дел в суде (исковых) в силу того формализма присущего римскому праву именно эта деятельность имела преобладающее значение. Малейшее отступление от формулы влекло последствия.

Формулы составляли (сохраняли) жрецы-понтифики. В начале 3 века до н.э. произошло событие, которое подорвало монополию понтификов на юридические знания. Секретарь одного из понтификов Гней Флавий похитил формулы из архива жрецов за 7 печатями и предал огласке, опубликовал. С этого момента начинается развитие светской юриспруденции в Риме. Влияние жрецов утрачивается. Юристы начинают играть заметную роль в жизни общества.

Вклад юристов в создание новых формул – договорных, и особенно процессуальных, позволил изменить стилистику ведения судебных дел, сделать язык юридических документов точным и лаконичным.

2) Дача юридических советов и разъяснений, причем не только частным лицам – ораторам, но и самим судьям. Ни преторы, ни судьи в Риме не были юристами.

Судья часто был вынужден просить совета у авторитетных юристов. Такой квалифицированный ответ юриста на запрос суда назывался response. Консультация могла запрашиваться и стороной в процессе, и кем-либо из магистратов, но чаще всего судьей. Не исключалось, что консультация будет новым словом, шагом вперед, новеллой, ибо юрист не только разъяснял проблему, но и зачастую решал ее заново, изменял старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве. Непосредственным предметом было истолкование права (интерпретацио). У римлян оно было не то же самое, что наше толкование, оно имело нормотворческое значение, являясь самостоятельным источником права. Принятие новой нормы (юс цивиле).

Мнения и произведения юристов становятся де-факто источником права. Юрист становится творцом правовых норм, по существу. На закате республики, когда ряды респондентов расширились, когда проникли плохие элементы, возникла неразбериха. Август предоставил право давать ответы от имени императора лишь некоторым, наиболее авторитетным юристам, и разъяснения только этих юристов за их подписью и печатью имели законную силу и могли предъявляться в суде.

Пожалование такой привилегии до минимума сократило число юристов, но они пользовались особым авторитетом. Респонсо достигает своего расцвета в период ранней империи. Со временем правления Диоклетиана (2 половина 3 века), когда законодательная власть сосредоточивается в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается. С правлением Диоклетиана связывается смена принципата доминатом (доминус - господин). Утверждается абсолютная монархия. Императорская деятельность выходит на первый план, и римская юриспруденция приходит в упадок.

Несмотря на это, положение юристов классического периода сохраняло свой авторитет. В 426 году в период правления Валентиниана 3 был принят закон, который предписал судьям в своей деятельности следовать взглядам первой пятерки (золотой пятерки) – они стояли у истоков юриспруденции. Их именовали «сенат мертвых».

· Ульпиан

· Гай

· Папиниан

· Павел

· Модестин, а также те юристы, на которых они ссылались.

Эти же законом («о цитировании юристов») определялся порядок выбора мнений юристов в случае их противоречия друг другу. Если взгляды расходились поровну, предпочтение отдавалось мнению Папиниана. В 212 году он был казнен по приказу императора. Он потребовал оправдание убийство своего брата. Служение праву всегда сдерживало власть. Даже в Древнем Египте, где царская власть была безгранична, члены суда давали обязательство не повиноваться незаконным велениям фараона. «Суд не оказывает услуг».

Произведения

Все они носят казуистический характер. Казуистика не была целью сама по себе. Это форма, которую юристы анализировали современную правовую жизнь. Эти работы представляли собой выполненные римскими юристами судебные экспертизы. Это были сборники казусов, комментариев к судебным делам, толкования законов. То есть основная сила юриста заключалась в конкретном практическом разбое судебных дел.

Помимо этих произведений издавались также учебники для начинающих правоведов. Это было изложение основ римского права для начинающих юристов. В отличие от научных трудов они не претендовали на научный анализ, казуистический, они были по главным направлениям и правовым институтам. Особо популярным был «институции Гая» в четырех частях. Свод цивильного права был составлен в 6 веке нашей эры Трибонианом???

Своего расцвета юриспруденция достигает в первые 2,5 века империи. Причины – усложнение общественной жизни и переход к развитой системе хозяйства, отсюда увеличивается число сделок, исков, судебных разбирательств. Вторая причина – распространение в Риме греческого образования. Многие юристы обучались в греческих школах риторики и философии. Особо успех имела стоическая философская школа. Стоики считали единственным источником права природу, а единственным правом – право естественное, то есть право, идущее от природы. Этим объясняется преклонение римских юристов перед естественным правом.

