Повышение конкурентоспособности ОАО «Аэрофлот» путем внедрения новых рейсов и расчет эффективности предложенных мероприятий


 

Для эффективности деятельности на предприятии, помимо улучшения управления финансами, необходимо улучшать и остальные сферы деятельности предприятия, такие, как маркетинг, управление персоналом и менеджмент. Необходимо увеличение количества программ лояльности, повышения уровня сервиса на предприятии, повышение удобства обслуживания клиентов путем открытия новых авиалиний, большего количества авиакасс.

Рассчитаем показатели эффективности проекта по открытию новой авиалинии ОАО «Аэрофлот» Москва-Шанхай-Москва.

Расписание рейса Москва-Шанхай – по понедельникам и субботам.

Стоимость авиабилетов:

Москва-Шанхай – от 650 долл., туда-обратно от 1300 долл.

Общие текущие затраты складываются из расходов на заработную плату, обслуживание авиатранспорта и другие эксплуатационные расходы.

Введение новой авиалинии планируется в рамках программы переоснащения парка воздушных судов, которая стартовала в авиакомпании в 2006 году.

В 2011 году парк авиакомпании пополнился четырьмя самолетами А321 и одним лайнером А320. Сейчас «Аэрофлот» на условиях операционного лизинга успешно эксплуатируют 24 современных лайнера Airbus (15 самолетов А320 и 9 лайнеров А321) на своих российских и международных маршрутах.

В целях внедрения новой авиалинии планируется взять в лизинг лайнер А321. Первоначальная сумма взноса – 4,9722 млн.руб.

Расчет потока денежных средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой предприятием в процессе реализации инвестиционного проекта произведен по годам расчетного периода нарастающим итогом, начиная с первого года инвестирования.

Поток чистых денежных средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов и доходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам и др.

Результаты расчеты денежных средств по инвестиционному проекту открытия новой авиалинии представлены в таблице 7.

Денежные поступления от сбыта продукции скорректированы на величину налога на добавленную стоимость.

При расчете чистой текущей стоимости проекта (NPV), приведенной в таблице 8, коэффициент дисконта принят в размере 15% исходя из коэффициента инфляции доллара в год.

Внутренний коэффициент эффективности проекта равен 2,5.

 

 


Таблица 3.7

Эксплуатационные затраты внедрения новой авиалинии

Затраты    
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год 9-й год 10-й год
75% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб.
Переменные издержки 53,982 55,60146 57,269503 58,987588 60,757217 62,57993 64,45733 66,39105 68,38278 70,43427
Постоянные издержки 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508 22,508
Общие издержки 76,49 78,10946 79,777503 81,495588 83,265217 85,08793 86,96533 88,89905 90,89078 92,94227

 

Таблица3. 8

Отчет о чистых доходах

Статьи доходов и расходов  
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год 9-й год 10-й год
0% 75% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб.  
Валовый доход 79,5 82,68 85,9872 89,42669 93,00376 96,72391 100,5929 104,6166 108,8012 113,1533
Инвестиции 4,9722                  
Общие эксплуата-ционные затраты 76,49 78,10946 79,7775 81,49559 83,26522 85,08793 86,96533 88,89905 90,89078 92,94227
Прибыль к налогооб-ложению -1,9622 4,57054 6,209697 7,9311 9,738539 11,63598 13,62753 15,71753 17,91046 20,21102
Налог на прибыль     0,914108 1,241939 1,58622 1,947708 2,327195 2,725506 3,143505 3,582092 4,042204
Чистая прибыль   -1,9622 3,656432 4,967758 6,34488 7,790831 9,308781 10,90203 12,57402 14,32837 16,16882
Нераспределенная прибыль -1,9622 3,656432 4,967758 6,34488 7,790831 9,308781 10,90203 12,57402 14,32837 16,16882
Нераспреде-ленная кумулятивная прибыль -1,9622 1,694232 6,66199 13,00687 20,7977 30,10648 41,00851 53,58253 67,9109 84,07971
Коэффициент роста прибыли: Валовая прибыль/ Доход от продаж -0,02468 0,05528 0,072217 0,088688 0,104711 0,120301 0,135472 0,150239 0,164616 0,178616

