Лекция 5: Общая система классификации информационных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5: Общая система классификации информационных систем.



5.1. Общая система классификации информационных систем.

5.2. Классификация ИС по структурированности решаемых задач.

5.3. Классификация ИС по функциональному признаку.

5.4. Структурно-функциональная схема экономической информационной системы.

Лекция 6: Классификации информационных систем по уровням управления.

6.1. Уровни управления информационных систем.

6.2. Стратегический (первый) уровень управления

6.3. Тактический (второй) уровень управления

6.4. Оперативный (третий) уровень управления.

6.5. Управленческие учетные функции.

 

Тема 4. Информационные системы в фирме

Лекция 7: Применение информационных систем.

7.1. Информационные системы офисной автоматизации.

7.2. Информационные системы в организации.

Лекция 8: Качество информационной системы

8.1. Качество информационной системы.

8.2. Надежность информационной системы.

8.3. Достоверность информационной системы.

8.4. Безопасность информационной системы.

8.5. Эффективность информационной системы.

Лекция 9: Компьютерная графика в информационной системе.

9.1. Что такое компьютерная графика, ее виды, их особенности и отличия.

9.2. Основные понятия компьютерной графики: разрешение экрана, принтера и

изображения. Цветовое разрешение и цветовая модель. Модели: RGB, CMYK и

HSB. Цветовая палитра.

9.3. Форматы файлов компьютерной графики.

9.4. Графический редактор CorelDRAW, состав и функции элементов окна редактора.

Лекция 10: Банки и базы данных информационных систем.

10.1. Фактографические и документальные информационные системы.

10.2. Банки данных.

10.3. Базы данных, модели данных.

10.4. Структурные элементы реляционной базы данных

10.5. Системы управления базами данных (СУБД).

10.6. СУБД MS Access.

 

Лабораторный практикум

1. Лабораторная работа № 1 Система управления базами данных (СУБД) Access

2. Лабораторная работа № 2 Автоматизированная информационная система электронного архива Евфрат.

3. Лабораторная работа № 3 Справочно-правовая система (СПС) ГарантМаксимум

4. Лабораторная работа № 4 Справочно-правовая система (СПС) КонсультантПлюс.

5. Лабораторная работа № 5 Графический редактор CorelDRAW.

6. Лабораторная работа № 6 Автоматизированная информационная система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) Terrasoft CRM.

7. Лабораторная работа № 7 Управление проектами в инструментальной среде Microsoft Project 2003.

 

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Информационные системы».

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..

 

 

 


 

Тема 1. Основные понятия об информационных системах

Лекция 1

 

Введение в информационные системы

 

  1. Понятия информации, информационной системы, информационных технологий.
  2. Этапы развития информационных систем.

3. Информатизация и компьютеризация общества. Информационные ресурсы, продукты и услуги в информационном обществе.

  1. Процессы, обеспечивающие работу информационных систем. Структурная схема процессов в информационной системе.

5. Основные понятия и особенности экономических (бизнес) информационных систем.

 

1.1.Понятия информации, информационной системы, информационных технологий

 

Определение информации:

Информация – это любые сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

 

Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

 

Данными называется формализованная информация, предназначенная для последующей обработки, хранения и передачи техническими средствами / 1 /.

 

Следует заметить, что приведенное определения информации и данных не являются общепринятыми. Так, например, в учебнике С.В. Симоновича / 2 /, предлагается начальным понятием считать данные – как зарегистрированные сигналы от объектов внешнего мира, а информацию как продукт взаимодействия данных и методов их обработки.

 

Независимо от определения, даваемого информации, для потребителя наибольшую важность имеет адекватность информации.

 

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Различают три формы адекватности информации:

· Синтаксическую (структурную) адекватность;

· Семантическую (смысловую) адекватность;

· Прагматическую (потребительскую) адекватность.

 

Для измерения информации вводятся два параметра:

количество информации I и объем информации V.

· Для синтаксической информации мерой являются объем информации, измеряемый в битах (килобитах, мегабитах), и количество информации, измеряемое степенью уменьшения энтропии (степени неопределенности состояния объекта) в результате получения информации.

