Тематика лирических произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика лирических произведений



Роды литературы

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

ЭпосДрама

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос ▼ Повествование о событиях Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве Лирика Вне времени и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Жанры литературы

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название Краткая характеристика Пример  
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью "Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии "Семеро одного не ждут"
Поговорка Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли "Легок на помине"
Скороговорка Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"
Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".

 

Жанры древнерусской литературы
Название Краткая характеристика Пример художественного произведения
Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью "Житие Александра Невского"
Хожение Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть Повествование о военном походе "Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам "Повесть временных лет"
Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона

 

Эпические жанры
Роман Определение Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии: – большой объем – несколько сюжетных линий – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи Разновидности Разновидности романа по тематике и содержанию: – рыцарскй (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); – пасторальный (судьбы людей, близких природе); – плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); – роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); – исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); – семейно-бытовой (в центре – перепитии семейных взаимоотношений); – приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей); – психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем); – философский (размышления героя над основными вопросами бытия); – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литерататуры, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в

Литературные направления

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни

 

Литературные направления
Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
Сентименатализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм делится на:
    • Импрессионизм
    • Символизм
    • Акмеизм
    • Экспрессионизм
    • Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты) Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века.
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. Ги де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст (Франция)
Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия. 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. Черты экспрессионизма - в тв-ве Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, А. Белого (Россия)
Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)

Таблица всех основных литературных направлений (При копировании

Сатира и юмор

 

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

 

Эпизод

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

Типы эпизодов Краткая характеристика Пример
Сценический (повествовательно-диалогический) Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется. Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"
Несценический ("панорамный", описательный) Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"

 

Стихосложение

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

Название системы стихосложения Краткая характеристика Пример
Силлабическая Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)
Силлабо-тоническая Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках "Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске круговой" (М. Ю. Лермонтов)
Тоническая Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В. В. Маяковский

Стихотворные размеры

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

 

Название Краткая характеристика Пример
Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)
Дактиль Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой срени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - д актиль, значит ударение на первый слог, АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква А - а напест, значит ударение на третий.

Примеры строф и их разновидности

Виды рифм

 

 

Поэтический синтаксис

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

 

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста
Риторический вопрос Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
Риторическое восклицание Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
Риторическое обращение Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
Повтор Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
Градация Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться ". (Н. В. Гоголь)
Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи " Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста Горьким смехом моим посмеюся " (Н. В. Гоголь)
Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)

Более подробно о поэтическом синтаксисе (+ дополнительные примеры из художественных произведений)

Поэтическая фонетика

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

 

Название фонетического приема Краткая характеристика Пример
Звукопись Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи Я вздр агивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я с делал сейча с п р е д ложенье, Но по зд но, я сдр ейфил, и вот мне - отка з. Как жаль ее с ле з! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Анафора Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
Эпифора Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Аллитерация Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе " П ора, п еро п окоя п росит..." (А. С. Пушкин)
Ассонанс Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки Баг ро в о е взметнулось полымя Над ро к о т о м аэ ро д ро ма, А г о луби, как будто г о лые, Неслись на сиз о м ф о не г ро ма. (Л.Н. Мартынов)

Как лучше запомнить эти понятия:

В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, тоесть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.

Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А (первая буква, начало) - а нафора (повтор в начале), Э (последняя буква, конец) - э пифора (повтор в конце). С этим разобрались.

Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонан с кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитераци я кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.

Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове а лл итерация и а сс онанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).

Схема анализа стихотворения

Категория: Теория литературы

Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, посколь­ку художественное произведение — явление жи­вое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже при­коснувшись к тончайшей поэтической ткани стихо­творения, которое стремится запечатлеть «невырази­мое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по об­разному выражению А. А. Фета.

Статья большая, поэтому читаем по ссылке

Анализ литературного образа

Категория: Теория литературы» Литература в таблицах

1. Тип литературного героя:

 

 

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

 

 

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

 

 

5. Средства создания литературного персонажа

 

 

6. Авторское отношение к данному литературному герою.

 

 

Этапы работы над сочинением

Категория: Теория литературы

1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не уничйте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Жуковский «Светлана»

Начало баллады

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали…»

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье»

 

Фонвизин «Недоросль»

Стародум «В большом свете водятся премелкие души»

«Унижать рабством себе подобных беззаконно»

Простаков

«Без вины виноват»

«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства

«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»

Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»

 

Грибоедов «Горе от ума»

Современники о комедии:

Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»

Катенин «Ума и соли тьма»

Софья «Счастливые часов не наблюдают»

«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.

Фамусов «Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца» (Софье)

«Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)

«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)

Молчалин: «В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)

Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»

«Злые языки страшнее пистолета»

Чацкий «Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

«Дома новы, но предрассудки стары»

«И дым Отечества нам сладок и приятен…»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Молчалины блаженствуют на свете!»

«А врочем, он дойдет до степеней известных

Ведь нынче любят бессловесных» (о Молчалине)

 

Пушкин «Капитанская дочка»

«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу

«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II

Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»

«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.

 

«Евгений Онегин»

«Неужто ты влюблен в меньшую?

-А что? – «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт»

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила» (Ольга)

«Он с лирой странствовал на свете:

Под небом Шилера и Гете

Их поэтическим огнем

Душа воспламенилась в нем» (Ленский)

«Ни красотой сестры своей,

ни прелестью ее румяной,

Не привлекла она б очей» (Татьяна)

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой»(Татьяна)

«Я вас люблю(к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна» (последнее объяснение Татьяны с Онегиным)

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)

«Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)

«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.142 с.)