Таблица 3.9

Таблица потоков наличности

  1-й год 2-й год
0% 75% 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год 9-й год 10-й год
Млн.руб. Млн.руб. 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб. Млн.руб.
Приток наличности
Валовый доход 79,5 82,68 85,9872 89,42669 93,00376 96,72391 100,5929 104,6166 108,8012 113,1533
Итог по притоку наличности 79,5 82,68 85,9872 89,42669 93,00376 96,72391 100,5929 104,6166 108,8012 113,1533
Отток наличности
Эксплуата-ционные затраты   76,49 78,10946 79,7775 81,49559 83,26522 85,08793 86,96533 88,89905 90,89078 92,94227
Налоги   0,914108 1,241939 1,58622 1,947708 2,327195 2,725506 3,143505 3,582092 4,042204
Итог по оттоку наличности 76,49 79,02357 81,01944 83,08181 85,21293 87,41513 89,69084 92,04256 94,47287 96,98447
Чистый денежный доход -1,9622 3,656432 4,967758 6,34488 7,790831 9,308781 10,90203 12,57402 14,32837 16,16882
Кумулятив-ный ЧДП -1,9622 1,694232 6,66199 13,00687 20,7977 30,10648 41,00851 53,58253 67,9109 84,07971
К-т дисконтирования (15%) 0,8696 0,7561 0,6575 0,5718 0,4972 0,4323 0,3759 0,3269 0,2843 0,2472
Чистая текущая стоимость (NPV)                    

 

Рис.3.8. финансовый профиль (NPV) проекта.


Таким образом, поскольку NPV проекта выше нуля, проект по организации новой авиалинии является выгодным, и его следует принять.

NPV проекта составил 20,7845 млн.рублей.

Срок окупаемости инвестиций равен периоду, когда денежный поток меняет свой знак с отрицательного на положительный. В нашем случае он равен 3 года.

Рассчитаем индекс доходности по формуле:

 

PI =

 

Где I – сумма инвестиций в проект.

 

PI = 20,7845 : 4,7899 = 4.33.

 

IRR находим по формуле:

 

IRR = ra + (rb – ra) *

 

Где ra – ставка, при которой NPV имеет положительное значение;

rbставка дисконта, при которой NPV имеет отрицательное значение;

NPVa – чистый приведенный эффект при ставке дисконта ra

NPVb – чистый приведенный эффект при ставке дисконта rb.

 

NPV проекта меняет свой знак при ставке дисконта 60% , таким образом, именно эту величину мы учитываем в расчетах IRR:

 

IRR = 15% + 60* (20,7845/(20,7845 – (-1,0761)) = 15%+60*0,95 = 72%.

 

Далее проведем анализ безубыточности продаж. Анализ безубыточности является мощным инструментом для принятия управленческих решений.

Таким образом, цель анализа безубыточности деятельности -установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка.

Для расчета точки безубыточности можно использовать 3 метода:

· уравнения;

· маржинального дохода;

· графического изображения.

Применение этих методов рассмотрим на примере.
Метод уравнения основывается на использовании для расчета формулы:


П = В - ПЗ - ПостЗ, (3.4)


где

П -прибыль; В - выручка; ПЗ - переменные затраты; Пост3 - постоянные затраты.

Или


П = (Ц х К0) - (ПЗ х К0) - Пост3, (3.5)


где Ц - цена за единицу;

К0 - количество единиц.

Для тщательного проведения анализа безубыточности необходимо провести разделение затрат с выделением как переменных, так и постоянных затрат. Смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные составляющие.

Маржинальный доход - это выручка, уменьшенная на сумму переменных затрат. Маржинальный доход на единицу равен цене за минусом удельного веса переменных затрат.

 

Тб = ПостЗ / Мд, (3.6)

 

где

Тб - точка безубыточности;

Мд - маржинальный доход;

Порог рентабельности определяется следующим образом:

 

Порог рентабельности = QCпост / ВМ (3.7)

 

Доля маржинального дохода в выручке предприятия характеризуется коэффициентом маржинального дохода (другие названия: коэффициент выручки, коэффициент вклада на покрытие).

 

(Коэффициент МД = Маржинальный доход / Объем продаж = МД/ QЦ (3.8)

Ограничения, с учетом которых применяется модель "Издержки - объем - прибыль", значительно ограничивают интерес к данному виду анализа.

Во-первых, должна существовать возможность для классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах).

Во-вторых, переменные издержки рассчитываются как пропорциональные уровню деловой активности (объему производства).

