Язык и речь. Различие языка и речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык и речь. Различие языка и речи



 

Язык – знаковая система, закрепленная в словарях. Гипотетически в русском языке один миллион слов. БАС – большой академический словарь.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и обличенная в звуковую или письменную форму. Сам характер речи дается через противопоставление языку, т.е. коду понимаемому как система объектов сущ. Социально –закрепленных знаков, имеющих понятийное содержание и типовое звучание, а также как система правил их употребления.

Речь – воплощение, реализация языка, который только через речь может выполнять свои функции. Различия языка и речи:

Язык-орудие общения. Речь – производит этим орудием вид общения, создается приложение старого языка к новой действительности.

Речь вводит язык в контекст употребления.

Речь конкретна и неповторима, впротивоположности абстрактности и воспроизведению языка.

Речь актуальна, язык потенциален.

будучи событием речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык отвлечен от этих параметров мира.

Речь бесконечна, система языка конечна.

Речь активна и динамична, ситсема языка пассивна и статична.

Речь стремиться к объединению слов в речевом потоке, задача языка – сохранить раздельность слов.

Речь есть последовательность слов, язык – организует слова в иерархические отношения (группы).

Речь отражает опыт индивидуума, язык фиксирует опыт коллектива (социума)

Речь предназначена и обращена к определенной цели в отличии от нецеленаправленности языка.

Речи контекстно и ситуативно обуславлена, язык не зависит от обстановки и общения.

 

Язык и мышление

 

В иделистической фиософии дух провозглашен первичным по отношению к языку. Идеалисты считают, что мышление не зависит от языка, может существовать и без языка. С точки зрения диалектического материализма, мышление вторично и производно по тношению к материи. Мышление идеально, но имеет материальную основу (деятельность мозга.

Язык, как система знаком позволила сделать мысль человека доступной для других. Язык и мышление тесно связаны но не слиты. Мышление возникло раньше чем вербальный язык(у первобытного человека сущ. На основе несловесных форм, а на основе образа, наглядного мышления). Изучение психики слепо-глухо-немых детей подтвердило, что без опоры на материальнуб субстанцию мышление не развивается. Они используют последовательность тактильных движений в качестве языка (постукивание, на ощупь). Ученые приходят к мысли об относительной самостоятельности мышления от языка.

В 1861 г. французский хирург Поль Брока пришел к выводу, что центры нашей речи находятся в левой височной части мозга. В 1874 немецкий врач Карл Вернике открыл центр понимания речи – левая височная теменная зона. При поражении этой зоны речевая деятельность может передаваться другим центрам но только в левом полушарии.

Огромную роль играют передник лобные доли, которые отвечают за связи речи, задние доли – за парадигматику речи. Парадигматика речи находится в задней части мозга. Создатель нейро-лингвистики Александр Лурия изучал связи языка с отделами мозга, установил функциональную ассиметрию полушарий мозга; первая – аналитическая, абстракнтое мышление управляет речью и логикой, второе – наглядное образное мышление отвечает за ориентацию в пространстве и интуицию. У животных нет такой специализации, у древенго человека тоже не было. Передний отдел мозга отвечает за связанную речь, прагматичность действий и их контроль. Поражение этих долей убивает в человеке личность. Мозг – материальный субстрат мышления.

 

Происхождение языков генеалогическое древо языков

 

В индии в 4-5 век до н.э. было описание фонетики и словообразования языка (санскрит). В Китае на рубеже нашей эры – учение о фонетике, тонах и рифмах. В средние века – арабское языкознание, основное достижение – словари (первые). Теоретическими проблемами языка занимались философы и логики. В центре проблем – проблемы происхождения языка. В древеней Греции – вопрос: рождается ли слово вместе с вещью. Широкое распространение философии рационализма произвёл Декарт. В 17в. Антуан Арно и Клод Лансло написали всеобщую рациональную грамматику, здесь категории языка едины для всего человечества, универсальны, но в разных языках имеют разное выражение. В основу языка легли категории логики. Историческое языкознание возникло под влиянием других мест, географических открытий, знакомства с новыми этносами. Все языковые данные стекались в Европейские столицы. В 18в. Вопрос о существе родственных и неродственных языков. Мощный толчок для установления родственных связей – изучение. Обнаружение совпадений слов и форм в языках носителей которых не контактировали в течении тысячелетий, привело к тому, что языки имели один праязык, который породил семью родственных языков.

