Обобщенная схема автоматизации предметной деятельности средствами СУБД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщенная схема автоматизации предметной деятельности средствами СУБД



Наиболее предпочтительным вариантом автоматизации задач предметной деятельности хозяйствующего субъекта является использование возможностей СУБД в силу их широкого распространения, наличия эффективных инструментов и мощных средств реализации таких проблем.

Приведем примерную схему автоматизации задач предметной деятельности (рис. 3.5), основанную на использовании СУБД, исходя из предположения, что необходимая информация представлена в базе данных (БД).

Поясним этапы приведенной схемы.

На этапе «Обоснование решения задач с использованием базы данных» делается заключение о целесообразности их реализации с привлечением СУБД. Такое решение обосновано тем, что по большей части экономическая информация отображается в табличной форме, которую удобнее хранить в базе данных.

Этап «Определение совокупности документов, показателей и источников их получения» служит для того, чтобы из всего многообразия документов отобрать необходимые, а из них выбрать те показатели, которые потребуются при реализации задач данной предметной деятельности. В связи с тем, что показатели, как правило, располагаются в соответствующих документах, необходимо сделать их подборку, т.е. определить подразделение, в котором они находятся, и получить разрешение на их использование. При этом выбор совокупности показателей обусловлен целью реализации задач предметной деятельности, а на основании полученных результатов принимается обоснованное решение. Отметим, что не все данные можно получить в одном структурном подразделении, некоторые из них приходится запрашивать из других подразделений и/или служб. С появлением сетевых информационных систем (в частности, Internet) доступ к такой информации становится не сложной задачей.

Кроме того, исходная и нормативно-справочная информация (НСИ), как правило, размещаются также в таблицах, работать с которыми средствами СУБД весьма просто.

На этапе «Разработка глобальной структуры базы данных» необходимо отобразить композиционно, каким образом будет представлена информация, в каких таблицах ее удобнее разместить, как организовать взаимодействие этих таблиц. При этом следует помнить и о работе с НСИ. Таким образом, на данном этапе строится схема, компонентами которой являются таблицы определенной структуры и соответствующего наполнения, а их взаимодействия отражаются обусловленными связями.

Определение структур таблиц базы данных выполняется на одноименном этапе. Другими словами, выбранные показатели разбиваются на группы, каждая из которых оформляется в виде законченной самостоятельной таблицы. Это означает, что отобранные показатели только логически распределяются между таблицами. Результатом данного этапа являются взаимосвязанные таблицы, образующие законченную совокупность экономической сущности решаемой задачи той или иной предметной деятельности конкретной предметной области.

На этапе «Соотнесение показателей с таблицами базы данных» необходимо для каждого из них, определить поле, в котором будет храниться исходная информация. Следует помнить, что в базе данных должны находится только исходные (базовые) показатели и не должно быть производных, т.е. вычисляемых по аналитическим зависимостям показателей. Что касается производных показателей, то они могут быть получены либо через запросы, либо с помощью отчетов, либо используя для этих целей средства автоматизации (макросы, модули, проблемно ориентированные приложения).

Следующий этап «Задание атрибутов полей таблиц базы данных» предполагает сообщение СУБД необходимой метаинформации (атрибутов) для каждого поля. При этом надо задать: имя поля, его тип, размер (количество символов, а для числовых – указывается, сколько знаков после запятой), формат поля и др.

Этап «Наполнение таблиц базы данных» служит для того, чтобы на основании структуры таблицы и метаинформации каждого поля осуществить физический ввод в нее необходимых данных. Отметим, что ввод можно выполнять как непосредственно в поля базы, так и с использованием для этих целей соответствующих экранных форм, которые предварительно должны быть созданы (см. этап «Разработка компонентов автоматизации обработки данных…»). Развитые СУБД предоставляют возможность при вводе контролировать значения данных на их принадлежность к соответствующему типу, использовать маску ввода, проверку условия, которому должно отвечать то или иное значение и т.п.

Этап «Разработка возможных запросов на понятийном уровне» может предшествовать этапам, связанным с выходом на компьютер. Это обусловлено тем, что к имеющейся информации необходимо разработать запросы с целью удовлетворения информационной потребности, обеспечивающей принятие обоснованных решений. Главное, чтобы возможные запросы соотносились с хранящимися в таблицах сведениями. В противном случае, результат поиска ответа на поставленные запросы будет отрицательным.


