Социология как наука об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология как наука об обществе



5.09.2011

Социология как наука об обществе

Этимология.

Социология(«социум» - общество, «логос» - учение, наука) – наука об обществе.

Введен фр. философом-позитивистом О. Контом в 1838 в своем курсе позитивной философии. Это было не первое название. Начальное название – «социальная физика». Конт создает новую науку в противовес философии. Основные методы физики – эксперимент и наблюдение. А Конт предлагал изучать общество точными методами социальных наук.

Предпосылки возникновения социологии:

1. Объективные предпосылки.

Нестабильные соц-эконом условия, кризис. У выдающихся исследователей возникает вопрос об управлении обществом на соц основе, которая бы стабилизировала ситуацию.

2. Субъективные предпосылки

Развитие научного знания на начало-сер XIXвв. Дарвином была создана теория эволюции. Много открытий сделали теоретические математики. Поэтому решили сделать методы точных наук для исследования общества.

1-й соц факультет был открыт в США в 1892г.

В России социология пришла в 19в. Майков перевел труды Конта в 70-х г. Развивалась до революции. Отечественная наука отличалась большим кол-вом школ и направлений. В России соц была связана с др науками

- правом). Острогорский – автор, который является признанным основоположником соц-полоит партии.

-историей) Кореев, Ковалевский

-марксизмом) Плеханов, Ленин.

Самый знаменитый российский социолог Петирим Сорокин.

В 17г произошла революция. Но социология еще немного развивалась.

В 1922 г вышла статья Ленина, в которой система образования была взята под государственный контроль. Практически все исследователи иммигрировали. До 30-х годов социология развивалась в социологии труда. Работал Индустриальный Институт Труда (ЦИТ). Гастев, Кергиенцев, Витке проводили исследования. С приходом Сталина социология была объявлена лженаукой, буржуазной наукой.

2-е рождение социологии было в годы Хрущевской Оттепели. Она развивалась только в рамках марксизма. Никаких других социологий в стране не было. Только в начало перестройки, а на западе она развивалась.

Фонд Общественной Мнение(ФОМ), ВЦИОМ (всероссийский центр исследования общественного мнения), ComCon.

 

Объекты и предметы социологии

Объект социологии – общество.

Объект – то, на что направлено изучение. Предмет – та часть объекта, которую мы изучаем.

Общество является объектом целого ряда наук (история, философия, экономика, психология). Предмет – часть объекта, на которую направлено исследование конкретной науки. Предмет не зависит от позиции исследователей.

 

Представления о предмете «социология» были различны на каждом из этапов ее развития.

На 1-м этапе (30-70гг 19в) объект и предмет социологии не разграничивались. О. Конт считал предметом социологии общество в его целостности. Задача перед социологами – отделиться от др наук. Г. Спенсер предметом социологии считал общество как социальный организм. По Марксу предмет социологии – общество, как органическая система, развивающаяся через классовую борьбу и революцию

На 2-м этапе (80-гг 19в до 1-й мировой войны) разграничение объекта и предмета. Социологов интересует в обществе понятие социального. Ключевым в определении предмета становится определение социального. Социологи изучают только социальные процессы. М. Вебер: совокупность смыслов социальных действий. Вебер является основоположником неклассической, так называемой, понимающей социологии (Социология – смысл социальных действий)

Социальным действием является действие человека, совершаемое под воздействием других людей, направленное на других людей, даже если они в данный момент не присутствуют. Социальным является действие, ориентированное на других людей.

Гённис: Социология – все виды социальности.

Второй аспект социальности: социальное=общественное (по Марксу), т.е. социальное есть классовое

Третья интерпретация: сфера общества, в которой реализуются социальные потребности людей. Э.Дюркгейм – провел первое социологическое исследование, посвященное самоубийству. Предмет – социальный фактор.

3-й этап (до 70-х г 20в) 4-й (по наше время) – происходит конкретизация предмета социологии.

Предмет социология это: социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, социальные общности и институты, динамика всех перечисленных объектов.

 

 

Функции социологии.

1. Гносеологическая или теоретико-познавательная.

Приращение новых знаний.

2. Диагностическая.

