Человек, индивид, личность. Личность и общество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, индивид, личность. Личность и общество.



Философское учение Сократа.

Сократ (469-399), Афины. Основная заслуга – обоснование идеалистического мировоззрения. Дух, сознание, идея для него первичны, а природа – нечто вторичное. В центре Сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, свободы и ответственности. Добродетель необх чел для возрастания души. Задачей и главной целью Сократ сделал познание естества человека, его образа жизни и мышления. Считал, что познание мира и человека возможно лишь на пути самопознания:»Познай самого себя, и ты познаешь космос и богов». В этих словх он усматривал смысл своей жизни и своё призвание. В поиске истины С. стремился найти «всеобщее» в нравственности. Для С. истина и нравственность понятия совпадающие. Истина – нравственность, Элитарность знания, ведущего к добродетели, а сама добродетель состоит из умеренности, справедливости, храбрости. Демократическую форму правления отрицал из за безнравственности подавляющего большинства ее представителей. Широко использовал метод индукции (общее из частного), считал что мир непознаваем. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Знакомство молодого Сократа с основными течениями тогдашней философии сыграло плодотворную роль в становлении и развитии его собственных представлений. Первоначального Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновения и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения (натурфилософия – философия природы, умозрительные истолкования природы, рассматриваемой в ее целостности) своих предшественников и, в частности, Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорийцев, чьи взгляды он хорошо знал. Но предложенные ими варианты объяснения природных явлений не удовлетворили Сократа. Он разочаровался в прежней натурфилософии и вместе с тем пришел к самокритичному выводу о собственной непригодности к подобного рода исследованиям. Натурфилософская мудрость ускользала и не давалась ему.

В пору этого разочарования в натурфилософии состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. На какое-то время Сократу показалось, что он нашел, наконец, учителя, который откроет ему причину бытия. Однако скоро он убедился в том, что Ум (Нус) у Анаксагора не единственная причина существования тех либо иных явлений, так как наряду с этой причиной у Анаксагора есть и другие: начальное, исходное состояние мира представляет собой неподвижную, бесформенную смесь, состоящую из бесчисленных множеств мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или "семян" всевозможных веществ. Анаксагор отрицал пустоту, признавал бесконечную делимость вещества, относительность большого и малого, идею бесконечно малых физических величин.

Подмеченная Сократом непоследовательность Анаксагора состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему миру сообщает порядок и всему служит причиной. Но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, уступая место самим природным вещам: воде, воздуху, эфиру, По оценке Сократа, Анаксагор, как и некоторые другие философы, подменяют понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и игрой стихийных сил.

Другими словами, Сократ понимал причину как духовное начало, которое не следует путать и смешивать с природными явлениями. Целесообразность в природе обусловлена тем, что причина бытия - божественное разумение, справедливое, благое и должное начало. Природа - сфера действия божественных сил. С этой точки зрения натурфилософские исследования, игнорировавшие божественную причину природных явлений, представляют собой бесполезную и суетную трату сил. В подходе натурфилософов Сократ довольно проницательно усмотрел их стремление овладеть силами природы и управлять ими. Но подобные усилия, по его мнению, представляло бы собой тщетную попытку вмешательства в область божественных установлений и предопределений.

Придя к выводам о неверности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов, чувств, Сократ пришел к философскому рассмотрению истины бытия в отвлеченных понятиях. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Человек и Вселенная, согласно сократовской версии строения мира, находятся в разумной и целесообразной гармонии, предопределенной божественным замыслом. Человек вынужден рано или поздно вступить на путь самопознания, чтобы вскрыть внутри себя высший смысл существования, который не сводим ни к преходящим телесным радостям, ни к эгоистической пользе. При этом древнее требование "Познать самого себя!" обретает у Сократа характер сложной системы приемов, известной под названием "Сократического диалога".

Но Сократ постоянно критикует себя не ради сиюминутной победы в споре. Широко известная ирония Сократа - лукавство и притворство с целью вынудить собеседника втянуться в спор и добраться в нем до дна своей души. Он, безусловно, хитрит, надевая на себя маску наивного человека, который просит совета у первого встречного, восхищаясь его способностями и просит обучить себя чему-нибудь. Но в ходе беседы Сократ сбрасывает с себя маску шута и невежды, превращаясь в мудрого учителя, помогающего собеседнику исправлять ошибки и избавляться от противоречий на пути к истине. Так метод Сократа оборачивался своей второй стороной, названной им самим маиевтикои, что буквально означает родовспоможение. Ведь главная цель диалога Сократа - помочь человеку в познании жизни.