· Мерой семантической информации является изменение тезауруса (знаний об объекте) в результате получения информации. Тезаурус – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система относительно определенного объекта или явления. Изменение тезауруса можно определить как произведение объема полученных данных и коэффициента содержательности этих данных для конкретного пользователя, определяемого его тезаурусом.

· Прагматической мерой информации (степенью полезности) является ожидаемый экономический эффект, который может быть достигнут в результате использования полученной информации.

 

Основные качества информации:

  1. Репрезентативность (правильность);
  2. Содержательность;
  3. Достаточность (полнота);
  4. Доступность (понятность пользователю);
  5. Актуальность (своевременность);
  6. Точность;
  7. Достоверность;
  8. Устойчивость.

 

 

Определение системы:

Системой называют любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

 

Определение информационной системы:

Информационная система (ИС) – это система, принимающая, организующая, хранящая, преобразующая и передающая информацию в соответствии с потребностью пользователя.

 

Определение информационной технологии:

Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий методы и средства реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации.

 

Можно привести несколько примеров систем разного уровня:

  • Большая интегральная схема (БИС), состоящая из миллионов транзисторов, выполняющая различные логические операции;
  • Компьютер, состоящий из набора интегральных схем и других электронных элементов, предназначенный для обработки информации;
  • Информационная система, включающая компьютеры, программное обеспечение, операторов в качестве составных элементов системы, целью которой является получение требуемой информации из набора исходных данных;
  • Предприятие, элементами которого можно считать работников, оборудование и материалы, используемые для производства продукции;
  • Корпорация, элементами которой являются предприятия, фирмы, офисы и т.д., целью которой является развитие определенной отрасли и т.д.

 

1.2. Этапы развития ИС.


Этапы развития информационных систем определяются несколькими факторами, главными из которых являются:

· Технический уровень вычислительной техники;

· Усложнение управления производством, вызванное укрупнением и интеграцией производственных предприятий в корпорации;

· Рост конкурентной борьбы в мировом масштабе.


Эти процессы наглядно демонстрирует таблица, взятая из /1/.


1.3. Информатизация и компьютеризация общества. Информационные ресурсы, продукты и услуги в информационном обществе

Информационный кризис: противоречие между огромным объемом информации в мире и ограниченными возможностями человека породил необходимость перехода от общества индустриального к информационному обществу.

Для индустриального общества характерно наличие следующих видов ресурсов: материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы. В информационном обществе дополнительно появляется новый вид ресурсов – информационные ресурсы, роль которых стремительно возрастает.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Для информационного общества характерны следующие черты:

1. Решение проблемы информационного кризиса.

2. Приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

3. Главная форма развития – информационная экономика.

4. Автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью ИС и ИТ.

5. ИТ приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.

6. Формирование информационного единства всего человечества.

7. Реализация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Наряду с положительными моментами в информационном обществе прогнозируются и опасные тенденции:

1. Все большее влияние на общество средств массовой информации, позволяющее манипулировать сознанием людей.

2. Информационные технологии позволяют проникать в частную жизнь людей и организаций и разрушительно влиять на нее.

3. Появляется проблема отбора достоверной информации.

4. Возникает и постоянно увеличивается разрыв между информационной элитой и остальным населением.

Несмотря на перечисленные опасности в мире информатизация общества происходит все более быстрыми темпами.

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов разных уровней: международных, государственных, региональных, фирменных и т.д.

Информационный потенциал общества складывается из информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Информационные ресурсы – это отдельные документы, документы и массивы документов в ИС (библиотеках, архивах, фондах, банках и базах данных и других ИС), т.е. включают все системы хранения и накопления знаний. Информационные ресурсы

Информационный продукт – это результат интеллектуальной деятельности, представленный в виде совокупности данных, сформированной производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационные продукты распространяются с помощью информационных услуг.

Информационные услуги – это получение и предоставление в распоряжение пользователей информационных продуктов.

 

Рынок информационных продуктов и услуг можно представить в виде нескольких секторов:

· Деловая информация: статистическая, коммерческая, биржевая, финансовая.

· Потребительская информация: информационное обслуживание, новости и литература, развлекательная информация (игры).

· Специальная информация: профессиональная, научно-техническая, первоисточники.

· Обеспечивающая информация: программные продукты, технические средства, готовые информационные системы.

