Основные показатели деятельности аудиторских фирм за период N 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели деятельности аудиторских фирм за период N



СТАТИСТИКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольной работы

для студентов направлений подготовки «Экономика»,

«Управление персоналом»

заочной формы обучения

 

 

Иркутск 2013


УДК 311

ББК 60.6

С 78

 

Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС

 

 

Составитель:

Н.Н. Григорьева, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление на ж.-д. транспорте» ИрГУПС

 

Рецензенты:

В.В. Лапич, начальник службы корпоративной информатизации ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»;

Г.Н. Войникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭиУБ БГУЭП

 

С 78


Статистика: метод. указания к выполнению контрольной работы / сост. Н.Н. Григорьева. – Иркутск: ИрГУПС, 2013. – 32 с.

 

 

Методические указания соответствуют программе дисциплины «Статистика» и состоят из двух разделов. В разделе 1 представлены задания и рекомендации по оформлению работы. Содержание раздела 2 – типовые задачи, для решения которых имеются основные формулы, общепринятые значения статистических величин, аналитические таблицы, приведены примеры расчета.

Указания предназначены для студентов-заочников направления подготовки 080100.62 «Экономика» и 080400.62 «Управление персоналом».

 

УДК 311

ББК 60.6

 

 

© Иркутский государственный университет

путей сообщения, 2013

 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие …………………………………………… …………………..4

1. Рекомендации по выполнению контрольной работы …………………12

2. Примеры решения типовых задач …………………………………….. 18

Библиографический список……………………………………………..... 30

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

При современных экономических условиях в России к уровню статистической подготовки экономистов, бухгалтеров, менеджеров предъявляются повышенные требования. Овладение статистической методологией одно из важнейших условий принятия оптимальных решений навсех уровнях экономической деятельности.

В первом разделе курса «Статистика» студенты познакомятся со статистическими методами, применяемыми на основных стадиях экономико-статистического исследования: сбор первичной информации, ее обработка
в ходе статистической сводки, вычисление обобщающих показателей для анализа и прогнозирования.

При самостоятельном изучении учебного материала и выполнении данной контрольной работы необходимо руководствоваться учебной программой курса «Статистика». Прежде чем приступить к решению заданий, следует уяснить сущность важнейших понятий, положений и показателей соответствующих разделов статистической науки. Учебники и учебные пособия приведены в списке литературы. Дополнительно можно пользоваться научными статьями по статистике, статистическими сборниками, информационными статистическими бюллетенями.

Последующие статистические курсы, предусмотренные учебным планом, основываются прежде всего на понятиях и методах общей теории статистики (т. е. первого раздела курса «Статистика»), связанных с проведением статистического наблюдения, сводки и группировки его материалов, вычислением статистических величин и их анализом.

Студенты, владеющие возможностями табличного процессора Ехсеl или системы STATISTIСА в среде Windows, могут выполнять задание
на компьютере.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»
И «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Цели освоения учебной дисциплины «Статистика» – освоение студентами статистической методологии, приемов и методов сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации, а такжеповышение общего уровня статистической культуры студентов.

Задачами освоения учебной дисциплины являются передача студентам теоретических основ и фундаментальных знаний в области статистических исследований, обучение умению применять полученные знания для решения прикладных социально-экономических задач, а также развитие общего представления о современном состоянии статистической науки, тенденциях развития статистики в России и за рубежом.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»

Учебная дисциплина «Статистика» изучается студентами в третьем семестре, входит в базовую часть профессионального цикла Б3 профилей
2 «Финансы и кредит», 3 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 9 «Экономика предприятий и организаций».

Необходимым условием для освоения дисциплины «Статистика» для профилей 2 «Финансы и кредит», 3 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
9 «Экономика предприятий и организаций» является знание следующих компетенций:

 

Компетенции Блок Дисциплина
ПК-1, ПК-3, ПК-4 Б.2 Б.3 Теория вероятности и математическая статистика
ОК-12, ОК-13, ПК-10 Б2.В.ОД.1 Экономическая информатика
ОК-12, ОК-13 Б2.В.ДВ.1 Информатика
ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-13,ПК-14, ПК-15 Б3.Б.1 Макроэкономика
ОК-12, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-13 Б3.Б.2 Микроэкономика

 

Для профиля 2 «Финансы и кредит» содержание дисциплины «Статистика» является логическим продолжением следующих дисциплин и служит основой для освоения компетенций:

Компетенции Блок Дисциплина
ПК-1 Б3.Б.10 Маркетинг
ОК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Б3.Б.12 Макроэкономическое планирование и прогнозирование
ОК-5 Б3.В.ОД.7 Экономический анализ

 

Для профиля 3 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» содержание дисциплины «Статистика» является логическим продолжением следующих дисциплин и служит основой для освоения компетенций:


 

Компетенции Блок Дисциплина
ПК-1 Б3.Б.10 Маркетинг
ПК-1, ПК-2 Б3.В.ДО.4 Комплексный анализ хозяйственной деятельности
ОК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-50 Б3.В.ДВ.4 Теория экономического анализа
ОК-5, ОК-14 Б3.В.ДВ.8 Маркетинговый анализ

 

Для профиля 9 «Экономика предприятий и организаций» содержание дисциплины «Статистика» является логическим продолжением следующих дисциплин и служит основой для освоения компетенций:

Компетенции Блок Дисциплина
ПК-1 Б3.Б.10 Маркетинг
ОК-4, ПК-3, ПК-16, ПК-18 Б3.В.ОД.4 Планирование на предприятии
ОК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-16, ПК-20 Б3.В.ОД.7 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-16 Б3.В.ДВ.1 Отраслевая статистика
ПК-1, ПК-2, ПК-8 Б3.В.ДВ.1 Региональная статистика

 

ТРУДОЕМКОСТЬ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,
144 часа.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных

занятий и самостоятельной работы студентов

Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента Трудоемкость в часах
Аудиторные занятия,в т. ч.  
лекции  
практические (семинарские) занятия  
лабораторные занятия -
Самостоятельная работа студента,в т. ч.  
подготовка к практическим занятиям  
подготовка к семинарским занятиям -
подготовка к лабораторным занятиям -
проработка лекционного материала  
выполнение расчетно-графических работ -
выполнение домашних заданий -
выполнение курсового проекта (работы) -
подготовка к текущему контролю -
выполнение контрольной работы  
Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен  
Итого  

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»

 

Процесс освоения дисциплины «Статистика » направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции Наименование компетенции
ОК-13 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК-4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
ПК-5 способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-7 способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- методы количественного анализа и моделирования, теоретического
и экспериментального исследования;


уметь:

- осуществлять сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

- применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые
и организационно-управленческие модели;

владеть:

- методами количественного анализа и моделирования, теоретического
и экспериментального исследования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»

Номер раздела дисциплины Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины
  Статистическая сводка и группировка
  Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании социально-экономических явлений
  Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений. Экономические индексы.
  Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. Выборочное наблюдение.
  Вариация и ее измерение. Статистика населения. Статистика рынка труда и занятости населения.
  Национальное богатство. Статистика основных и оборотных фондов.
  Статистические методы исследования уровня жизни населения
  Статистика государственных финансов и финансов предприятий

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Учебная дисциплина «Статистика» изучается студентами во втором семестре, входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б2 профиля 1 «Управление персоналом».

Необходимыми условиями для освоения дисциплины «Статистика» является знание следующих компетенций:

Компетенции Блок Дисциплина
ОК-5, ОК-9, ОК-13, ОК-14 Б.1.В.ОД.3 Экономическая теория
ОК-16 Б2.Б.1 Математика
ОК-17, ОК-18, ОК-19, ПК-61 Б2.В.ОД.2 Информатика

Содержание дисциплины «Статистика» является логическим продолжением следующих дисциплин и служит основой для освоения компетенций:

Компетенции Блок Дисциплина
ОК-14, ПК-17, ПК-40, ПК-47, ПК-48, ПК-54, ПК-77 Б1.В.ДВ.3.1 Экономика организаций
ОК-14, ПК-17, ПК-40, ПК-47, ПК-48, ПК-54, ПК-77 Б1.В.ДВ.3.2 Экономика фирмы
ОК-13, ОК-22, ПК-40, ПК-42, ПК-54, ПК-58, ПК-59, ПК-60, ПК-67, ПК-75, ПК-77 Б3.Б.12 Экономика и социология труда
ПК-17, ПК-56 Б3.Б.19 Оплата труда персонала
ПК-4, ПК-40, ПК-43 Б3.В.ОД.3 Маркетинг
ПК-10, ПК-40, ПК-59 Б3.В.ОД.8 Анализ трудовых показателей

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Процесс освоения дисциплины «Статистика » направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции Наименование компетенции
ОК-16 владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

уметь:

- осуществлять сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

- применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;

