Режимы работы автоматизированных систем управления: on-line и off-line. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режимы работы автоматизированных систем управления: on-line и off-line.



Режим on-line называют режимом работы в "реальном времени". Применительно к обмену данными он предполагает их приём и/или пересылку без задержек. Для этих целей в системе используются постоянно подключенные линии связи.

Режим off-line предполагает работу с некоторой временной задержкой при обмене данными.

Автоматизированные системы управления должны предоставлять возможность работать как в режиме on-line, так и в режиме off-line. В рамках одного хозяйствующего субъекта для одних его структурных подразделений оптимальным будет режим on-line, а для других - режим off-line.

Обработка операций в режиме реального времени получила за рубежом название OLTP (On-Line Transaction Processing - непосредственная обработка транзакций), при которой всей информацией системы управляет единый сервер базы данных (БД). При этом режиме с любого рабочего места можно обращаться к централизованному хранилищу информации. Таким образом, все пользователи хозяйствующего субъекта работают с терминальных устройств, связанных с центральной БД, хранящей поступающую в систему и изменяющуюся информацию.

Режим off-line, в отличие от OLTP, обеспечивает доступ с рабочих мест лишь к локальным базам данных структурных подразделений. При этом сами БД расположены, как правило, в самом подразделении. По установленным правилам данные из локальных баз данных структурных подразделений с некоторой задержкой во времени передаются на главный сервер для последующей их обработки и консолидации.

Отметим, что режим OLTP имеет существенные преимущества по сравнению с режимом off-line, поскольку вводимые в систему данные сразу становятся доступными всем подсистемам и сотрудникам хозяйствующего субъекта. Однако режим OLTP предполагает высокие затраты на его реализацию в связи с необходимостью использования более сложного программного обеспечения и качественных линий связи. При этом следует учитывать российскую специфику (слабость экономической системы, отсутствие устойчивой связи, неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и т.п.).

Развитие автоматизированных систем управления следует рассматривать в двух позиций: с позиций их собственного становления, а также с позиций кадровой обеспеченности.

Если представить историю становления автоматизированных систем управления в виде классической спирали развития, то каждый из её этапов можно ассоциировать с одним из витков, а конкретную систему автоматизации в этом контексте можно соотнести с некоторой точкой, лежащей на этой спирали. Стратегия поведения и инвестирования компаний-разработчиков программных продуктов, будучи спроецированная на такую виртуальную спираль, интерпретируется таким образом: увеличение в размерах точки соответствует либо максимальной доводки программного продукта, либо расширению функциональных его возможностей; движение по спирали или переход с витка на виток предполагает кардинальные изменения его структуры. В этой связи становится понятно, что инвестиции в программный продукт, которые ассоциируются с продвижением по спирали или с переходом на другой виток значительно превышают инвестиции по сравнению с расширением точки, ассоциируемой с добавлением функциональных возможностей программному продукту.

Развитые возможности импорта-экспорта данных необходимы современным автоматизированным системам управления для обмена данными с внешними приложениями (системами). В качестве данных могут выступать: текстовые файлы различных форматов (txt, doc, rtf и др.), базы данных (Oracle, Sybase, Paradox, Dbase и др.), данные электронных таблиц (Excel, Lotus 1-2-3 и др.), графические объекты, представленные в различных форматах (bmp, рсх, jpg, cdr и др.), данные в форматах сети Интернет. Механизм импорта-экспорта должен предоставлять пользователю обеспечивающие функции: автоматического контроля корректности транспортировки, устойчивой диагностики, ведения протокола ошибок и т. п.

Представляет практический интерес порядок выполнения работ, связанных с разработкой средств и систем, автоматизирующих предметную деятельность хозяйствующего субъекта, к рассмотрению которого и перейдем.

Последовательность работ по автоматизации деятельности хозяйствующего субъекта:

1. Предварительное исследование. Основная цель - определить потребителей услуг, основных программных продуктов и инструментальных средств.

2. Разработка новых принципов управления хозяйствующим субъектом: выявляются центры прибыли и затрат, определяются информационные и финансовые потоки, основные бизнес процессы по производству продуктов и оказанию разносторонних услуг, задаются индикаторы качества технологических операций, бизнес процессов, производимой продукции и т.п.

3. Разработка организационной структуры хозяйствующего субъекта, управляющей основными бизнес процессами: определяются полномочия с возможным их делегированием специалистам структурных подразделений низшего уровня, разрабатываются положения о подразделениях, должностные инструкции, закрепляются права и ответственность каждого сотрудника.

4. Определение последовательности выполнения работ. Выделение бизнес процессов и установление порядка их автоматизации с отработкой информационных потоков и элементов управления.

5. Переход к последовательной адаптации и модификации организационной структуры, системы управления и системы автоматизации хозяйствующего субъекта как системного компонента.

Приведем одну известную специалистам схему (рис. 2.1), компоненты которой дают наглядную интерпретацию о представлениях проекта его участниками.


 
 

 

 

Как видно из схемы заказчик проект видит иначе, чем исполнитель. Аналитик проект представляет исходя из собственного видения, но иначе чем заказчик и исполнитель. Программист реализует проект, руководствуясь своими соображениями. Бизнес – консультант имеет на проект свою точку зрения, отличную от других участников. Однако замысел проекта был тривиально прозрачным, тем не менее, разработчикам удалось внедрить нечто. К тому же оплата проекта осуществлялась по принципу разно великих волн. Что касается группы технической поддержки проекта, то его сотрудники себя излишне не утруждали. Остается один риторический вопрос: Что хотел заказчик, который так и остался без ответа.

Приведя эту поучительную историю в картинках (по материалам иностранных источников), перейдем к рассмотрению вопросов, касающихся собственно информационных систем.

 

Информационная система - по законодательству РФ - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационно-поисковая система – система, выполняющая функции: хранение больших объёмов информации; быстрого поиска требуемой информации; добавления, удаления и изменения хранимой информации; вывода информации в удобном для человека виде.

Различают следующие информационно-поисковые системы: автоматизированные; библиографические; диалоговые; документальные и фактографические.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления хозяйствующими субъектами, информационные системы подразделяют на автоматические и автоматизированные (рис. 2.2.).

Уточним понятия Автоматизация и Автоматизированная информационная система.

Автоматизация (automation) – а) использование каких-либо автоматических средств для реализации различных процессов; б) система мероприятий, имеющих своей целью повышение производительности труда индивидуума за счет передачи и выполнения его функций машинами и механизмами (программно-аппаратными средствами). Различают автоматизацию: производства, комплексную, программирования, проектирования, управления, обработки данных и т.п.

Автоматизированная информационная система (АИС) - это совокупность экономико-математических методов, разнообразных моделей, технических, программных средств автоматизации и технологий, будучи примененных к информации, а также специалистов, участвующих в процессе её переработки с целью подготовки и принятия управленческих решений.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают обязательное участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру как инструменту переработки сведений. Что касается принятия решений, то они остаются за специалистом. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизированной системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.016 с.)