Оценка состояния общества или какого-то аспекта его деятельности.

3. Прогностическая.

Прогнозы о тенденциях развития.

4. Урпавленческая.

Разработка рекомендаций для упраляющих субъектов с целью оптимизации процессов.

5. Мирвоззренческая.

Социология – мультипарадигмальная наука. Формирование толерантности.

 

Структура социологии.

Социология изучает общество на2-х уровнях: макро- и микро-уровни. Социология делится на микросоциологию (поведение людей, их непосредственное межличностное отношение на работе, в семье) и макросоциологию (общество в целом, крупные социальные явления и процессы). Между этими уровнями существует разрыв. Этот разрыв может быть преодолен благодаря третьему уровню социологии. Мертоном была введена теория среднего уровня (отрослевые социологии). Например: социология семьи, личности, молодежи, экономическая социология, политическая социология и т.д.


 

19.09.2011

03.10.11

Общество как целостная социокультурная система

Общество – в поверхностном понимании, это совокупность людей в границах одного государства. По такой трактовке: общество русскоязычное, англоязычное и т.д.

Но это не социологическое определение, но и в социологии единого определения общества не существует. Для социологов общество – это не конкретный коллектив или группа, а своеобразный вид деятельности, проявляющий себя различными способами в различных группах.

Положения базисного понимания общества:

1. Общество – надиндвидуальная реальность (общество не сводимо к сумме индивидов)

2. Между членами общества существуют связи, зависимости, отношения, которые формируют единое целое. Общество – социальная система. А у каждой системы есть системообразующие связи.

Виды связей, объединяющих людей в общество:

1) Непосредственные – они бывают в одном времени, в одном месте.

2) Опосредованная – географический фактор и временной фактор.

3. Люди формируют общество, как и любые объединения, благодаря своей деятельности. Деятельность – любая активность, проявленная по отношению к другим людям.

4. Каждое общество формирует совокупность символов, смыслов, значений, правил, норм, ценностей, которые называются культурой. В социологии культура является основной образующей общества

5. Все общества находятся в динамике. Социальная статика изучает общество в застывшем, установленном состоянии, т.е. изучает параметры общества. Социальная динамика изучает процессы, происходящие в обществе

Т.О. Общество в социологии рассматривается в двух смыслах: в широком смысле и в узком смысле. В широком смысле: общество – совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. В данном случае социологами используется термин «социум». В узком трактовании: общество – любая социальная общность. Социальное общество – реально существующая эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, объединенных общими признаками.

Признаки общества, как саморегулирующейся системы

1. Целостность и стремление к самосохранению

2. Социальность – совокупность взаимодействий людей во всех сферах жизнедеятельности.

3. Устойчивость и определенный консерватизм. Внедрить в любом обществе новшество за неделю.

4. Автономность и самодостаточность. Это качество предполагает, что мы можем выжить и дальше жить самостоятельно.

5. Способность к саморегуляции. Общество не требует воздействия извне, а может жить самостоятельно.

 

Типологии общества

Существует много типологий обществ.

Самая простая – по языковому и национальному критерию.

Общество делят на дописьменные и письменные. В наше время сохранились общества, в которых отсутствует письменность.

Способ производства (автор – К. Маркс): общество состоит из двух составных частей: основание, базиса-экономика, совокупность производительных сил и производственных отношений, а вторая надстройка – политика, нравственность, культура. Изменяется базис – изменяется тип общества (общественно-экономическая формация). Этих формаций 5. Первобытно-общинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая.

· Цивилизационные революции. 1 тип – общество традиционное или аграрное, возникает после аграрной революции. Аграрная революция – этап, когда люди перешли от собирающего хозяйство до производящего. Аграрное общество характеризуется тем, что почти все общество занимается хозяйством. 2 тип – отсутствие социальной мобильности, т.е. человек, родившийся в определенном сословии, не имел возможности изменить свое положение в обществе.

· Научно-техническая революция. Аграрное общество сменилось индустриальным. Основная сфера деятельности – промышленная.

· Информационная революция. Постиндустриальное общество.

 

 

17.10.2011

Социальная стратификация

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. Теорию соц стратификации ввел Петерим Сорокин

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

 

31.10.2011

Существуют различные типы соц структур:

1. Социально-демографическая – все общество можно разделить на группы по сходственным признакам. По полу, возрасту и образованию

2. Социально-этническая. Различие по национальному признаку

3. Соц-территориальная

4. Соц-классовая. Принадлежность к классу

5. Религиозная, конфессиональная

И т.д.

Т.о. соц структура общества является гетерогенным явлением, т.е. каждый индивид в один момент времени одновременно включен в целую совокупность соц общностей.

 

Соц стратификация

Соц дифференциация – разделение общества (индивидов) по различным признакам. Признаки, которые отличают одного человека от другого, неисчислимы. Но часть из этих признаков не приводит к неравенству между людьми, но некоторые приводят: власть, образование, достаток, престиж. О соц дифференциации говорят, когда рассматривают признаки, не затрагивающие неравенства, а когда говорим о стратификации – наоборот.

В развитых западных обществах эти 4 признака дополняют друг друга. Но в России не так. Поэтому стратификация в России отличается от стратификации в других странах.

 

Социальная мобильность

Социальная мобильность – переход индивидов и групп из одной страты в другую (вертикальная мобильность) или внутри одной страты (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность: переезд в другой город, смена семейного положения, смена профессии (с одним уровнем дохода). Вертикальная мобильность предполагает либо повышение, либо понижение соц мобильности.

Выделяют вертикальную восходящую и нисходящую мобильность. Как правило, восходящая мобильность добровольная, а нисходящая – вынужденная.

Мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Два основных вида стрт. Систем:

1. Пирамидальная – развивающиеся страны

2. Ромбовидная - европа

Они отражают распределение страт в обществе

А – высший слой, элита (составляет не более 3%). Элита бывает экономическая, политическая, духовная, научная, а бывает, что это сочетание.

С – низший слой – люди с низким уровнем образования, дохода, культуры. Он неоднородный по своему составу

Андерсласс – люмпенизированный класс. К нему относятся бродяги, преступники. Находится в самом низу пирамиды.

B – средний слой, средний класс.

 

Средний слой. Средний класс.

Впервые средние слои упоминал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет средние слои, тем устойчивее будет развиваться общество

В капиталистическом обществе к среднему слою относили крестьян, ремесленников и интеллигенцию (прослойка).

На настоящий момент средний слой выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1. Функция соц стабилизатора. Люди, входящие в этот слой, склонны поддерживать существующий соц строй.

2. Функция экономического донора. Это основная масса, которая обеспечивает быт и услуги. Так же это основные потребители. Это налогоплательщики, инвестировщики.

3. Средний слой является культурным интегратором, т.к. является носителем традиционных для данного общества культурных ценностей

4. Функция административно-исполнительного регулятора. Именно из среднего слоя формируются органы власти всех уровней, представители среднего слоя (менеджеры среднего звена) – источник ресурсов для кадров муниципального и других направлений.

Средний слой не однороден. В нем выделяются в западных обществах группы:

1. Старый средний класс. К нему относятся мелкие и средние предприниматели.

2. Новый средний класс. К нему относятся высококвалифицированные специалисты, служащие и рабочие высокой квалификации.

Критерии выделения среднего класса в России:

1. Уровень дохода. В США более 2000$ в месяц. В странах западной Европы +-5%. В России выше, чем средний по региону (19-20 тыс.)

2. Образование и культурные ценности. В России носителей культурных ценностей 80%. Высшее образование только у 25%

3. Самоотнесение – 60%.

Полноценный средний слой в России является малочисленным, однако имеются, так называемые, протосредние слои (которые могут трансформироваться в средний)

 

Социальные общности

Определение (см. тему общества).

Характеристики соц общностей:

1. Соц общности существуют реально. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

2. Соц общность обладает системными свойствами.

3. Соц общности являются самостоятельными субъектами соц взаимодействий.

Классификация соц общностей:

Обшности могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

1. По базовому системообразующему признаку:

1) Соц демографический (муж и жен)

2) Соц этнические

3) Соц профессиональные (пример - железнодорожники)

4) Соц-территориальные

5) Культурные и т.д.