Римские юристы определяли право посредством понятия справедливости, исходили их этического содержания права. Согласно определению Цельса: право есть искусство добра и справедливости. Ульпиан отмечал, что изучающему праву нужно узнать, откуда пошло слово юс – от «юстицио» – справедливость, права. Павел писал: право означает то, что является справедливым.

В составе действовавшего права юристы различали 3 части:

1) Право естественное (юс натурале)

2) Право народов (юс генцио)

3) Право цивильное (юс цивиле)

Естественное право – совокупность правил, которые вытекают из природы всего живого и определяет поведение людей и животных. Это общее для всех живых существ право. Как право, идущее от природы, оно вечно и неизменно. Согласно ему заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов – право, общее для всех народов (универсальное). Оно соблюдается одинаково всеми и называется всеобщим. Согласно нему ведутся войны, обеспечивается неприкосновенность послов, море признается общим для всех и т.д.

Цивильное право – право, которое каждый народ установил для себя. Оно является его собственным и называется гражданским правом, собственным правом гражданской общины.

Одна из главных предпосылок развития права была традиция. В юристы шли наиболее талантливые и образованные люди – представители аристократии (муции, цельсы, катоны). Это обстоятельство придавало занятию юриспруденции огромный престиж. Автономность, аристократичность, недоступность для понимания несведущих лиц обусловили авторитет и высокое значение профессии юриста. Выходили юристы из числа нобелей и всадников (2 высших сословия), что способствовало соединению юридической и политической практики. В республиканский период им были гарантированы выборные должности, в императорский – придворные, в том числе членство в Совете Принципса. Попиниан и Ульпиан были преторами претория.

В эпоху императора был консилиум, куда входили видные юристы.

Преподавание началось в 3 веке до н.э. обучение включало риторику, философию, историю, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм права, упражнения в стилистике и многое другое. Практическая выучка занимала долгие годы и начиналась с детства. Это была и философская работа, потому что они должны были черпать новые идеи с каждой новой волной мигрантов.

Среди школ следует отметить две возникшие в эпоху Августа – собинианская и прокулианская, имевшие основателем Капитона и Лабиона. Название получили от Собина и Прокула. Основные версии различий: собинианцы больше внимания уделяли внешней стороне правовых норм и институтов, прокульянцы обращались к их внутреннему основанию и цели законодателя. Собинианцы строго держались буквы положительного права. Прокульянцы больше простора давали научному исследованию с тем, чтобы истолковать норму в соответствии с намерением, волей законодателя, то есть следовали духу права. Последний собинианец – Гай. Потом различие школ сглаживается.

Хотя юристы и избегали абстрактных конструкций, но все же в их учениях много теоретических положений: понятие права, понятие нормы права, различение права материального и процессуального, проблемы источников права, суждения о публичном и частном праве (проведено Ульпианом). Деление было воспринято последующей юриспруденцией. Основное внимание уделялось частному праву.

Непреходящее значение имели и другие теории – теория фикции. Римская фикция была не более чем юридической ложью, освещенной необходимостью. Теория служила корректировкой права, когда принципы входили в противоречие с доброй совестью и справедливостью. Например, если римский гражданин попадал в плен, становился рабом и вставал вопрос о наследовании. Такой гражданин объявлялся мертвым в момент пленения.

Обращение права к справедливому и доброму приводило к примечательному принципу: при контраверзе права и справедливости нужно отдавать предпочтение последней. Ульпиан отмечал, что во всех делах справедливость имеет предпочтение перед правом.

Римские юристы сделали вклад в развитие правовых презумпций, которые распространялись во всех отраслях. В ГП особое значение: двусмысленность договора должна толковаться против кредитора. Для уголовного права и процесса: всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел, как равно и то, что каждый считается честным, пока не доказано обратное. Актуальна сентенция Павла, который закон уголовного права призывал толковать ограничительно: законы уголовного права не подлежать расширительному толкованию.

Еще формула «без вины нет ответственности» пришла из римской юриспруденции. Оригинальная римская юриспруденция просуществовала с 6 века до н.э. по 6 век н.э. это период расцвета римского права и науки. С конца 3 века н.э. начинается упадок классической юриспруденции. Основная правотворческая деятельность - деятельность императора.

Это время намного беднее юридической литературой, значительную часть занимают произведения компилятивного характера (не оригинальные), юридическое образование утрачивает престиж, терминология теряет четкость, становится неопределенной. Но римская юриспруденция в классическом виде будет реципирована в средние века в Западной Европе, где будет почитаться как писаный разум. Из него будут выведены почти все системы европейского континентального права. Под влиянием римской цивилистики сложились учения Европы 18-19 веков. Римское право не утратило своего значения и по сей день. В 50-60 годы стали издаваться институты, чтобы изучать римское право.

22.09.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.076 с.)