Основной принцип моральной философии Сократа - добродетель, понимаемая как истина, добро и справедливость. В политико-правовой сфере добродетель Сократа воплощена в тезисе: "Править должны знающие". "Цари и правители – утверждал он, – не те, которые имеют скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилия, обмана, но те, которые умеют править" (Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе"). Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство он называл аристократическим; если оно исходило от богатства – плутократией; а если от воли всех – демократией.

Отец" античной этики Сократ в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Несомненно основная его заслуга состоит в обосновании идеалистического мировоззрения. Дух, сознание, идея для него первичны, а природа – нечто вторичное. Впервые в греческой философии все внимание было сконцентрировано на человеке. Поэтому в центре сократовской мысли тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, свободы и ответственности. Задачей и главной целью Сократ сделал познание естества человека, его образ жизни и мышления.

Он считал, что познание мира и человека возможно лишь на пути самопознания: «Познай самого себя, и ты познаешь космос и богов». В этих словах он усматривал смысл своей жизни и свое призвание. В поисках истины Сократ стремился найти 2всеобщее2 в нравственности. Для Сократа истина и нравственность понятия совпадающие. Истина – это нравственность, элитарность знания, ведущего к добродетели, а сама добродетель состоит из умеренности, справедливости, храбрости.

 

 

Этическое учение И.Канта.

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.

Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы - вопросы теоретического разума - от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) - эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.

Единственно, что изначально предопределено в человеке, - это его стремление к счастью; самые фундаментальные потребности и интересы людей в конечном счете сводятся к достижению блаженства. Но если даже эту фундаментальную природу человека можно отличить от наличной психологии людей и предписать человеку некий "истинный" интерес и стремление в отличие от его непосредственных, фактических склонностей и желаний, то все равно в этом случае мораль будет сведена к некоторому "разумному эгоизму". Если нравственность основывать на стремлении человека к счастью, то побуждение к действию, пусть даже правильному, будет обременено инородными, гетерономными, не свойственными самой морали мотивами - надеждой на достижение успеха, на обретение блаженства в этом или потустороннем мире, на вознаграждение добродетели, наконец, на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков.

Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о благоразумии, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во-первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали - вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих - особенных, частных, "эмпирических" - целей еще невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали.

Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость определенных действий и сам понуждать себя к этому. Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. По Канту безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию; это и есть единственный закон, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.

Теснее всего нравственность у Канта сплетена с правом. Если какого-либо человека долг заставил сделать выбор не в пользу своего ближнего, то для Канта это служит свидетельством его нравственности. В действительности здесь проявляется лишь абстрактный гуманизм - ведь отнюдь не всегда это справедливо на самом деле, то есть отнюдь не всегда любовь к дальнему нравственнее любви к ближнему.

Философия и частные науки.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о соотношении философии и науки. Можно ли считать философию наукой, являются ли истинными и достоверными результаты философского познания?

По этому вопросу существует две основные точки зрения: натурфилософская и позитивистская. Согласно натурфилософской традиции, восходящей к эпохе античности, философия тождественна теоретическому знанию. Натурфилософы (Аристотель, Г.Гегель, Р.Декарт и др.) считали, что философия является царицей наук, наукой наук; она стоит над частным, конкретным знанием и осуществляет процесс глубоких теоретических обобщений. Аристотель подчеркивал, что частные науки должны изучать конкретные факты, явления, процессы действительности, а философия – исследовать общие причины и первоначала бытия. Сторонники изложенной точки зрения ошибочно противопоставляли частнонаучное и философское знание. Философия может считать научной только в том случае, если философские построения осуществляются на основе обобщенных данных физики, астрономии, химии, биологии, геологии, истории и других наук.

Сторонники позитивистской точки зрения (О.Конт, Г.Спенсер и др.) полагали, что философия как наука, изучающая самые общие причины, первоначала бытия, утратила право на существование. Они отмечали, что в процессе выделения из единого теоретического знания физики, математики и др. наук философия осталась без своего предмета. «Наука сама себе философия», - утверждали позитивисты.

Однако конкретно-научное знание не конкурирует с философским познанием мира, не вытесняет философское отражение действительности. Именно в рамках философии формируется наиболее общие представления о действительности, разрабатываются вопросы теории познания, создается учение о методах и формах познания реальности, разрабатываются ценностные ориентиры поведения людей. Поэтому философия не может исчезнуть, уступить свое место другим формам духовной культуры.

Философия в целом является наукой, т.к. она соответствует критериям научного знания: 1)имеет свой собственный предмет и метод изучения реальности; 2) обладает системным характером; 3) формулирует собственные (философские) законы и имеет свои понятия (категории). Следует отметить, что философия является особой мировоззренческой наукой. Она не только отражает мир в абстрактно-теоретической форме, но и разрабатывает смысложизненные, ценностные ориентиры поведения людей. Таким образом, конкретно-научные и философские знания о мире имеют свою специфику и диалектику взаимодействия между собой.

