Глава 1. Основные разновидности систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основные разновидности систем



Землянский А. А.

 

З-20 Информационные системы— М.: Центр оперативной полиграфии ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010 - 173 с. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

ISBN 5-9532-0167-2

 

 

Учебное пособие содержит основные положения информационных систем в соответствии с общеобразовательным стандартом по данной дисциплине. В него включены общие сведения по ИС, раскрыта сущность, рассмотрены фундаментальные категории, подробно изложен материал по компонентному составу, техническим и программным средствам реализации, что наглядно показано на схемах, приведенных по ходу изложения материала. Рассмотрены основные разновидности систем, в том числе экономическая система, система управления, информационная система. Подробно освящены автоматизированные информационные системы, применяемые в деятельности хозяйствующих субъектов. Детально изложены вопросы, связанные с автоматизацией предметной деятельности хозяйствующих субъектов средствами СУБД, а также на основе консолидированного электронного документооборота. Учебное пособие базируется на новейших разработках в данной области.

Для студентов, бакалавров, магистров и аспирантов сельскохозяйственных вузов экономических специальностей.

 

УДК 681.51(075.8)

ББК 32.81я73

 

ISBN 5-9532-0167-2

© А.А. Землянский, 2010

© Центр оперативной полиграфии ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010


Оглавление:

В В Е Д Е Н И Е.. 5

Глава 1. Основные разновидности систем.... 9

Общие положения. 9

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 11

1.2. CИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.. 16

1.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА.. 26

Глава 2. Автоматизированные информационные системы 60

2.1. Режимы работы автоматизированных систем управления: on-line и off-line. 72

2.2. Автоматизация управления. 83

2.3. Выбор программной платформы автоматизации.. 89

2.4. Эффективность автоматизированной системы.. 93

2.5. Некоторые преимущества автоматизации.. 94

Глава 3. Автоматизация предметной деятельности хозяйствующих субъектов... 97

3.1. Общие положения и этапы развития автоматизации.. 97

3.2. Автоматизация предметной деятельности.. 105

3.3. Обобщенная схема автоматизации предметной деятельности средствами СУБД 110

3.4. Автоматизация предметной деятельности хозяйствующего субъекта на базе консолидированного электронного документооборота.. 117

Список рекомендуемой литературы... 134

Перечень, наиболее часто употребляемых понятий.. 135


В В Е Д Е Н И Е

 

В настоящее время резко возрос интерес специалистов различных отраслей к проблемам использования возможностей информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в практическом приложении к той или иной предметной области.

Настоящее учебное пособие содержит основные положения информационных систем в соответствии с общеобразовательным стандартом по данной дисциплине. В него включены общие сведения по ИС, раскрыта сущность, рассмотрены фундаментальные категории, подробно изложен материал по компонентному составу, техническим и программным средствам реализации, что наглядно показано на приведенных схемах.

Курс "Информационные системы" базируются на знаниях студентов, полученных при изучении таких дисциплин, как «Математика», «Экономическая теория», «Информатика», «Экономика сельского хозяйства», «Организация производства и предпринимательства», «Анализ хозяйственной деятельности», «Логистика», «Моделирование социально-экономических процессов», «Планирование и прогнозирование». Он являются логическим продолжением дисциплин: «Информатика», «Системы управления базами данных и пакеты прикладных программ», «Системный анализ», «Менеджмент», «Контроллинг», «Маркетинг», «Экономический механизм управления».

Детально рассматриваются основные категории понятийного уровня по базовым разделам курса, что позволит студентам, бакалаврам и магистрам освоить профессиональную терминологию и легко адаптироваться к реальным условиям производственной информационной деятельности. Рассмотрены этапы эволюции информационных систем.

Учебное пособие состоит из трех глав: «Основные разновидности систем», «Автоматизированные информационные системы» и «Автоматизация предметной деятельности».