2. По размеру:

1) Крупные: нация, народность

2) Средние: студенты СГУ

3) Малые: семья, бригада

3. По продолжительности существования

1) Групповые или социальные группы. Они более-менее стабильны. В них наблюдаются непосредственные личные взаимодействия. В них существуют критерии членства: вы сами осознает себя членом конкретной и остальные это признают. Малые группы: от 2 до 15-20. Основной критерий малой группы – непосредственное взаимодействие. Если не взаимодействуют, то это уже средняя группа. Большие группы6 демографические, этнические

2) Массовые. Для них характерен ситуативный способ существования, отсутствие четкой структуры, непродолжительное существование. Они бывают большими, средними и малыми. Малой является, к примеру, очередь в магазине. Средними общностями являются толпа, зрители кинотеатра, футбольного матча. Большие общности: зрители 1-го канала, поклонники певицы или певца.

Группы бывают:

1. Первичные – непосредственное окружение индивида. Это обычно неформальные группы. К ним относятся семья, друзья, соседи

2. Вторичные – формальные группы. По размеру они средние или большие. Это, к примеру, университет, производственная организация и т.д.

Референтные группы – группы, к которой индивид не принадлежит, но она является для индивида эталоном, образцом, идеалом и индивид либо очень сильно хочет попасть в эту группу (тогда это позитивная референтная группа), либо индивид туда очень не хочет (негативная референтная группа).

Группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы зарегистрированы органами власти. Это могут быть организации, партии, объединения. Неформальные группы не зарегистрированы и отношения в ни строятся на основе личной симпатии и антипатии

 

 


 

14.11.2011

Соц институты

Каждый человек подчиняется воздействию общества, которое оказывается через соц институты. Это воздействие не осознаваемо человеком, оно всеобщее и иногда категория «социальность» заменяется термином «институциональность». Считается, что соц институты возникли вместе с возникновение общества. Социальные институты для человека компенсируют недостаток инстинктов. В животном мире институтов нет, и они там не нужны, т.к. регуляцию обеспечивают мощные врожденные инстинкты. Животные не нуждаются в обучении, сохранении норм. Поэтому возникает ряд институтов.

Под соц институтом понимается совокупность общественно-значимых ценностей, норм, правил поведения, шаблонов и образцов поведения, соц статусов и ролей, удовлетворяющих основные общественные потребности.

Ключевых или фундаментальных институтов 5:

1. Институт семьи. Удовлетворяет комплекс потребностей. Ключевая – воспроизводство общества.

2. Политические институты. Их много, один из ключевых – государство.

3. Экономические и социальные институты. Экономические: рынок, капитализм, деньги и т.д.

4. Образовательные: институт высшего, среднего, профессионального образования, институт гувернерства и т.д.

5. Религиозные институты.

В случае исчезновения общественной потребности (диактуализации) институт может еще некоторое время существовать, но он неизбежно перестает функционировать.

Соц институты нельзя отождествлять с соц группами и организациями. Они являются составляющими частями института, но ключевым его элементом являются нормы и ценности. О принадлежности к тому или иному институту можно судить по наличию определенного соц статуса.

Процесс формирования института называется институционализацией. Он состоит из этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Если потребность может быть организована одним человеком, то институт не возникает.

2. Формирование общих целей.

3. Появление норм и правил в ходе стихийных социальных взаимодействий методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, ритуалов, шаблонов поведения, связанных с нормами и правилами.

5. Закрепление норм и правил, их принятие и практическое применение.

6. Появление и закрепление системы норм и санкций, которые гарантируют исполнение норм. Санкции бывают позитивные и негативные. Негативные отвечают за нарушение норм.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов и институтов.

 

ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ СОЦ ИНСТИТУТ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИЛИ КОМПОНЕНЫТ: ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОН УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТИХ НОРМ И СИСТЕМУ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭТОЙ ССИСТЕМЕ.

 

Функции соц институтов.

Они делятся на явные и скрытые или латентные.

Латентные функции индивидуальны для каждого института. К явным общим для всех институтам функциям относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она реализуется: каждый институт имеет систему норм и правил, которые закрепляют, стандартизируют человеческое поведение и делают его предсказуемым.