· Обучающая информация: школьная, вузовская, дополнительного образования и профессиональной переподготовки.

Результатом развития информационных систем явилось создание индустрии информатики, в которой в настоящее время заняты тысячи фирм и десятки миллионов работников.

1.4. Процессы, обеспечивающие работу ИС.

 

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков (рис. 1.1.):

· ввода информации из внешних или внутренних источников;

· обработки входной информации и представление ее в удобном виде;

· вывода информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

· обратной связи — для информации, переработанной работниками данной организации и направляемой для коррекции входной информации.

Рис.1.1. Процессы в информационной системе.

 

Для информационной системы характерны следующие свойства:

 

· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

· информационная система является динамичной и развивающейся;

· при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

· выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

· информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

 

Структурно-функциональная схема экономической информационной системы управления предприятием представлена на рис.1.2.

 

Модели и алгоритмы
Формирование отчетов
Решение возникающих проблем

 

Рис. 1.2. Блок-схема экономической информационной системы.

 

Главным элементом информационной системы управления является блок решения повторяющихся задач. Этот блок включает целый ряд контуров управления деятельностью предприятия:

· основное производство,

· вспомогательное производство,

· маркетинг,

· бизнес-процессы,

· финансовая деятельность,

· логистика,

· делопроизводство,

· бухгалтерия и отчетность, и некоторые другие, которые зависят от специфики предприятия.

 

Блок решения возникающих проблем в системе поддержке решений также включает целый ряд методов и специализированных информационных систем:

· методы инжиниринга,

· методы реинжиниринга,

· методы контроллинга,

· системы искусственного интеллекта (экспертные системы, нейросетевые и генетические системы, системы с нечеткой логикой и т.д.).

При этом для решения проблем принятия решений используются различные модели и алгоритмы, расчет по которым позволяет провести сравнительный анализ и выбрать оптимальные варианты.

 

При описании экономической ИС был использован ряд терминов и понятий, которые применяются в экономике. Поэтому далее приведен список некоторых терминов с краткими пояснениями.

Бизнес–процесс – целостное описание основных видов деятельности организации и их проекция на организационные структуры с учетом взаимодействия во времени.

Бизнес-инжиниринг – выполнение комплекса проектировочных работ по разработке методов и процедур управления бизнесом, когда улучшение финансового положения организации достигается без изменения принятой структуры.

Бизнес-реинжиниринг – выполнение комплекса проектировочных работ по разработке оптимальных методов и процедур управления бизнесом, когда улучшение финансового положения организации достигается за счет комплексной оптимизации структуры и функций организации.

Контроллинг – совокупность методов и средств реализации задач стратегического и оперативного контроля в системе управления с целью решения стратегических задач организации.

Логистика – системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами, а также финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии.

Единое информационное пространство – совокупность методических, организационных, программных, технических, телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа специалистов.

 

1.5. Преимущества внедрения информационных систем в

сферу управления и бизнеса

 

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:

 

· структурированность решаемых управленческих задач;

· уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;

· принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

· вид используемой информационной технологии.

 

 

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

 

Внедрение информационных систем может способствовать:

 

· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

· обеспечению достоверности информации;

· замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

· совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

· уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

· предоставлению потребителям уникальных услуг,

· отысканию новых рыночных ниш;

· привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

 

 

Создание и использование информационной системы для любой

организации должны быть нацелены на решение следующих задач.

 

1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме — эффективный

бизнес; в государственном предприятии — решение социальных

и экономических задач и т.п.

 

2. Информационная система должна контролироваться людьми,

пониматься и использоваться ими в соответствии с основными

социальными и этическими принципами.

 

3. Система должна использоваться для производства достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

 

Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации — структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

 

Существует взаимозависимость между стратегией, правилами,

процедурами организации и аппаратной, программной,

телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому

очень важно на этапе внедрения и проектирования информационных

систем активное участие менеджеров, определяющих круг

предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей

предметной области.

 

Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они

могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия

использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными.

Внедрение информационных систем связано с необходимостью

автоматизации функций работников, а значит, способствует их

высвобождению. Могут также последовать большие организационные

изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий

фактор и выбрана неправильная социальная и психологическая

политика, могут проходить трудно и болезненно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.079 с.)