Наиболее крупные потери финской авиации в 1940-1944 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее крупные потери финской авиации в 1940-1944 гг.



 

А как же потери ВВС Финляндии, которые не были “роковыми случайностями” или их у финнов не было совсем? Были, да ещё какие! Те ещё "скелеты в шкафу" – да почище советских. Хотя данная статья охватывает период Продолжительной войны, несомненно, многим читателям будут интересны более ранние эпизоды.

В начале финской кампании 1939-1940 гг. нашим летчикам действительно было похвастать особо нечем. Слишком сильные "шапкозакидательские" настроения среди истребителей и надежды о том, что финских самолётов мало, а наши СБ летают быстрее всех, дорого обошлись ВВС РККА ещё в Зимнюю войну. Хотя ещё во время войны в Испании было не раз доказано, что СБ может догнать даже FIAT CR.32 (при выгодных условиях), да и живучесть советского бомбардировщика оказалась невысокой. Но болезненные потери не прошли даром и горький опыт к концу войны привел к правильным выводам.

Самым сильным "уколом" для финнов в течении Зимней войны, по мнению М.Зефирова, стали два боя 2-го марта 1940 года. В первом вылете ранним утром одиночный И-16 внезапно атаковал два "гладиатора", быстро сбил один из них и также быстро покинул поле боя. Ни догнать противника, ни просто обнаружить его после такой "наглости" финские пилоты не смогли. Но вот проходит буквально пара часов и после 12:00 посты ВНОС докладывают о приближении 21 бомбардировщика. С аэродрома Руоколахти начинают готовиться к вылету "фоккеры" и "гладиаторы", но вместо долгожданных "бомберов" на головы финнов обрушились 6 И-153 и 18 И-16 из состава 68-й отдельной авиационной истребительной эскадрильи. Результат боя получился просто ошеломляющим — сбито пять "гладиаторов" и один "фоккер". Советские пилоты мастерски "накрыли" аэродром противника и ценой потери одного И-16 (пилот погиб) заставили финнов более уважительно относиться к способностям пилотов РККА.
На этом, по версии М.Зефмрова, война в воздухе для Финляндии практически завершилась. Дальше начались переговоры и 13-го марта 1940 года было подписано перемирие. В общем-то всё правильно, за одним исключением. Днем 11-го марта финны понесли потери ещё боле тяжелые, чем неделю назад. Вот об этом финны вспоминать совсем не любят и потому в монографии о LeLv24 (как и в книге Зефирова), данный факт отражения не нашел. А произошло это следующим образом.

В ходе советского наступления в Карелии на помощь обороняющимся войсками финское командование бросило значительные силы бомбардировочной авиации. Больше всего вылетов сделали самолёты LeLv42, оснащенной самолётами "Blenheim" британской пострйоки. Сопровождали группу из 27 бомбардировщиков (три девятки) истребители "фоккер" из той же LeLv24. Советские танки и пехота были замечены уже через 20 минут после взлета и штурманы приготовились было к прицельному бомбометанию, как "вдруг" на них буквально свалилась большая группа И-16. Быстро отогнав "фоккеры" и подбив пять из них советские пилоты занялись бомбардировщиками. Сразу были сбиты два "бленхейма", потом ещё один, и строй распался. Огневое взаимодействие было утрачено и финны начали срочно освобождаться от бомб, пытаясь со снижением уйти на свой аэродром.
"Ишаки" начали преследование, но тут, к счастью пилотов LeLv42, на пути попалась группа легких бомбардировщиков из LeR1 (Fokker C.X и "Ripon"). Хотя советским И-16 ни одного биплана тогда сбить не удалось финны только сбитыми потеряли четыре "Blenheim" Mk.IV и один Mk.I. Ещё четыре поврежденных самолёта еле дотянули до аэродрома у г.Тали, но тут на их беду бомбовый удар наносили СБ под прикрытием И-153. В ходе боя три "бленхейма" совершили вынужденные посадки, однако четвертому удалось сбить две "чайки", перед тем, как он пропахал фюзеляжем снежные сугробы. В общей сложности советским пилотам удалось уничтожить и надолго вывести из строя 9 бомбардировщиков и пять истребителей при потере только двух своих самолётов. Что в это время делали финские асы и где они находились — непонятно.