В процессе исторического развития претерпевали изменения и способы взаимодействия философии со специальными науками. Так в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука — натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды. В тот период времени такая форма связи философии и науки способствовала их взаимному развитию, в ее рамках возник ряд ценных научных гипотез в области астрономии, математики, гидравлики и др. В Средние века в связи с безраздельным господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезает и в теологии используются лишь ее отдельные элементы. Затем в эпоху Возрождения натурфилософское мышление вновь возникает, но уже на новом уровне, выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и философские принципы в исследовании мира, но и восполнить пробелы в понимании природы. В этот период начинается процесс обособленного формирования специальных научных дисциплин и их отпочкования от натурфилософии.

И в условиях Нового времени в XVII - XVIII вв. на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления, рассмотрения природы и мира в целом. К середине XIX в. натурфилософия полностью исчерпывает свои возможности в обеспечении творческого взаимодействия между философией и естественными науками. К этому времени в самостоятельные области научного знания формируются не только математика, физика и астрономия, но и химия, биология, некоторые технические науки. С возникновением диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса взаимосвязи между конкретными науками и философией начинают осуществляться на основе мировоззренческого и методологического взаимодействия. Это открыло новые возможности развития философского мышления и прогресса в области конкретных наук, означало переход к качественно новым формам их взаимовлияния.

С середины XIX в. начинает формироваться философия науки как относительно самостоятельный раздел философии. Имея своей задачей исследование природы и структуры научной теории, изучение средств и методов познавательной деятельности, обоснование способов получения новых знаний, философия науки отразила специфический и более глубокий уровень взаимосвязи философских и конкретно-научных представлений о мире. В результате такого взаимодействия в XX в. были сделаны фундаментальные открытия в области физики элементарных частиц, квантовой механики, электроники, радиотехники, системной теории, синергетики и в других науках.

В конце XX в. научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. На рубеже XX - XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы, единого знания об эволюции Вселенной и человека. В процессе универсального взаимодействия со всей системой современного научного знания происходят глубокие изменения в содержании и структуре философского мышления. В настоящее время, продолжая прогрессивные материалистические традиции тесного взаимодействия с конкретными науками, она сама обогащается, поднимается на новый уровень осмысления действительности. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

2. Чтобы понять природу философии как науки, ее надо сравнить с другими науками – частными.

 

В учебной литературе рассматривается много различных теорий классификаций наук. По предмету все науки можно разделить на 3 группы: естественные, общественные и технические.

Общественные науки изучают человека, общество. К общественным наукам относятся, например, история, экономика, право.

Естественные науки – изучают природу (биология, химия, физика).

К техническим наукам принято относить те, в которых требуются знания различных или особенных видов техники и технического оснащения (робототехнику, самолетостроение, электронику и пр.)

По другому основанию науки делятся на общие и частные. Философия является общей наукой, все другие – частные. Частные науки имеют предметом какую-то частную область действительности, а философия – это наука, которая изучает наиболее общие (универсальные) свойства мира и наиболее общие законы его познания.

Взаимосвязь философии и частных наук – это взаимосвязь всеобщего и особенного. Всеобщее существует только через особенное, а особенное существует только в связи со всеобщим.

Соотношение философии и частных наук имеет две стороны. 1. зависимость философии от частных наук. 2. зависимость частных наук от философии.

1. Философия зависит от частных наук, потому что она не имеет другого первичного материала для обобщений. Во многом характер философии зависит от уровня развития наук. Так, материализм 17-18 вв. зависел от развития механики – ведущей науки того времени. Философия постоянно изменяет свои положения, отражая особенности современного знания.

Но отталкиваясь от данных частных наук, философия идет дальше, выявляя всеобщие свойства, законы мира

Философия может критически относиться к данным частных наук. Так В.И.Ленин сделал вывод о том, что современное ему естествознание ограничено, что после подтвердилось.

2. В решении частных проблем наука обычно не обращается к философии. К философии обращаются при выяснении крупнейших узловых проблем науки: например, проблема выделения своего предмета. Чтобы частная наука могла грамотно выделить предмет, она должна исходить из понимания того, как устроен мир.

Философия выступает по отношению к частным наукам как общее мировоззрение.

Однако хотя философия опирается на науку, наука не является единственным источником философии. Не только наука, но и мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия дают материал для философских обобщений.

Наука стремится вынести ценностное, личностное, эмоциональное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций), они безоценочны. Философия, наоборот, синтезирует достижения наук с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру.

Также нужно отметить различия в понятийном аппарате науки и философии. Для языка наук как правило характерна четкая фиксация терминов. Философия использует особый категориальный аппарат – предельно широкие понятия. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий.

