Памятники сельского населения Древней Руси X-XIII вв. (селища(1), погребения(2), дружинные курганы(3), материальная культура(4), искусство(5)). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники сельского населения Древней Руси X-XIII вв. (селища(1), погребения(2), дружинные курганы(3), материальная культура(4), искусство(5)).



 

(1) Несколько терминов для обозначения сельских поселений: слобода самый распространеннй вид поселения = селище – приречные (на дюнных холмах, а мысах, на естественных грядах удаленных от края берега)

10-14 – уменьшение площади селищ

11 – первая половина 13 – тенденция к увелич кол-ва селищ -> небольшой культурный слой

Два типа планировки:

  • кучевая
  • прибрежно-рядовая

От 3 до 7 дворов (50 чел)

Лесная зона – площадь 0,5-2 га, наземные срубы, печи, кашенки.

Лесостепная зона – площадь 2-3 га, полуземлянки (столовые или струбные), печи или кашенки.

12 в – распространение наземных срубных жилищ

Особенности селища:

ü Отсутствуют постоянные ограды дворов

ü Нет мощения улиц

ü Расположены на плодотворных землях

ü Образуют кампактные скопления

ü Постройки почти не отличаются от городских

 

(3) 9-10 вв – лесная и лесостепная зонывосточной европы

Один тип погребений – круглые курганы с трупопосожжением на месте насыпи

Однотипные погребения рядовых общинников:

Ø Несколько десятков насыпей, в каждой 1 погребение

Ø Урновые и безурновые погребения

Ø Инвентарь 1-3 предмета (нож, наконечник стрелы, бусины)

Ø Обычай битья посуды

Ø Пережженные кости лошадей и собак

 

10 в – парные трупосожжения представителей княжеской дружины (многочисленный и ранообразный инвентарь)

Могильники:

  • Гнездовский (под Смоленском)
  • Тишеревский (под Ярославлем)
  • Киевский (близ Чернигова)
  • Шестовицкий (близ Чернигова)

 

Курган № 13 в Гнездове:

v Парное сожжение м и ж

v Трепосожжение на месте

v Славянский обряд (битье посуды, формы лепных сосудов, височное кольцо, граффити)

v Скандинавский обряд (порча оружия, втыкание его в кострище, гривна с амулетами

v Женские овальные фибулы

v + к инвентарю: хрустальные бусы, арабские монеты, серебряные элементы расшивки одежды)

 

9(10) в – ДРУЖИННАЯ культура определяется погребальным обрядом

Середина 10 в – трупоположение

  • С деревянными столбовыми или срубными камерами с настилом и насыпью сверху
  • 2) 1-2 чел + конь со снаряжением
  • Трупосоддение и положение в лодье
  • Порча оружия
  • Украшения с молоточками

 

(!) Культура синтезировала культурные элементы славян, тюрок, фино-угров, скандинавов (варягов)

(!) начало соц стратефикации (сосредоточена на Ильменско-Днепровском пути)

 

 

6) Древнерусский город X-XIII вв. Происхождение. Фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения.

Происхождение: К IX-X в. – возникновение первых городов, становление администрат.системы, появл. органов управления, формирование гос-ва
Причины:

· Ремесл.производство как самостоят. отрасль хоз-ва

· =>нужен сбыт=> укрепл.товарно-денежн.отношения => появление рынка

· Формирование системы управл. На отдельных территориях

· Укрепление границ

· Неоднородность процесса; чем больше феодализация, тем активнее градообразование; «град»= «город»= укрепленное (огороженное) поселение

Фортификация:

· Деревянно-земляные фортификации (основа= ров+ вал)

· Вал – деревян.клети в неск.венцов + земельное заполнение из рва

· Частокол или бревенч.рублен.конструкции с ходами и бойницами (по гребню вала)

· Башни – на угрожаемых (?) участках

· Воротные башни (из камня в крупн.гор. с XIв.) НО кам.конструкции – исключение; «золотые ворота» в Киеве, во владимире

· Мосты у ворот через ров (иногда подъемные)

Планировка:

· Регулярная планировка

· Улично-усадебная система

· Трассы улиц соединяли важнейш.части города (княж.резиденцию; епископский двор; соборные площади; торг)

· Улицы мостились деревом (ярусные мостовые в Новг.. Псковее, Киеве, Смоленске, Москве, Ладоге)

· Дворы – усадьбы вдоль улиц (огорожены частоколом)

Жилища:

3 размера усадеб => имущ.и соц. расслоение

· Крупномерные 1500 м2 – хоромы в 2 этажа

· Маломерные 125-150 – жилой дом и мал.хоз.постройка (часто дом=мастерская)

· Средние 400-600

На Сев. – рубленые дома на подклете

На Юге – каркасно-столбовые полуземлянки (загрубл.часть – не жилая, а хоз.)

Общее: градообразование – динамичный процесс

Сер. X в. – Киев и Новгород; XII в. – 44 города; 30-е XIII в. – 75 городов

Иерарх.система (XIII): столицы самостоят.княжений(10гор.) => столицы удельных княжений (35 гор.) => центры округов-волостей, крепости, малые города (30)

Древнерусск.город:

· Органы гос.аппарата

· Церковн.управление

· Военные силы

· Центр ремесла и торговли

· Идеологич.центр

· Культурный центр

Все это одновременно => многофункциональность => узел прочности феодальн.гос-ва

Культовые сооружения:

Внедрение христианства => храмовое строительство

Крестово-купольный храм + кладка из плинфы (тонкий кирпич) на цемянке (розовый раствор) – каноны для Руси, определенные византийскийм происхождением

989-996г. – Десятинный собор в Киеве (рухнул в 1240 во время штурма Батыем); был окружен дворцовыми постройками; строители – византийские мастера (построили и уехали)

=> 30г. XI в. – приостановление кам.строительства => собственное деревян.строительство церквей

30-е XI в. – начало древнерусского кам.строительства храмов (София Киевская, Спасский собор в Чернигове) – дорогое строит.

40-50е – Софийский соб. В Новгородже и Полоцке

XI в. – видимо только 1 великокняж.артель (т.к. единая архит-планировочная система храмов)

 

Отличия от Византии:

1. многоглавие (на высоких барабанах с окнами => много света)

2. замена мозайки фресками

 

XII в. – расширилась география строительства => местные школы со своими приемами (раннекиевск.архитект.традиция (плинфа и старые пропорции) сохранилась в Киевской, Черниговской, Рязанской, Волынской, Смоленской землях)

 

Новгород, Полоцк, Галич – храмы из местного камня (плинфа только на отвесных участках)

Полоцк – одноапсидный башнеобразный храм (позже доминировал в Новг.-Пск. арх.)

Галич - фасады украшались резьбой (романская арх.традиция)

 

Владимир – наивысш. уровень кам.архитектурной резьбы (т.к. галицкие и романск.мастера)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском; Дмитриевский собор во Владимире – сплошной орнамент из библ.сцен, святые, раст.узоры, фантастич.сущ-ва

Интерьеры: 1. Мозаичный пол – керамич.плитки (одноцветные)

2. большое внимание иконам, иконостасы – нет аналогий

3. фрески (стилистика местн.школ) (напр. Успенский соб во Владимире; церковь Спаса Преображения на Нередице; церковь в Переяславле-Залесском)

=> путь к созданию национального искусства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.013 с.)