В главе 1 «Основные разновидности систем» изложены общие положения, приведено несколько трактовок категории «система», а также даны примеры разнообразных систем. Рассмотрен механизм функционирования системы. В связи с тем, что теория систем предполагает наличие внешней и внутренней моделей системы, приведены их формальные модели. Опираясь на базовые положения системного подхода, изложены основные разновидности систем: Экономическая система, Система управления и Информационная система, каждая из которых детально рассматривается и характеризуется. Изложены системный, процессный и ситуационный подходы к управлению экономической системой. Разобраны основные этапы разработки информационной технологии управления хозяйствующим субъектом. Дан перечень основных задач, решаемых в рамках информационной системы хозяйствующего субъекта. Описано соотношение информационной системы и информационной технологии, а для ИС приведена ее структура, каждый компонент которой содержательно раскрыт. Выполнена классификация информационных систем по признаку структурированности задач. Пояснены типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач. Приведена классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления. Рассмотрены типы информационных систем в зависимости от функционального признака с учетом уровней управления и квалификации специалистов. Дано несколько вариантов понятия стратегия и рассмотрена стратегическая информационная система. Приведена схема классификации информационных систем по разным признакам.

Вторая глава «Автоматизированные информационные системы» начинается с рассмотрения основных вех становления и разработки средств автоматизации управления. Дано визуализированное представление проекта каждым из его участников. Рассмотрена схема на базе конкретных мероприятий с указанием наиболее характерных этапов реализации проекта. Приведены требования, которым должен удовлетворять комплекс методических и инструментальных средств проектирования и автоматизации процесса управления организации, а наиболее значимые из них пояснены. Кроме того, рассмотрена эффективность автоматизированной системы и некоторые преимущества автоматизации хозяйствующих субъектов. Подробно охарактеризованы режимы работы автоматизированных систем управления on-line и off-line. Рассмотрена последовательность этапов стратегии разработки информационной системы и ее схема. В третьей главе детально изложены этапы развития средств автоматизации; показана собственно автоматизация предметной деятельности по основным направлениям функционирования хозяйствующих субъектов; приведена обобщенная схема автоматизации предметной деятельности средствами СУБД; рассмотрена автоматизация предметной деятельности хозяйствующего субъекта на базе консолидированного электронного документооборота. Описана по шагам последовательность работ по автоматизации деятельности хозяйствующего субъекта, а также рассмотрены вопросы автоматизации управления организации.

Полученные в процессе изучения курса теоретические знания и практические навыки позволят значительно расширить возможности студентов, бакалавров, магистров и аспирантов в области использования информационных систем в своей производственной деятельности, они будут полезны при освоении комплекса специальных дисциплин: "Организация сельскохозяйственного производства", “Управление АПК”, а также при написании квалификационных работ, разработке дипломных проектов с применением инструментальных средств и ПК. Данный материал является базой, на которой строятся передовые корпоративные информационные системы, обеспечивающие и поддерживающие принятие комплексных решений, позволяющие эффективно функционировать хозяйствующим субъектам в условиях рыночных отношений и жесткой конкурентной среды.

Учебное пособие содержит достаточное количество практического материала и примеров, которые иллюстрируют основные теоретические положения излагаемых вопросов.

Основу учебного издания составляют материал практических разработок и лекции, которые читались автором студентам очной, очно - заочной (вечерней) и заочной форм обучения. Отдельные разделы могут быть рекомендованы при изучении курсов: "Информатика”, “Алгоритмизация и программирование", "Вычислительные системы и сети", "Автоматизированная обработка экономической информации". Кроме того, некоторые темы можно использовать в специальных курсах, связанных с изучением баз данных и систем управления ими.

Материал учебного издания рассчитан на студентов, бакалавров и магистров экономического профиля, обучающихся по специальностям: «Экономика и управление предприятиями АПК», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Прикладная информатика в экономике». Учебное пособие будет полезно аспирантам, слушателям факультета повышения квалификации и лицам, решившим самостоятельно овладеть основами информационных технологий и информационных систем, а также позволит расширить свои профессиональные навыки в реализации практических задач с использованием современных подходов к построению систем электронной обработки данных.

 

 

 

Общие положения

Категория «система» является фундаментальной. В связи с этим обстоятельством напомним несколько ее трактовок.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Система (от греческого systema) означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Система рассматривается как некоторая конечная совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Система - это целое, которое больше составляющих его частей.

Система рассматривается как некоторый связный триплет: объект – свойства – отношения.