владеть:

- методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

 


ТРУДОЕМКОСТЬ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц,
216 часов.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий
и самостоятельной работы студентов

Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента Трудоемкость в часах
Аудиторные занятия,в т. ч.  
лекции  
практические (семинарские) занятия  
лабораторные занятия -
Самостоятельная работа студента,в т. ч.  
подготовка к практическим занятиям -
подготовка к семинарским занятиям  
подготовка к лабораторным занятиям -
проработка лекционного материала -
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу  
выполнение расчетно-графических работ -
выполнение домашних заданий -
выполнение курсового проекта (работы) -
подготовка к текущему контролю -
выполнение контрольной работы  
Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен  
Итого  

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Номер раздела дисциплины Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины  
 
  Статистическая сводка и группировка  
  Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании социально-экономических явлений  
  Вариация и ее измерение  
  Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений  
  Экономические индексы  
  Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений  
  Статистика населения  
  Статистика рынка труда и занятости населения  
  Национальное богатство  
  Подготовка к промежуточной аттестации  

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание для контрольной работы составлено в 10 вариантах, которые распределяются между студентами в зависимости от последней цифры учебного шифра и начальной буквы фамилии студента (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Выбор варианта работы

Начальная буква фамилии Последняя цифра шифра
                   
А, Б                    
В, Г                    
Д–З                    
И–Л                    
М–О                    
П–Р                    
С–У                    
Ф–Ц                    
Ч–Щ                    
Э–Я                    

Прежде всего необходимо ознакомиться с соответствующими темами курса «Статистики», затем изучить рекомендуемую литературу, обратив особое внимание на технику расчета статистических показателей.

Если в процессе изучения учебного материала и выполнения контрольной работы возникнут неясности, рекомендуем обратиться за письменной или устной консультацией на кафедру ЭиУЖТ.

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования.

В начале работы указать номер варианта контрольного задания. Перед решением задания привести его условие.

Решение задачи сопровождать формулами, развернутыми расчетами, краткими определениями и пояснениями показателей. Индексы необходимо вычислять с точностью до 0,01, проценты – до 0,1.

При решении задач нужно проверять производимые расчеты, пользуясь взаимосвязью между исчисляемыми показателями. Задачи, по которым будут даны ответы без развернутых расчетов, пояснений, определений показателей и кратких выводов, считаются нерешенными, и работа допущена к защите не будет.

Контрольная работа должна быть выполнена либо рукописным способом в отдельной тетради, аккуратно, разборчиво, без помарок и сокращений слов (кроме общепринятых сокращений), либо в компьютерном варианте. Статистические таблицы строятся и оформляются в соответствии с правилами построения таблиц; формулы приводятся в той записи, которая дана в учебнике или в конспекте лекционного курса; страницы нумеруются.

Необходимо оставлять поля для замечаний рецензента и исправлений, вносимых студентом после рецензирования. Работа подписывается студентом с указанием датыее выполнения.

Зачтенную работу необходимо предоставить экзаменатору при сдаче зачета (экзамена). Если в зачтенной работе рецензентом сделаны замечания, студент обязан учесть их и, не переписывая работу, внести необходимые исправления и дополнения. Без соблюдения указанного требования студент кзачету (экзамену) допущен не будет.

Каждый вариант контрольной работы состоит из пятизаданий по следующим темам курса «Статистика»:

1. Статистическая сводка. Группировка.

2. Выборочный метод в статистических исследованиях.

3. Ряды динамики.

4. Индексы и ихиспользованиев экономико-статистическихисследованиях.

5. Корреляционная связь и ее статистическое изучение.

Задания к контрольной работе

Задание 1

Для выявления зависимости между экономическими показателями деятельности фирмпровести группировку показателей 50аудиторских фирм(табл. 1.2). Группировку провести с равными интервалами, выделив 4 или 5 групп. Распределение задания по вариантам приведено в табл. 1.3.

 

Таблица 1.2

Задание 2

Провести 30%-ю механическую выборку из генеральной совокупности, представленной в табл. 1.2, по показателю, которыйявляется для Вашего варианта результативным. С вероятностью 0,95 рассчитать границы изменения средней величины в генеральной совокупности (по табл. 1.2)и сравнить с результатом, полученным на основании расчета по выборочной совокупности. Отбор начинать с номера предприятия, который совпадает с номером вашего варианта.

Задание 3

По даннымсвоего варианта (табл. 1.4) рассчитайте:

1) среднегодовой ввод жилых домов;

2) базисные, цепные и среднегодовые показателиабсолютногоприроста, темпов роста и темпов прироста ввода жилых домов;

3) изобразите динамику ввода жилых домов на графике.

Таблица 1.4

Задание 4

По данным своеговарианта (табл. 1.5) определите:

1) общие индексы цен, физического объема проданных товаров, товарооборота (какую роль в изменении товарооборота сыграли изменения цен
и количества проданных товаров?);

2) абсолютную величину изменения расходов населения, происшедших в связи с изменением цен.


Таблица 1.5

Задание 5

Для выявления зависимости между показателями рассчитайте линейный коэффициент корреляции по исходным данным своего варианта, приведенным в табл. 1.2.

 


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Задача 1

Группировка является основой научной сводки и обработки статистических данных. Группировочный и результативный признакивыбираются согласно вашему варианту. Количество групп в группировке определяется студентом самостоятельно. Затем необходимо решить вопрос об интервалах группировки (они должны быть равными) и их величине.

Рассмотрим пример.

Распределим показатели районов одной из областей по величине розничного товарооборотаза N лет. Количество групп зададим равным 5 (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Задача 2

Выборочное наблюдение – один из наиболее распространенных видов несплошного наблюдения. При этом обследуются не все единицы совокупности, а лишь их часть. Механическая выборка предполагает, что отбор единиц генеральной совокупности производится через равные промежутки, т. е. через определенное число единиц. Следовательно, необходимо установить шаг отсчета, т. е. расстояние между отбираемыми единицами, и начало отсчета, т. е. номер той единицы, которая должна быть обследована первой.

По заданию вам следует начать с номера предприятия, совпадающего
с номером вашего варианта. При 30%-й выборке в выборочную совокупность должно попасть 18 предприятий.

Рассмотрим пример.

С вероятностью 0,97 следует рассчитать границы изменения средней величины в генеральной совокупности.

Таблица исходных данных выборочной совокупности выглядит следующим образом (табл. 2.5).

 


Таблица 2.5

Исходные данные выборочной совокупности

Номер предприятия Фондоотдача, тыс. руб. Номер предприятия Фондоотдача, тыс. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Величина случайнойошибки механического отбора определяется поупрощенной формуле

(2.7)
,

 

где N – объем генеральной совокупности (число входящих в нее единиц);

– объем выборки (число обследованных единиц);

– генеральная дисперсия (дисперсия признака в генеральной совокупности).

Наиболее часто употребляемые уровни доверительной вероятности
и соответствующие значения коэффициента доверия t для выборок достаточно большого объема представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Коэффициент доверия 1,00 1,96 2,00 2,58 3,00
Уровни доверительной вероятности 0,683 0,950 0,954 0,998 0,997

 

Для расчета границ изменения средней характеристики генеральной совокупности по материалам выборки воспользуемся следующими формулами:

 
 
(2.8)


,

 
 
(2.9)


,

 

где – средняя генеральной совокупности;

– средняя выборочной совокупности;

– предельная ошибка выборки;

– средняя квадратическая ошибка выборки.

Средняя фондоотдача на одном предприятии по выборочной совокупности, тыс. руб.:

.

Дисперсия = 303,4;t = 3; = 0,3, т. к. процентотбора составляет 30;

.

 

Рассчитаемпредельную ошибку иопределим границы изменения средней.

 

=

167,2 ­– 10,29 < Х < 167,2 + 10,29,

156,91 < Х < 177,49.

 

Таким образом, с вероятностью 0,997 можноутверждать, чтофондоотдачана одном предприятии в генеральнойсовокупности будет находиться в пределах от 156,91 до 177,49 тыс. руб.

Задача 3

Динамический ряд представляет собой ряд последовательных уровней, сопоставляя которые между собой, можно получить характеристику скорости и интенсивности развития явления. В результате сравнения уровней получается система абсолютных и относительных показателей динамики, к которым относятся абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста и пункты роста.

Абсолютный прирост () определяетсякак разность между двумя уровнямидинамического ряда.При сравнении с постоянной базой он равен

 

(2.10)
,

 

где – абсолютныйприрост базисный;

– уровень сравниваемого периода;

– уровень базисного периода.

При сравнении с переменной базойабсолютный прирост равен

 
 
(2.11)


,

где – абсолютный прирост цепной;

– уровень непосредственно предшествующего периода.

Темп роста (Тр) определяется как отношениедвух сравниваемых уровней.

При сравнении с постоянной базой

 
 
(2.12)


.

При сравнениис переменной базой

 

(2.13)
.

 

Темп прироста (Тп) показывает, на сколькопроцентов уровеньданного периода больше (или меньше) базисногоуровня:

 

(2.14)

или

(2.15)
,

 

а также определяет разность между темпом роста (в %) и 100 %:

 
 
(2.16)


Т п = Т р – 100 %.

 

Рассмотрим пример.

Имеются данные отоварообороте фирмы за 6 лет в тыс. руб. в сопоставимых ценах, приведенные в табл. 2.7.

Таблица 2.7

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
        1 220 1 490

 

Рассчитаем все показатели по рядудинамики, характеризующемувеличину товарооборота. Данныерасчета представимв табл. 2.8.


Таблица2.8

Расчет показателей динамики

Год Товарооборот тыс. руб. Абсолютный прирост (), % Темп роста (Тр), % Темп прироста (Тп), %
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
      0,0 0,0
               
        130,5   30,5  
        120,8   20,8  
  1 220     131,2   31,2  
  1 490     122,1   22,1  

Рассчитаем средние показатели, тыс. руб.

а) средний уровень

;

б) средний абсолютный прирост

;

 

в) среднегодовой темп роста определяется посреднегеометрической

формуле

.

 

Рассчитанные аналитические показателихарактеризуют состояниетоварооборота фирмыза 2007–2012 гг. Абсолютный прироствыражает абсолютную скорость роста товарооборота, по сравнению с 2007 г. она составила 990 тыс. руб. Темп ростапоказывает, что товарооборот 2012 г. составляет
298 % от уровня базисного года.Темп приростадает возможность оценить,
насколько процентовтоварооборот в 2012г. возрос по сравнению с 2007 г., – на 198 %.

Задача 4

В практике статистики с помощью индексов анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и общие индексы.

 

Рассмотрим пример.

Имеются данные о продаже товаров на рынке города, приведенные
в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Товар Продано товара, тыс. кг Цена за 1 кг, руб.
июль август июль август
Морковь     9,50 12,00
Яблоки     18,00 15,00

Рассчитаем общий индекс товарооборота по формуле

.

Товарооборот в августе снизилсяна 7 % по сравнению с июлем.

Общий индекс физического объема товарооборота (количества проданных товаров) вычислим по формуле

 

.

 

Количество проданного товара в августе было меньше, чем в июле,
на 13,7 %.

Общий индекс цен рассчитаем по следующей формуле:

 

.

 

Цены на оба товара в среднем выросли на 7,8%.

Прирост товарооборотаза счет изменения ценсоставит, тыс. руб.:

 

.

 

В то же время произошло снижение товарооборотаза счет изменения количества проданных товаров, тыс. руб.:

 

.

Задача 5

Для ответа на вопрос о наличии или отсутствии корреляционной связи
в статистике используется ряд специфических методов: параллельное сопоставление рядов значений результативного и факторного признаков, графическое изображение исходных данных, а также дисперсионный анализ. Охарактеризовать зависимость вариации результативного признака от вариации признака-фактора дают возможность показатели степени тесноты связи. К простейшим показателям тесноты связи относят коэффициент корреляции знаков. Более совершенным является линейный коэффициент корреляции (r).

Линейный коэффициент корреляции может принимать любые значения в пределахот –1 до +1. Чем ближе коэффициент корреляции по абсолютной величине к 1, тем теснее связь между признаками.Знак при линейном коэффициенте корреляции указывает на направление связи: прямой зависимости соответствует плюс, а обратной зависимости минус.

Если коэффициент корреляцииболее 0,8, то связь междуисследуемыми признаками достаточно тесная. Если коэффициент находится в пределах от 0,5 до0,8, то связь слабая, и если он меньше 0,5 – связь отсутствует.

 

Рассмотрим пример.

По данным о стоимости основных производственныхфондов и объеме валовой продукции необходимо оценить тесноту связи.

Расчеты парного коэффициента корреляции следуетпроизвести по следующим формулам:

 

(2.18)
(2.17)
,

или

,

где х, у – индивидуальные значения факторного и результативного признаков;

, – средние значения признаков;

– средняя из произведений индивидуальных значений признаков;

, средние квадратические отклонения признаков.

Расчеты указанных показателей произведем в табличной форме
(табл. 2.10).


Таблица 2.10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Елисеева И.И. Статистика. ­­– М.: Юрайт, 2011.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.18 с.)