2. Регулятивная. Институты регулируют поведение людей через выработку шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Заключается в объединении людей на базе общих для них соц институтов.

4. Транслирующая функция. Передача соц опыта каждому последующему поколению.

5. Коммуникативная. Заключается в распространении информации внутри соц института и в обмене информацией между соц институтами.

 

Соц организации

Термин организации имеет три значения:

1. Деятельность по выработке определенных норм и правил взаимодействия и координации усилий отдельных индивидов или групп.

2. Свойства объекта иметь сложную упорядоченную структуру.

3. Целевая группа институционального характера, имеющая четкие границы и ориентированная на реализацию определенных функций.

В традиционном обществе эту роль играют общины, а в индустриальном и постиндустриальном – организации.

Организации можно классифицировать по различным основаниям.

1. По размеру: большие, средние, малые.

2. По сфере деятельности: торговые, производственные, образовательные, медицинские и т.д.

3. Фрегожин выделил 4 типа организаций: деловые (характеризуются тем, что членство в таких организациях приносят человеку доход), союзные или ассоциативные (участие в них человеку не приносит дохода, но дает удовлетворение иных потребностей: культурных, религиозных, политических), семейные, территориально-поселенческие организации.

4. По способу строения: линейные (армия), функциональная (некоторые строительные организации), проектные (нет стабильной структуры и рабочие группы формируются по определенным заказам), матричные (синтез проектной и функциональной структуры), дивизиональные (организации, имеющие филиалы), смешанные или конгламеративные (включают в семя множество функций)

 


 

28.11.2011.

1. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид» и «личность».

Термин «человек» используется для обозначения присущих всем людям качеств и способностей. Под человеком понимается биосоциальное существо с биогенными и социогенными чертами.

Индивид – отдельный конкретный представитель человеческого рода, обладающий уникальной совокупностью качеств и характеристик. Все люди разный и в связи с этим каждый человек обладает индивидуальностью.

Термин «личность» изучается многими науками. Основная из них психология.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему соц отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для того, что индивид превратился в личность необходимо наличие двух условий:

1. Биологически, генетически заданные предпосылки

2. Наличие соц среды и взаимодействия или контакта с ней.

Существуют в социологии несколько теорий личности, которые объясняют ее структуру и поведение:

1. Автор: Зигмунд Фрейд. Психоаналитическая. В структуре личности выделяются 3 уровня. Самый глубокий – подсознательный «оно» - формирует все жизненные импульсы человека. 2 часть – сознание «я», «эго». 3 часть – «супер эго» - все те нормы и правила, которые регламентируют поведение. По мере развития общества этих правил становится все больше.

2. Концепция зеркального я. Автор: Чарльз Кули. Человек формирует мнение о себе и свое поведение, т.е. выстраивает «я» - концепцию, восприятие себя самого, глядя на других людей. Происходит это благодаря механизмам:

1) Наше представление о том, каким меня видят другие.

2) Наше представление о том, как другие люди реагируют на то, что они видят.

3) Наш ответ на воспринятую реакцию других. J

Если образ, который мы видим в зеркале, благоприятен, наша «я» - концепция получает подкрепление и действия повторяются, если этот образ не благоприятен, «я» - концепция пересматривается, а поведение изменяется.

3. Статусно-ролевая. Автор: Мертон. Каждый человек одновременно обладает совокупностью социальных позиций, которые называются статусами. Эта совокупность называется статусным набором. Статусы делятся на 2 основные группы: социальные (принадлежность к большой соц группе: студент, профессор), личностные (друг, семья). Во всей этой совокупности можно выделить главный или базисный. Чаще всего он связан с основным родом деятельности. Статусы бывают достигаемыми и приписанными.

Приписанный статус дается при достижении конкретного возраста, но происходит это автоматически без участия человека.

Достигаемы требует хот бы минимальных действий. Пример: студент.

Для каждого статуса существует определенный имидж (совокупность манер поведения, речи). Каждому статусу соответствует определенная модель поведения, называемая соц ролью. Соц роль описывается в двух аспектах:

ролевые ожидания – поведение, ожидаемого от человека, занимающего определенный соц должность,

ролевое поведение – реальное поведение.

