Материальная культура Чечни (конец 19-начало 20 в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальная культура Чечни (конец 19-начало 20 в.)



К концу 19 в. и начала 20в. происходят значительные изменения в материальной культуре и быте чеченцев, что нашло отражение в типах поселений и жилищ, в одежде и даже в рационе питания. Наряду с традиционными турлучными и каменными саклями с плоской земельной крышей в Чечне стали появляться большие благоустроенные дома из камня, обработанного под кирпич, с большими окнами и дверями, с хозяйственными постройками. Такие дома строили зажиточные чеченцы Внутри жилищ также появляются новые предметы: керосиновая лампа, настольные зеркала, металлические кровати и т.д. Оживление культурного обмена начинает постепенно проявляться и в питании чеченцев, наряду с традиционными блюдами в чеченских семьях начинают готовить щи и бощи. Продолжают развиваться и совершенствоваться традиционные ремесла – деревообработка, кузнечное ремесло, выделка изделий из шерсти и кожи, ювелирное дело. Развивались ремесла и кустарные промыслы, среди которых высокой степени совершенства достигло изготовление различных видов холодного оружия.. Производилось в Чечне и огнестрельное оружие – ружья и пистолеты,. Горское ружье отличалось легкостью, длиной ствола, маленьким прикладом и особым устройством прицела Как холодное, так и огнестрельное оружие горцев обычно украшалось узорной резьбой, серебряной и золотой насечкой. Произведенное чеченцами оружие охотно покупали казаки и русские офицерыПродукция земледелия, скотоводства и изделия кустарных промыслов чеченцев шли не только на собственное потребление, но и на продажу, в том числе на внешние рынки. Из Чечни вывозили кукурузу, пшеницу, мед, фрукты, шерсть, глиняную и медную посуду, холодное и огнестрельное оружие. Ввозили же в основном железо, мануфактурные ткани, металлическую домашнюю утварь. Свободная торговля русских с горцами на пограничной линии, в том числе и с чеченцами, была запрещена. Все торговые операции должны были проходить под контролем государственных чиновников, которые следили за тем, чтобы к горцам не попадали товары военного характера

44. Устное народное творчество и литература чеченцев.

Фольклор чеченцев состоял из песен, сказок, преданий, сказаний, пословиц, поговорок и геройко-исторических песен. Главную роль в чеч.фольклоре играют геройко-исторические песни – илли. Они возникают в 16-19 вв в период войны за землюна равнине и независимость. «песня о БейбулатеТаймиеве», «АдинСурхо», «ДжуминАкхтола», «МадинЖ!аьммирза», «Разгром Дади-юрта». Впервые в 1848 г в газете «Кавказ» бацбиецИ.Цискаро напечатал в переводе на русский язык «Тушино-чеченские песни». Основоположником чеченcкой советской литературы стал С. С. Бадуев, автор первой чеченской повести «Голод», в конце 1920-х — начале 1930-х годов им были написаны различные рассказы, пьесы и роман посвящённый проблеме эмансипации женщин — «Петимат». Широкую известность в эти годы приобрело творчество поэтов и писателей С. А. Арсанова (роман «Два поколения»), Ш. Айсханова, А. Дудаева, А. Ш. Мамакаева, М. А. Мамакаева, Н. Музаева, А. Нажаева, Х. Ошаева, И.-Б. Саркаева и других. В период сталинских репрессий был нанесён огромный ущерб развитию чеченской литературы — в отношении талантливых литераторов были возбуждены многочисленные дела по обвинению в контрреволюционной деятельности, а во время депортация чеченского народа (1944-1957 годы) была прекращена публикация произведений на чеченском языке. После возвращения основной массы чеченцев из ссылки, в период 1960-х — 1980-х годов, в чеченской литературе начинает главенствовать проза, прежде всего исторический роман — «Когда познается дружба» (С. А. Арсанов), «Мюрид революции», «Зелимхан» (М. А. Мамакаев), «Республика четырех правителей» (Ш. Окуев), «Долгие ночи», «Молния в горах» (А. А. Айдамиров), «Пламенные годы» (Х. Ошаев). Современной проблематике посвящены повести и романы Н. Музаева, М. Мусаева, Д. Дадашева, У. Ахмадова, Х. Саракаева и других, заметным явлением стала поэзия А. Ш. Мамакаева, Н. Музаева, З. Муталибова, Х. Эдилова и других. Большой вклад в чеченскую драматургию внесли Х. Хамидов, Х. Ошаев, М. Мусаев, Н. Музаев, Б. Саидов, У. Ахмадов, Л. Яхъяев, Р. Хакишев и другие. В начале 1990-х годов увидел свет роман М. Сулаева «Горы слышат, но молчат», посвященный трагической теме депортации чеченского народа.

 

45. Здравоохранения и лечебное учреждение Чечни в 19-нач.20вв.

В Терской области в конце 19 столетия гражданского медицинского обслуживания местных жителей практически не существовало. Хотя население и пользовалось услугами традиционной медицины, но потребность в современном медицинском обслуживании также была велика. Во время Кавказской войны Шамиль не препятствовал горцам лечиться у русских докторов. В государственном совете имама был специальный отдел, который занимался борьбой с эпидемиями и лечением раненых, их социальным обеспечением и возвращением в строй. Первоначально на Грозненских нефтяных промыслах для оказания первой медицинской помощи были открыты приюты, а затем и амбулатории – для приходящих больных. В этих первичных медицинских учреждениях имелись аптечки, из которых больным выдавали лекарства бесплатно. Со временем обложения нефтепромышленников попудным сбором на нужды отрасли, устройство больниц на нефтепромыслах, согласно Постановлению Кавказского присутствия по горно-заводским делам от 12 марта 1897 года, стало обязательным. Наряду с больницами и госпиталями в Чечне развивалась и аптечная сеть. Больше всего аптек имели крупные населенные пункты. Помимо аптек, в области стало все больше появляться вольнопрактикующих врачей, работающих по вызову за плату. Сельские сообщества нанимали медицинские чины для обслуживания населения. В 1884 году в области было 7 врачей, занимавшихся частной практикой, и 71 человек – на участках по найму выполняли работу фельдшеров и оспоправителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.254.78 (0.004 с.)