Известно, что системы значительно различаются между собой как по составу, так и по главным целям. С учетом приведенных толкований термина «система» в табл. 1.1 приведены разнообразные примеры систем, состоящих из различных элементов и направленных на реализацию неодинаковых целей.

Примеры разнообразных систем

Система Элементы системы Цель системы
Компьютер Программно-аппаратные средства и периферийные устройства Обработка информации
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение, протоколы и др. Транспортировка информации
Хозяйствующий субъект Здания, оборудование, ресурсы, специалисты, технологии и др. Производство благ (товаров/ услуг)

 

Для системы характерны следующие основные свойства: сложность; делимость; целостность; многообразие элементов и различие их природы; структурированность.

 

Механизм функционирования системы — совокупность правил, законов, процедур и т.д., регламентирующих взаимодействие ее участников: управляющего органа (центра) и управляемых субъектов (активных элементов). Составной частью механизма функционирования является механизм управления активных систем, то есть правила принятия управленческих решений центром.

 

 


В целях лучшего понимания дальнейшего изложения материала приведем ряд понятий, которые активно применяются, а другие категории будем вводить по ходу рассмотрения вопросов.

Теория систем предполагает наличие внешней и внутренней моделей системы. В связи с этим, рассмотрим формальные представления этих моделей.

Внешняя модель системы (ВМС) формально изображается таким образом:

ВМС (вход, УВВС, ресурсы, ППВВ, выход),

Где: УВВС - управляющее воздействие внешней среды, ППВВ - процесс преобразования входа в выход.

Внутренняя модель системы (ВНМС) описывает свойства, поведение и связи между объектами и выглядит следующим образом:

ВНМС (ПРО, ОБСВ, ФОБ, ОТН),

где ПРО – предметная область, ОБСВ – объекты и их свойства, ФОБ – функции (поведение) объектов, ОТН – связи между объектами.

РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМ

Напомним, что системный подход позволяет выделять и описывать различные системы, выстраивать их иерархии, но, кроме того, он дает возможность системы конструировать, изменять, разрушать, объединять друг с другом, развивать и так далее.

Опираясь на базовые положения системного подхода, остановимся на основных разновидностях систем, к которым относятся: Экономическая система, Система управления и Информационная система. Рассмотрим каждую из названных систем более детально.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 
Экономическая система – это сложная система, состоящая из совокупности подсистем, для выявления которых чаще всего используется структурная декомпозиция.

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в государстве совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ (товаров и/или услуг).

Цель функционирования экономической системы рассмотрим исходя измакро и микро уровней:

макро уровень – приумножение национального богатства за счет непрерывного роста ВВП;

микро уровень – увеличение прибыли хозяйствующих субъектов (организация и/или предприятие), производящих и реализующих востребованные блага.

Рассмотрим две весьма значимые категории экономики, в рамках которых реализуются материальные блага, а также услуги. К ним относятся: Организация и Предприятие.

Организация — это специфическая форма осуществления людьми определенной совместной деятельности, результатом которой является некоторое благо (материализованный продукт, интеллектуальный продукт и/или услуга).

Организация - осознанно координируемое социальное образование, которое действует в определенных границах и функционирует на относительно постоянной основе для достижения цели с учетом определенной миссии.

Под словами «осознанно координируемое» следует понимать управление. «Социальное образование» предполагает наличие отдельных людей или их групп, находящихся в обусловленных отношениях между собой. При этом мотивы и характер отношений членов организации определяются целями её функционирования, а сами цели проистекают из содержания различных видов деятельности. Следовательно, при смене содержания деятельности, должна измениться и организационная структура хозяйствующего субъекта.

 

Организация - это не только множество департаментов, отделов, цехов и групп, а, прежде всего, совокупность разнообразных бизнес процессов, вокруг которых выстраивается работа членов данного социального образования.

Предприятие — это форма организации производительных сил, подразумевающая их совместное функционирование в едином производственном процессе, в результате которого образуется новая стоимость и/или новое благо.

В рамках постиндустриального информационного общества (иногда используют термин - сетевая экономика) практикуется употреблять такое понятие, как виртуальное предприятие.

