Взгляды на сущность государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды на сущность государства.



Человек - прирожденное политическое существо и инстинктивно стремится к совместному жительству, к общению с себе подобными, это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. То есть это высшая, совершенная форма человеческого общежития. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага ради целей, возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, торговых операций, предотвращения преступлений, а для того, чтобы жить счастливо. Раз цель – общее благо, то и управление должно быть общим, считает он.

Воззрения Аристотеля на сущность государства проявляется в его учении о формах правления. Так как государство – общее благо, то в тех формах, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те же, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. И те, и другие, разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству. Отсюда при правильных формах правления монархия или царство - власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Аристократия – господство немногих, лучших, правящих в общих интересах. Полития - власть большинства, направленная к общему благу. Каждой из правильных форм соответствует извращенная. Монархии соответствует тирания – власть одного лица, осуществляемая в его интересах и к его пользе. Аристократии – олигархия – власть богатых, пренебрегающих интересами бедных. Политии - демократия, где правит бедное большинство, игнорируя интересы богатых.

1) Монархия – тирания

2) Аристократия - олигархия

3) Полития - демократия

В 7-8 главах своей книги дается очерк совершенного государства. Наилучшее государство – то, в котором счастливы все его граждане, то есть интересы государства и граждан совпадают. В отличие от Платона он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане наслаждаются счастьем. Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих климатических условиях:

1) Современное государство не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым, потому что в первом трудно установить порядок. Маленькое государство не имеет достаточно средств существования: государство должно быть достаточно большим, чтобы удовлетворять потребности своих членов, поэтому государство должно быть легко обозримым. Это необходимо для избрания ДЛ, справедливого правосудия. Он исходит из практики греческих государств, которые представляют собой полисы.

2) Должно иметь сообщение с морем, что полезно как для обороны страны, так и для снабжения государством всеми необходимыми продуктами. Аристотель не высказывается против заморской торговли, но и не тяготеет к замкнутому, отдаленному от прибрежья государства. Он выступает против торговли как средства обогащения, превращения государства в рынок, но вместе с тем считает, что государство должно иметь выход к морю.

3) Предполагает благоприятные климатические условия. Климат не слишком холодный, как на севере Европы, но и не слишком жаркий, как в Азии. Холодный климат не содействует интеллектуальной жизни народа, но способствует развитию мужества. Жаркий климат не способствует развитию мужественности. Поэтому северные народы обладают храбростью, но не одарены разумом, народы азиатские – разумны, сообразительны, но не отличаются мужеством. Греки соединят свойства и тех, и других: они одновременно и умны, и мужественны. И здесь Аристотель выступает сторонником золотой середины. Эллинская народность занимает серединное положение.

4) Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, потому что их деятельность не направлена на служение добродетели. И хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Само занятие земледелием запрещается гражданам, потому что им необходимо свободное время. Их исключительное призвание – служение государству. Оно включает в себя защиту отечества, заботу о законодательстве и управлении, суд и отправление религиозного культа. Религия была делом государственным. Все функции должны осуществляться всеми одновременно или разными лицами. Так как юности принадлежит сила, а зрелым летам – мудрость, то младшие должны защищать отечество, а старшие – править. Таким образом, никто не исключается из правления, а все вступают в него по очереди. В молодом возрасте все граждане проходят через военную службу и учатся повиноваться, чтобы потом управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство, так как каждый знает, что и он получает свою долю в правлении.

Все граждане разделяются на сословия:

· Военное

· Законосовещательное

· Жрецов (граждане, которые утомились за время своей службы к отечеству и нуждаются в отдыхе)

Каждый гражданин последовательно выполняет эти функции, но чтобы они выполнялись надлежащим образом, гражданин должен быть воспитан в добродетели. Воспитание – основа государства. Ему уделяет Аристотель большое внимание, разработал свою систему воспитания: нравственного, духовного и т.д. особо много пишет о дошкольном воспитании, много внимания уделяет игре. Девушкам подходит более всего вступать в брак в 18-летнем возрасте, а мужчинам – в 37. В вопросах деторождения нужно считаться с врачами и тех, кто знает природу. Законодатель должен удалить из государства сквернословие – признака рабского сознания и поведения. Воспитание – дело государственное.

