Феноменологическая социология о сущности социального взаимодействия и социального порядка (По Шюцу, Бергеру и Лукману) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологическая социология о сущности социального взаимодействия и социального порядка (По Шюцу, Бергеру и Лукману)



Щюц

Противопоставление позитивизма феноменологии (понимающей социологии). Позитивисты полагают что фен. школа понимает понимание как интерпретацию. Нет! Позит – точное знание. Понимающая – понять смысл социального, действия. Поведенчиская социология. Понять, но не каждую голову в отдельности, у нас есть типы. Понимание – НЕ в интерпритаци (постановка себя на место исследуемого).

Понимаюзщая соц-я – общество очень специфично, не стоит брать методы других наук, необходимы свои. Например социальное действие – сопоставить с идеалом. Причина проблемной ситуации общественных наук – была 1 теория-догма, у методологов не было выбора, а те, кто всё же выберал – с трудом обобщали.

Принципы феноменологии по Ш.:

1. основная задача общественных наук – понять социальную реальность. Социальная реальность – вся совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как обыденного опыта. Важна социальная реальность, сознание людей.

Интерсубъективный мир – общий, всем потенциально данный, но у всех свой.

2. Есть интерсубъективный мир, предме – не описан, он как проблема, как он существует, как мы понимаем друг друга, ведь он у всех свой. Каковы наши личные методы связей? Выводв делаются на основе предыдущего опыта.

Бергер и Т. Лукман о социальном конструировании реальности

Проблемы социологии знания

Бергер и Лукман поставили следующий вопрос: Каким образом знание, которое вырабатывает, опосредует и сохраняет общества, является для любого человека несомненной “действительностью”? Каким образом существует так называемое обыденное знание? Ответом на этот вопрос является тезис о “социальном конструировании реальности”.

Реальность мира повседневности

Реальность мирра повседневности мира объективируется еще до того, как человек появляется на свет. Язык повседневной жизни устанавливает порядок, в котором объективируется смысл и повседневный мир является осмысленным.

«Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу в повседневной жизни согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того, чтобы воздержаться от него, как мне хотелось бы, скажем, в процессе теоретического или религиозного размышления, я должен совершить резкий скачок. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то должен приложить немало усилий.»

Реальность повседневного мира является принудительно современной. Она представляет собой действительность, в которой все упорядочено. До тех пор, пока рутина повседневной жизни не нарушена, она воспринимается как беспроблемная.

Общество как объективная реальность

Институционализация

Каждое часто повторяющееся действие становится моделью поведения. Бергер и Лукман называли это явление возникновением привычки. “Институционализация имеет место, поскольку привычные действия взаимно типизируются типичными деятелями”. Институты осуществляют контроль над действиями людей. Институционализация делает человеческие действия взаимно предусматриваемыми. Происходит психическая разгрузка. Рутина облегчает совместную жизнь людей. В повседневной жизни люди полагаются на институционализированный мир. Влияние институтов основывается на их общественном признании в качестве “непрерывного” решения “непрерывных проблем”.

Легитимация

Институционализация социального мира обнаруживается только когда не все члены общества обладают одинаковым социальным опытом. Общество постоянно находится в такой ситуации, так как в нем происходит смена поколений. Поэтому каждое общество вырабатывает способы легитимации социальной реальности. Бергер и Лукман выделяют 4 уровня легитимации социальной реальности.

Первичное знание

Ссылки на очевидность, на “то, что известно всем” о социальном мире - это совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное...”

Теоретические постулаты в рудиментарной форме

Прагматичные схемы конкретных действий: пословицы, нравственные императивы, народная мудрость, сказки, легенды, часто передаваемые в поэтической форме.

Явные теории легитимации

Относятся к “институциональным секторам” социального действия и представляют собой “дифференцированную систему знания”. Из разработка часто поручается “специальному персоналу, который передает их с помощью формализованных структур посвящения”.

Символические универсумы смысла

Упорядочивает социальную реальность, интегрирует все ее части. Например: «социальная рыночная экономика», «реально существующий социализм», “христианская западноевропейская культура”, «гражданское общество». Модные обоснования в форме “постсовременности” или “рациональности”, которые выступают с претензией на всеобъемлющее объяснение всего и вся.

Социальный порядок

Социальный порядок возникает путем институционализации способов поведения. Он обусловлен передачей обязательных знаний в процессе социализации, которые закрепляются повседневными социальными взаимодействиями.

 

Основные понятия и теоретические положения феноменологической социологии (по работе А. Шюца «Структура повседневного мышления»).

Основы феноменологической социологии в творчества А. Шюца

Феноменология и жизненный мир

Шюц основывает свою социологию на феноменологии Э. Гуссерля, согласно которой познающий субъект является первоосновой всякого объективного смыслополагания. К социальному опыту людей относится жизнь в общем, само собой разумеющемся мире. Такой мир называется жизненным миром. Он является простой данностью. Люди обладают по отношению к нему естественной установкой. Жизненный мир является несомненной реальностью. Основной вопрос феноменологии заключается в способах вхождения людей в такую реальность.

