Культура античных государст северного причерноморья(общая хронология, основные памятники, архитектура поселений и погребений по археологическим данным). Искусство и религия по данным археологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура античных государст северного причерноморья(общая хронология, основные памятники, архитектура поселений и погребений по археологическим данным). Искусство и религия по данным археологии.



В до н.э.-3-4 в. н.э.

Античные города северного Причерноморья возникали в результате великой греческой колонизации.

Факторы колонизации:

· Торговые интересы и связи

· Создание аграрных поселений в новых местах

· Дополнительный источник рабской силы

· Политическая эмиграция

· Внешнеполитические причины(мидийская и персидская угрозы)

Ионийские города-истоки колонизации:

Г.Милет = Оливия, Пантикапей, Феодосия,Тира и др.

Г.Теос=Фанагория, но эолийские и дорийские греки

Г.Мителены=Гермонасс

Г.Гераклия Понтийская= Херсонес Таврический

Колоннии политически независимы, но культура и экономика связана с метрополиями

3 важнейших центра:

Оливийский полис

Вторая четверть 6 в до н.э. в северо-западном причерн.(Оливия Понтийская и 300 поселений)

Херсонесское демократическое государство

В западном Крыму(к 5(6)в до н.э.) Столица Херсонес Таврический.

Боспорское гос-во

В восточном Крыму, на Таманском п-ов иустье Дона(6 в.до н.э.)Столица Пантикапей

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Поселения

Города(защищали естественные ограждения + каменные или кирпичные стены)

Сельские поселения(укрепленные усадьбы)

Римские военные лагеря(с середины 1в. н.э.)-Харакс С появлением римлян совершенствкются и появляются новые укрепления.

Оливия- мощные стены и ворота с башнями =>цитадель с башнями и рвом

Херсонес-крепостной комплекс с башнями+ башня Зенона => реконструкция цитаделей и оборонит. сооружений

Пантикапей- мощные крепостные стены вокруг акрополя

Танаис- 3-5м крепостных стен

Планировка- правильная прямоугольная с перпендикулярными улицами(Херсонес, Оливия, Фанагория) реже не регулярная(Пантикапей на вершине и склонах горы)

Важнейшие части города- акрополь = религиозный и общественный центр и убежище на случай опасности. Агора- торговая площадь и место народных собраний. Дикастерий- здание суда. Гимнасий- водопровод, банные помещения, уборная. Теменос Аполона Дельфиния = культовый участок со священной рощей и жертвенником -- Оливия (5-3 в до н.э.)

Материалы: камень или сырцовый кирпич(каменный цоколь)

Известняк, песчаник - крымский и кавказский мрамор(розовый и серый) для облицовки + оформление из высококачественного белого мрамора.

Жилища – землянки/полуземлянки с центральным столбом с конусом либо скатом крыши(стены из камня или сырцовые или плетнено- глинобитные

Затем …с к 6 в до н.э.- преобладают наземные дома(2 этажные) на каменном цоколе или слоевом фундаменте.

Полы- глинобитные или известняковая крошка, камень, дерево(иногда украшали мозаикой)

Стены- сырцовые или каменные- насухо или с раствороВнутри штукатурились и окрашивались или расписывались(красный, желтый, голубой, серый)

Перекрытия-камень и дерево

Крыши- керамическая черепица + антефиксы на краях карниза с мотивами пальметты или головы Медузы

План дома- однокамерные и многокамерные(3 камеры обычно) все вокруг внутреннего дворика,сюда выходят окна, внешняя стена глухая. Позже внутренний двор – перистиль + в богатых домах колодец или цистерна с дождевой водой, купальни, бани.

Укрепленные дома башенного типа

Сельские усадьбы с комнатами, башнями, колодцами, подвалами.

Общественные сооружения = каменные храмы (храмы в антах, периптеры, толосы)

Термы (Харакс, Херсонес)

Водопроводы

Дикастерий, гимнасий(Оливия), героон(Фанагория), монетный двор(херсонес),театр.

Погребения: до 5 в до н.э. нет греческих курганов потом преобладают

Вблизи поселений, бескурганные и подкурганные, трупоположение(редко сожжение).

Особенности:

Связь с обрядовыми нормами метрополий:

Над могилой плита с именем,рельефом или статуей деревянные гробы или каменные и деревянные саркофаги, захоронения детей в амфорах, инвентарь(монеты сосуды,украшения, игрушки, оружие, терракотовые статуэтки, светильники,жертвенные столы.

Влияние варварской среды:

Определенная конструкция могил с различными подстилками, разбитые зеркала, некоторые виды оружия, лепные курильницы(характерно для Боспорского гос-ва)

 

Хоронили в ямах или фамильных склепах(в земле или скале) в 5-3 до н.э. и в 1-3 н.э. пик популярности, часто с земляными курганами. Круглый 4 в до н.э. золотой курган-исключение

Коридор(дромос)+ 1-2 камеры прямоугольные

Экономика:

· Земледелие-основа экономики (пшеница, ячмень. просо, бобовые,рожь, овес)

Двуполье позже трехполье, террасирование, орошение, удобрение навозом и соломой, вспашка, серпы и косы, мотыги, лошади и мулы

Зерновые ямы, пифосы, амфоры

Перемолка муки каменные жернова позже ручные мельницы

Купольные печи для хлеба

· Сады и огороды. Лук, чеснок, капуста, яблоки, груши, айва, виноград(виноделие), миндаль.

Садовые ножницы, виноградные ножи, пифосы для вина, цистерны

· Рыболовство. Рыбный импорт, цистерны для рыбы.

Крючки, грузила из камня, сети, поплавки, пифосы.