Наилучшее государство Аристотеля представляет собой аристократию, то есть господство немногих, равных между собой над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов. Из равных исключаются те, кто занимается физическим трудом. От наилучшего правления Аристотель отличает то, что более всего подходит к жизни – полития или средний государственный строй. Он является реально существующим, хотя и редко встречающийся строй. Его можно назвать условно образцовым. Полития состоит в сочетании противоположных начал. Аристотель исходит из того, что составные части всякого государства – богатые и бедные. Отсюда распространенные формы правления – олигархия и демократия. Желательно же соединение обеих форм, что и достигается в политии. Лучшие черты демократии соединяются, смешиваются с лучшими чертами олигархии. То есть в политии смягчаются противоположности бедности и богатства. В таком государстве преобладает средний класс.

Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих. Из всех когда либо реально существовавших устройств такое государство в наибольшей мере отвечает идее политической справедливости. Возлагая надежды на Александра, он считал, что так стоит смотреть на будущий строй греческих полисов. Аристотель одним из первых сказал, что средний класс – основа всех основ.

Считая смешанное правление наилучшим для действительности, Аристотель не отвергает и другие, он дает советы относительно устройства каждой формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главную причину падения правительств, политических переворотов Аристотель видел в стремлении к равенству, к восстаниям прибегают те, которые считают себя обделенные, которые считают, что им не дается должное. Поэтому демократия прочнее олигархии. Так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с двух сторон: и от народа, и от членов собственного сословия.

Стремление к равенству - главная причина политических переворотов, но есть и другие: человеческие страсти, честолюбие, зависть, презрение к правителям, интриги, чрезмерное превосходство одного лица над другими, в силу чего афиняне прибегали к острокизму (изгонялось лицо сроком на 10 лет), что было средством сокрушения гордости и слишком большой силы, превентивная мера к установлению единоличного правления.

У каждой из форм угрожает своя опасность, поэтому для каждого правления свои средства его поддержания. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления.

1) Олигархия должна облекаться, по возможности, в демократическую форму, особенно в отношениях членов высшего сословия между собой. Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии важно соблюдать правило: должности не должны делаться средством обогащения, ибо когда почести соединяются с богатством,…Отсюда второстепенные должности полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется честолюбие последних.

2) Тирания поддерживается двумя противоположными способами. Один из них состоит в нравственном убеждении подданных, возбуждении в них взаимного недоверия. Второй способ состоит в возможном приближении к царству, то есть к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств. Аристотелю был известен и такой вид тирании – тирания Писистрата. Писистрат был демократичным, в принципе. Тирания – это не всегда деспотия.

Тирания и олигархия – самые шаткие формы правления. Анализируя причины падения правительств, Аристотель приходит к выводу, что всего важнее умеренное пользование властью. Односторонние формы правления могут рассчитывать на устойчивость, когда они приближаются к среднему. В политике он также является сторонником «золотой середины». Храбрость – среднее между трусостью и бунтарством. Скромность – между бесстыдством и застенчивостью. Щедрость – среднее между мотовством и скупостью. Гордость – между тщеславием и смирением. Благо политическое всегда лежит посредине между двух крайностей и состоит в умеренности.

Правовые взгляды Аристотеля названы как в трактате «Политика», так и в трактате «Никомахова этика». Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя и естественные, признаваемые всеми народами, даже если нет никаких связей и соглашения между ними: воздаяние добром за добро, признательность благодетели, почитание богов, почитание родителей, помощь друзьям и т.п. эти общие, неписаные законы Аристотель называет справедливостью или правдой или восполняется неполнота законов писаных. Неполнота положительных может быть как намеренная, так и намеренная. Ненамеренная – когда что-либо ускользает от внимания законодателя, вторая – когда нельзя в законе дать предписание относительно данного случая, потому что веления законов носят общий характер, а данный случай – исключительный. Естественное право вступает в силу тогда, когда молчит право позитивное.

Писаные законы он разделяет на 2 вида по их содержанию:

1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу.

2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам.

Например, человек, совершающий прелюбодеяние совершает несправедливо по отношению к отдельному гражданину. А человек, который уклоняется от военной службы – ко всему обществу. Этим Аристотель как бы намечает деление права на частное и публичное (римское право – Ульпиан).

Политическое учение Полибия

Около 201-120 г.г. до н.э. Это знаменитый политик, дипломат, историк. Сам он был начальником конницы. После одной из побед римлян он был взят заложником в Рим в 168 году до н.э., прожил там почти 16 лет, был принят в высшем римским обществом, сошелся с видными политическими деятелями, принимал участие в военных походах римской армии, был свидетелем падения Карфагена, выступал в качестве посредника между Римом и покоренной Грецией, то есть участвовал в политической реорганизации Эллады.

