Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг
Бюджетный дефицит – сумма, на кот расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, соцвыплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом соцвыплат). Бюджетный дефицит в пределах 3 % от ВНП считается нормальным явлением. Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т. е. он возникает в рез-те его планирования в связи с выполнением определенных соц-эконпр-м. Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и стр-м бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования явл изменения в эконцикле. Это дефицит госбюджета, образованный в рез-те падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В рез-те происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим соцпр-мам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета. Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования госрасходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим, правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию. Выделяют три концепции регулирования государственного бюджета: 1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность гос-ва как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного госрегулирования доходов и расходов. 2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает госрасходы, что ведет к дефициту бюджета. В период эконроста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицит. 3. Концепция функциональных финансов, в соответствии с кот основной целью госфинансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки не развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам госценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – сумма выпущенных и непогашенных госзаймов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов. Причины государственного долга: 1. Спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. 2. Милитаризация экономики и войны. Военный сектор является не производственным, а потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования через увеличение налогов, эмиссии денег, продажи облигаций населению. Увеличение налогов в краткосрочном периоде увеличивает налоговые поступления в бюджет. Однако в долгосрочном периоде это приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, необеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск денежных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг. В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги. Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных еѐ правительством. Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Экономические последствия государственного долга: – он сокращает запас капитала в экономике; – процентные платежи по госдолгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег; – выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев; – для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью; – рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение. С появлением долга появляется необходимость его управления, под кот понимается совокупность действий гос-ва по погашению и регулированию суммы госкредита, а также по привлечению новых заемных средств. Методы управления госдолгом: 1. Рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов. 2. Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.3. Консолидациия – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.) |