Виртуальное предприятие - это сетевая, компьютерно опосредованная организационная структура, состоящая из неоднородных взаимодействующих агентов, расположенных в различных местах. Агенты виртуального предприятия разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации, аутсорсинга[1], телекомьютинга[2] и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.

Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся человеческих, организационно-методических и технологических ресурсов различных предприятий и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. В таком предприятии осуществляется интенсивное взаимодействие специалистов и подразделений различных предприятий с помощью новейших информационных, коммуникационных и организационных технологий. Это взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации партнеров, а в конечном итоге, конкурентоспособность производимой ими продукции.Понятие виртуального предприятия является полностью ориентированным на заказчика, так как его основные характеристики - быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения потребностей клиента. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий - партнеров вокруг некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности.

Виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим делом, независимо от их физического местонахождения, в реальном времени или отсроченном режиме. Они (и предприятия, и люди) могут быстро реагировать на изменения рынка при критически низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса.

 
Виртуальное предприятие - это новая форма экономических организаций. Оно представляет собой группу экономических субъектов, объединяющих свои силы для предоставления определенной услуги, которая традиционно предоставлялась одним предприятием. Такая возможность, в конечном итоге, серьезно влияет на стратегии развития, как всей экономики, так и отдельных предприятий.

Таким образом, организации, предприятия и виртуальные предприятия следует рассматривать как основу любой экономической системы, где производятся материальные, духовные и интеллектуальные блага.

 

Отметим, что в рамках экономической системыв соответствии с международной практикой, выделяют следующие функциональные области: маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снабжение, производство, сбыт, финансы, персонал.

Функциональные области экономической системы теснейшим образом связаны с предметной областью. В свою очередь, предметная область характеризуется перечнем объектов и описывается их свойствами, методами, связями.

Количественная характеристика свойств объекта – экономические показатели, изменения значений которых происходит в результате функционирования объекта и определяется поведением данного объекта и системы в целом. На систему воздействует внешняя среда и ограниченность ресурсов. Между объектами и их свойствами устанавливаются информационные связи. Ограничение ресурсов вызывает необходимость управления системой.

Структурный системный анализ производится с целью определения бизнес структуры экономической системы.

Бизнес структура – это совокупность функциональных областей, деятельность которых обеспечивает достижение цели функционирования экономической системы в целом.

Время производства продукта – это время, затраченное на производство одной единицы продукта, которую необходимо реализовать и по этой причине ее принято называть единицей товара.

Потребление ресурсов также происходит в соответствии с этой единичной величиной.

Первичные ресурсы. В данном контекстепервичные ресурсы следует рассматривать не как вид ресурсов, а как способ их потребления. Если предприятие потребляет ресурс в соответствии со временем его производства, то такой ресурс является для него первичным, а предприятие не может начать производственный цикл, если ему не хватает хотя бы одного первичного ресурса.

Вторичные ресурсы — это ресурсы, которые потребляются примерно в шесть раз медленнее, чем первичные. Хозяйствующий субъект для своего продуктивного функционирования может использовать несколько вторичных ресурсов, а может обходиться и без них. Вторичные ресурсы являются необязательными для производства.

Конечные потребители

Данная категория потребителей создает спрос на то или иное благо. При этом конечные потребители ничего не производят и потребляют все ресурсы как вторичные.

Цикл производства

Время, за которое предприятие производит некоторое количество продукта (товара) и потребляет определённое количество ресурсов. В соответствии со временем цикла производства вычисляется количество потребляемых ресурсов и производимого товара за цикл.

Рассмотрев общие положения категории «экономическая система» и ее основные компоненты, приведем еще две трактовки этого понятия.

 

 
Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства, в том числе и информационных ресурсов.

Экономическая система - сложившаяся в государстве система экономических отношений и институтов, которые определяют общий облик, характер функционирования, взаимодействия и воспроизводства объектов хозяйствования (отраслей, предприятий, хозяйственных структур, домохозяйств и др.), обеспечивающих производство, реализацию продукции и услуг в соответствии с потребностями общества (отдельных индивидуумов) и складывающимся спросом.