В-третьих, понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой активности (объема производства) соответствует производственной мощности, которую не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода. На самом деле, инвестиционные операции, порождая новые амортизационные отчисления, увеличивают постоянные издержки.

Точка безубыточности рассчитывается на основе следующих данных:

Сума постоянных издержек за период жизни проекта (10 лет) – 22,508 млн.рублей;

Средние удельные переменные издержки – 0,0032 млн.рублей;

Средняя цена билета – 3500 рублей (0,0035 млн.рублей);

Точка безубыточности = 22,508 / (0,0035 – 0,0032) = 22,508:0,0012 =

= 18 756 билетов.

Доход, млн.руб.

Зона прибылей Доход

 


Точка безубыточности

 


Суммарные изд-ки

Зона убытков

Переменные изд-ки

2,508 Пост.изд-ки

 

 

Объем продаж, шт.

Nкр = 18 756 билетов.

 

Рис.3.9. Точка безубыточности ОАО «Аэрофлот».

 

Таким образом, критический объем продаж– не ниже 18 756 билетов в год.

Итак, предложенный проект по организации новой авиалинии является эффективным.

NPV проекта составил 20,7845 млн.рублей.

Срок окупаемости – 2 года.

Индекс доходности – 4,33. IRR – 72%.

Также в целях усовершенствования деятельности ОАО «Аэрофлот» необходимо открытие большего количества авиакасс, что повысит удобство покупки билетов и привлечет дополнительное количество потенциальных клиентов.

Рассчитаем показатели эффективности проекта по открытию новой кассы ОАО «Аэрофлот».

Для этого необходимо взять на работу дополнительного сотрудника - кассира. Его заработная плата будет оцениваться как текущие ежемесячные затраты.

Месячный фонд оплаты труда нового сотрудника рассчитан в таблице 10.

Годовой фонд оплаты труда составит 18 000 × 12 = 216 000 руб., отчисления на социальные нужды – страховые взносы – 26 %, или 56 160 руб., отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1,5 %, или 3 240 руб. В совокупности эти затраты и составят величину текущих расходов по оплате труда нового сотруднику:

216 000 + 56 160 + 3 240 = 275 400 руб.

К текущим затратам надо отнести еще постоянное рекламное обеспечение каждый месяц. Она оценивается в 100 000 руб ежемесячно. За год эта сумма будет равна 1 200 000 руб.

Итого текущие затраты в год: 275 400+1 200 000=1 475, 4 тыс.руб.

 

Таблица3. 11

Расчёт месячного фонда оплаты труда кассира

Наименование должности Месячный должностной оклад, руб. Кол-во ед. Месячная заработная плата, руб.
Менеджер по логистике 18 000   18 000
Итого 18 000

 

Теперь необходимо рассмотреть дополнительные результаты, которые получит предприятие от внедрения данных мероприятий.

К числу расчётных показателей относятся чистый доход (PP), чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности (PI), внутренняя норма доходности (IRR) и срок окупаемости (Tок).

Расчёт чистого дохода от реализации проекта по открытию новой кассы ОАО «Аэрофлот» представлен в таблице 3.12.

Таблица 3.12

Расчёт чистого дохода от реализации проекта усовершенствования логистического сервиса

Номер шага (года) реализации проекта Капитальные вложения в проект, тыс. руб. Текущие затраты, осуществляемые в данном временном интервале, тыс. руб. Результаты, достигаемые в данном временном интервале, Прибыль (тыс. руб) Доход от текущей деятельности предприятия на данном этапе, тыс. руб. Чистый доход от проекта на данном этапе реализации проекта, тыс. руб.
5 = 4 – 3 6=4–(3+2)
1 475,4 1 900 + 424,6 – 75,4
  1 475,4 1 900 + 424,6 + 424,6
  1 475,4 1 900 + 424,6 + 424,6
Итого РР 4 426,2 5 700 + 1 273,8 + 773,8

 

Рассчитаем величину NPV для нашего проекта, приняв значение ставки дисконта равным 15 % (с учётом средней нормы рентабельности данного предприятия и надбавки за риск). Дисконтированные показатели в соответствующих графах таблицы 11 получаются умножением соответствующих показателей предыдущей таблицы на коэффициент дисконтирования:

Таблица 3.13

Расчёт чистого дисконтированного дохода от реализации проекта

Номер шага (года) реализации проекта Коэффициент дисконтирования Дисконтированные капитальные вложения, тыс.руб. Дисконтированные текущие затраты, тыс. руб. Дисконтированные поступления, тыс. руб. Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.
3 = 25 * 2 4 = 35 * 2 5 = 45 * 2 6=5–(3+4)
1,000 (500) (1 475,4) (1 900) (-75,4)
0,870 1 283,6 1 653 (-130,6)
0,756   1 115,4 1 436,4 + 321
Итого NPV - - + 190,4

 

Рассчитаем индекс доходности по формуле (2):

NPV

PI= --------------------------------- ; (2)

инвестированный капитал

190,4

PI = ------- = 0,38%

Получаем, индекс доходности составил 38 %, т.е на один вложенный рубль мы получаем 38 копеек дохода.

Для определения срока окупаемости проекта воспользуемся формулой:

Ток = год окупаемости + отрицательное сальдо_____ х 12 ; (3)

прибыль в год окупаемости

Получим:

Ток = 1 год + 516__ х 12 = 1год + 3,7 месяца.

Практическое вычисление величины ВНД произведём методом последовательных приближений. Результаты расчёта представлены в таблице 12.

 

 

Таблица 3.14

Расчёт внутренней нормы доходности проекта

Номер шага Нома дисконта, % Значение ЧДД, тыс. руб.
+ 190
+ 130
+ 1
Следовательно, ВНД (IRR) равна 20 %

 

Расчёты показывают, что, поскольку ЧДД (NPV) > 0, а ВНД (IRR) > 1, то рассматриваемый проект эффективен. Сведем все показатели эффективности оценки проекта в таблицу 15.

Таблица 3.15

Показатели оценки проекта внедрения программы открытия новой авиакассы

№п/п Название показателя Номинальные значения Рассчитанные значения показателей
Чистый доход (PP) тыс.руб. PP>0 773,8
Чистый дисконтированный доход (NPV) , тыс. руб. NPV>0 190,4
Индекс доходности (PI) , % PI>1
Срок окупаемости (Tок), лет - 1год 3 мес
Внутренняя норма доходности (IRR), % IRR>0

 

Таким образом, рассмотренный проект окупится в течение 1 года и 3-х месяцев и может быть рекомендован к внедрению.

 

 

Вывод

 

Для компании ОАО “Аэрофлот – Российские авиалинни» больше всего на данном этапе подходит стратегия качества. Так как прибыль и так стабильна , то надо поддержать это состояние. А поддержать его можно за счет улучшения качества. Т.е. компании следует ориентироваться на долговременный успех, на интересы и проблемы потребителя, а не на получение “сиюминутной” прибыли. Ориентация на потребителя обеспечит наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой рентабельности , к долгосрочной стабилизации положения на рынке.

Повышая качество авиатранспортных услуг «Аэрофлот» привлечет к себе новых потребителей, повысит свою конкурентоспособность (а конкуренция на авиа рынке сейчас очень жесткая).

В первую очередь следует повышать безопасность полетов, чтобы обеспечить максимальную гарантию отсутствия летных происшествий. Для потребителя авиатранспортных услуг это важнейший показатель, и при выборе компании потребитель в первую очередь руководствуется информацией об уровне безопасности полетов в данной компании.

Второй по значимости показатель - регулярность полетов. Этот показатель, у первой по величине компании в России, достаточно высок, но на отдельных ВЛ его следует повышать.

Также авиакомпании следует вводить дополнительные услуги, которые смогут удовлетворить специфические потребности клиента. Следует повышать уровень сервиса. Сервис на отечественных типах ВС должен быть сопоставим с уровнем сервиса на зарубежных типах ВС.

Таким образом, стратегия качества приведет к упрочению положения ОАО «Аэрофлота – Российские авиалинии» на рынке воздушных перевозок.

 


[1] Комплексный экономический анализ хозяйственной детельности, О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина, 2013 г.

2 Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010).

3 crisis-strategy.ru›content/view/162/

4 Бостонская консалтинговая группа, 2008. — В. 02. — С. 7-8

5 Перлов В.И. Маркетинг на предприятии отрасли печати

6 ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›Матрица_Ансоффа

[7] Весь мир в кармане теперь и у пассажиров Аэрофлота // Воздушный транспорт. – 2004. - № 14. – с. 32.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь