Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг



Бюджетный дефицит сумма, на кот расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, соцвыплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом соцвыплат). Бюджетный дефицит в пределах 3 % от ВНП считается нормальным явлением. Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т. е. он возникает в рез-те его планирования в связи с выполнением определенных соц-эконпр-м. Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и стр-м бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования явл изменения в эконцикле. Это дефицит госбюджета, образованный в рез-те падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В рез-те происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим соцпр-мам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета. Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования госрасходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим, правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию. Выделяют три концепции регулирования государственного бюджета: 1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность гос-ва как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного госрегулирования доходов и расходов. 2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает госрасходы, что ведет к дефициту бюджета. В период эконроста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицит. 3. Концепция функциональных финансов, в соответствии с кот основной целью госфинансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки не развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам госценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – сумма выпущенных и непогашенных госзаймов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов. Причины государственного долга: 1. Спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. 2. Милитаризация экономики и войны. Военный сектор является не производственным, а потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования через увеличение налогов, эмиссии денег, продажи облигаций населению. Увеличение налогов в краткосрочном периоде увеличивает налоговые поступления в бюджет. Однако в долгосрочном периоде это приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, необеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск денежных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг. В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги. Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных еѐ правительством. Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Экономические последствия государственного долга: – он сокращает запас капитала в экономике; – процентные платежи по госдолгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег; – выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев; – для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью; – рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение. С появлением долга появляется необходимость его управления, под кот понимается совокупность действий гос-ва по погашению и регулированию суммы госкредита, а также по привлечению новых заемных средств. Методы управления госдолгом: 1. Рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов. 2. Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.3. Консолидациия – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.)