Экономические системы могут классифицироваться по самым разнообразным признакам. Например, можно выделять:

централизованные и децентрализованные,

социалистические и капиталистические,

планово - директивные и рыночные, и др.

При этом рыночные экономические системы можно рассматривать как многочисленные их разновидности, отражающие особенности применяемых принципов (системы, базирующиеся на теориях кейнсианства, монетаризма, общественного выбора; концепции спроса и предложения и т. п.).

Дополним возможные варианты интерпретации экономических систем, еще одним понятием - экономическая информационная система.

 

Дальнейшее изложение материала посвятим еще одной разновидности систем - это система управления.

 

CИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Напомним значение некоторых принципиальных понятий:

Управление: а) процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого с целью его организации функционирования по заданной программе (схеме, технологии); б) под управлением будем понимать принудительное и обусловленное поведение субъекта и/или объекта.

Управление ситуационное – метод управления сложными организационными системами, для которых не удается разработать математическую модель описания объектов и процессов в виде классической модели, основанный на идеях теории искусственного интеллекта, включающий представление знаний об объекте и способах управления им на уровне логико-лингвистических моделей и использующий принципы обучения, обобщения и дедуктивных систем.

Бизнес-процесс - это формализованное описание заданного набора управленческих процедур, включающее выполняемые этим набором функции, используемые им данные, а также состав и взаимоотношения затрагиваемых им организационных единиц.

 

 

Концепция бизнес - процесса возникла в противовес преобладающей в современной практике функциональной организации хозяйствующих субъектов.

Бизнес-процесс схематично можно представить в виде последовательности операций (работ, функций), выполняемых отдельными сотрудниками с использованием той или иной информации (документов, данных из баз данных, сообщений электронной почты и т.д.) и в соответствии с некоторыми правилами, которые диктуют порядок выполнения работы, определяют маршруты движения документов, сроки выполнения отдельных функций.

Разделение труда в сфере управления способствует выделению и обособлению однородных работ по функциям управления, а их интеграция приводит к сосредоточению таких работ в самостоятельных подразделениях аппарата управления, каждому из которых присущи «свои» бизнес процессы. В настоящее время работников аппарата управления можно разделить на три основные группы: руководители, специалисты и исполнители. Эти категории персонала управления отличаются ролью в процессе функционирования объекта, целями и задачами своей деятельности, характером выполняемых функций, а также бизнес процессами и т.д. В качестве иллюстрации в табл. 1.2 приведены данные, характеризующие особенности трудовой деятельности основных категорий персонала управления с указанием затрат рабочего времени.

Интеллектуальные компоненты

Основными интеллектуальными компонентами любой информационной системы является математическое и программное обеспечение.

Математическое обеспечение рассматривается как совокупность математических методов, моделей и приемов, используемых при постановке реализуемых задач в рамках конкретной информационной системы.

Программное обеспечение - совокупность средств описания и построения алгоритмов, множество формальных языков и инструментальных средств, привлекаемых при разработке программных продуктов, с помощью которых реализуются поставленные задачи, а также поддерживается устойчивое функционирование технических средств.

К средствам математического обеспеченияотносят:

· средства моделирования процессов управления;

· математические постановки типовых задач управления;

· методы классической математики, методы математического программирования, методы математической статистики, исследование операций, нечисловую (нечисленную) математику и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также их техническая документация.

К общесистемномупрограммному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они расширяют функциональные возможности компьютеров, обеспечивают контроль и управление процессом обработки данных.

Специальноепрограммное обеспечение рассматривается как совокупность программ, разработанных для поддержки продуктивного функционирования конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности и отражающие функционирование реального хозяйствующего субъекта.

Техническая документация на разработку программных средств содержит постановку задачи, ее детальное описание, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель и набор контрольных примеров.

Организационное обеспечение представляется совокупностью методов, средств и соответствующей документации, регламентирующей взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления хозяйствующим субъектом, на котором предполагается использование информационной системы;

· выявление перечня задач, подлежащих автоматизации и/или информатизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности функционирования системы управления.

Эргономическое обеспечение – совокупность мероприятий, нацеленных на создание и поддержание комфортных условий на каждом рабочем месте сотрудника и в рамках всей организации.