Проблема первоначала

Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в Ионии (Малая Азия) и на юге Италии, Сицилии и части Аппенинского полуострова («Великая Греция»), стремилась объяснить существование разнообразных предметов и явлений окружающего человека мира, весь видимый и чувственно воспринимаемый им Космос не действием богов-демиургов или каких-либо высших, сверхъестественных сил, но исходя из самой природы. При этом она руководствовалась разумом как главным проводником человека в познании. В этом существенное отличие философии от мифологии и религии – предшествующих ей исторических типов мировоззрения.

Необходимо отметить, что все древние философы были учёными-энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама философия, в особенности на первых порах, являлась наукой, объединяющей многие знания, которые относились к различным областям существования мира, человеческой жизни, практической деятельности и познания: геометрию и географию, астрономию и космологию, законотворчество и этику, историю и теологию и пр. Так, Фалес – основатель милетской школы, первый из семи мудрецов древности, сумел понять природу солнечных затмений, догадавшись, что причиной их является прохождение Луны между Землей и Солнцем. Он предсказал одно из них, случившееся, согласно дошедшим до нас историческим сведениям, примерно в 585-584 г. до н.э. Фалес стал первым доказывать математические теоремы.

Ученик его – философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был техником – изобрел солнечные часы. Особенно известным он стал в Милете после того, как предсказал землетрясение. Анаксимандр первым поставил задачу отыскивать законы природы. Это была одна из тех философских идей, без которых науки просто бы не было.

К сожалению, по самым разным причинам до нас не дошло работ самих первых учителей мудрости – тех, кого называют философами-досократиками. Все сведения об основных идеях, которые можно обнаружить в их учениях, мы получаем благодаря свидетельствам о них других философов – представителей более поздних этапов развития философского знания в Античности. Поэтому всем, изучающим наследие ранней древнегреческой философии, важно понимать, что в этом случае они имеют дело в основном с субъективными толкованиями, теоретический уровень и, соответственно, историко-философское значение которых, определяются, как правило, уровнем понимания их авторов первоначального философского материала, к которому они обращаются в связи с конкретными целями и задачами, стоящими перед их собственной философией. Наиболее полным и важным историческим свидетельством, запечатлевшим образы ранней философии являются труды Аристотеля, который был не только одним из крупнейших мыслителей Древней Греции, но также и первым историком философии.

Особенности ранней греческой философии. Важнейшей чертой древнегреческой философии является её космоцентризм. Основополагающим здесь является мировоззренческий принцип, согласно которому «Космос есть всё превосходящая реальность». Космос объемлет собой весь мир, вне его ничего не существует. Начало и конец всего сущего, всё сущее одухотворяющий он – воплощённый в реальности совершенный в своей гармонии образ бытия. Само греческое слово «космос» происходит от персидского, первоначально обозначавшего «шатёр». Постепенно его стали употреблять как поэтический образ звёздного неба, а затем для обозначения мира в целом, всего, что находится на небе и под ним – природы, человека, общества и культуры. Первые же философы предложили объяснять эту целостность из неё самой.

Наряду с этим можно выделить и другие её особенности: натуралистический (от лат. natura – природа) характер, панпсихизм (вера в то, что всё сущее обладает душой как движущим им началом), сохраняющийся в ней через влияние мифологии, а также отсутствие представлений об автономности личности. Человеческая жизнь должна соответствовать гармонии, царящей в окружающем мире, космическом порядке, неотъемлемой частью которого человек является. В социально-политической сфере жизни это выразилось в отождествлении интересов индивида с интересами полиса (государства).

Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, основные разделы философского знания: онтология – учение о бытии; психология – учение о человеческой душе как части Мирового Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания мира, а также о критериях истинности знания; этика – учение о нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими людьми, и социальная философия – формировавшая представления об устройстве общества и наилучших формах государства.

Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее – это всё то, что окружает человека в мире в виде единичных вещей, предметов, разнообразных процессов и явлений. Античные философы вкладывали в философский образ первоначала тот смысл, что необходимо существует всему предшествующая природно-вещественная основа (субстанция), из которой всё выделяется как из своей причины и в которую всё в конце концов возвращается, в обратном движении сливаясь с изначальным единством как некой тотальностью бытия. Это первая и фундаментальная реальность, которая изначальна, постоянна и – согласно взглядам некоторых мыслителей (напр., Анаксимандра) – беспредельна в противоположность тому, что производно, вторично, конечно и преходяще.

Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество; она мыслится первыми философами в качестве основного принципа развития природы, который при определённых условиях обнаружить в ней самой. Цель философии – познать это безусловное начало, его возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь, познание. И эта догадка имела решающее значение для развития теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки.

В античной философии

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.048 с.)