Если они не соответствуют, то наблюдается ролевой конфликт. Успешность исполнения той или иной соц роли зависит от:

1. Правильное усвоение ролевых ожиданий. Если они сформированы неправильно, то его ролевое поведение будет смешанное.

2. Соответствие индивидуальных характеристик требованиям роли. Чувствительность к требованиям роли.

 

Социализация личности – процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, а так же процесс адаптации к соц среде, осознание своего места и роли в обществе.

Выделяют два основных этапа социализации:

1. Первичная. Охватывает два этапа взросления: детство и юность

2. Вторичная. Охватывает два периода: зрелость и старость.

Социализация не заканчивается никогда и протекает в течение всей жизни человека, но различается на разных этапах. В процессе первичной социализации индивид способен выстраивать нормы и ценности в структуру личности. В процессе вторичной происходит изменение внешнего поведения, а структура остается неизменной.

Смелзе выделяет три основных этапа первичной социализации:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая. Дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Групповая игровая стадия. Дети начинают понимать что ждет от них группа.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации. Первичные агенты: семья, друзья, т.е. самый близкий круг общения. Вторичный: школа, трудовой коллектив, сми.

 

 

Социология семьи

Семья в социологии рассматривается в двух аспектах:

1. Как малая группа. Речь идет о конкретных семьях.

Семья – основанные на огромном родстве браки или усыновлении объединения людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья включает в себя три системы отношений

1) Супружество, брак

2) Родительство

3) Родство.

2. Соц институт.

Семья – соц институт воспроизводства и развития соц статуса, духовный и физических ценностей, соц здоровья, благополучия индивидов и общества в целом.

Типы семьи: нуклеарная семья, суженная семья и расширенная и расширенная

Традиционная семья, неотрадиционная семья, матриархальная семья, эголитарная семья.

Функции семьи (не менее 5)

 

Соц контроль (29,30) – самостоятельно.

 

5.09.2011

Социология как наука об обществе

Этимология.

Социология(«социум» - общество, «логос» - учение, наука) – наука об обществе.

Введен фр. философом-позитивистом О. Контом в 1838 в своем курсе позитивной философии. Это было не первое название. Начальное название – «социальная физика». Конт создает новую науку в противовес философии. Основные методы физики – эксперимент и наблюдение. А Конт предлагал изучать общество точными методами социальных наук.

Предпосылки возникновения социологии:

1. Объективные предпосылки.

Нестабильные соц-эконом условия, кризис. У выдающихся исследователей возникает вопрос об управлении обществом на соц основе, которая бы стабилизировала ситуацию.

2. Субъективные предпосылки

Развитие научного знания на начало-сер XIXвв. Дарвином была создана теория эволюции. Много открытий сделали теоретические математики. Поэтому решили сделать методы точных наук для исследования общества.

1-й соц факультет был открыт в США в 1892г.

В России социология пришла в 19в. Майков перевел труды Конта в 70-х г. Развивалась до революции. Отечественная наука отличалась большим кол-вом школ и направлений. В России соц была связана с др науками

- правом). Острогорский – автор, который является признанным основоположником соц-полоит партии.

-историей) Кореев, Ковалевский

-марксизмом) Плеханов, Ленин.

Самый знаменитый российский социолог Петирим Сорокин.

В 17г произошла революция. Но социология еще немного развивалась.

В 1922 г вышла статья Ленина, в которой система образования была взята под государственный контроль. Практически все исследователи иммигрировали. До 30-х годов социология развивалась в социологии труда. Работал Индустриальный Институт Труда (ЦИТ). Гастев, Кергиенцев, Витке проводили исследования. С приходом Сталина социология была объявлена лженаукой, буржуазной наукой.

2-е рождение социологии было в годы Хрущевской Оттепели. Она развивалась только в рамках марксизма. Никаких других социологий в стране не было. Только в начало перестройки, а на западе она развивалась.

Фонд Общественной Мнение(ФОМ), ВЦИОМ (всероссийский центр исследования общественного мнения), ComCon.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.159 с.)