Пояснения к схеме: 1. Этапы (9 и 10), выделенные двойной линией, могут отсутствовать, если нет ошибок или не требуется корректировка метаинформации и/или данных. 2. Этапы (11, 12 и 13), заключенные в фигурные скобки, предполагают либо альтернативу, либо и то и другое.   Рис. 3.5. Принципиальная схема автоматизации задач предметной деятельности
Схема автоматизации задач предметной деятельности с использованием системы управления базами данных


Возможная корректировка метаинформации таблиц базы данных – этот этап предполагается выполнять в том случае, когда необходимо изменить атрибуты полей, исключить поле из таблицы или добавить в нее новое поле.

Этап «Возможная корректировка информации (содержимого) таблиц базы данных» предусматривает внесение изменений непосредственно в данные той или иной таблицы. Следует помнить, что после внесения изменений, прежняя информация будет потеряна, т.е. заменена новой. Восстановить ее не представляется возможным за исключением повторного ввода в БД.

Задание запросов языковыми средствами СУБД. Этот этап связан с непосредственной обработкой данных, хранящихся в базе. Используя, конструктор запросов, пользователь оформляет запросы, разработанные на понятийном уровне по правилам, задаваемым жестким синтаксисом, представленным в табличной форме. Он может вводить одно или несколько ограничений на значения полей, которые его интересуют. Напомним, что запросы с одним ограничением относятся к простым, а с несколькими – к сложным. При этом построение сложных запросов предполагает использование логических операций. В практике обработки данных применяются обе их разновидности в зависимости от интересующих сведений. Однако для получения информации сложной структуры применяют специальный язык SQL – структурированный язык запросов.

Этап «Проектирование структуры выходных документов» предполагает отображение обработанных данных на выходе в различных видах. Это могут быть отчеты, сводки, таблицы, формы и т.п. Современные СУБД дают возможность пользователю либо воспользоваться одной из разновидностей шаблонов (априори разработанных схем отчетов - авто отчет) и оформить данные по выбранной схеме, либо создать такую структуру отчета, которая отвечает его требованиям. Так, например, Access предлагает воспользоваться услугами конструктора отчетов, либо – мастером. Выбор средств оформления выходных документов остается за пользователем и зависит от его подготовленности (продвинутости).

На этапе «Разработка компонентов автоматизации обработки данных: входных форм и выходных документов, интерфейса, макросов, модулей, приложений» пользователь имеет возможность создать с помощью СУБД необходимые из перечисленных средства, которые упростят ему в дальнейшем эксплуатацию задачи. Так, входные формы и выходные документы помогут наглядно представлять вводимые данные и выводимые результаты, сопровождая их необходимыми комментариями, поясняя при этом сущность того или иного показателя. Созданные средства интерфейса существенно облегчают работу с функциями, реализующими обработку данных конкретных задач. Что касается макросов, модулей и приложений, то реализация этих компонентов требует специальных знаний, навыков и практического опыта, как в проектировании, так и в программировании, а также владения теми или иными средствами реализации, например, языком программирования, в том числе и включающим языком конкретной СУБД.

Этап «Актуализация запросов, выходных документов, макросов, модулей, приложений с целью обработки данных, визуализации и получения результатов» осуществляет непосредственное исполнение ранее созданных либо запросов, либо выходных документов, либо макросов, либо модулей, либо приложений. Пользователь получит результаты обработки информации, хранящейся в базе данных, в соответствии с актуализированным запросом и/или выходным документом, либо макросом, либо модулем, либо приложением. В том случае, когда полученная информация не устраивает пользователя, он вносит изменения в объекты обработки (запрос/ выходной документ, макрос, модуль, приложение) и повторяет их выполнение.

Перспективным направлением в части автоматизации предметной деятельности является использование специализированных языков структурного описания данных (например, HTML, XML и др.), а также представление обрабатываемой информации в виде Web-объектов.

В следующей части рассмотрим ещё один подход к автоматизации предметной деятельности хозяйствующего субъекта, основанной на создании его консолидированного электронного документооборота.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.232.196 (0.008 с.)