 

Место русского языка среди других

Индоевропейская семья: анаталийская группа(язык малой Азии); индоарийская группа (хинди, бенгалий, неппали, парья); Иранская группа (фарси, таджикский, пушту); Армянская группа (армянский язык); албанская группа; греческая группа (гречекий, византийский); италийская группа (латынь, итальянский, французский, ипанский, португальский, румынский, молдавский, эсперанто); кельская группа (галльский, кельский, ирландский, бритонский); германская группа (язык готов, немецкий, английский, верхний немецкий, нижний африканский); балтийская группа (латинский, литовский, прусский); славянская группа.

Макрогруппы: урало-алтайская группа(финоугорские-финский, мордовский, венгерский, коми; монголо-бурятские; тюрские- чуваши, татарский, турецкий, туркмеский, казахский, башкирский, якутсткий); Кавказская группа (северо-кавказская; дагестанская); Афрозийская группа(семитские языки – арабский, иврит); Китайско-тибетская группа(китайский, тибетский, японский)

 

Формы существования национального русского языка

 

Национальный русский язык – средство общественной русской нации, т.е. исторически сложившейся и объединенной единой территорией, экономикой, языком. Национальный язык включает совокупность всех языковых средств, в т.ч. диалектных и социально – профессиональных. В него входят диалекты, социальная и профессиональное арго, жаргоны, просторечия и высшая форма языка – литературный язык (книжно-письменный, устно – кодифицированная речь и разговорная речь).

Диалект – это средство общения людей, живущих на одной территории, как правило в сельской местности. Бывает: средне-великорусский диалект (500 км. От Москвы); северно-великорусский(к северу от Москвы); южно-великорусские(к юго-западу от Москвы). Говор – национальная единица диалекта, говоры объединялись в наречия.

Просторечия – устное, некоедифицируемая, ненормированная форма национального языка. Неограниченно территорией, принадлежат городу.

 

Русский литературный язык

 

Литературный язык – высшая форма существования языка, противостоит диалектам, жаргонам, койне и просторечию. Это язык культурных людей, СМИ, государтсвенных и образовательный учреждений. Понятие литературного языка нетождественно понятию языка художественной литературы. Литературный язык шире чем язык художественной литературы. Существует три точки зрения происхождения лит. Языка: Шахматов считал, что в основе языка лежал ботарский литературный язык(старославянский); Абнорский и Якубовский считали основой Древнерусский язык, а параллельно существование церковно-славянского языка; Теория Виноградова и Винокура, что на руси в 12 – 13 вв. существовали 3 типа письменного языка: церковно славянский; Светско- литературный; письменно – деловой. Не было нормы и единообразия, регламентации. С первой половины 14-в до 1-й половины 16-в шло объединение вокруг Москвы. В пиьсменной речи происходит архоизация языка, возникает плетение слов. На Руси устраняется двуязычие, появляется единая литературная норма на базе культивирования речи. Усиливается влияние литературного языка на местные говоры. Ломоносов создает теорию «трех штилей» - высокого, низкого и среднего. Литературный язык формировался на территории Москвы. Даль изучал язык и «первое наречие великорусское-московское». Московский говор лежит в основе общерусской нормы, изолированного типа, неотражающих черт близлежащей территории. Говор одной Москвы возник на основе северно-великорусского наречия, в 17-18 вв. испытавшего значительное влияние Южно-великорусского наречия. Этот говор оторван от Владимирского, Смоленского, Нижегородского говоров. К 18 в. С перенесением столицы в Петербург, Московская норма становится общерусской, Петербургское влияние незначительное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.009 с.)