Кадровое обеспечение – наличие специалистов различного профиля, уровня подготовки и квалификации, занятых во всех процессах различных видов предметной деятельности хозяйствующего субъекта.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, законов и подзаконных актов, определяющих создание, юридический статус, функционирование информационных систем и информационных ресурсов, регламентирующих порядок получения, преобразования, транспортировки, реализации и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является неукоснительное соблюдение законности, нормативных и подзаконных актов, а также механизмов их реализации.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение функционирования информационной системы определяет:

· ее статус;

· права, обязанности и ответственность каждого специалиста;

· правовые положения соответствующих видов процесса управления;

· порядок создания и использования информации и др.

Приведем табл. 1.4, где перечислены основные этапы разработки и проектирования информационных систем без дополнительных пояснений.

Интерфейсное обеспечение – совокупность различного уровня интерфейсов, которые способствуют взаимодействию разнообразного рода объектов друг с другом (программ, устройств, компонентов информационных систем, пользователей и т.п.) в допустимом их сочетании.

Инструменты позиционирования и визуализации – программные средства, обеспечивающие удобное расположение результатов и их наглядное восприятие без дополнительной обработки.

Хранилище информации - предметно-ориентированный, интегрированный, неизменчивый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для целей актуальной поддержки управления.

IS (SI, С, INT)

Здесь: С - исполнитель, в качестве которого чаще всего подразумевают аппаратно-программные средства, включая и персональный компьютер; INT - полифункциональный интерфейс, понимаемый в широком смысле.

Содержательная сторона категории «информационная система» на понятийном уровне представлена ее компонентами на рис.1.3.

 

 

 


Рис. 1.3. Компоненты информационной системы (содержательный аспект)

 

Отметим, что информационная система, как правило, теснейшим образом связана с экономической системой, а также с той или иной организационной системой и ее системой управления.

Основными принципами компьютерной информационной технологии являются: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интеграция (стыковка, взаимосвязь) программных средств; гибкость изменения задач и данных.

Цель создания информационной системы – информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. Структура информационной системы, цели и задачи ее создания соответствуют стратегическим целям и задачам деятельности предприятия.

Внутренняя структура информационной системы (ВСИС) описывается следующим образом: предметная область (ПРО), объекты, их свойства и поведение (ОБСВ), функции и формы объектов (ФОБ), связи между объектами (ОТН):

ВСИС (ПРО, ОБСВ, ФОБ, ОТН).

Предметная область определяется функциональной областью экономической системы. В пределах предметной области существуют объекты, обладающие некоторыми свойствами. Объекты, их свойства, а также связи между ними образуют информационную базу.

Информационная база - совокупность данных, реализованная в соответствии с моделью данных: сетевой, иерархической, реляционной или объектно-реляционной.

Принципиально различают два подхода к определению информационной структуры: собственно структурный и объектно-ориентированный. С позиции структурного подхода, свойства и поведение объектов являются независимыми. С позиции объектно-ориентированного подхода, свойства и поведение заключены в самом объекте, и моделируются совместно.

Организационная структура влияет на информационную структуру, поскольку определяет предметную область, объекты, связи между ними и функции. С другой стороны, информационная система оказывает влияние на организационную структуру, поскольку, в дополнение к управленческим задачам, формирует задачи по обслуживанию информационной системы и делегирует полномочия по их исполнению.

Для завершенности изложения материала по информационным системам приведем трактовку категории «сетевая информационная система», которую будем использовать в дальнейшем.

Сетевая информационная система (СИС) - система, основными компонентами которой являются: аппаратные средства; коммуникационное оборудование; операционная система, поддерживающая функционирование СИС; инструментальные и программные средства; специалисты соответствующего профиля и уровня компетенции.

Отметим, что основные компоненты, присущие СИС, нами были рассмотрены раньше.

ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления ее применяют?

На рис. 1.4 показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала.

 

 


Рис. 1.4. Типы информационных систем

 

Из него видны возможные варианты классификации информационных систем в зависимости от классификационного признака, в качестве которого может быть выбран один из трех: уровень управления (стратегический, тактический, оперативный), квалификационный (топ менеджеры, мен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.107 с.)