Конституирование и конструирование жизненного мира

Феноменологическая социология показывает, как сознание конституирует жизненный мир, а следовательно и как его конструирует человек. Мир конституируется путем накопления человеком переживаний. Такие отложения уже создают первичный порядок мира, не осознаваемый в повседневной жизни. Лишь когда возникает новая ситуация, в которой вспоминается первичное переживание, можно говорить об опыте, о сознании. Прежний опыт сравнивается с новым опытом. Сравнение позволяет приписать опыту смысл. Смысл позволяет использовать опыт в будущем. Ожидание относительно будущего действия называется, по терминологии Шюца, проектом.

Структуры жизненного мира

В сочинении “Структуры жизненного мира” (1975) дается обобщенное описание жизни человека в мире повседневности, в котором господствует естественная установка. Далее показывается, как человек накапливает социальный опыт и как типичные аспекты опыта превращаются в его запас знаний. Благодаря личному запасу знаний человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части всего сообщества наряду с другими людьми. Мир повседневности является наличным бытием уже перед выходом человека на социальную сцену. Он является объективным, в нем уже имеется знание, которое собрано предшествующими поколениями. Человек не может не считаться с этим знанием. Тем самым действительность задает человеку пределы мышления и действия.

Жизненный мир ― мир естественной установки

Жизненный мир повседневности представляет собой область действительности, в которой человеку гарантирование взаимопонимание с другими на основе естественной установки. Существуют другие области действительности, которые человек не разделяет с другими. В противоположность этому мир повседневности является самоочевидной данностью. Установка человека по отношению к нему определяется прагматическим мотивом, то есть человек должен и желает действовать в нем.

Типизации

Опыт, накапливаемый в запасе знания, является типичным. Типизация представляет собой процесс создания смысловых связей. В основе типизации также лежит прагматический мотив. В запасе знаний человека накапливается не только его собственное знание, но и опыт других людей. Типизации, которые отвлекаются от субъективного и непосредственного опыта, то есть являются в некоторой степени анонимными, приобретают объективный характер. Язык представляет собой одну из форм конденсации типичных результатов опыта. Благодаря общему языку мы полагаем, что наши типизации соответствуют типизациям других людей, по меньшей мере, до того, пока мы не столкнемся с противоположным фактом.

Идеализации

Человек непрерывно интерпретирует жизненный мир, даже когда он не предается длительным размышлениям. Каждое истолкование жизненного мира основано на безусловном доверии его действительности. “Я верю, что мир, который я знаю, останется прежним” (Шюц). Такую идеализацию Шюц называет вслед за Гуссерлем идеализацией “И-так-далее”. Термин показывает, что человек исходит из само собой разумеющего убеждения о том, что ситуация, которую он переживает, в своей типической основе сохраниться в будущем. Из такой идеализации следует другая идеализация, согласно которой успешное действие можно повторить в будущем. Ее Шюц обозначил термином “Я-могу-это-снова.”

Социальная структура жизненного мира

Возможность социального взаимодействия в жизненном мире основано на том, что отношения действующих лиц строятся на двух взаимных перспективах. Тезис о взаимозаменяемости перспектив является основным тезисом феноменологической социологии о социальном взаимодействии, он включает две идеализации:

• во-первых, идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и,

• во-вторых, идеализацию о совпадении систем релевантностей.

Первая идеализация предполагает, что другой человек на нашем месте будет воспринимать вещи, исходя из нашей точки зрения, как и мы и что мы, будучи на его месте, будем воспринимать вещи согласно его позиции.

Вторая идеализация предполагает, что различия в восприятии и представлениях о социальном мире, возникающие благодаря разной личной биографии, в принципе являются несущественными. Люди действуют в социальном мире и понимают его так, как будто пользуются одинаковыми критериями, имеют одинаковый жизненный опыт.

Темпоральная и смысловая структура социального действия

Социальное действие является процессом, в котором что-либо осуществляется. Его результатом является поступок. Шюц рассматривает временную и смысловую структуру социального действия.

Темпоральная структура

В социальном действии всегда содержится будущее; в поступке всегда содержится прошлое. Иначе говоря, действие всегда предшествует поступку. С социологической точки зрения интересно отметить, что социальное действие как процесс обладает временной структурой, в которой мыслиться в первую очередь то, что наступает в последнюю очередь, а именно: поступок. Согласно тезису Шюца, прежде чем начать действие, мы должны иметь представление о его результате, то есть о поступке. Поступок является целью, исходя из которой планируется действие. Для ее достижения мобилизуются определенные средства.

Смысловая структура

В совместных действиях играют роль и другие допущения, в частности, допущения о мотивах действия. Шюц выделяет два мотива действия: мотив “Для-того-чтобы” и мотив “Потому-что”. Первый мотив относится к проекту действия, второй - к биографической обусловленности установки действия. Как отмечалось, действие всегда ориентировано на результат, который существует в представлении и руководит действием. Каждый шаг социального действия совершается для-того-чтобы получить определенный результат. Мотив “Для-того-чтобы” направлен в будущее. С другой стороны, известно, что наше действие имеет предысторию. За ним стоит накопленный опыт, субъективные структуры релевантности. Поэтому люди не просто действуют, а действуют, потому-что для этого имеются определенные основания. Мотив “потому-что” основан на прошлом.

Значение феноменологической социологии

Феноменологическая социология раскрывает процесс создания человеком социальной действительности. Она отражает активность человека, взимопроникновение человека и социального мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.013 с.)