Третий эпизод относится к периоду Продолжительной войны и в отличии от истребителей снова в роли неудавшихся стрелков оказались бомбардировщики. Днем 27-го сентября 1941 года шесть “Blenheim” из LeLv42, без потерь (но и без успеха) отбомбившись по позициям советской артиллерии вблизи Петрозаводска, держала путь назад. Недалеко от своего аэродрома финны заметили одиночный ДБ-3, пытавшийся перейти линию фронта с левым дымящим двигателем. По всей видимости, советский бомбардировщик совершал разведывательный вылет и был подбит зенитками. Почувствовав легкую добычу от финской группы отделились три самолёта. Возглавлял этих “героев” лейтенант Рати, который в ходе Зимней войны сбил из крыльевого пулемета И-16. Но в данном случае выбор цели был явно неудачным. Первый же “бленхейм”, попытавшийся атаковать ДБ-3, получил очередь из верхнего УБК (12,7-мм), по инерции проскочил вперед и был добит из носового ШКАСа. Горький опыт ничему не научил его товарищей, и вот второй “бленхейм” снова заходит со стороны хвоста – результатом стало повреждение правого двигателя и финскому пилоту пришлось выйти из боя. Наконец и лейтенант Рати решил попробовать свои силы. Зайдя снизу-сзади (нижняя огневая точка на ДБ-3 молчала) финский пилот смог поджечь второй мотор. Однако радость Рати была недолгой. Не рассчитав маневра финский “бленхейм” оказался ровно под падающим ДБ-3 и в столкновении погибли оба самолёта…

Другой воздушный бой, закончившийся для финнов более чем трагично, имел место 20-го мая 1942 года. За несколько часов до вылета разведчики засекли крупный конвой на Ладоге, идущий в сопровождении боевых катеров и истребителей. На бомбардировку вылетело 42 самолёта из LeR4 и 8 “мессеров” из II./JG54, так что финны и немцы находились в количественном большинстве. “Зонтик” над конвоем держали шесть Р-40В “Tomahawk” и противник появился в тот момент, когда им на смену пришли шесть Як-1. Таким образом, советские истребители получили и, что самое главное, реализовали численное преимущество. Ценой потери четырех Р-40В и двух Як-1 удалось сбить два Bf.109F, шесть “бленхеймов” (по три самолёта из состава 42-й и 44-й эскадрильи) и четыре трофейных ДБ-3 из 48-й эскадрильи. Часть бомбардировщиков финны затем отремонтировали и вернули в строй, но сам счет 12:6 в пользу советской стороны служил не самым лучшим оправданием действиям финско-немецкой группы.

Или вот ещё один пример воздушного боя, в котором финские “асы” оказались далеко не на высоте. Пытаясь провести разведку аэродрома Горская 29 февраля 1943 года финны отправили к нему один “бленхейм” в сопровождении двух MS.406. Едва набрав высоту экипаж бомбардировщика приступил к фотосъёмке, но спустя несколько минут на финскую группу были наведены четыре ЛаГГ-3. Пилоты “моранов” бросили своего подопечного и стрелкам “бленхейма” пришлось уповать только на удачу, которая их в тот день не оставила – один из ЛаГГов был сбит и совершил посадку на своей территории.

Между тем, качественный рост советских ВВС сказался и на количестве подтвержденных финской стороной побед. Например, 8-го мая 1944 года в бою около Вытегра (Vytegra) была отмечена потеря сразу двух “моранов” с номерами MS-638 и MS-643. Оба самолёта были сбиты зенитной артиллерией. Один пилот был пленен, второй разбился.

Как бы там ни было, эффективность финской истребительной авиации оказалась выше советской. Это надо признать как состоявшийся факт, хотя далеко не в тех пропорциях, как это хочется видеть западным военным историкам. Другое дело, что зачастую противниками для финских асов вроде Туоминена или Кархунена выступали молодые пилоты, которых отправляли в бой для “повышения квалификации” и без надлежащего освоения техники. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что более опытные советские лётчики (например Сафонов, Голубев, Бринько) в 1941-1942 гг. достаточно редко встречались с финнами и ни разу никто из них не был сбит. Скорее, дело обстояло с точностью до наоборот. Более того, в ряде случаев отмечалось, что истребители противника, встретив сильное противодействие советских пилотов, старались выйти из боя. На этом моменте самое время поговорить о том, на каких истребителях летали противоборствующие стороны.

 

Самолёты наши и не наши



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.008 с.)