Камбала, осетр, севрюга, моллюски, дельфин, кефаль, сазан.

· Керамическое производство.

Гончарные мастерские, 2-х ярусные печи,.

Строительные материалы, сосуды, терракотовые статуэтки, пряслица, грузила, посуда и т.д.

Виды сосудов:

Узкогорлые двуручные амфоры, огромные пифосы, горшки, сковороды, кувшины, лекифы (для благовоний и масел), миски.

Блюда, килик, кратеры, гидрии, ойнохомы-столовые блюда

Агноб- покрытие жидкой глинной до обжига для более гладкой поверхности.

6 в до н.э. – появление в колониях местной керамики, роспись темной или красной краской по светлому агнобу(простые геометрические мотивы)

Эллинистический период – широкое распространение растительного орнамента по светлому фону или светлой краской по темному.

Чернолаковые сосуды:

Чернофигурные 6-5 в до н.э.

Краснофигурные 5-4 в до н.э. на красном фоне очерчивали фигуры и фон заливался черным лаком.

2/2 2 в. до н.э. –краснолаковая посуда

Мегарские чаши 3 -1 в до н.э.- полусферические сосуды, украшенные снаружи растительным или геометрическим орнаментом в подрожание дорогим металлическим чашамс рельефными изображениями.

· Черная и цветная металлургия. Железо и сталь.

горная руда(Приволжская и Керченская)

болотные руды(херсонес)

руда обогащалась известью- промывалась- железо восстанавливали сыродутным способом-повторный нагре=проковка.

Термическая обработка, зкалка стали, сваривание железа со сталью, холодная обработка-городские и сельские кузницы.

Медь и бронза(свинцово-оловянистая)- в римское время медь+цинк= латунь

Оружия украшения, орудия труда.

Отливка в формы, литье по восковым моделям, клепы, тиснение, штамповка,пайка,позолота.

Свинец-гири, пряслица

 

· Торевтика = художественная обработка металлов.

Золото из Фракии и Малой Азии, серебро из Афин.

В 3 в до н.э. – золочение серебра и бронзы

3-2 в до н.э. инкрустация стеклом, цветными камнями, эмалью(полихромный стиль)

Ковка, плавка в тиглях, пайка, штамповка, волочение проволоки, тиснение.

· Стеклоделие в первые века н.э.

У с. Зебетное в Ю-З Крыму – обжигательные печи для стекла

· Костерезное дело

· Кожевенное

· Ткацкое

· Прядение

· Торговля

С окружающими варварами, в пределах города и гос-ва, с греческими государствами

Экспорт:

Хлеб,рабы, скот, зерно, кожа, засоленная рыба

Импорт:

Вино, оружие, оливки, масло, керамика

· Выпуск монет(Оливия, Херсонес, Пантикапей, Тира) из серебра и меди

Отливка в формы-чеканка

 

4-3 вв до н.э.- чеканные монуты из золота и серебра заменяются литьем.

Привозная монета

6-4 в до н.э. –электровые статеры из малой азии

У 4 в. до н.э.- золотые статеры Филиппа 4 Македонского

Сер. 3 в. до н.э.- статеры Я? Фракийского

Рубеж эр.- серебряные динархии

· Вооружение:

Длиновтульчатые копья с железным наконечником-ударные и метательные, мечи, махайра, акинак, длинный меч, деревянные щиты с обивкои или металлическими пластинами, бронзовые панцири- кирасы, панцири из железных чешуек, бронзовые позже железные шлемы, бронзовые ножи.

 

ИСКУССТВО:

Монументальная живопись- стены жилых зданий и склепов.

4-3 в до н.э.- расцвет склеповой живописи в Босп. Гос-ве

Сначала без грунта, темперой___акварельная фресковая живопись и живопись восковыми красками(энкаустика)

Сюжетная и бессюжетная живопись: боги, люди, растения, животные, геометрические фигуры, пейзади, мифологические сюжеты.

Стасовский склеп 2 в н.э.(борьба беспорцев с сарматами)

Склеп Деметры 1 в н.э.(миф о похищении дочери Деметры)

Неразрывная часть живописи с конструктивной основой, многоцветная раскраска(свой цвет каждому ярусу) – структурный стиль

Инкрустация стены(цветное стекло, листами, камень), цветочный стиль.

Мозаика. Разноцветная галька+ известь раствор(изображение на полу купальни в Херсонесе)

Скульптура. Круглая и рельеф.

Привозная – мраморная. В Оливии найдена копия хрисоэлефантийной ск. Афины Парфенос Фидия

4-3 в до н.э.- расцвет местной монументальной скульптуры. Изображение богов и местных жителей.

Местные черты: статичность, нарушенные пропорции, излишняя детализация. (рельеф 3 в. с городища «Чайка» отдыхающий геракл)

5 в. до н.э. – распространение местной погребальной скульптуры(стены из каменной доски с именем+ карниз и фронтон)

Известняк-основной материал скульптуры

Терракотовые статуэтки местные с 6 в до н.э.(Дементра, Кора, Афродита, Дионис, дети, тансовщицы) 3 в до н.э.- расцвет

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ:

В храмовой архитектуре, на монетах, в скульптуре, рельефах, подписи на плитах. Из Метрополий в северном Причерноморье принесен культ греческих богов: Аполон, Кера, Гестий

Сначала греческий пантеон потом свои особенности, почитали Ахилла и богини Девы- контакт с местным населением. Потом сарматизация региона = распространяются сенкретические культы (культ верховного бога на Беспоре)-сформировался на базе синкретизации Зевса, фракийского бога Сабадия и местного бога + культ верховной богини (матери природы).

Упадок античного гос-ва связан с эпохой «великого переселения народов»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.022 с.)