Он является автором всеобщей истории в 40 книгах, оригинальным мыслителем, крупным исследователем государственно-политических правлений. Его философские воззрения основывались на учении о круговороте явлений, то есть на теории циклизма. Любое явление развивается в соответствии с порядком природы и в своем развитии всегда проходит одни и те же этапы:

· Зарождение

· Расцвет

· Упадок

Формы государства тоже проходят эти этапы. Свой труд он посвятил тому, почему Риму удалось в течение около 50 лет удалось превратиться в огромную державу. Все достижения римлян он объясняет превосходством их политического строя, благодаря которым Рим оказался наиболее приспособленным к мировому владычеству.

По примеру Аристотеля он выделяет 6 форм правления (3 правильных и 3 извращенных):

1) Царство, аристократия, демократия (занимает место Аристотелевой политии), которые различаются по числу правящих

2) Тирания, олигархия, охлократия (извращенные)

Каждая из правильных форм сама по себе переходит в свою противоположность (извращенную). Все они сменяются одна за другой по естественному закону человеческой природы.

Первоначально люди жили наподобие животных стадами. Ими предводительствовал сильнейший, за которым остальные следовали добровольно. Мерой власти вождя была физическая сила, и способ управления в этом сообществе Полибий определяет как единовластие. Это не царство, государства еще нет. С течением времени в сообществе происходят перемены, люди получают представление о долге, справедливости. Отношения, которые были основаны на физической силе, опираются на правосудие, господство власти и силы превращается в царство само собой посредством исправления единовластия.

Сначала цари правили благодетельно для подданных, не встречая сопротивления, не подвергаясь злословию, зависти. Позднее они стали присваивать себе привилегии, стали отличать себя от народа, предаваться наслаждениям и стали угнетать подвластных. Царство превратилось в тиранию. Тогда значительнейшие граждане восстали против правителей и извергли их. Возмущение исходило именно от благородных людей, гордых, отважных, то есть от тех, кто меньше всего мог терпеть излишества правления. Народ охотно подчинился новым вождям и установилась аристократия, но когда поколение освободителей сменилось другим, воспитанным в роскоши, богатстве, почестях, аристократия выродилась в олигархию.

Этот переход свершился быстро: занимает жизнь одного поколения. Тогда уже народ восстал против новых правителей и, не доверяя более никаким вождям, оставил власть за собой. Установилась демократия. Пока жили люди умеренные, которые, помня прежний гнет, сдерживали толпу, все шло своим чередом. Когда все привело к разгулу страстей – анархии – демократия превратилась в охлократию. Этот переход занимает жизнь трех поколений. Охлократия – не только последняя из форм государственного правления, но и возвращение к исходному началу, затем начинается новый цикл.

Каждая из форм носит в самой себе зародыш собственной гибели, так как человек по своей природе склонен употреблять во зло свою свободу и свою власть. Тогда нет ничего, что сдерживало бы его волю. Правительство падает из-за отсутствия сдержек. Поэтому лучше всех чистых форм представляется Полибию образ правления смешанный их трех простых: царства, аристократии, демократии и соединяющий вместе их преимущества.

Цари не злоупотребляют своими правами, опасаясь народа, а последний не смеет выступить против царей, опасаясь вельмож (аристократов), которые держат середину и не допускают преобладание одной власти. Этим способом в государстве сохраняется должное равновесие. Правительство получает устойчивость, крепость, долговечность, а народ не страдает от власти правителей. Полибий указывает на спад.

Ликург (легендарный реформатор), который по преданию установил спад: форму правления не простую, но соединил преимущества всех форм правления. Римляне в устроении государства достигли те же цели и дали наилучшее в наше время устройство. В аристократическом государстве Сенат – аристократическое начало. Демократическое начало - в народных собраниях и трибунах (комиции). Монархический элемент - в консулах.

Распределение властей проведено настолько умело и равномерно, что никто не может указать, какая из властей преобладает и определяет форму правления Рима в совокупности. В римском государстве воплощен идеал смешанной формой правления, считал Полибий, имеет место «система сдержек и противовесов». Теория разделения властей нового времени уходит к античности, к Полибию. Древние называли историю учительницей жизни. Любая история имеет аналог в прошлом.

Теория Полибия – связующее звено между политическими учениями древнего Рима и Греции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.026 с.)