Тема 2. Этапы формирования и развития теоретической социологии


1.Первые социологические теории.

2.Классические социологические парадигмы.

3.Особенности современной социологии.

4 Особенности формирования и развития социальной мысли в Казахстане

 

Материалы к лекции

1.Французский ученый О.Конт – основатель социологиикак самостоятельный и целостной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма.

Позитивистская социология базируется на данных науки, а не воображении и догадках. Она использует понятия:

-социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества.

-социальная статика – для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов.

Взгляды О.Конта развивали несколько социологических школ:

- органическая (Г.Спенсер), которая сравнивала общество с биологическими организмами, а социальные процессы – с функциями обмена веществ;

- натуралистическая (Г.Бокль, Л.Мечников), связывающая социальные изменения с географической средой;

- психологическая (Г.Лебон, Г.Тард), изучающая поведение индивидов, групп, межличностное взаимодействие.

2. Научная парадигма – «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т.Кун).

Парадигма социального факта(Э.Дюркгейм)- научный метод, который заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни:

-природу социальных явлений следует объяснить социальными фактами;

-исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов;

-социология – это наука о социальных фактах (идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей)

-социальные факты – проявление группового или массового сознания. Их взаимодействия на людей организованно сознательно и осуществляется через социальные институты;

-важнейший фактор общественной жизни социальная дисциплина, которой придерживаются члены общества.

Парадигма социального поведения (М.Вебер) – научный метод, который дает «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия (поведения), понять и объяснить:

-посредством каких осмысленных действийчлены общества осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось;

-какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей».

Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

Предметами изучения социологии должны быть социальные действия, которые должны быть осмыслены членом общества с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на действия

других субъектов.

Парадигма социального детерминизма (К.Маркс) – научный метод, в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное на основе его объективных закономерностей, оно дает объяснение:



-материальных основ жизни общества;

-характера взаимодействия его основных сторон;

-объективной направленности развития общества;

-роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Основной принцип - «сведение индивидуального к социальному» общество рассматривается как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов.

Общество определяет содержание и направление деятельности, его развитие через:

-систему общественных отношений;

-общественные институты;

-условия материального производства.

3.Современная социология представляет систему идей, концепций, теорий и методов. Они подразделяются на 2 большие группы:

Макросоциологические теории – рассматривают функционирование общества как единого целого. Основные макросоциологические теории - функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтная социология (К. Маркс франкфуртская школа). Функционализм предполагает системное исследование общества, делает упор на сотрудничество и стабильность; конфликтологические теории исходят из того, что общество состоит из различных групп с различными интересами, что определяет нестабильность и конфликтный потенциал общества.

Микросоциологическиетеории – рассматривают поведение личности в обществе как социальное действие. Основные микросоциологические теории - символический интеракционализм (Д. Г. Мид), теория обмена (Дж. Хоманс), феноменология (Э. Гуссерль), этнометодология (Г. Гарфиниль). Микросоциологические теории основное внимание уделяют субъективной сущности общества.

На современном этапе социология развивается в направлении интеграции.

4.Развитие отечественной социологии имеет свои особенности:

-ее создавали не социологи (по базовому образованию);

-ее развитие было прерывисто во времени;

-в социологическом анализе преобладала философская ориентация;

-в Казахстане развитие социологии происходило в общем процессе формирования социальной мысли.

 

Тема 3. Особенности эмпирической социологии

 

  1. Соотношение теоретической и эмпирической социологии:
  2. Развитие эмпирической социологии.
  3. Основные методы прикладного социологического исследования и их использование в решении социальных проблем Казахстана

 

Материалы к лекции

 

1.Особенностью социологии является изучение проблем взаимодействия личности и общества, как на теоретическом, так и на прикладном (эмпирическом) уровне.

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированный на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов.

2.Особенности становления эмпирической социологии:

- Эмпирические социальные исследования появились раньше, чем теоретическая социология;

- Методика и методология эмпирических исследований разрабатывалась главным образом естествоиспытателями, а теоретическая социология – философами;

- Вначале теоретическая и эмпирическая социология развивались параллельно, в отрыве друг от друга; лишь с развитием экономических отношений, эти направления дали единую социологическую науку;

- Создание эмпирической социологии стимулировалось не проблемами научного изучения развития общества, а практическими нуждами капиталистического общества (рост городов, индустриализация, социальное расслоение, рост преступности и т.п.).

3.Основные направления английской и французской эмпирической социологии: политическая арифметика; социальная физика; социальная гигиена; моральная статистика; социография;

Немецкой эмпирической социологии: социальная статистика; социальная политика;

Американской эмпирической социологии: бихевиоризм, институциализм, трудовая мотивация и стили руководства, «человеческие отношения», исследования качества жизни, внедрение новых форм организации труда, прикладная социология, социальная инженерия;

Отечественной эмпирической социологии: земская статистика, промышленная и аграрная социология, наука управления, психотехника; социология труда, заводская социология, управленческое консультирование, научная организация труда.

4.Для получения практических результатов используется ряд научных методов прикладного социологического анализа:

- Проблемный (диагностический) метод, позволяющий выделить основную проблему в процессе или явлении, обозначить ее суть и способы разрешения;

- Технологическийметод позволяет определить возможности и конкретные пути социального воздействия на индивид и социально- экономическую группу с целью сформировать определенное поведение в экономической сфере;

- Структурныйметод выделяет социальные группы, чьи интересы и потребности определяют особенности возникновения, функционирования и последствия различных экономических явлений, требуют различные методы их разрешения;

- Институциональный метод указывает на устойчивые формы отношений и деятельность индивидов и групп, регулирующих их жизнь. Социально- экономические институты формируются в системе экономических отношений, управляют экономической деятельностью людей и в то же время зависят от того, как различные социально – экономические группы их используют;

- Генетический метод рассматривает в развитии любой социальный объект, при этом учитываются в интересах, ценностях, потребностях, мотивации и т.п. различных индивидов, групп, общества в целом, в зависимости от изменения социально- экономической ситуации;

- Оценочныйметод анализирует функциональные качества индивида; при этом выделяют первичные (выполнение экономико-производственных задач) и вторичные (предрасположенность к выполнению социально – экономических задач) качества. При данном методе оцениваются не только способности индивида, но и его интересы.

Применение данных методов способствует получению информации путем специального исследования в рамках эмпирической социологии.

5.Методами прикладного социологического исследования выступают основные способы сбора и обработки социологической информации:

- Наблюдение – прямая регистрация социальных явлений и процессов очевидцем;

- Анализ документов– любая зафиксированная информация (тексты, рукописи, книги, письма, периодические издания, фотографии, киноленты, компьютерные файлы, устные сообщения и т. п.).

- Эксперимент- выявление причинно- следственных связей, факторов, влияющих на социальные изменения, характер взаимоотношений и модели поведения в образуемой ситуации;

- Экспертная оценка- выявление мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозирования развития события;

- Опрос- сбор информации о таких процессах или явлениях, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в различных отражениях в различных документах (мотивы, интересы, предпочтения людей, лежащие в основе их поведения).

6.Обобщение и анализ полученных результатов:

- Количественный метод - классификация данных по определенному признаку; составление таблиц; построение графиков, диаграмм и др.;

- Качественный метод - создание типологий, моделирование, создание и разработка теорий, социальное прогнозирование.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь