Анализ уровня монополизации и оценка структурной динамики рыночной доли ОАО Аэрофлот – российские авиалинии.


Имея новый и современный самолетный парк, компания успешно производит пассажирские перевозки, и с каждым годом увеличивает количество перевезенных пассажиров как на ВВЛ, так и на МВЛ. Для наглядного обозначения процента пассажиров, перевезенных Аэрофлотом, необходимо рассмотреть показатели авиаперевозок в России в целом.

Таблица 2.5

Динамика пассажиропотока гражданской авиации, млн. чел.

Год МВЛ ВВЛ Итого
20,9 24,2 45,1
23,6 26,2 49,8
21,3 23,8 45,1
27,7 29,2 56,9
31,4 32,7 64,1

 

Рис. 2.2. Динамика пассажиропотока ГА РФ, млн. человек

МВЛ - международные воздушные линии.

ВВЛ - внутренние воздушные линий.

Из данных диаграммы видно, что число перевезенных пассажиров как на международных так и на внутренних линиях ежегодно вырастало на 10%.

Структура рынка за последние три года поменялась незначительно: по-прежнему, не смотря на наличие около 100 компаний на рынке авиаперевозок, положение всей отрасли в целом определяется самыми ведущими игроками, которые имеют финансовое преимущество для регулярного обновления автопарка и открытия новых направлений. Доля ведущих авиакомпаний в совокупном пассажирообороте продолжает увеличиваться: если в 2008 году Аэрофлот, Трансаэро, Авиакомпания Сибирь, и ЮТэйр контролировали 52 % рынка то в 2009-2010 годах их доля уже 59%.

Таблица 2.5

Доля рынка авиакомпаний, %

Название компании Обозначение доли рынка
Аэрофлот 26,8
Трансаэро 17,3
S7 сибирь 8,9
Ютейр 5,5
Прочие 41,6

 

Рис 2.3. Распределение долей крупнейших авиакомпаний, %

Принимая во внимание эту информацию, рассмотрим динамику пассажирских перевозок компании Аэрофлот за последние года.

Таблица 2.6

Динамика Доли группы «Аэрофлот», млн. чел.

  2009 год 2010 год 2011 год   Изменение показателей за последние два года, %  
Всего 24,6 24,8 1,2
МВЛ 28,5 30,5 2,0
ВВЛ 20,6 21,2 21,6 0,4

Рис. 2.4. Динамика Доли группы «Аэрофлот» в ГА по пассажиропотоку

Как крупнейшая авиакомпания в течение последних лет, Аэрофлот демонстрирует темпы роста пассажирооборота в пределах 10 %. Доля компании на международных линиях остается относительно стабильной, изменяясь в пределах 29 – 35 %, зато на внутреннем рынке она выросла вдвое – с 12 % до 24 %.

Большинство остальных представителей отрасли являются базовыми перевозчиками пассажиров крупных регионов России, и генерируют потоки на рейсах, соединяющих данный регион с Москвой. В любом случае, количество авиакомпаний в России будет сокращаться от года к году, и основной причиной этого является старение парка самолетов и отсутствие средств на его восстановление. Например, в 2011 году завершилась сделка по передаче Аэрофлоту авиационных активов «Ростехнологий». Авиакомпания Россия, Оренбургские Авиалинии, Владивосток Авиа и Сахалинские Авиатрассы, соответственно Аэрофлот стал сегментом, контролирующим более 40 % отрасли.



Конкурентоспособность авиаперевозок  
Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года, одобренная на заседании Госсовета в октябре прошлого года, уделяет воздушному сообщению особое внимание. В ней отмечается, что конкурентоспособность авиационного транспорта на внутреннем рынке будет определяться соотношением экономически оправданного тарифа и платежеспособности пассажиров. На международных же перевозках определяющими факторами конкурентоспособности российских воздушных перевозок будут соответствие авиатехники международным стандартам и высокое качество предоставляемых авиакомпаниями услуг.

 

Конкурентоспособность

 


маршрутная сеть частота рейсов состояние авиапарка

безопасность полетов регулярность полетов;

наземная инфраструктура.

 

Многие российские авиакомпании соответствуют далеко не всем характеристикам. Аэрофлот строит свою сеть маршрутов с ориентацией на бизнес-пассажиров. Это предполагает прямые маршруты, высокую частоту рейсов (не менее 5-7 раз в неделю на маршрут), удобное для бизнесменов расписание. Это привлекает клиентов в большей степени.

Начнем с рейтинга авиакомпаний по пассажирообороту.

Таблица 2.7

Рейтинг авиакомпаний по пассажирообороту (млрд. пасс. км)

  ВВЛ МВЛ Итого
2010г. 2011г. 2010г. 2011г. 2010г. 2011г.
Аэрофлот 11,1 13,4 23,6 28,6 34,8 42,0
Трансаэро 5,9 7,3 20,4 25,9 26,3 33,2
Сибирь 9,3 9,9 3,6 4,1 13,0 14,0
Ютэйр 6,5 7,2 1,4 3,9 8,0 11,1
Урал 2,2 2,5 4,0 4,7 6,2 7,2
Всего: 35,2 40,2 53,1 67,2 88,3 107,5
Прочие 24,4 26,1 34,4 33,2 58,8 59,3
Итого: 59,6 66,4 87,5 100,4 147,1 166,8

Источник: Транспортная Клиринговая палата (ТКП)

Из таблицы 2.8 видно, что Аэрофлот не только входит пятерку лидеров по России, но еще и занимает в ней устойчивое первое место.

Рис.2.5. Структура российского рынка по общему пассажиропотоку, %

Рис.2.6. Структура российского рынка по суммарному пассажирообороту, %

Исходя из данных диаграммы, видно, что самым сильным конкурентом Аэрофлота является Трансаэро. Так же, в число конкурентов входят Сибирские, Уральские авиалинии и Ютейр.

Рассмотрим динамику роста пассажирооборота по этим кампаниям за 2011 год (Рис 2.5, 2.6).

Рис.2.7. Темпы роста пассажирооборота за 2011 год, %

Темпы роста пассажирооборота в России различны для авиакомпаний. Компании, имеющие больше воздушных судов, маршрутов, удобные стыковки, и не заоблачные цены, повышают приток пассажиров ежегодно.

Чтобы конкурировать с «Аэрофлотом», нужно как минимум быть на его уровне. А таких компаний в России наберется не больше трех. Сравним с компа3ниями в этом же сегменте. Так как Аэрофлот за годы пребывания на рынке зарекомендовал себя как успешную компанию, отличающуюся по многим критериям, возьмем ее за товар-аналог. Сравнивать будем с компаниями Трансаэро, Ютэйр и Уральские авиалинии.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь